Презентация "география транспорта" презентация к уроку по географии на тему. Презентация по географии "роль и значение транспорта" Презентация на тему мировой транспорт

Цель: Продолжить формировать навыки использования информационных технологий на уроках географии Задачи: 1. Познакомить с особенностями транспорта мира в эпоху научно – технической революции; 2. Развивать умение систематизировать информацию, анализировать, выделять существенное в изучаемом материале; 3. Содействовать экономическому, экологическому воспитанию.

Содержание I. Введение. II. Транспорт мира в эпоху НТР. 1. Показатели работы транспорта. 2. Виды транспорта. 3. Транспортные узлы. III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР.

Введение НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества. Транспорт – одна из ведущих отраслей экономики любой страны.

Значение транспорта: является основой географического разделения труда; география транспорта влияет на размещение отраслей промышленности; является связующим звеном между потребителем и производителем.

II. 1. Показатели работы транспорта Грузооборот. Фрахт (плата за перевозку). Каботаж (судоходство между портами одной страны). Грузоподъемность. Воздушная трасса (авиалиния)

Влияние НТР на транспорт увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости.

Изменение структуры грузооборота Виды транспорта 1980 1990 2008 Автомобильный 7, 5 8 8, 3 Нефтяной трубопроводный 3, 1 5 7, 2 Газопроводный 1, 1 2, 3 3, 6 Морской 51, 9 62, 7 62, 8

Влияние НТР на железнодорожный транспорт - электрификация железных дорог; появление поездов на воздушной подушке; магнитной подвеске; рост протяженности электрифицированных ж/д; увеличение пассажирооборота.

Скоростной железнодорожный транспорт (примеры) Великобритания: линия Лондон-Глазго – 300 км/ч; 2. Франция: линия Париж-Леон – 380 км/ч; 3. Япония: линия Токио-Осако – 250 км/ч. 1.

Влияние НТР на автомобильный транспорт появление электромобилей; изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле); рост протяженности автодорог с твердым покрытием; увеличение грузооборота на 8%;

увеличение пассажирооборота на 80%; увеличение автопарка (США – 210 млн. , Япония 45 млн. , Россия 18 млн.); создание газотурбинных и роторнопоршневых двигателей. увеличение скоростных характеристик; повышение грузоподъемности грузовых автомобилей.

Влияние НТР на водный транспорт Суда на подводных крыльях; Суда на воздушной подушке; Балкеры; Ролкеры; Лихтеровозы; Увеличение грузооборота в 8 раз; Контейнеризация.

Воздушный транспорт Занимает III место в пассажирообороте мира. Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Даллас, Атланта, Хитроу. Основное назначение – перевозка пассажиров.

Влияние НТР на воздушный транспорт Сверхзвуковые пассажирские самолеты; 2. Повышение грузоподъемности; 3. Увеличение пассажирооборота в 74 раза. 1.

II. 3. Транспортные узлы – это пересечение сети путей сообщения. Назначение транспортных узлов: регулировка транспортных потоков регионов, в которых они находятся; - сортировка грузов; - Предоставление пассажирам возможности пересадки и отъезда в нужном направлении. -

Мировое значение транспортных узлов Они располагаются на берегах (Роттердам в Нидерландах). Могут специализироваться на одном виде транспорта (город-аэропорт Шенков в Ирландии). Могут служить для пересадки пассажиров – курортников (Минеральные воды в России). Используются для перевалки определенного вида груза (лесопромышленные пристани на реках севера европейской части России).

III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР. Во многих странах применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами: - уменьшение доли свинца в автомобильном бензине; - использование электромобилей, водородного топлива; - газового топлива; - поездов на воздушной подушке.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства


Термины, характеризующие работу транспорта

Грузооборот

Каботаж

Фрахт

Пассажирооборот



Динамика мировой транспортной сети

Виды транспорта

Длина сети, тыс. км

1950 г.

Железные дороги,

в т. ч. электрифицированные

1995 г.

2012 г.

Автомобильные дороги,

в т. ч. усовершенствованные

Судоходные реки и каналы

Нефтепроводы

Газопроводы

Воздушные пути


Структура Мирового грузо- и пассажирооборта

ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ

ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ


Транспорт и научно-технический

прогресс

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ


Мировая транспортная система

М ИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!


По уровню развития мировую транспортную систему можно разделить на две части:

Транспорт в экономически развитых странах:

Транспорт в развивающихся странах – отстающая отрасль экономики, характерны черты:

а) высокий технический уровень;

а) несформированность транспортных систем;

б) взаимодействие подотраслей;

б) преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина;

в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), под­вижность населения самые высокие;

речного - страны тропической Африки;

в)транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой;

г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети

г) для перемещения грузов еще широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.


Воздушный (самолетный, вертолетный)

Водный (морской, речной)

Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный)


Структура мирового грузо- и пассажирооборота

Виды транспорта

Грузооборот, %

Железнодорожный

Пассажирооборот, %

Автомобильный

Трубопроводный

Внутренний водный

Воздушный

Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 700 млн. автомобилей, 80 тыс. морских судов, 15 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.




СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ТРУБОПРОВОДНЫЙ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

Страны лидеры по протяженности

автомобильных дорог:

  • США;  Япония;
  • Индия;  Китай.
  • Бразилия;



Удельный вес железнодорожной системы



СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Самые скоростные поезда-экспрессы ходят на линиях:

  • Париж - Бордо (Франция) экспресс «Мистраль» (длина линии 540 км) перевозит пассажиров за 2 час 10 мин.

Париж - Лондон экспресс перевозит пассажиров под проливом Па-де-Кале со скоростью 250 км/ч

  • Токио - Осака (Япония) экспресс «Хикари» (длина линии 515 км) перевозит пассажиров за 2 часа 15 мин.

Поезд-экспресс

«Лондон - Париж»

Железнодорожный туннель под

проливом Па-де-Кале (Франция -

Великобритания)


СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Начата подготовка к строительству Азиатско-Тихоокеанской ж/д

магистрали: Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под

Беринговым проливом - Ванкувер - Сан-Франциско.


Трубопроводный транспорт


ТРУБОПРОВОДНЫЙ

Получил развитие благодаря росту

добычи нефти и газа и территориальному

разрыву между районами добычи и пот-

ребления.

(Первый нефтепровод был построен в

США в 1865 г. длиною 6 км.)

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ

НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:

1. США (760 тыс. км)

2. Россия (230 тыс. км)

3. Канада (150 тыс. км)

4. Страны Ближнего Востока

5. ФРГ

6. Франция

Самые мощные в мире магистральные

нефте- и газопроводы находятся в СНГ:

  • «Дружба»
  • «Сияние Севера»
  • «Союз»



ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ

ПО МОРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ:

  • Панама
  • Либерия
  • Япония
  • Греция
  • Норвегия
  • Великобритания
  • Италия
  • Швеция

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Дунай

Рейн

Эльба

Одра

Дунай

Обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран

РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ

Крупные международные речные артерии Европы:

Но осуществляет и международные перевозки

Система Великих американских озёр и

глубоководный путь реки Святого Лав-

рентия (США, Канада)

Морские корабли проходят несколько шлюзов, когда поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным ка-

налам. Океанические лайнеры могут доплыть из Атлантики до всех промышленных центров в райо-не Великих озер.


  • каботаж



ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

ДОЛЯ РЕГИОНОВ МИРА В

АВИА ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКЕ

Страны-лидеры по

воздушным перевозкам:

2. Великобритания

5. Франция

Крупнейшие аэропорты мира:

1. О, Хэйр (Чикаго)

2. Лос-Анджелес

3. Нью-Йорк

4. Хитроу (Лондон)

5. Фракфурт-на-Майне




Количество пользователей Интернета

Россия на 43 месте в мире по количеству пользователей



Воздействие НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.

  • Увеличение пропускной способности транспортных путей. Появление новых транспортных средств.
  • Увеличение вместимости и скорости передвижения.
  • Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.
  • Контейнеризация (от англ. contain - вмещать) - перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.

Раскрыть следующие вопросы :

  • Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?
  • По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите раз­мещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните раз­личные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перево­зит морской транспорт? Чем это объяснить?

Слайд 2

Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Слайд 3

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров. По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ, автомобильный парк России к началу 2000 года составил 27,06 млн транспортных средств.

Слайд 4

Преимущества и недостатки Преимущества: Быстрое передвижение из одной точки окрестности в другую. Недостатки: Автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд долларов США, или примерно 1,5 % валового национального продукта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств составили 12 190,7 тыс. тонн. Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

Слайд 5

В структуре объема коммерческих перевозок грузов преобладает доля автомобильного транспорта – это порядка 53%.

Слайд 6

Транспортные магистрали - основные транспортные пути в составе транспортной сети какой-либо территории. имеют большое значение в системе производственно-территориальных связей. Транспортные магистрали подразделяются на: международные магистрали: Панамериканская автомагистраль. общегосударственные магистрали: Трансамазонское шоссе. межрайонные магистрали: Москва – Санкт-Петербург.

Темой видеоурока является «География мирового транспорта». Благодаря этому уроку вы получите большое количество интересных сведений о видах транспорта, его работе, характеристиках и географических особенностях. В уроке подробно охарактеризованы основные параметры мировой транспортной системы, ее проблемы и перспективы развития.

Тема: География отраслей мирового хозяйства

Урок: География мирового транспорта

Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на , географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию.

Мировая транспортная система - совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог - 24 млн км, железнодорожных путей - 1,25 млн км, трубопроводов - 1,9 млн км, воздушных путей - 9,5 млн км, речных - 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.

В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.

Виды транспорта по географическим сферам применения:

1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).

2. Водный (морской, речной).

3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт - самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.

Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.

Автомобилизация населения стран мира

(по данным аналитического агентства Автостат)

Место

Страна

Авто/1000 чел.

Лихтенштейн

Исландия

Люксембург

Австралия

Новая Зеландия

Рис. 1. Карта уровня автомобилизации

Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.

В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.

Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.

Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.

Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.

Рекорды скорости на рельсах

Тайвань: Тайбэй - Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) - до 300 км/ч.

Китай: Ухань - Гуанчжоу - до 350 км/ч.

Япония: Токио - Осака - до 276 км/ч (план Токио - Нагоя - до 500 км/ч).

Южная Корея: Сеул - Тэджон (Daejon) - до 430 км/ч.

Франция: Париж - Страсбург - до 350 км/ч.

Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) - Кельн, Мюнхен - Нюрнберг - до 320 км/ч.

Италия: Рим - Неаполь - до 300 км/ч.

Испания: Мадрид - Барселона - до 350 км/ч.

Великобритания - Бельгия: Лондон - Брюссель - до 300 км/ч.

Рис. 2. Скоростной поезд «Сапсан»

В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул - Ташкент - Пекин, Сингапур - Бангкок - Пекин, Пекин - Якутск, Ванкувер - Сан-Франциско.

Трубопроводный транспорт получил свое развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа. Самый длинный трубопровод - нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» длиной 4700 км.

Страны-лидеры по протяженности трубопроводного транспорта: США, Россия, Канада.

Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.

Грузовместимость - общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.

Грузоподъемность - масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.

Страны-лидеры по тоннажу флота: Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.

Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира: Шанхай, Сингапур, Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь, Дубай, Роттердам.

Рис. 3. Порт Шанхая

Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.

Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

Страны-лидеры по количеству перевезенных пассажиров воздушными видами транспорта: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Россия.

Крупнейшие аэропорты мира по пассажирообороту
(по данным aci.aero, guardian.co.uk)

Место

Страна

Аэропорт

Местоположение

Пассажирооборот тыс. пассажиров

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта

Международный аэропорт Пекин Столичный

Лондонский аэропорт Хитроу

Международный аэропорт О"Хара

Международный аэропорт Токио

Международный аэропорт Лос-Анджелеса

Лос-Анджелес

Международный аэропорт имени Шарля де Голля

Международный аэропорт Даллас-Форт Уорт

Аэропорт Франкфурт

Франкфурт-на-Майне

Международный аэропорт Гонконга

Крупнейшие авиакомпании мира
(по данным WATS Scheduled Passengers Carried)

Место

Авиакомпания

2010 (тыс. человек)

Delta Air Lines

United Airlines

Southwest Airlines

American Airlines

China Southern Airlines

China Eastern Airlines

2. Федеральный портал Российское Образование ().

5. Министерство транспорта Российской Федерации ().

Cлайд 1

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классе

Cлайд 2

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг Уровень и структуру экономики Размещение производительных сил

Cлайд 3

Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средства

Cлайд 4

Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн чел

Cлайд 5

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.*

Cлайд 6

Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

Cлайд 7

Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)

Cлайд 8

Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные - 7,5% внутренние водные пути - 5,5% морские - 52% трубопроводы 4%.

Cлайд 9

a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/28/27929/389/img9.jpg" alt="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич..." title="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич...">Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 миро вого грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35%.

Cлайд 11

2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Cлайд 12

Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная Азия

Cлайд 13

Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.