Нужное время нужное место логистика. Правила логистики и функции логистики. Системы управления запасами в логистике

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Развитие услуг сервиса на современном уровне.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производств и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтом все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т.п.

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

Логистика как экономическая составляющая предпринимательства признается самой наукоемкой. Для реализации логистического подхода, обоснования и принятия логистических решений необходимы знания общенаучных, экономических, специальных дисциплин, а в последнее время – и знания из области бурно развивающихся междисциплинарных исследований, например, таких, как управление цепями поставок. Научные дисциплины, на которых базируется современная логистика, представлены на рис. 1.1.

Особо следует отметить связь логистики со смежными экономическими дисциплинами, конкретно – маркетингом, коммерцией, организацией производства и менеджментом. Вместе данные дисциплины формируют комплексную эко-

Рис. 1.1.

номическую составляющую производственно-коммерческой деятельности в предпринимательстве. При этом продуктами сопряжения смежных дисциплин предстают: маркетинговая логистика, коммерческая логистика, производственная логистика, логистический менеджмент. Взаимосвязь задач, решаемых при использовании знаний по данным дисциплинам, представлена в табл. 1.2.

В условиях экономики, ориентированной на потребителя, функциональное разобщение логистики, маркетинга, коммерции, организации производства и менеджмента недопустимо. Подчиняясь главной цели коммерции – получению прибыли от производства и продажи товаров и услуг, логистика и маркетинг обеспечивают стратегические приоритеты менеджмента, выполняют тактические задачи.

Исторически выйдя на предпринимательскую арену в более поздний период, логистика реализует маркетинго-

Таблица 1.2

Взаимосвязь логистики с задачами маркетинга, организации производства, коммерции и менеджмента

дисциплина

Цель практической реализации знаний

Задачи, пересекающиеся с объектно-предметной областью логистики

Маркетинг

Максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни

Маркетинговая логистика:

  • исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в целевых сегментах рынка;
  • развитие отношений с потребителями;
  • формирование ассортиментной политики фирмы;
  • разработка ценовой политики фирмы;
  • послепродажное обслуживание;
  • выбор тары и упаковки и т.д.

Коммерция

Закупка и продажа товаров и услуг с максимальной прибылью

Коммерческая логистика:

  • развитие отношений с поставщиками;
  • развитие отношений с покупателями;
  • организация каналов товародвижения;
  • управление производственными и товарными запасами;
  • логистические услуги и т.д.

Организация производства

Рациональная организация технологического процесса, включая развитие техникотехнологической базы производства

Производственная логистика:

  • поддержка технологических процессов;
  • организация внутрипроизводственных каналов движения сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и пр.;
  • управление запасами незавершенного производства и т.д.

Менеджмент

Управление предпринимательской деятельностью, обеспечение прибыльности или доходности фирмы путем эффективного использования ресурсов, реализации кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника

Логистический менеджмент:

  • контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • обеспечение автоматизации производства и управления и т.д.

вый выбор, увязывая покупателя, транспорт и поставщика в мобильную, организационно-технологически и планово-экономически согласованную бизнес-систему.

Маркетинг отслеживает и фиксирует возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.

Маркетинг предполагает применение системного подхода к организации товародвижения. При эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы организационно-технологической интеграции всех участников товародвижения являются компетенцией не маркетинга, а логистики.

Маркетинг предусматривает исследование рынка, организацию рекламы, активное воздействие на покупателя и т.д. Логистика же обеспечивает формирование организационно-технологически сопряженных систем товародвижения по каналам распределения, а также систем контроля за их прохождением.

Целью логистики является создание эффективной системы менеджмента материальных, финансовых, сервисных, информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставок продукции с минимальными затратами. Изначально система логистического менеджмента создается как система функционального менеджмента и подчиняется реализации базовой концепции логистики. Дальнейшее развитие системы связывается с достижением межфункциональной координации посредством перехода к процессному (управление процессами) и операционному (управление операциями) менеджменту, а также позаказному менеджменту (управление заказами).

Функциональный логистический менеджмент па предприятии имеет двоякий смысл. Содержательно логистический менеджмент представляет собой сочетание общих функций управления (планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование, координация) со специальными функциями управления (управление качеством логистического обслуживания, управление логистическими издержками, управление риском, управление логистическими инновациями) для достижения цели предприятия. Это с одной стороны, а с другой – логистический менеджмент реализуется в функциональных сферах логистики, которые соотносятся со стадиями воспроизводственного цикла – материально-техническое снабжение, производство, сбыт.

Соответственно этому понимается достижение межфункциональной координации в логистическом менеджменте – установление и развитие межфункциональных связей предприятия, обусловленных потоком заказов. В этом смысле главная задача логистики заключается в том, чтобы согласовать потоки заказов от потребителей – покупателей готовой продукции с потоками заказов к поставщикам материально-технических ресурсов и обеспечить их исполнение организацией движения материальных, сервисных, финансовых, информационных потоков, поддерживающих межфункциональные связи. По сути, эта задача направлена то, чтобы разрушить межфункциональные барьеры, стоящие на пути к интеграции. Учитывая, что потребительскую ценность создают не функции, а процессы, вся организационная активность должна быть направлена на переход от управления по функциям к управлению процессами при создании межфункциональной команды менеджеров-логистов. Следствием такого перехода может стать трансформация функционального логистического менеджмента в процессный менеджмент и операционный менеджмент, имея в виду, что операции и процессы подвергаются комбинированию сообразно содержанию заказа.

По общим правилам, логистический менеджмент осуществляется через процедуры управления. Особенностью логистического менеджмента является необходимость согласования со всеми областями менеджмента функционирования и развития предприятия, в том числе материального, производственного, кадрового, финансового, информационного, инновационного, инвестиционного в процессах управления снабжением, производством и сбытом готовой продукции.

Логистика способствует повышению эффективности предпринимательства при соблюдении следующих условий согласования:

  • поддержание связи логистики с корпоративной стратегией фирмы;
  • налаживание межфирменного взаимодействия и координации при выработке стратегии;
  • проектирование логистических процессов и логистических операций;
  • совершенствование организации движения материальных потоков;
  • организация обмена информацией, применение современных технологий обработки и передачи пользователям;
  • эффективное использование человеческого капитала и управление трудовыми ресурсами;
  • определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания для повышения рентабельности;
  • учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей.

При соответствующей постановке логистического менеджмента главная задача логистики преобразуется в ряд частных задач:

  • разработка алгоритмов управления операциями товарного обмена и товародвижения;
  • обеспечение адекватности материального, сервисного, финансового, информационного и других потоков;
  • быстрая реакция на требования потребителей;
  • минимизация расхождения между потребностями и возможностями закупки и производства;
  • определение стратегии и технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров;
  • совместное планирование объемов производства, транспортировки и складирования;
  • диспетчирование материального потока и передача данных о нем в единый управленческий центр;
  • выработка стандартных требований к качеству товаров, тары и упаковки;
  • сокращение времени хранения и транспортировки грузов; и пр.

Современная логистика базируется на принципах системности, комплексности, научности, конкретности, конструктивности, надежности, вариантности, интегративности, эффективности, гибкости, превентивности . Смысловое содержание данных принципов раскрыто в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Принципы логистики

Системность

Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода.

Связь затрат на отдельные операции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим планом фирмы.

Достижение связности логистики с маркетингом и производством.

Организация снабжения, производства, сбыта, хранения и транспортировки как единого материального потока

Комплексность

Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях. Координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов.

Осуществление централизованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы.

Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами но товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности

Научность

Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком – от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока. Признание за квалифицированным персоналом статуса важного ресурса логистических структур фирмы

Конкретность

Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями.

Осуществление движения с наименьшими затратами всех видов ресурсов

Конструктивность

Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

Тщательное выявление деталей всех операций материально-технического снабжения, хранения и транспортировки товаров

Надежность

Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока. Широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением.

Повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки

Вариантность

Возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса. Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы

Интегративность

Искомые качества присущи лишь логистической системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности

Эффективность

Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек

Гибкость

Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия

Превентивность

В логистике допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений, диспропорций и их отрицательных воздействий на логистическую систему

Цель, задачи и принципы логистики являются достаточно универсальными и вполне органично вписываются в стратегические цели и тактические задачи субъекта предпринимательства. Они считаются реализованными, если выполнены семь правил логистики , в терминах, заимствованных из зарубежной литературы, их именуют правшами 7R :

  • 1) right product нужный товар ,
  • 2) right quantity нужное количество ,
  • 3) right condition нужное качество ,
  • 4) right place нужное место ,
  • 5) right time – нужное время ,
  • 6) right cost нужная стоимость ,
  • 7) right customer – нужный потребитель.

Вместе правила 7R означают следующее: обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с минимальными затратами. При переходе от функционального логистического менеджмента к процессному менеджменту в дополнение к ним вводится правило right personification нужная индивидуализация (от лат. personalis – касающийся только данного лица, личный), которое требует формирования системы обслуживания для каждого отдельного заказа.

Правила исходят из содержания базовой концепции логистики и получают воплощение в концепции предпринимательской логистики, ориентируя ее па удовлетворение потребностей заказчиков. При этом становится очевидным, что соблюдение требований способствует превращению потенциальных потребителей в фактические и, наоборот, несоблюдение ведет к потере потребителей и, соответственно, доли рынка. Такое действие проистекает оттого, что логистика участвует в формировании потребительской ценности продукта труда.

Ценность, как известно, складывается из четырех видов экономической полезности: форма, владение (физическое обладание), время, место. Форма продукта создается в процессе производства и преобразуется в процессе до- и послепродажного обслуживания; полезность формы поддерживается при выполнении операций по упаковке, маркировке заказа, хранению и пр., которые можно рассматривать как подготовку к перемещению объектов будущего материального потока посредством оказания услуг. Полезность владения обнаруживается в свете открывающихся перспектив использования объектов как продуктов производственнотехнического назначения и конечного потребления, т.е. извлечения их полезных свойств, или передачи их в пользование и распоряжение посредством перемещения. Однако наибольшее участие в формировании потребительской ценности логистика проявляет относительно времени и места – она обеспечивает наличие продукта тогда и там, где он необходим потребителю.

  • Мясникова Л. А. Основы логистики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 37.

Первые пять правил логистики формулируются так:
товар - нужный товар место - в нужном месте время - в нужное время
количество - в необходимом количестве качество - необходимого качества
Шестое правило логистики формулируется:
1) затраты - с минимальными затратами6 +
2) транспорт - правильным видом транспорта
3) тара - в нужной таре 4) комплектность - правильной комплектности

4. Какой из перечисленных ниже методов определения места расположения распределительного склада лишний?
1) метод определения центра тяжести
2) метод пробной точки
3) метод пробных линий6 +
4) метод частичного перебора

5. Какой из перечисленных ниже статистических коэффициентов используется при XYZ - анализе?
1) коэффициент корреляции 2) коэффициент вариации 6 +
3) коэффициент регрессии 4) коэффициент динамики

6. Выберите правильный номер, обозначающий инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству:
1) П-8 2) П-7 3) П-6 + 4) П-5

7. На какой участок склада поступают грузы в нерабочее время?
1) участок приемки 2) участок разгрузки
3) приемочная экспедиция6 + 4) участок хранения

8. Какое из приведенных ниже значений не применяется при расчете потребной площади склада:
1) годовой грузооборот
2) суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада6 +
3) число рабочих дней в году 4) размер запаса в днях оборота

9. К какому из подходов относится метод уровневого построения изделия?
1) детерминированный6 +
2) стохастический
3) эвристический 4) ни к одному из перечисленных

10. Какая из перечисленных групп обладает следующими характеристиками: самая дорогостоящая, хорошо прогнозируемая, достаточно стабильное потребление?
1) AY6 +
2) CY 3) BZ 4) AZ

11. Что в логистике является объектом исследования?
1) процессы, выполняемые торговлей
2) материальные и соответствующие им информационные потоки6 +
3) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг
4) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения

12. Самой дорогостоящей из перевозок является перевозка … транспортом.
1) железнодорожным 2) авиационным6 +
3) автомобильным 4) водным

13. Сколькими методами может осуществляться процедура выдачи заказа на пополнение склада?
1) одним 2) двумя 3) тремя6 + 4) четырьмя

14. Правило Парето также называется правилом …
1) 20/20 2) 20/80 + 3) 40/40/20 4) 20/60

15. Сколько существует основных топологий сети?
1) 4 2) 3 + 3) 2 4) 1

16. Выберите одно условие, при котором применяется метод осуществления процедуры заказа «По наличию запасов на складе»:
1) объем и интервал поступлений не постоянные
2) недопустимо отсутствие запасов6 +
3) наполнение склада по установленному максимуму
4) высокий риск складирования

17. Какой из видов транспорта обладает свойством непрерывности доставки?
1) автомобильный 2) трубопроводный6 +
3) железнодорожный 4) водный 5) воздушный

18. Какая из перечисленных составляющих не входит в формулу Андлера?
1) затраты на получение заказа 2) нетто - потребность
3) минимальная партия отгрузки6 + 4) суммарные затраты на складирование

19. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является:
1) натурально - вещественный состав 2) отношение к логистической системе6 +
3) степень совместимости груза 4) консистенция груза

20. Какой из анализов основывается на правиле Парето?
1) SWOT - анализ 2) ABC – анализ6 +
3) SPACE - анализ 4) XYZ - анализ

1. Логистика - это...

а) организация перевозок; б) предпринимательская деятельность;

в) наука и искусство управления материальным потоком; г) искусство коммерции.

2. Объект исследования в логистике - это...

а) процессы, выполняемые торговлей;

б) материальные и соответствующие им информационные потоки;

в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

г) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения.

3. Задачей микрологистики является...

а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;

б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;

в) организация грузопереработки в крупном морском порту.

4. Наиболее сильное влияние на развитие логистики оказывает…

а) компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

в) совершенствование налоговой системы; г) увеличение численности населения в регионе.

5. Логистическая функция - это...

а) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

б) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном мес­те, в нужное время, с минимальными затратами;

в) укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

г) система мероприятий по комплексному изучению рынка.



6. Единицей измерения материального потока является...

а) рубль; б) кубический метр; в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м 2);

г) тонна; д) штука; е) количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год).

7. Материальный поток - это...

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления, или в процесс продажи

8. Логистическая операция - это...

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;

б) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

в) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

9. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является...

а) отношение к логистической системе;

б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;

в) количество груза; г) степень совместимости грузов; д) консистенция груза.

10. Для службы логистики критерием выбора варианта организа­ции товародвижения является...

а) оптимальный уровень обслуживания потребителей;

б) минимум издержек на закупки; в) минимум издержек на содержание запасов;

г) минимум издержек на транспортирование.

11. Цель логистики можно выразить шестью правилами. Первые пять правил логистики формулируются так: а) товар нужный товар б) место в нужном месте в) время в нужное время

г) количество в необходимом количестве д) качество необходимого качества

Шестое правило логистики формулируется : …

а) цвет нужного цвета б) затраты с минимальными затратами

в) транспорт правильным видом транспорта г) тара в нужной таре д) вес нужного веса

12. Ниже приведен ряд высказываний, из которых к производственной логистике относится следующее: ...

а) рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат;

6) удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы;

в) торгово-посредническая фирма производит 40-процентную наценку на стоимость товаров;

г) компания перешла к выпуску только той продукции, на которую имеется заказ.

13. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики в хозяйственной практике является...

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы; г) рост численности населения.

14. Тянущей системой в логистике называется...

а) система организации производства, в которой детали полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологичес­кой операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на пери­ферийных складах принимается централизованно;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов на оптовых и розничных торговых предприятиях.

15. Толкающей системой в логистике называется...

а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия реше­ний о пополнении запасов;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;

16. Непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движе­ния являются проявлением принципа … логистики

а) системности; б) научности; в) конструктивности; г) конкретности.

17. Систему не образуют...

а) три незнакомых человека, проживающих в одном доме города;

б) три друга, проживающих в разных городах; в) поставщик, транспортное предприятие и покупатель, связанные единым договором; г) подразделения производственного предприятия.

18. К прямым функциям службы логистики на предприятии от­носят...

а) выбор транспорта; б) рыночные исследования; в) организацию складирования и хранения;

е) управление запасами

19. Предприятие создает запасы с целью снижения...

а) потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;

в) риска порчи товаров; г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.

а) на складах предприятий оптовой торговли;

б) на складах сырья предприятий промышленности;

в) в пути от поставщика к потребителю; г) на складах готовой продукции предприятий изготовителей.

21. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти доставлять груз непосредственно к складу потребителя:

А: воздушный 3 Б: железнодорожный 2 В: водный 4 Г: автомобильный 1

22. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти надежно соблюдать график доставки:

А: воздушный 4 Б: автомобильный 1 В: водный 3 Г: железнодорожный 2

23. Последовательность этапов выбора перевозчика

А: Ранжирование критериев выбора перевозчика 2

Б: Принятие решения о выборе перевозчика 6

Г: Оценка возможных перевозчиков в разрезе намеченных критериев 3

Д: Определение критериев выбора перевозчика 1

24. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти перевозить разные грузы

А: воздушный – 4 Б: водный – 1 В: автомобильный – 3 Г: железнодорожный - 2

25. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти быстро доставлять грузы

А: железнодорожный – 3 Б: воздушный – 1 В: водный – 4 Г: автомобильный - 2

26. Расположите виды транспорта в порядке убывания стоимости перевозки

А: воздушный 1 Б; водный 4 В: железнодорожный 3 Г: автомобильный 2

27. Недостатком железнодорожного транспорта является...

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

28. Недостатком автомобильного транспорта является...

а) малая грузоподъемность; б) ограниченное количество перевозчиков;

в) большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

г) низкая скорость доставки.

29. Недостатком воздушного транспорта является...

а) низкая производительность; б) недостаточно высокая сохранность грузов;

в) высокая себестоимость перевозок; г) недостаточная экологическая чистота.

30. Недостатком морского транспорта является...

а) низкая производительность; б) низкая скорость доставки;

в) относительно высокая стоимость перевозок на большие расстояния;

г) ограниченность видов транспортируемых грузов.

31. Принцип пропорциональности складского процесса означает...

Стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

32. Принцип параллельности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

33.Принцип непрерывности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех

стадиях складского процесса.

34. Принцип поточности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в
технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех
стадиях складского процесса;

35. По признаку отношения к логистической системе информаци­онные потоки подразделяют на...

а) бумажные, электронные, смешанные; б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

36. По методу образования информационные потоки подразделя­ют на...

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

37. По структуре информационные потоки подразделяют на...

а) бумажные, электронные, смешанные; б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

38. Аббревиатура ЭДИФАКТ является условным сокращением развернутого названия...

а) штрихового кода, наносимого на групповую и транспортную упаковку;

б) ассоциации автоматической идентификации, действующей на территории Российской Федерации;

в) перспективной концепции, охватывающей все задачи автоматизации предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных сетей;

г) стандарта электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте.

39. В каналах распределения от чужого имени и за чужой счет могут вести операции...

а) дилеры; б) агенты; в) дистрибьюторы; г) комиссионеры.

40. Последовательность этапов разработки логистической стратегии…

а) установление приоритетов – 3 Б) анализ возможностей - 2

В) разработка стратегического плана развития логистической системы – 4 Г) оценка - 1

41. К логистическим издержкам не относят…

в) затраты на формирование и хранение запасов;

г) затраты на содержание административно-управленческого аппарата.

42. К переменным затратам на перевозку относят:

а) накладные расходы;

б) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;

в) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

г) расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

43. К постоянным затратам на перевозку относят...

а) затраты на страхование транспортного средства;

б) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

в) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, включая запасные части и материалы;

г) затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции.

44. Под логистикой обычно принято понимать:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) логически обоснованные действия высших звеньев руководства по управлению предприятием и связанной с этим организацией информационного обмена и оборота финансовых средств;

в) логистически упорядоченные функции, составляющие алгоритм управления материальными потоками, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью максимального удовлетворения потребностей клиента.

45. Материальный поток составляют:

а) автотранспортные средства, железнодорожные составы, морские и речные суда, авиатранспортные средства, трубопроводы;

б) материальные ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запасные части и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция;

в) автомобильные дороги, железнодорожные пути сообщения, порты и пристани водного транспорта, аэропорты, сеть трубопроводов с перекачивающими станциями.

46. Ключевую роль в управлении материальными потоками играют:

а) транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования;

б) предприятия оптовой торговли; в) магазины и другие точки розничной торговли;

г) коммерческо-посреднические организации, оказывающие услуги по организации оптового оборота;

д) предприятия - изготовители.

47. Логистическая операция - это:

а) действия логистического оператора по управлению материальным потоком, который не подлежит дальнейшему дроблению;

б) не подлежащие дальнейшему дроблению действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками;

в) логистически упорядоченные операции, составляющие целостный алгоритм информационной модели управления.

48. Логистическая функция - это:

а) совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными, информационными и финансовым потоками;

49. К базисным логистическим функциям относятся:

а) снабжение; б) хранение; в) производство; г) сбыт; д) грузопереработка;

е) информационная поддержка.

50. К вспомогательным логистическим функциям относятся:

а) складирование, грузопереработка, упаковка, послепродажный сервис, информационная поддержка;

б) снабжение, складирование, распределение, транспортировка.

51. Логистические системы обладают такими свойствами, как:

а) способность к адаптации, наличие обратной связи, организация;

б) целенаправленность, взаимный обмен с внешней средой;

в) закрытость от воздействия внешних факторов, устойчивость функциональных параметров.

52. Макрологические системы формируются на уровне:

а) предприятия, организации, фирмы.

б) государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей;

53. Цель логистики заключается в:

а) минимизации затрат на прохождение продукта в каждом звене логистической цепи;

б) оптимизация затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек;

в) увеличение количества товара, проходящего по логистической цепи.

54. Логистика является:

а) средством улучшения имиджа компании;

б) стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ;

в) эффективным способом согласования различных направлений маркетинговой политики.

55. Управление заказами (обработка заказов) - это деятельность в период:

а) между моментом получения заказа и до момента отгрузки готового продукта потребителю;

б) между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю;

в) между моментом получения заказа и до момента завершения жизненного цикла готового продукта, переданного потребителю.

56. Закупка в себя включает:

а) выбор поставщиков; проведение переговоров об условиях поставки; заключение договора; приемку товаров от поставщика; транспортно-складские работы;

57. К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) выбор транспортно - технологической схемы доставки;

в) согласование транспортного процесса с работой склада;

г) выбор перевозчика, включающий в себя определение вида транспорта, оператора перевозки и типа транспортного средства;

д) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов;

е) маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути.

58. Задачи закупочной логистики включают:

а) исследование рынка закупок и выбор поставщика; б) подготовка бюджета закупок;

в) организация отгрузки товара; г) организация послереализационного обслуживания;

д) координация и системная взаимосвязь закупок с про­изводством, сбытом и складированием.

59. Задачи распределительной логистики включают:

а) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов; б) контроль поставок;

в) определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

г) организация послереализационного обслуживания; д) выбор вида упаковки.

60. Посредник, работающий от чужого имени и за свой счет - это:

а) дилер; б) брокер; в) дистрибьютор; г) комиссионер.

61. Роль транспорта в логистической цепи поставок определяется тем, что:

а) затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек;

б) значительное количество компаний - производителей товаров являются владельцами транспортных средств и заинтересованы в их эффективном использовании;

в) транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.

62. В первую очередь принципы логистики применимы:

а) при доставке товаров народного потребления конечным потребителям;

б) при перевозке массовых грузов на технологических маршрутах;

в) при доставке ценных высокотехнологичных товаров.

63. По назначению выделяют следующие основные группы транспорта:

а) транспорт, принадлежащий владельцам грузов и обеспечивающий их потребности в перевозках;

в) транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузов на коммерческой основе.

64. Маркетинг:

а) исследует рынки и конъюнктуру конкретных товаров и услуг;

б) оптимизирует рыночное поведение по реализации товаров и услуг;

в) исследует материальные потоки, циркулирующие на рынках;

65. Для перевозок грузов несколькими видами транспорта используют термины:

а) мультимодальная перевозка; б) интермодальная перевозка;

в) смешанная перевозка; г) унимодальная перевозка;

66. Под интермодальными перевозками понимается:

а) доставка груза несколькими видами транспорта;

в) доставка груза несколькими видами транспорта с участием оператора перевозки, по единому провозному документу, в единой транспортной единице;

67. Производственная себестоимость включает в себя следующие номенклатурные статьи:

а) топливо и энергия на технологические цели; б) заработная плата;

в) общепроизводственные расходы предприятия ; г) коммерческие расходы.

68. Маржинальный доход - это:

а) сумма между прибылью и постоянными расходами на единицу продукции;

69. Преимуществом унимодальных перевозок является:

а) удешевление доставки; б) отсутствие перегрузочных операций;

в) простота в организации;

70. В цикл заказа входят следующие стадии:

а) проведение маркетинговых исследований; анализ сегментов рынка; выбор ценовой стратегии; продвижение товара;

б) планирование заказа; передача заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа;

в) выбор экспедитора; определение рациональных маршрутов доставки; согласование времени прибытия товара на склад; составление отчета о выполненном заказе.

71. Информационная логистика должна реализовывать следующие функции:

а) транспортировка грузов на дальние расстояния; б) анализ информации и ее преобразование;

в) исследование рынка закупок и выбор поставщика; г) передача информации;

д) управление информационным потоком.

72. Фрахт – это:

а) цена за транспортировку, установленная по согласо­ванию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конк­ретную перевозку;

б) база расчетов за транспортные услуги.

73. Цепь снабжения должна строиться на основе современной концепции маркетинга:

а) сбыт-снабжение-производство; б) снабжение-производство-сбыт;

в) производство-сбыт-снабжение;

74. Посредник, работающий от своего имени и за свой счет - это:

а) дилер; б) брокер; в) дистрибьютор; г) комиссионер.

75. На уровне предприятия распределительная логистика решает следующие задачи:

а) выбор вида упаковки; б) определение оптимального количества распределительных центров;

в) организация отгрузки товара; г) выбор схемы распределения материального потока.

76. Каналы распределения выполняют ряд функций:

а) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

б) определяют оптимальное количество распределительных центров на обслуживаемой территории;

в) приспосабливают товар к требованиям покупателя;

г) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

77. Толкающая система управления производством представляет собой:

а) систему организации производства, в кото­рой предметы труда, поступающие на производственный учас­ток, непосредственно этим участком у предыдущего технологи­ческого звена не заказываются;

б) систему организации производства, в которой де­тали и полуфабрикаты подаются на последующую техноло­гическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

78. Преимуществами тянущей системы управления являются:

а) отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

б) строгий контроль центральной системы управления за обменом материальными потоками между различными участками предприятия;

г) снижение партии обработки.

79. Маржинальный доход - это:

а) разница между ценой и переменными расходами на единицу продукции;

б) разница между ценой продукта и суммой постоянных затрат;

в) разница между постоянными и переменными затратами на единицу продукции.

80. Текущие запасы-это:

а) запасы готовой продукции у предпри­ятий-изготовителей, запасы предприятий оптовой и розничной торговли, а также запасы в пути;

б) основная часть производственных запа­сов. Такие запасы обеспечивают непрерывность производствен­ного и торгового процессов между очередными поставками;

в) это уровень запаса, эко­номически целесообразный в данной системе.

81. Объектом изучения логистики являются?

Материальные потоки

- материальные потоки и связанные с ними информационные потоки

Расходы на организацию передвижения материальных потоков

82. Размерность материального потока учитывает?

Единицу измерения (штук, тонн и т.д.)

Единицу измерения затрат на передвижение материального потока (руб. за тонну, руб. за кг. и т.д.)

- единицу измерения и временной период (штук в сутки, тонн в год и т.д.)

83. Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы – это?

- логистическая функция - логистическая система - центральная логистическая операция

84. Закупка, планирование и управление производством, сбыт могут являться элементами?

- микрологистической системы - любой логистической системы - макрологистической системы

85. Принципиальным отличием логистического подхода к управлению от традиционного является?

Рассмотрение в качестве объекта управления отдельного подразделения, предприятия

- рассмотрение в качестве объекта управления сквозного материального потока

Рассмотрение в качестве объекта управления взаимодействие предприятия с внешней средой при организации материального потока

86. В внешним материальным потокам в логистике относятся?

- протекающие во внешней для системы среде

Протекающие во внешней для системы среде, имеющие к системе непосредственное отношение

Материальные потоки, передающиеся во внешнюю для системы среду

87. Система, в которой на пути материального потока стоит, по крайней мере, один посредник, относится к системе?

С прямыми связями - эшелонированной - с гибкими связями

88. Специальные компьютерные программы, помогающие специа­листам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками?

- экспертные системы - макеты - материальные модели

89. Задачи управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами решает?

- закупочная логистика - производственная логистика - распределительная логистика

90. Задача «сделать или купить» предполагает ответ?

Закупка товара у изготовителя или посредника

- определение выгодности самостоятельно произвести или закупить у изготовителя или посредника

Реализовывать товар самостоятельно или через посредника

91. При выборе поставщика незначительных с точки зрения производственного и торгового процессов предметов труда определяющее значение имеет?

- цена (затраты на приобретение и доставку)

Надежность поставщика

Сроки выполнения заказа

92. Какие из перечисленных операций относятся к закупочной логистике?

- определение потребностей в предметах материально-технического снабжения

93. Система поставок "Точно в срок" в закупочной логистике – это система?

Производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время

Производства товаров в требуемом количестве и в нужное время

- поставка комплектующих или товаров в требуемом количестве и в нужное время

94. Система, при которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию по мере необходимости, производственная программа последующего звена определятся размером заказа последующего звена, представляет собой?

Европейскую систему управления материальным потоком

- тянущую систему управления материальным потоком

Толкающую систему управления материальным потоком

95. Какие из перечисленных операций относятся к производственной логистике?

- оптимизация материальных потоков внутри предприятия

Обеспечение взаимосвязи логистической системы с совокупным материальным потоком

96. Какие из перечисленных операций относятся к распределительной логистике?

Определение потребностей в предметах материально-технического снабжения

- организация доставки и контроль над транспортированием товаров

Обеспечение согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса

97. Линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой представляет собой?

Логистическую цепь - логистический канал - службу логистики

98. Выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. осуществляется при выборе?

- логистического канала - логистической цепи - нет правильного варианта

99. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционной системы сбыта заключается в?

Подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга

- системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок

Оба варианта

100. Распределительная логистика не решает вопросы?

О канале движения продукции - об упаковке продукции - о маршруте движения товара

Об уровне обслуживания - все ответы верны (не решает ни одной из перечисленных задач)

- нет верного ответа (решает все перечисленные задачи)

101. Движение товара от поставщика к потребителю минуя посредников носит название канала распределения?

Первого уровня - нулевого уровня - второго уровня

102. Какие из перечисленных операций относятся к транспортной логистике?

Оптимизация материальных потоков внутри предприятия

Организация доставки и контроль над транспортированием товаров

- обеспечение согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса

103. Признаками интермодальной перевозки являются?

Использование нескольких видов транспорта

- использование нескольких видов транспорта и наличие единого оператора перевозки

Использование только воздушного или морского видов транспорта

104. Определите верную последовательность транспортных средств по признаку удорожания перевозки?

- трубопроводный, водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт

Водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт

Железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт

105. Узкая номенклатура возможных к перевозке грузов является недостатком?

Водного транспорта - автомобильного транспорта - трубопроводного транспорта

106. Зависимость от метеоусловий является недостатком?

- водного и воздушного транспорта - автомобильного и железнодорожного транспорта

Трубопроводного транспорта

107. Как называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок?

- исключительными - льготными - местными

108. Целью информационной логистики является?

Своевременное обеспечение лица, принимающего решение информацией о положении на рынке

Наличие нужной информации (для управления материальным потоком) в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания (для лица, принимающего решение), с минимальными затратами

Создание информационной базы для последующего использования и обеспечение доступности любому пользователю

109. Пути, по которым движутся информационный и материальный поток?

- - могут не совпадать - - всегда совпадают - всегда находятся во встречном направ­лении

110. Договор морской перевозки называют "чартером", если:

  • - судно совершает попутный рейс на условиях фрахта
  • - судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта

111. Что такое физическое распределение?

1. Доставка продукции от продавца к потребителю.

2. Распределение различных видов продукции.

3. Оказание услуг по сохранности продукции.

112. Какое определение для системы с фиксированным размером заказа в ответе правильное?

1. Пополнение запасов является величиной постоянной, а очередная поставка товара осуществляется при

уменьшении запасов до критического уровня (точка заказа).

2. Пополнение запаса осуществляется определенными фиксированными партиями.

3. Оба ответа верны.

113. По каким признакам классифицируются склады фирм?

Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики»:

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - необходимого количества.

4. Время - должен быть доставлен в нужный час.

5. Место - в нужное место.

6. Расходы - с минимальными трудовыми, финансовыми и материальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными трудовыми, материальными и финансовыми затратами.

Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, что будет рассмотрено в разделах 3-9. Выделяют следующие элементы логистических систем:

Склады - здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, превращаются в материальные потоки.

Розничная сеть (магазины) - где реализуются товары.

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Запасы - запасы материалов, позволяющих данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах.

Транспорт - это элемент, как и другие, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы или туристы, а также инфраструктуру, обеспечивая ее функционирования.

Информация - подсистема, обеспечивающая информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач.

Кадры - организованный персонал, занятый выполнением логистических операций.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством целей, которым подчинено функционирование логистических систем.

Предоставление услуг туристам в торгово-логистическом процессе

Совершенствование технологии продажи товаров в магазинах, снижение затрат на их приобретение, создание туристам комфортных условий для выбора и покупки товаров невозможны без рациональной организации торговых услуг. Что следует понимать под услугой? Услуга - это древнее слово, но сейчас оно родилось бы снова. В толковом словаре говорится, что "услуга означает сделать кому-нибудь что-нибудь приятное, словом или делом платно или бесплатно". Что касается услуги как экономической категории, то ее понятие значительно шире, здесь нужно исходить прежде всего из характера полезности услуги. Помощь характера полезности можно считать исходным моментом в развитии услуг. Экономисты связывают это с характером полезности услуги действие потребительской стоимости. Они считают, "что услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости товара или работы, отмечая, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в деятельности". Например, размол кофе, раскрой ткани и т.п.

Неудивительно, что туристы стремятся приобрести товар там, где им готовы предоставить услуги. В полном смысле слова "обслужить" - это по отношению к торговле означает продать вещь и предоставить услугу "Покупателю в магазине предоставляют услуги, которые могут предшествовать процесса продажи (демонстрация новых товаров), а также услуги, которые выполняют в процессе продажи товаров (консультации покупателям, комплектование подарочных наборов) и после нее (небольшая переработка швейных изделий, купленных в магазине), доставка товаров в отель.

Услуги неощутимы, их невозможно увидеть, понюхать, хранить. В отличие от товара понятие не материальное, это операция, действие, совет, который практически выражается в том, что покупателю облегчают выбор кстати, показывают приемы использования, и наконец, предлагают доставить товар домой, устанавливают, товар подгоняют по фигуре, пакуют, ремонтируют.

С каждым годом в развитии услуг в торговле происходят заметные сдвиги: их перечень пополняется все новыми видами и разновидностями, постоянно расширяется круг торговых предприятий, которые предоставляют услуги и число покупателей, которые пользуются ими. Сегодня трудно себе представить магазин, не оказывает услуг туристам. Номенклатура услуг с учетом типов магазинов превышает 100 видов.

Увеличение потребности туристов в торговых услугах, актуальность их внедрения объясняется, с одной стороны, повышением жизненного уровня людей, ростом производства товаров народного потребления, с другой - расширением и укреплением материально-технической базы торговли, внедрением прогрессивных форм продажи товаров.

Развитие услуг в магазинах, их широкое внедрение имеет важное социально-экономическое значение. Услуги в магазинах помогают покупателям быстрее находить нужный товар с минимальными затратами труда и времени осуществлять перевозки в дом объемных товаров. Все это увеличивает свободное время туристов, способствует облегчению их быта.

Расширение услуг предоставляет экономическую заинтересованность предприятий, способствует привлечению в магазин новых покупателей, росту популярности магазина, укреплению его престижа. А это в конце концов, положительно влияет на увеличение товарооборота, на улучшение всех экономических показателей хозяйственной деятельности, лично важно в условиях рыночных отношений.

Это обязывает коллективы торговых предприятий туристских комплексов особенно в условиях рынка постоянно работать над совершенствованием всей системы услуг.

В каких направлениях нужно проводить эту работу? Прежде всего нужно исключить разногласия в терминологии услуг. Дополнительные услуги, которые так положено называть в практике торговли, правомерно называть торговыми. Термин "дополнительная услуга", на наш взгляд, используется в практике торговли безосновательно. Неустроенность терминологии психологически расслабляет работников, словно подтверждая их второстепенности, необязательность выполнения, мешает их полнокровной развития. Если раньше такая терминология считалась исправленной, поскольку этот вид услуг считался необязательным и услуги предоставлялись только в каждом отдельном случае по просьбе туристов, то в условиях рынка предоставления услуг маркетингом рассматривается как одна из существенных функций. Поэтому значение услуг в торговле растет и дополнительные услуги перестают быть "дополнительными", или "второстепенным делом", они воспринимаются как органический процесс продажи товаров и неотъемлемая часть торгового сервиса, является единственным звеном в общем технологической цепочке каждого магазина, является одной из частей культуры торговли, носит обязательный характер. В связи с этим важное значение имеет научная классификация услуг.

Согласно "Классификации форм розничной продажи товаров" для магазинов различных типоразмеров были определены перечни услуг, которые подразделяются на обязательные и рекомендующие. Так, например, в продовольственных магазинах с площадью 650 кв. м. должно предоставляться 3 вида обязательных и 6 видов рекомендующих услуг. Для универмагов с торговой площадью 4500 кв. м. перечень включает 28 видов, в том числе и 15 обязательных. Кроме этого, эти перечни услуг, как обязательные, так и рекомендующие, разделения на две группы:

1. По оказанию помощи в осуществлении и использовании покупки.

2. По созданию удобств покупателям.

Из этих перечней услуг рабочие сферы услуг могут делать выборку интересующих их видов услуг. В связи с различной номенклатурой услуг их можно научно классифицировать следующим образом (рис. 2.6),

Но дело в том, что спрос на услуги возникает не только в процессе продажи товаров, но и после покупки. Поэтому более целесообразно сгруппировать услуги по назначению, как это делают в Челябинском торговом центре. Например, консультативные, справочно-информационные, транспортные услуги, по ремонту и доводке технически сложных изделий.

Такая классификация позволяет по другому относиться к ним торговым работникам, правильно их планировать в магазинах, создает возможность дальнейшего развития услуг.

Так, например, транспортные услуги в торговых предприятиях еще совсем недавно ограничивались доставкой по адресу объемных товаров и вызовом такой по желанию покупателя. Сегодня покупателю предоставляется тележки для перевозки тяжестей в торговом зале, для него открыты камеры хранения.

Учитывая потребности владельцев личного транспорта, можно организовать стоянку автомашин и продажа талонов на бензин, стоянку "малого транспорта" - детских колясок. Список такого рода услуг можно продолжать.

Услуги, которые предоставляются покупателям как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах, классифицируют на пять групп:

Услуги производственного характера;

Транспортные и погрузочно-разгрузочные услуги;

Услуги по комплектованию покупок;

Консультации специалистов;

Другие виды.

В основу этого заложены принципы платности услуг, имеет особое значение в условиях рынка. Тенденция в развитии платных услуг не будет обременять экономику магазинов, и турист, оплатив услуги, будет требовать высокого качества их использования.

Услугами будут пользоваться покупатели не эпизодически, а их предоставление приобретает массовый характер. Платные услуги является составной частью прибыли тур комплекса. Это меняет и понятия услуги.

Важно также исключить в предоставлении услуг формальный подход в их организации, так как многие магазины пытается увеличить перечень услуг, причисляя в их число услуги, которые по своей природе не являются услугами, а лишь формой проявления основных функций магазинов.

Например, демонстрация товаров в действии. А как можно продать электрическую лампочку или люстру без проверки их в действии? Продать пианино без настройки, но практические рабочие настройки музыкальных инструментов считают услугой. Сборка мебели на дому, она включена в розничную цену товара. Выездная торговля, продажа товаров в кредит является организационными формами продажи товаров и никак не услугами, тем более, что торговля кредит не оказывает. Другое дело - предоставление кредита платежа при покупке товаров можно считать как услугу, так как магазин предоставляет возможность покупателю заплатить за товар не сразу, а по частям.

Для развития услуг в магазинах важно решить проблему интенсивного развития торговой сети, строительство крупных универмагов, универсамов, крупных специализированных магазинов. Не исключена возможность, что у нас также появятся магазины как и за рубежом:

Престижные;

Для общего пользования;

Для наименее обеспеченной категории населения.

Наиболее популярными видами услуг среди населения являются: мелкая переделка швейных изделий, купленных в магазине, раскрой ткани, доставка товаров по адресу и прочее. По этим видам услуг в 1.5-2 раза больше объем.

Одним из направлений в развитии услуг является то, что магазины рядом с увеличением количества и объема услуг пытаются предоставлять их новые виды. Так, магазин "Орбита" г.. Киева до недавнего времени предоставлял всего лишь 9 услуг, а в настоящее время их количество значительно возросло и пополнилась принципиально новыми:

Установка телевизоров по адресу;

Доставка радиоаппаратуры и телевизоров по адресу не только в рабочие дни, но и в выходные с 9 до 12:00;

Продажу по чекам сберегательных касс;

Поставка аппаратуры на гарантийное обслуживание, прием заказов по телефону на ремонт;

Прием от покупателя аппаратуры, не выдержав гарантийного срока, припайки антенного штекера;

Прием упаковочных коробов от телевизоров, стоимость которых обсчитывается при оплате расходов на доставку покупки;

В Запорожье и других городах Украины создан Техторг центры, где не только продают телевизоры, но и их можно обменять по первому требованию покупателя при обнаружении производственных дефектов.

При технологии размещения услуг следует учитывать, на каком этапе совершенствования покупки возникает потребность в покупателя в получении услуг. Например, такие услуги, как бюро обслуживания, комната матери и ребенка, камера хранения - целесообразно размещать в зале главного входа и выхода, поскольку потребность в них появляется на начальном этапе покупки - при входе в магазин.

Второй момент, при размещении услуг - это связь их с местом продажи. Так услуги, предоставленные покупателям до и после совершения покупки (растяжка обуви, шляп, раскрой ткани, размол кофе и другие) следует размещать в непосредственной близости от соответствующих секций в пределах потребительских комплексов или отделов, где продаются эти товары, причем для каждого комплекса целесообразно индивидуально подбирать торговые услуги, исходя из принципа формирования товаров внутри потребительских комплексов.

Возрастающая количество и объем услуг, рост спроса на них, развитие торговли по потребительским комплексам, выдвигают решения такой проблемы, как координация всей работы по предоставлению услуг. Для этого целесообразно создавать в универмагах, универсамах, крупных торговых предприятиях структурные подразделения или предоставить в функциональные обязанности рабочем планирования, управления, учет и контроль за службой сервиса. Такой звеном может стать диспетчерская служба, орготдел, в ведомости которой должны быть сосредоточены все вопросы по предоставлению услуг. За рубежом созданы целые фирмы, функциональными обязанностями которых являются услуги.

Одна из сложных сторон сервиса - комплектность услуг. Это важное направление в развитии услуг.

В магазинах тканей можно в комплексе предоставлять такие виды услуг, как:

* Демонстрация новых тканей;

* Консультации модельера, раскрой ткани и сматывания изделий из первой примеркой, консультация специалиста о свойства, назначение, сколько нужно приобрести ткани и т.п., подбор ткани по образцу, представленному покупателям;

* Обметка петель, подделка раскроенные тканей на машинах "Оверлок" и "Зигзаг";

* Изготовление и продажа выкроек;

* Продажа журналов мод;

* Прием тканей для изготовления "плиссе", "гофре".

Список подобных услуг можно продолжать. Ранее рабочие магазинов не пытались координировать взаимодействие с другими отраслями по предоставлению услуг: службой быта, транспорта и т.п. В рыночной экономике это направление в развитии услуг должен быть также в центре внимания.

Следующая проблема в развитии услуг, которая ждет своего решения - реклама. Рекламе услуг должно быть уделено особое внимание, так как на практике магазины ограничиваются в лучшем случае лишь тем, что на первых этажах или при входе размещают перечень услуг, который, как правило, не наносит надлежащего психологического воздействия и турист равнодушно проходит мимо, и запомнить закладку этот список сложно. Между тем, услуги нуждаются в рекламе больше, чем товар.

Услуга начинается с названия. Она должна быть понятной, лаконичным, убедительной, рекламной, необходимо приблизить рекламы услуг к месту продажи товаров.

Особую роль в рекламировании услуг должны сыграть информационно-справочные пункты, радиоузел магазина. При рекламировании можно использовать радио и телевизионную рекламу. Шире использовать возможности упаковки, как одного из эффективных средств информации и рекламы. Упаковка в некоторой степени может заменить такой вид услуг, как консультации продавца о наименовании изделий, его качество, цену, способ использования, уход за товаром. Здесь же на упаковке может быть просчитан список услуг, которые облегчают процесс покупки и продажи, делают его более доступным и удобным.

Следует уделить Уваров и такой проблеме, как кадры. Практика подтверждает, что в ряде магазинов услуги не предоставляются покупателям только потому, что рабочие не обладают профессиональными навыками технологии их внедрения.

Торговые услуги должны развиваться с учетом мнений туриста о степени их полезности. Поэтому целесообразно периодически проводить анкетирование и опросы покупателей, а также изучать передовой опыт их предоставления как у себя в стране, так и за рубежом.

В период рыночной экономики должны найти распространения услуги такого характера, как информационные, ремонтные, выдача товаров напрокат, технического и гарантийного обслуживания и прочее.

Без сомнения можно утверждать, что опыт организации услуг за рубежом очень полезен. Развития услуг в торговле уделяется особое внимание в таких странах, как США, Англия, Япония, Франция, и др. Так, в магазинах США широко используются миниатюрные фотолаборатории, которые представляют собой комплект оборудования, но позволяет за 30 минут проявить цветную пленку любого формата и отпечатать цветные позитивы. Под эти миниатюрные фотолаборатории нужна площадь 1.4 кв. м. Они практически могут широко использоваться во всех магазинах, предоставляя тем самым услуги туристам.

Обувные магазины США оборудованы приборами для определения размеров ноги (высота подъема, длина и ширина ступни), что позволяет покупателям наиболее точно подбирать обувь.

Для каждой пары кажется инструкция по использованию, уходу и хранению. Принимаются преждевременные заказ на нестандартное обувь.

В Японии резко увеличилось количество предоставляемых услуг населению. С целью создания удобств покупателям, облегчения их повседневных забот в универмагах предоставляются рядом с торговыми и такие услуги, как финансовые, страховые, пункты проката, бюро путешествий. При магазинах действуют клубы по различным интересам для взрослых и детей. Например, клуб "Юные любители природы", "Кулинарный клуб», где проводятся лекции, семинары по рациональному диетическому питанию, консультации, советы по приготовлению блюда и т.п.

В магазинах Японии даже улыбка считается услугой. 12 видов улыбок: снисходительна, официальная, улыбка неподдельной радости и уж ни в коем случае призирливо-насмешливо. Рабочие магазина пытаются показать интерес к покупателю. Как говорят, золотым ключом можно открыть железные замки людских сердец. В Японии очень развита торговля через автоматы: цветы, мужские рубашки и др.

Английская фирма для широкого внедрения предлагает электронные справочно-информационные устройства "В деодем". По внешнему виду это напольный аппарат напоминает знакомые всем развлекательные автоматы с видеоиграми. На кнопочном пульте пользователя наименование товаров (как правило, технически сложные) пилосмокты, холодильники и прочее. Потребитель нажимает кнопку интересующей товарной группы и на экране демонстрируются различные типы пилосмоктив или иных товаров, причем они показываются в действии. Покупатель видит, как правильно обращается с пилосмоктом (или другим товаром), а голос диктора рассказывает ему об особенностях и цены различных моделей. Такая аппаратура широко используется в магазинах Великобритании и потребители охотно пользуются услугами такой аппаратуры. Это активизирует не только процесс продажи товаров, но и продавцы, несмотря видеофильмы, повышают свою профессиональную подготовку, расширяя знания о товаре. Эти автоматы оборудованы надежным кожухом, что позволяет их устанавливать не только в магазине, но и за пределами магазина, тогда можно рекламировать товар круглосуточно и изучать спрос на него.

Большое внимание уделяется оказанию услуг во Франции. Прием покупателей начинается с входа в магазин. Прием зависит от любезности, подготовки и компетентности персонала магазина, от наличия понятных покупателю указателей и внутренне магазинной информации о предлагаемых товарах. Универмаги предлагают разнообразные услуги. Установка продленных часов работы также относится к числу услуг. Так, в магазинах Франции является не только информационные службы, да и переводческие, установлены автоматы для фотографирования, предлагаются специальные пластиковые обложки для документов, работает бюро путешествий (сейчас это обязательный элемент для всех универмагов, а крупные универмаги имеют собственные бюро путешествий, которые постоянно расширяют географию поездок).

Наиболее интересной из услуг в универмагах является обслуживание невест (для этого существует особый отдел, где их встречает сотрудник, который знает, что и как следует организовать, чтобы свадьба - скромное или с многочисленными гостями - прошло успешно). Наречешь с помощью продавцов и перечня товаров, составляют список того, что они хотят приобрести. И здесь они могут опять же получить квалифицированный совет. Таким образом, невесты получают первый опыт планирования своего будущего дома и ведения хозяйства. Они также получат информацию о новинках, которые есть в продаже. Комплексность такого обслуживания заключается не только в обеспечении реализации товаров, хотя это самое главное. Женихом предлагается выбрать и маршрут свадебного путешествия, а также ее вид: от самой скромной в роскошной. Универмаг берет на себя заботу о проведении самой свадьбы, куда входит подготовка помещения, стола, обслуживание, украшение, музыкальная программа - словом все необходимое. Даже свадебный автомобиль будет ждать в назначенное время и в условленном месте. Универмаг позаботится и об участниках свадьбы - гостям, которым квалифицированный консультант поможет с выбором подарков. А выбранный подарок вместе с визитной карточкой также будет отправлено в соответствующее время. Для того, чтобы вызвать не больший интерес к этой форме обслуживания, женихом предоставляются и такие льготы, 5% скидка на все товары, которые будут приобретены в течение года после получения так называемой карточки невест. В комплексе универмагов есть и такие услуги, как буфеты, кафетерий, мини бары, кафе-кондитерской, парикмахерские (женская и мужская), пункт обмена валюты, театральная касса, пункты проката телевизоров, проявление фотопленок, ремонта часов, одежды, обуви, пошиву занавесок, косметический салон, детям демонстрируют в специально отведенных комнатах мультипликационные фильмы. При покупке товара одежду можно примерить, предметы домашнего обихода использования в действии, а также с игрушками поиграть. Иными словами, покупатель имеет возможность проверить в работе любой товар, который он пытается приобрести.

Конечно же, все товары, реализуемые, высшего качества, но если товар имеет самый незначительный дефект, заведующий секцией, а иногда и продавец имеет право снизить немедленно цену.

В рыночной экономике рабочие торговли должны рассматривать развитие услуг с двух точек зрения. Первая - это предоставление услуг покупателям, вторая - в связи с товаром, который производится изготовителем. Первую мы рассмотрели - основные направления развития услуг, во второй следует обратить внимание на поставки товаров, их надежность оперативность, гарантию замены товаров, возможность их изготовления по индивидуальному образцу, предоставление кредита, скидок, послепродажное обслуживание.

Совершенствуя систему услуг, туристам, нужно не забывать о том, что стабильный круг услуг, предоставляемых сегодня покупателю, наличие товаров в магазине характеризует уровень торгового сервиса и качество работы торговых предприятий в условиях рыночной экономики.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

    Связь логистики с корпоративной стратегией

    Совершенствование организации движения материальных потоков.

    Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.

    Эффективное управление трудовыми ресурсами.

    Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии.

    Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей

    Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.

    Тщательная разработка логистических операций,

Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

3.11 Факторы развития логистики

Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм - изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продуктов стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; !

унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию "технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих в интенсивных мирохозяйственных связях.

формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов.

4.1 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.