Ответственность контрактной службы по 44 фз. Контрактная служба. Контрактная служба в армии. Положение о контрактной службе. Что такое контрактная служба или контрактный управляющий

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2019 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года имеет право осуществлять трудовую деятельность при соответствии новым требованиям в части образования. При этом необходимо понимать, когда требуется введение его должности, а когда закон не обязывает нанимать такого сотрудника.

Контрактная служба и управляющий по законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ

В сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством проведения закупок, необходимых для деятельности публичных органов или иных структур, действует больше императивных норм, чем в торговых отношениях между гражданами и организациями. Так, в соответствии со ст. 38 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные органы либо казенные учреждения, осуществляющие закупки, выступающие в качестве заказчиков, обязаны создать специальную службу или передать должностному лицу функции по созданию плана и плана-графика закупок, составлению и публикации извещений и приглашений, осуществлению покупок и т. п.

При этом возможны 2 варианта решения данного вопроса:

  1. При большом объеме средств, выделяемых на обеспечение нужд публичных органов, создается контрактная служба. В качестве базы ее деятельности заказчик на основе типового положения, утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
  2. Если объем затрат за год не достигает 100 млн руб., а указанная служба не создана и не планируется, заказчик может передать ее полномочия и функции должностному лицу — контрактному управляющему.

При этом, как разъяснил Минэкономразвития в п. 2 приложения к письму «О направлении ответов…» от 30.09.2014 № Д28и‑1889, число управляющих не ограничивается. Заказчику не воспрещается назначить контрактными управляющими 2, 3 и более лиц, не объединяя их в единую службу, однако каждый из таких сотрудников для назначения обязан соответствовать установленным требованиям.

ВАЖНО! C огласно положениям закона «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, для осуществления больших приобретений отдельными организациями, например автономными учреждениями, государственными корпорациями и т. п., не требуется ни службы, ни управляющего, хотя запрета на их деятельность в этом случае закон также не содержит.

Не знаете свои права?

Как именовать должность в контексте квалификационного справочника — контрактный управляющий или специалист по закупкам?

При введении должности управляющего могут возникнуть сложности с ее правильным наименованием. Так, в соответствии с ответом Минэкономразвития (п. 2 приложения к письму № Д28и-1889), функции контрактного управляющего возлагаются на работника в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом. Возложение на работника дополнительных функций, составляющих работу контрактного управляющего, можно квалифицировать как изменение действующих положений трудового договора (ст. 72 ТК). Оно же обычно оформляется дополнительным соглашением, при этом должность трудящегося называется по-прежнему.

Сложнее обстоит вопрос с введением отдельной должности управляющего. Поскольку заказчиком выступают публичные органы власти или казенные предприятия, то по ст. 144 ТК для оплаты труда учитываются положения единых тарифно-квалификационных справочников работ или должностей руководителей, профессиональных стандартов. По состоянию же на конец 2017 года профессиональный стандарт управляющего все еще в процессе разработки (об этом в том числе указало Минэкономразвития в п. 4 приложения к письму № Д28и-1889). При этом приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н утвержден стандарт специалиста в области закупок для публичных нужд, приказом этого же ведомства от 10.09.2015 № 626н — эксперта в данной области.

В обоих стандартах указано, что трудящийся, выполняющий функции по обеспечению закупок или консультирование в этой сфере, может именоваться:

  • специалистом/консультантом по закупкам;
  • трудящимся контрактной службы;
  • контрактным управляющим.

Соответственно, при введении отдельной должности выбор названия остается на усмотрение заказчика. Оформление на работу производится путем заключения с работником нового трудового договора.

Какие требования к управляющему установлены в 2017-2018 годах?

Контрактным управляющим не может быть назначено любое лицо. Передача сотруднику функций будет правомерной, только если он (необходимо соблюдение одновременно всех перечисленных условий):

  1. Входит в число трудящихся организации-заказчика (письмо Минэкономразвития «О лицах, которые могут быть…» от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834).
  2. Получил дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок. Данное требование применяется с 2017 года в соответствии со ст. 38 и 112 закона № 44-ФЗ, ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
  3. Не допускает конфликта интересов, т. е. не имеет близкого родства с поставщиком, выгодоприобретателем или иным контрагентом (п. 3 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.09.2016).

Подытожим. Для приобретения товаров, получения услуг или выполнения работ в целях обеспечения нужд государства или муниципалитета на основании закона № 44-ФЗ создается специальная служба либо ее полномочия передаются одному или нескольким сотрудникам. Передача при этом возможна только в отношении тех трудящихся, что соответствуют установленным критериям, т. е. имеют нужный уровень образования, работают на заказчика и действуют исключительно в его интересах.

Одним из нововведений, которые Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» предусматривает для заказчиков, станет необходимость создания контрактных служб и назначение контрактных управляющих . Указанные институты призваны стать воплощением принципа профессионализма заказчика в

Условия создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Части 1 и 2 статьи 38 44-ФЗ регламентируют, в каких случаях заказчики обязуются формировать контрактные службы, а в каких – назначать контрактных управляющих.

Итак, согласно указанной статье Закона о контрактной системе, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику закупок превышает 100 миллионов рублей, обязаны создавать контрактные службы.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых, согласно плану-графику составляет менее 100 миллионов рублей (при отсутствии контрактной службы) обязаны назначить должностное лицо, на которого возлагается ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, а также исполнение каждого заключенного. Такое должностное лицо именуется контрактным управляющим.

Неверно понимать, что указанные нормы не позволяют заказчикам, чей совокупный годовой объем закупок не превышает 100 миллионов рублей, создавать контрактные службы. Для заказчиков этой категории создание контрактных служб не является обязательным.

Если заказчик выбирает не создавать контрактную службу , а назначить контрактного управляющего, в этом случае контрактный управляющий может быть назначен для осуществления как одной, так и нескольких закупок. При этом заказчик вправе назначить несколько контрактных управляющих, каждый из которых будет курировать отдельную закупку или отдельный сектор.

Функции, выполняемые контрактной службой

Функционал контрактной службы подробно описан в части 4 статьи 38 44-ФЗ. Часть 3 статьи 38 44-ФЗ регламентирует, что контрактная служба обязана действовать согласно положению (регламенту), созданному и утвержденному на основании типового положения (регламента), установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование контрактной системы в области закупок.

Соответствующий акт, утверждающий типовое положение (регламент) о контрактной службе был принят в сентябре 2013 г.

Должностная инструкция контрактного управляющего и полномочия контрактной службы

Составление плана и плана-графика закупок и внесение в него изменений, размещение плана плана-графика закупок, а также внесенных в них изменений в ЕИС (единой информационной системе);

Подготовка и размещение в ЕИС (единой информационной системе) извещений о закупках, закупочной документации и проектов контрактов, а также подготовка и рассылка приглашений потенциальным поставщикам, принять участие в закрытых закупочных процедурах;

Обеспечение осуществления закупок, включая заключение контрактов;

Принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании результатов проведённых закупочных процедур, подготовка материалов для работы с претензиями;

Работа на стадии планирования закупок: в случае необходимости, организация консультаций с поставщиками, непосредственное участие в подобных консультациях, с целью сделать выводы о состоянии конкурентной среды на определённых рынках товаров, работ и услуг, поиск оптимальных решений для обеспечения нужд государства и муниципалитета;

Иные полномочия, регламентированные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

При централизации закупок контрактная служба или контрактный управляющий берут на себя те полномочия, которые не были переданы соответствующему уполномоченному органу или учреждению, и несут ответственность в пределах имеющихся у них полномочий. Имеется в виду не только административная (соответствующие поправки будут внесены в КоАП РФ), но и дисциплинарная ответственность.

Важно учесть, что список полномочий контрактной службы или контрактного управляющего не является закрытым.

Закон не запрещает контрактной службе или отдельными её работникам, а также контрактным управляющим осуществлять иные обязанности, не относящиеся напрямую к закупкам на торговой площадке . В этой связи, штатный юрист, например, может быть одновременно сотрудником контрактной службы и исполнять свои непосредственные обязанности: вести претензионно-исковую работу, никак не связанную с исполнением контрактов.

Как работники контрактной службы, так и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профильное образование в сфере закупок (соответствующая статья Федерального закона вступит в силу в 2016 г.).

В своей деятельности контрактная служба бюджетного учреждения должна руководствоваться следующими правовыми нормами, нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. Конституцией.

2. Гражданским законодательством.

3. Бюджетным законодательством.

4. Федеральным законом № 44-ФЗ.

5. Иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, сотрудники контрактной службы руководствуется Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г.

В Положении обозначены основные принципы создания контрактной службы, а также порядок ее функционирования при планировании , проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд:

1. Сотрудники контрактной службы должны быть квалифицированными специалистами, обладать знанием теоретической базы и практическими навыками в сфере закупок.

2. Доступ к информации о планировании, осуществлении закупок должен быть свободным для всех заинтересованных лиц, а сведения - достоверными.

3. Контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях, обеспечивающих эффективность, высокую результативность закупок.

Закон № 44-ФЗ определяет цели создания контрактной системы:

1. Рост эффективности закупок для государственных, муниципальных нужд.

2. Увеличение результативности закупок.

3. Создание конкурентной среды.

4. Предоставление равных возможностей участникам рынка.

5. Обеспечение прозрачности проведения закупок.

6. Предотвращение злоупотреблений, в частности случаев коррупции.

7. Создание единой информационной системы в сфере закупок и обеспечение свободного доступа к ней всех заинтересованных лиц.

Будут ли достигнуты все обозначенные цели, можно спрогнозировать, изучив Положение, особенно пункты, регламентирующие функции и полномочия сотрудников. Несмотря на широту круга этих полномочий, практически каждый шаг подвергается всестороннему контролю.

В пункте 6 Положения перечислены возможные способы создания контрактной службы:

*как отдельного структурного подразделения,

*как утвержденной Заказчиком группы сотрудников, выполняющих все функции контрактной службы. При этом отдельное подразделение не создается (служба без образования структурного подразделения).

Согласно пункту 7 документа, численность контрактной службы не может составлять менее двух сотрудников, а максимум определяется Заказчиком. Положением Заказчика может быть установлено условие, что сотрудники контрактной службы не имеют права одновременно являться членами комиссии по закупкам Заказчика.

Когда контрактная служба является отдельным подразделением, ее руководитель назначается Заказчиком или должностным лицом исполняющим его обязанности. Издается приказ о назначении. Если служба создается без образования структурного подразделения, обязанности ее главы выполняет один из заместителей руководителя бюджетного учреждения.

Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы . Круг должностных обязанностей , персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа - рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.

Сами обязанности регламентируются Положением. Задача руководителя - эффективное их распределение между сотрудниками с целью выполнения ряда функций, решения комплекса задач:

    Планирование закупок.

    Организация (на стадии планирования) и проведение консультационных мероприятий с участием поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в консультациях в целях определения наиболее подходящих технологий, лучших решений на рынках; мониторинга конкурентной среды.

    Обоснование закупок.

    Обоснование максимальной (стартовой) цены контракта.

    Проведение общественных обсуждений закупок (этот пункт обязательный).

    Обеспечение (как техническое, так и организационное) деятельности комиссий по закупкам.

    Привлечение компетентных специалистов, экспертов, экспертных групп.

    Подготовка к размещению документации о закупках, извещений о их осуществлении, проектов контрактов.

    Работа с банковскими гарантиями : их рассмотрение, организация движения финансовых средств, оплата по банковским гарантиям.

    Заключение контрактов.

    Решение организационных вопросов по приемке поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Осуществление контроля за качественными характеристиками продукции, работ, услуг, в частности проведение экспертизы согласно Федеральному закону.

    Обеспечение создания комиссии по приемке. Контроль за исполнением этапов контракта.

    Решение финансовых вопросов: организация движения средств в счет оплаты продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при подготовке и осуществлении изменений контракта, а также при его расторжении.

    В случае невыполнения условий контракта, организация занесения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков, а также распространение информации о нарушителе согласно регламенту.

    При начислении оговоренных контрактом пени, направление в адрес нарушившей условия стороны требования о выплате неустойки.

    Подготовка материалов для выполнения работы по претензиям, участие в рассмотрении таковых, а также в делах об обжаловании действий.

Согласно Положению составляется регламент, в котором прописывается порядок действий сотрудников контрактной службы, а также порядок действий службы при взаимодействии с другими подразделениями бюджетной организации , надзирающей комиссией. Регламент утверждается Заказчиком.

Планирование закупок

При планировании закупок в функции контрактной службы входит:

    Разработка плана закупок. Подготовка изменений с целью их внесения в план.

    Размещение плана закупок, а также внесенных в него изменений в ЕИС.

    Размещение плана закупок на официальном сайте Заказчика в Интернете. Организация публикации плана закупок в печатных СМИ.

    Подготовка обоснования закупок.

    Разработка плана-графика , подготовка изменений и их внесение.

    Публикация в единой информационной системе плана-графика и внесенных изменений.

    Решение организационных вопросов по утверждению плана закупок, плана-графика.

    Определение стартовой цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Определение поставщиков

При определении поставщиков/подрядчиков/исполнителей контрактная служба:

1. Осуществляет выбор способа определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей.

2. В рамках обоснования уточняет цену контракта, а также ее обоснование в:

a) конкурсной документации,

b) извещениях о проведении закупки,

c) приглашениях к участию в определении поставщиков закрытым способом,

d) документации об аукционе.

3. В рамках обоснования уточняет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

4. Подготавливает извещения о проведении закупки, соответствующую документацию (не включая описание закупаемого объекта), проекты контрактов, а также изменения в извещениях о проведении закупки, в соответствующей документации, в приглашениях к участию в определении поставщиков/подрядчиков/исполнителей закрытым способом.

5. Подготавливает протоколы заседаний комиссии на основании принятых ею решений.

6. Подготавливает описание объекта закупки.

7. Решает организационные и технические вопросы по обеспечению деятельности комиссий , в частности проверяет:

a) выполнение требований действующего законодательства к участникам закупки, осуществляющим поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг;

b) наличие полномочий на заключение контракта у участника закупки;

c) полномочия участника закупки как такового: не проводилась ли ликвидация юридического лица;

d) нет ли положительных решений арбитражного суда о несостоятельности юридического лица;

e) не приостановлена ли (на дату подачи заявки) деятельность участника закупки в соответствии с какой-либо статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях;

f) нет ли у участника невыполненных налоговых обязательств и бюджетных задолженностей;

g) не занесен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков;

h) отсутствие судимости за экономическое преступление у участника закупки;

i) наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности;

j) выполнены ли другие требования, изложенные в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

8. Привлекает в соответствии с условиями контракта специализированную организацию для выполнения некоторых функций по определению поставщика.

9. Предоставляет преимущества организациям, имеющим на них право согласно статьям 28-29 Закона № 44-ФЗ (учреждениям уголовно-исполнительной системы, обществам и организациям инвалидов), относительно предлагаемой цены контракта.

10. Осуществляет закупку в надлежащем объеме у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в частности устанавливает требование о привлечении как субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

11. Публикует в ЕИС извещения о проведении закупки, надлежащую документацию, проекты контрактов, протоколы. До того как будет введена в эксплуатацию ЕИС, публикация осуществляется на официальном сайте в Интернете zakupki.gov.ru.

12. Публикует документацию в СМИ по решению главы контрактной службы.

13. Подготавливает и отправляет разъяснения положений документов о закупке. Разъяснения могут быть выполнены как в письменной, так и в электронной форме.

14. Обеспечивает безопасность для конвертов или электронных документов, содержащих заявки на участие: сохранность, полные неприкосновенность и конфиденциальность, рассмотрение поступивших заявок только после вскрытия конвертов или предоставления доступа к документации в электронной форме.

15. Предоставляет возможность присутствия на вскрытии конвертов или открытии доступа к электронным документам всем участникам, подавшим заявки, или их официальным представителям.

16. Обеспечивает возможность ознакомления с информацией о предоставлении доступа в режиме реального времени.

17. Организует проведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам.

18. Обеспечивает хранение протоколов, составляемых в процессе проведения закупок, поданных заявок на участие, надлежащей документации по закупкам, а также всех изменений и разъяснений, аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, в течение сроков, установленных законодательством.

19. Привлекает к работе экспертные группы, экспертные организации.

20. Проводит согласование использования закрытых способов определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

21. Направляет в соответствующие органы надлежащую документацию для заключения контракта с единственным поставщиком в случае, когда процедура определения поставщика признана несостоявшейся.

22. Подготавливает обоснование нецелесообразности или невозможности применения других способов определения поставщика/подрядчика/исполнителя, кроме как закупка у единственного поставщика.

23. Подготавливает обоснование цены контракта и других значительных его пунктов при осуществлении закупки у единственного поставщика .

24. Заключает контракты.

25. Участников, уклоняющихся от заключения контракта, включает в реестр недобросовестных поставщиков.

Выполнение, изменение условий, расторжение контракта

При выполнении условий, из изменении, а также расторжении контракта в круг функциональных обязанностей контрактной службы входит:

    Обеспечение приемки поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая отдельные этапы контракта.

    Организация движения финансовых средств, направленных на оплату поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    Взаимодействие с поставщиком/подрядчиком/исполнителем при формировании изменений, расторжении контракта.

    Направление в адрес поставщика/подрядчика/исполнителя требования о выплате неустойки, наложенных штрафов, начисленных пени в случае невыполнении таковым обязательств по контракту, а также совершение других действий (в соответствии с правовыми нормами законодательства РФ) при допущении со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя нарушений условий контракта.

    Организация проведения экспертизы поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг с привлечением компетентных лиц - экспертов, экспертных организаций.

    Работа по созданию приемной комиссии в составе, минимум, пяти членов, целью которой будет приемка поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, результата исполнения отдельных этапов контракта.

    Подготовка документа (акта приемки) о результатах исполнения отдельных этапов контракта, а также документа о приемке продукции, выполненных работ, услуг.

    Размещение в единой информационной системе отчета, содержащего детальную информацию о выполнении условий контракта, а также его промежуточных этапов, соблюдении установленных сроков. В случае допущения нарушений, публикуется информация о таковых, а также о примененных к нарушителю санкциях. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы публикация осуществляется на официальном сайте zakupki.gov.ru. Исключение составляют сведения под грифом «государственная тайна».

    Занесение поставщиков/подрядчиков/исполнителей, нарушивших условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. Внесению в реестр подлежат все нарушители как те, с кем Заказчик отказался сотрудничать в одностороннем порядке, так и те, с кем контракт был расторгнут согласно решению судебной инстанции.

    Составление отчета об объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Публикация отчета в ЕИС.

Прочие полномочия контрактной службы, предусмотренные законодательством

Законом № 44-ФЗ предусматривается ряд иных полномочий, осуществляемых контрактной службой:

    Организация и проведение консультационных мероприятий для поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Участие в этих мероприятиях с целью мониторинга конкурентной среды, выявления лучших решений, в частности технологических, способствующих росту эффективности обеспечения государственных, муниципальных нужд.

    Организация общественных обсуждений закупок. Этот пункт обязательный. По его результатам впоследствии осуществляется подготовка и внесение изменений в план-график, документацию о закупке, в том числе проводится отмена закупки, если это требуется.

    Участие в утверждении требований, предъявляемых к отдельным продукции, работам, услугам, в том числе к их максимально возможным ценам. Размещение сведений об утвержденных требованиях в единой информационной системе.

    Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий Заказчика и/или его бездействия, в частности в рассмотрении дела об обжаловании определения поставщиков.

    Подготовка надлежащих материалов для осуществления работы по претензиям.

    Разработка проектов контрактов, в частности типовых.

    Разработка типовых условий контрактов Заказчика.

    Проверка банковских гарантий, поступивших как обеспечение по контракту, на их соответствие требованиям действующего законодательства.

    Доведение сведений об отказе о принятии банковских гарантий до лица, их предоставившего, с обязательным указанием основополагающих причин отказа.

    Организация движения финансовых средств, направленных на выплаты по банковским гарантиям.

    Организация возврата финансовых средств, внесенных как обеспечение исполнения заявок или контрактов.

В целях полной реализации перечисленных функций и полномочий, касающихся планирования, проведения закупок, заключения, изменения, расторжения контрактов, взаимодействия с поставщиками/подрядчиками/исполнителями, иных полномочий сотрудники контрактной службы обязаны строго соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, в частности следующие:

    Сведения, полученные в процессе осуществления определения поставщика/подрядчика/исполнителя не подлежат разглашению. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.

    Переговоры с участниками закупки запрещены вплоть до определения поставщика/подрядчика/исполнителя. Как исключительные расцениваются случаи, прямо предусмотренные правовыми нормами законодательства РФ.

    Привлечение к работе компетентных лиц, экспертов, экспертных организаций обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, в частности Законом № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы.

Функции и полномочия руководителя контрактной службы:

    Распределение обязанностей среди сотрудников службы.

    Представление на рассмотрение Заказчика кандидатур на должность сотрудника контрактной службы.

    Представление на рассмотрение Заказчика предложений об освобождении от должности сотрудника контрактной службы.

    Осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

На первый взгляд перечень функций руководителя контрактной службы невелик. Однако именно от правильного распределения обязанностей между сотрудниками, верного выбора кандидатур на ту или иную должность зависит, насколько эффективно будет функционировать служба. Столь пристальное внимание профессионализму руководящего состава уделено не напрасно. С 2016 года не имея высшего или дополнительного профильного (повышение квалификации, переподготовка, освоение специальной программы) образования в сфере закупок нельзя будет занимать пост руководителя контрактной службы.

Напомним, согласно пункту 3 Положения, контрактная служба создается в обязательном порядке, если годовой объем закупок (соответствующий плану-графику), бюджетного учреждения превышает 100 млн р. Если годовой объем закупок менее 100 млн р., службу можно не создавать, назначив контрактного управляющего, или создать, воспользовавшись правом это сделать.

Документ вступает в силу одновременно с Законом № 44-ФЗ 01 января 2014 г. Положение содержит правила, по которым должна функционировать контрактная служба, обозначает цели ее создания, регламентирует функции, полномочия контрактной службы. Для нескольких подпунктов Положения установлены другие сроки: подпункты 1-3 пункта 11, подпункт 1 пункта 13 вступят в силу 01 января 2015 г.

Подпункт 1 пункта 11 - функции и полномочия: планирование закупок. Вступит в силу 01 января 2015 г.

Подпункт 2 пункта 11 - функции и полномочия: организация консультационных мероприятий для поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Вступит в силу 01 января 2015 г.

Подпункт 3 пункта 11 - функции и полномочия: обоснование закупок. Вступит в силу 01 января 2015 г.

Подпункт 1 пункта 13 определяет функции контрактной службы при планировании закупок. Вступит в силу 01 января 2015 г.

Закон № 44-ФЗ, а также настоящее Положение не распространяются на:

    Международные организации, чья деятельность регламентируется международными договорами.

    Учреждения, обеспечивающие безопасность лиц, пользующихся государственной защитой согласно Закону № 119-ФЗ и Закону № 45-ФЗ.

Планирование закупок в рамках оборонных заказов не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ и настоящего Положения, а регламентируется Законом № 275-ФЗ.