Презентация перцептивная сторона общения. Перцептивная сторона делового общения. Восприятие в социальной психологии

Перцептивная сторона делового
общения
Лекция 2

План лекции
1. Феномен формирования первого впечатления о человеке
1.1. партнера при
первом знакомстве
1.2. Явление самоподачи. Понятие имиджа.
2. Механизмы межличностного восприятия
2.1. Идентификация и эмпатия
2.2. Аттракция
2.3. Рефлексия
2.4. Каузальная атрибуция
3. Эффекты межличностного восприятия
3.1. Эффект ореола
3.2. Эффект первичности или новизны
3.3. Эффект или явление стереотипизации
2

Ключевые понятия
Перцепция
Восприятие
Фактор превосходства
Фактор привлекательности
Фактор отношения к
3
наблюдателю
Самоподача
Имидж
Идентификация
Эмпатия
Рефлексия
Аттракция
Стереотипизация
Каузальная атрибуция
Эффект ореола
Эффект первичности
Эффект новизны

Основные понятия
Перцепция
процесс восприятия одним человеком другого
Восприятие
целостный образ другого человека, формируемый на
основе оценки его внешнего вида и поведения
4

Этапы процесса восприятия
Восприятие внешних признаков, формирование
образа другого человека (первое впечатление)
Выражение лица (мимика)
Способы выражения чувств (экспрессия)
Жесты и позы
Походка
Внешний вид (одежда, прическа)
Особенности голоса и речи
Соотнесение внешних признаков с личностными
характеристиками воспринимаемого индивида
Интерпретация поступков другого человека
5

Феномен формирования первого впечатления о человеке

1 вопрос
ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О
ЧЕЛОВЕКЕ

Факторы, обуславливающие ошибки первого
впечатления
Превосходство
Привлекательность
Отношение к нам
7
Неравенство партнеров в
какой-либо сфере
(социальной,
интеллектуальной,
физической и др.)
Общая эстетическая
выразительность человека
Хорошее или плохое
отношение к нам

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор превосходства
Человек, который превосходит
наблюдателя по какому-либо важному
параметру, оценивается им гораздо
выше и по остальным значимым
параметрам.
Если же мы имеем дело с человеком,
которого мы в чем-то превосходим, то
мы недооцениваем его
8

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор привлекательности
чем больше внешне
привлекателен для нас человек,
тем лучше он во всех
отношениях;
если же он непривлекателен, то
и остальные его качества
недооцениваются
9

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор отношения к
наблюдателю
людей, которые хорошо к
нам относятся или
разделяют какие-то важные
для нас идеи, мы склонны
позитивно оценивать и по
другим показателям
10

Основные понятия в процессе управления
восприятием партнера
Самоподача
способность живого объекта восприятия вмешиваться в
процесс формирования своего образа у собеседника
Имидж
(image – англ., образ) – целостное представление об
образе, которое остается в сознании людей, в их памяти
11

12
Причин поведения
Актуального
состояния
Отношения
Привлекательности
Превосходства
Виды самоподачи
Самоподача

Механизмы межличностного восприятия

2 вопрос
МЕХАНИЗМЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Механизмы межличностной перцепции
Познание и понимание людьми друг друга
14
– Идентификация
– Эмпатия
– Аттракция
– Стереотипизация
Познание самого себя в процессе общения
– Рефлексия
Прогнозирование поведения партнера по общению
– Каузальная атрибуция

Идентификация
Способ познания другого человека, при котором
15
предположение о его внутреннем состоянии строится
на основе попыток поставить себя на место партнера
по общению
Обозначает тот простой эмпирический факт, что
простейший способ понимания другого человека есть
уподобление себя ему
При идентификации человек как бы ставит себя на
место другого и определяет, как бы он действовал в
подобных ситуациях

Эмпатия
Понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы другого
человека
Эмоциональное сопереживание другому человеку,
способность эмоционально воспринять, проникнуть в
его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями
и чувствами
Основана на умении правильно представить себе, что
происходит в душе другого человека, что он
переживает, как оценивает окружающий мир
К. Роджерс (1902-1987): «Эмпатическое понимание умение войти внутрь личного мира значений другого
человека и увидеть правильно ли мое понимание».
16

Отличие эмпатии от идентификации
17
Эмпатия
Идентификация
если я проявляю
эмпатию к другому
человеку, я просто
понимаю его
чувства и линию
поведения, но
свою собственную
могу строить
совсем по-иному
человек полностью
отождествляет
себя с партнером
по общению и,
соответственно,
испытывает те же
чувства, что и он, и
ведет себя
подобно ему

Рефлексия
Осознание действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению
Предполагает попытку логически проанализировать
некие признаки и сделать определенный вывод о
другом человеке и его поступках (обобщение), а затем,
опираясь на это обобщение, делать частные выводы о
частных конкретных случаях взаимодействия
Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что
она есть в себе, через то, что она представляет собой
для других"
18

Рефлексивная структура диадического общения
(Дж.Холмс)
А
19
Джон, «каким его
сотворил Господь Бог»
Б
А1
Джон, каким он сам себя
видит
Б1
А2
Джон, каким его видит
Генри
Б2
А3
Джон, каким ему
представляется его образ
в сознании Генри
Б3

Аттракция
Взаимная привлекательность, форма познания другого
человека, основанная на формировании устойчивого
позитивного чувства к нему
Уровни аттракции
− Симпатия - эмоциональная положительная установка на
объект
− Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с
другим человеком
− Дружба
− Любовь
Факторы, влияющие на аттракцию:
− Сходство «Я-концепций» партнеров
− Функциональная дистанция – то, как часто люди
20
сталкиваются в повседневной жизни

Приемы формирования аттракции
Имя собственное
Зеркало отношения
(улыбка)
Золотые слова
(комплимент)
Терпеливый слушатель
21

Психологический механизм действия приема «Имя
собственное»
Обращение к партнеру по
имени
Внимание к личности
партнера
Утверждение человека как
личности
Удовлетворение потребности
утверждаться как личности
Образование положительных
эмоций
22

Психологический механизм действия приема «Зеркало
отношений»
Добрая улыбка, приятное
выражение лица
Сигнал «Я Ваш друг!»
Друг обеспечивает
защищенность
Удовлетворение
потребности в защите
Образование
положительных эмоций
23

Психологический механизм действия приема «Золотые
слова»
Образование
положительных
эмоций
Расположенность
к источнику этих
эмоций
Эффект
внушения
«Золотые
слова»
(комплимент)
24
Удовлетворение
потребности в
самосовершенствовании

Психологический механизм действия приема
«Терпеливый слушатель»
Предложение поговорить
Концентрация внимания на интересующей партнера проблеме
Установление визуального контакта
Стимулирование высказываний партнера
Активное выслушивание (эмоциональное подкрепление действий
партнера)
Удовлетворение потребности в самовыражении
Образование положительных эмоций
Расположенность к источнику этих эмоций
25

Этапы процесса познания
Эмоциональная оценка другого
Попытка понять строй его поступков
Основанная на этом стратегия изменения его поведения
Построение стратегии своего собственного поведения
26

Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина +
attribuo -придаю, наделяю, приписываю
Механизм интерпретации поступков и чувств другого
человека (стремление к выяснению причин поведения
субъекта)
Атрибуции - приписывание людьми причин поведения,
образцов поведения или каких-то более общих
характеристик
27

Трактовки источников поведения
Диспозиционные (внутренние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение причинами,
лежащими внутри индивидуума
Ситуативные (внешние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение сложившейся
ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной
и физической среды, которые заставляют человека
вести себя определенным образом
28

Схемы причинности
Личностная
атрибуция
Склонность
находить
виновника
случившегося,
приписывать
причины
происшедшего
конкретному
человеку
29
Обстоятельс
твенная
атрибуция
Склонность,
прежде всего,
винить
обстоятельства,
не утруждая
себя поисками
конкретного
виновника
Стимульная
атрибуция
Видит причину
случившегося
в предмете, на
который было
направлено
действие, или
в самом
пострадавшем

Классы причин, приводящие к отклонениям реальной
каузальной атрибуции от идеальных моделей
Информационные различия - заключаются в
различном владении информацией о действии -
деятель знает об «истории» действия больше, чем
наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы,
ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой
информации нет
Мотивационная предубежденность - различного
вида защитные функции (пристрастия, асимметрия
позитивных и негативных результатов, т.е. успех личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)
30

Ошибки атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции
− переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
− склонность людей при объяснении своего собственного
поведения приписывать причины преимущественно
требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении
чужого поведения - в основном внутренним условиям,
диспозициям
Ошибка «иллюзорных представлений»
− люди используют априорную информацию о причинных связях
Ошибка «ложного согласия»
− приписывание причин поведения всегда происходит с
эгоцентрической позиции, причем переоценивая его
обычность и распространенность
31

«эффекты» межличностного восприятия

3 вопрос
«ЭФФЕКТЫ»
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Эффекты восприятия людьми друг друга
Эффект «ореола»
− Информация, получаемая о человеке,
накладывается на образ, который уже был создан
заранее
Эффект «первичности»
− Информация, предъявленная ранее, получает
приоритет (для восприятия незнакомого человека)
Эффект «новизны»
− Последняя, наиболее новая информация
33
оказывается более значимой (для знакомого
человека)
Эффект (явление) стереотипизации

Явление стереотипизации
Стереотипизация - это восприятие партнера на
основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как
представителя определенной социальной группы
Понятие «стереотип» впервые было использовано
американским ученым Уолтером Липпманом и в
переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения
для наиболее часто повторяющихся ситуаций
Социальный стереотип - устойчивое представление о
каких-либо явлениях или людях, свойственное
представителям той или иной социальной группы
34

Классификация стереотипов
Этнические
Религиозные
Профессиональные
Идеологические
Возрастные
35

Приемы манипулирования социальными
стереотипами
Навешивание ярлыков
− человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог",
"популист", "бабник", "пьяница" и т.д.
«Блистательная неопределенность»
− «демократия», «права человека», «общечеловеческие
ценности», «в интересах закона» и т.д.
Апелляция к большинству
− «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне
единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...»,
«коллектив считает, что…» и т.д.
Перенос
36
− ссылка на авторитетную личность
Простонародность, или "свой парень»

идентификация с народом, подчиненными

Приобретенные знания
Знание факторов, приводящих к ошибкам первого
37
впечатления
Умение распознавать знаки во внешнем облике и манере
поведения другого человека, запускающие в действие
ошибки первого впечатления
Знание особенностей самоподачи и формирования
имиджа
Знание способов преодоления ошибок первого
впечатления
Знание механизмов межличностного восприятия
Знание эффектов межличностного восприятия

Вопросы для самопроверки
Назовите основные ошибки, возникающие при
38
формировании первого впечатления.
Какие знаки во внешнем облике и манере поведения
другого человека свидетельствуют о превосходстве?
Охарактеризуйте явление самоподачи и понятие
имиджа.
Какие существуют механизмы межличностного
восприятия?
В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной
атрибуции?
Охарактеризуйте наиболее известные эффекты
межличностного восприятия.

Рекомендуемая литература
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.
Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф.
В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и
спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.:
Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 280 с.
3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с
людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. –
224 с.
4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов /
А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Ковальчук А. С. Основы делового общения. – М.:Дашков и Ко,
2010. – 300 с.
39

Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для
личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с
любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также
использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается
только после получения письменного согласия авторов.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 1 ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Слайд 2: Понятие социальной перцепции

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 2 Понятие социальной перцепции Термин «социальная перцепция» введен Дж. Брунером в 1947 г. Понималась как социальная детерминация перцептивных процессов. В дальнейшем «социальная перцепция» – восприятие социальных объектов – других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Межличностное восприятие рассматривается как частный случай.

Слайд 3: Варианты социально-перцептивных процессов (1)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 3 Субъект Объект Член группы Группа Варианты социально-перцептивных процессов (1) Субъект восприятия: Индивид Индивид воспринимает другого индивида в своей группе; (2) Индивид воспринимает другого индивида в чужой группе; (3) Индивид воспринимает свою группу; (4) Индивид воспринимает чужую группу.

Слайд 4: Варианты социально-перцептивных процессов (2)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 4 Субъект Объект Член группы Группа Варианты социально-перцептивных процессов (2) Субъект восприятия: Группа Группа воспринимает своего собственного члена; (6) Группа воспринимает представителя другой группы; (7) Группа воспринимает себя; (8) Группа воспринимает другую группу.

Слайд 5: Социальное восприятие и социальное познание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 5 Социальное восприятие и социальное познание Процесс восприятия другого человека включает познавательные процессы. Роль познавательных процессов точнее отражает термин «познание другого». В широком смысле слова восприятие другого человека – это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков.

Слайд 6: Механизмы взаимопонимания: идентификация

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 6 Механизмы взаимопонимания: идентификация Идентификация – буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».

Слайд 7: Идентификация и эмпатия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 7 Общие черты Специфика Иденти-фикация умение поставить себя на место другого, «принять в расчет» поведение другого. субъект встает на позицию партнера и действует исходя из нее. Эмпатия отождествление не обязательно; другой человек понимается и принимается, но действие может быть осуществлено по своему. Идентификация и эмпатия

Слайд 8: Механизмы взаимопонимания: рефлексия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 8 Механизмы взаимопонимания: рефлексия Социально-психологическая рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Слайд 9: Рефлексивная структура диадического общения

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 9 Рефлексивная структура диадического общения Успех общения максимален при минимальном разрыве: А – A’ – A” и Б – Б ’ – Б ” (Дж. Холмс). А Джон, «каким его сотворил Господь Бог» А ’ Джон, каким он сам себя видит А ’’ Джон, каким его видит Генри А ’’’ Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри Б Б ’ Б ’’ Б ’’’

10

Слайд 10: Атрибутивные процессы

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 10 Атрибутивные процессы Атрибуции – приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик. Каузальная атрибуция – приписывание причин. Исследования направлены на изучение попыток « человека с улицы » понять причину и следствия своего и чужого поведения (Г. Келли).

11

Слайд 11: Фундаментальная ошибка атрибуции (1)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 11 Фундаментальная ошибка атрибуции (1) Три типа атрибуции (Г. Келли) Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. Личностная (причина приписывается совершающему поступок); Объектная (причина приписывается объекту, на который направлено действие); Обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

12

Слайд 12: Проявления фундаментальной ошибки атрибуции

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 12 Проявления фундаментальной ошибки атрибуции Проблема « наблюдатель-участник ». Фундаментальная ошибка больше присуща наблюдателю. Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник – обстоятельственную. Особенности приписывания причин при успехе и неудаче: участник «винит» в неудаче обстоятельства, а наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего исполнителя. Для успеха – наоборот. 5+

13

Слайд 13: Эффекты восприятия людьми друг друга

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 13 Эффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее. Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека). Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека). Эффекты восприятия людьми друг друга

14

Слайд 14: Стереотипизация в межличностном познании

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 14 Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Следствия: Упрощение процесса познания, заменяет образ другого неким «штампом», но необходим; Может произойти сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия. В этом случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждений. Стереотипизация в межличностном познании

15

Слайд 15: Межличностная аттракция

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 15 Аттракция – буквально «привлечение». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека, и продукт этого процесса (т.е. некоторое качество отношения). Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Межличностная аттракция Область исследований, связанных с выявлением эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку.

16

Слайд 16: Точность межличностного восприятия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 16 Точность межличностного восприятия Для оценки «точности» межличностного восприятия впечатление, полученное о другом человеке, требуется сопоставить с некоторым «эталоном». Источниками сравнения могут быть: Тесты; Экспертная оценка; Самооценка и обратная связь. Другая возможность: исследование всей совокупности «помех», изучение перцептивных способностей субъекта восприятия.

17

Последний слайд презентации: ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения: Социально-психологический тренинг

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 17 Социально-психологический тренинг Социально-психологический тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы направлены на повышение точности восприятия.

Стороны общения

Перцептивная сторона общения

Этот шаблон можно использовать как начальный файл для представления учебных материалов группе слушателей.

Разделы

Для добавления разделов щелкните слайд правой кнопкой мыши. Разделы позволяют упорядочить слайды и организовать совместную работу нескольких авторов.

Заметки

Используйте раздел заметок для размещения заметок докладчика или дополнительных сведений для аудитории. Во время воспроизведения презентации эти заметки отображаются в представлении презентации.

Обращайте внимание на размер шрифта (важно обеспечить различимость при ослабленном зрении, видеосъемке и чтении с экрана)

Сочетаемые цвета

Обратите особое внимание на графики, диаграммы и надписи.

Учтите, что печать будет выполняться в черно-белом режиме или в оттенках серого. Выполните пробную печать, чтобы убедиться в сохранении разницы между цветами при печати в черно-белом режиме или в оттенках серого.

Диаграммы, таблицы и графики

Не усложняйте восприятие: по возможности используйте согласованные, простые стили и цвета.

Снабдите все диаграммы и таблицы подписями.

Слайды 2-7 повторение

Виды общения

Общение классифицируется по

  • содержанию,
  • це­лям,
  • средствам,
  • функциям,
  • видам
  • формам.

Дайте краткий обзор презентации. Опишите главную суть презентации и обоснуйте ее важность.

Представьте каждую из основных тем.

Чтобы предоставить слушателям ориентир, можно можете повторять этот обзорный слайд в ходе презентации, выделяя тему, которая будет обсуждаться далее.

Формы общения

Непосредственное общение

опосредованное общение,

  • и т.д.).
  • является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью ор­ганов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.).
  • связанное с использо­ванием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение

Косвенное общение

  • к
  • - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе».
  • предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Это другой параметр для обзорных слайдов, использующих переходы.

Виды общения

1. «Контакт масок».

В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, по­этому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение.

Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или не­нужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним актив­но вступают в контакт, если не нужен, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение.

При таком общении вместо по­нимания личности собеседника обходятся знанием его социаль­ной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому про­давцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

4. Деловое общение.

В этом виде общения учитываются особен­ности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение.

Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.

Виды общения

Вербальное это способ речевого воздействия, осуществляемый с помощью слов

  • Используются языковые средства для выражения мысли, само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия
  • Используются языковые средства для выражения мысли,
  • само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия

Невербальное - бессловесное

  • Элементы невербального общения.
  • оптико–кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика – позы); проксемика (пространственное и временное расположение); экстралингвистическая система (включение в речь пауз, плача, смеха и т.п); паралингвистическая система (качества голоса, его диапазон, тон и т.п.); язык взглядов (контакт глаз); телесные контакты; ольфакторная система (различение запахов).
  • оптико–кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика – позы);
  • проксемика (пространственное и временное расположение);
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, плача, смеха и т.п);
  • паралингвистическая система (качества голоса, его диапазон, тон и т.п.);
  • язык взглядов (контакт глаз);
  • телесные контакты;
  • ольфакторная система (различение запахов).

Неречевые реакции

произвольные

Осознаваемые

непроизвольные

Неосознаваемые

Позы, движения, жесты, улыбки, взгляд, интонации.

Осознаваемые

Привычные действия: движения (закуривание, дергание ногой и т.д.), жесты, позы, выбор дистанции.

Неосознаваемые

Покраснение лица, испарина, учащение пульса.

Расширение зрачков в ответ на зрительный стимул возбуждающего содержания.


Структура об­щения

Коммуникативная сторона,

2) Интерактивная сторона,

3) перцептивная,

  • которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и при­еме знаний, мнений, чувств;
  • заключающейся в организации межличност­ного взаимодействия, т.е. когда участники общения обменивают­ся не только знаниями, идеями, но и действиями;
  • которая проявляется через восприятие, пони­мание и оценку людьми друг друга.

Проблемный вопрос

  • К какой стороне общения относится ПОНИМАНИЕ в процессе общения

Роль восприятия в процессе общения


  • восприятие через соотнесение своей личности с другими;
  • восприятие через предположение как меня воспринимают другие люди;
  • восприятие через соотнесение результатов деятельности;
  • восприятие на основе наблюдения собственных состояний;
  • непосредственное восприятие внешнего облика.

Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека:

Это другой параметр для обзорного слайда.


Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

  • 1) понимания себя;
  • 2) понимания другого;
  • 3) понимания другим.

Какие способности приобретут слушатели по завершении обучения? Коротко опишите каждую цель и полезность данной презентации для слушателей.


На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы

Факторы превосходства

  • Внешний вид
  • Внешний вид
  • Цена Силуэт одежды Цвет одежды Манера поведения
  • Цена Силуэт одежды Цвет одежды
  • Силуэт одежды
  • Цвет одежды
  • Манера поведения

Фактор привлекательности

  • Приближение к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим

Отношение к нам со стороны окружающих

  • Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение

Типичные искажения восприятия

  • Эффект ореола
  • Эффект проекции
  • Эффект упреждения или первичности и новизны

Психологические механизмы восприятия

  • Идентификация
  • Эмпатия
  • Аттракция
  • Рефлексия
  • Каузальная атрибуция
  • Стериотипизация

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять)

  • - это упо­добление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, не­обходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоя­щему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «По­бывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окру­жающим «включить» их механизм идентификации. Данный меха­низм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Добавьте слайды в раздел по каждой теме, включая слайды с таблицами, диаграммами и изображениями.

Образцы макетов таблицы, диаграммы, изображения и видео см. в следующем разделе.


Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) эмоциональ­ный отклик, вчувствование, сопереживание.

  • Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри чело­века, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобрете­нием жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.
  • Высшей формой эмпатии является действенная, характеризу­ющая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать)

  • пред­ставляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального от­ношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Рефлексия (от лат. reflexi - обращение назад)

  • это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способ­ности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональ­ные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное уд­воение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении уча­ствуют уже не двое, а как бы шесть человек: «Я», каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению.

Каузаль­ная атрибуция (от лат. causa atribuo - причина и придаю, наде­ляю)

  • Припи­сывание причин поведения другому человеку
  • Исследования показывают, что у каждого человека есть при­вычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедше­го конкретному человеку, но не себе. Например: получил «неуд» на экзамене - виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции . Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привык­ли к обстоятельственной атрибуции . Например: опоздал на заня­тия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию , т.е. причина заложена в предмете. Напри­мер: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом «пострадавшем». Например: отчислили из учебного заведения - сам виноват.
  • Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней ат­рибуцией.

Стереотипизация (от греч. stereos typos - твердый и отпечаток).

  • Стереотип - это устойчивый образ какого-либо явления или че­ловека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, ки­нофильмов. Так, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложен­ными в наше сознание родителями.
  • Этнические, профессиональные, зависит от настроения

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

  • Чем пахнет слово «участвовать»?
  • Каково на ощупь число «семь»?
  • Какой вкус у голубого цвета?
  • Как выглядит идея свободы?
  • Какая форма у вторника?
  • Каков вкус радости?


Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.


Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Психологи обнаружили несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Построение образа партнера по этим схемам приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.


Схема восприятия срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. При ошибках неравенства схема восприятия такова: При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.


Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.


Схема «отношения к нам»: Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.


Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, создаваемый при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.


В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении. В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.


Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.


В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор.


Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в пространство") когда мысль полностью сформулирована - на собеседника когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - он смотрит на него только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. слушающий больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.


Однако… При определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.


Походка также является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Походка строго индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Оказывается, самая "тяжелая" походка - в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив, то он "летит ", у него более частые и легкие шаги.


Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия.


Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении.


От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.


Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. У каждого свои представления о причине опоздания. Первый приятель видит ее в обстоятельствах, второй- в особенности личности опаздывающего, третий видит причину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.


Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием. Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.


Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.


Для того чтобы быть Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Очень важно, чтобы эти факторы были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены.


Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других.


Правило самоподачи привлекательности очень простое: Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.


Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.


Главное в вербальных приемах - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Главное в вербальных приемах - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто такие же приемы мы используем в ситуациях обыденного общения.


Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику. Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.


Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку. Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.


Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными и средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными и средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.


Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Поэтому она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Поэтому она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.