Национальный режим и преференции в госзакупках. Аналитика аналитические обзоры Закон о преференции по 44 фз

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь.

Преференции российскому производителю по 44 фз

Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

— конкурсе;

— аукционе;

— запросе котировок;

— запросе предложений.

— конкурсных заявок;

— заявок на запрос котировок;

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п.

Национальный режим и преференции в госзакупках

7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

— инвалидов (ОИ);

— аукционов;

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект , с учетом особенностей именно Вашей организации

Читайте также:

С 1 июля все госзакупки перейдут в электронную форму


На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44-ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

Вст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

— конкурсе;

— аукционе;

— запросе котировок;

— запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

— конкурсных заявок;

— заявок на запрос котировок;

— окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст.

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

— уголовно-исполнительной системы (УИС);

— инвалидов (ОИ);

— малого предпринимательства (СМП);

— социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственнымпостановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63). Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

— конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;

— аукционов;

— запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

Преференция - что это значит по 44 ФЗ и в каких случаях она применяется? Разберемся подробнее, кто может получить преимущества при проведении торгов.

В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

Более подробная информация представлена в таблице.

Учреждения и предприятия УИС
(ст. 28 Закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов
(ст. 29 Закона №44-ФЗ)
СМП и СОНКО
(ст. 30 Закона №44-ФЗ)
Суть
преференции

Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК. Вариант 1. В закупке участвуют только
СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о
привлечении соисполнителей,
субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ).
Когда заказчик
обязан
предоставить
преимущества
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
перечень, утвержденный
постановлением Правительства РФ
от 14.07.2014 № 649.

Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
1) услуг по предоставлению кредитов;
2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Способ закупки
единственного поставщика.
Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика.
Вариант 1. Все способы закупки, кроме
закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Вариант 2. Все способы закупки.

Преимущества отечественному проиводителю

Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

  • при проведении конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
  • при проведении аукциона стандартным для этой процедуры путем определяется победитель.

    Национальный режим и преференции в госзакупках

    Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

Подробно об этом мы писали в статье о преференциях.

Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования.

Преференции по 44-ФЗ что это такое

К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44-ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

— конкурсе;

— аукционе;

— запросе котировок;

— запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

— конкурсных заявок;

— заявок на запрос котировок;

— окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене.

В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

— уголовно-исполнительной системы (УИС);

— инвалидов (ОИ);

— малого предпринимательства (СМП);

— социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63). Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

— конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;

— аукционов;

— запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст.

Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-ФЗ

30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Сфера применения приоритета

Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

    товарам российского происхождения;

    работам, выполняемым российскими лицами;

    услугам, оказываемым российскими лицами, -

перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ .

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

    в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

    в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке .

Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте . Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

    при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный "шаг": если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

    при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

Критерий

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ .

ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

Подпункт "е" пункта 5 Постановления.

Подпункт "б" пункта 5 Постановления.

Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.

Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

  • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
  • порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
  • порядок контроля выполнения договорных условий;
  • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

  • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
  • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
  • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
  • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

Порядок предоставления преференций

Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.

В частности:

  • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
  • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
  • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
  • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:

  • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
  • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

Как воспользоваться льготами

Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

  • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
  • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
  • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

Преимущества по Закону N 44-ФЗ предоставляют организациям инвалидов, учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС), субъектам малого предпринимательства (СМП), социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), а также участникам, предложившим товары из ЕАЭС. Преимущества нужно предоставить только при конкурентных закупках. Если покупаете у единственного поставщика, их устанавливать не надо. Чтобы предоставить преференции, увеличьте цену участника при заключении контракта или уменьшите ее для оценки заявок.

При закупках у СМП и СОНКО нужно ограничить участие в этой закупке или обязать привлечь СМП и СОНКО на субподряд. Все преференции вы обязаны указать в плане-графике, извещении и документации о закупке. В противном случае вас оштрафуют на 3 тыс. руб.

Какие преференции предусмотрены при закупках по Закону N 44-ФЗ

Преференции зависят от того, каким участникам они предоставляются.

Так, если вы заключаете контракт с организацией инвалидов или учреждением (предприятиям) УИС, нужно увеличить предложенную ими цену на величину до 15% (ч. 4 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ).

На закупки у СМП и СОНКО вы должны потратить минимум 15% своего СГОЗ (ч. 4 ст. 27, ч. 1, 3, 5 ).

А при закупке товаров из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии вы должны снизить цену товара на 15%, чтобы повысить рейтинг заявки участника на конкурс, котировку или .

Если вы закупаете эти же товары путем электронного аукциона и они не из ЕАЭС, то вам нужно снизить цену победителя на 15%.

На это указано в ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4 - 7 Приказа N 155.

Как предоставить преимущества организациям инвалидов при закупках

Преимущества организациям инвалидов вы обязаны предоставить, если закупаете товар из Перечня N 341. Это относится только к конкурентным закупкам. Если покупаете у единственного поставщика, преимуществ устанавливать не нужно.

Особо обратите внимание на то, как формировать объект закупки. Включать в один лот можно только товар из Перечня N 341 (п. 5(1) Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

Чтобы предоставить преимущества, укажите информацию о них в плане-графике, извещении и документации. Оцените заявку организации, которая претендует на преференции, и заключите контракт.

Как указать информацию о преимуществах в плане-графике

Укажите в столбце 25 плана-графика, что при закупке вы предоставляете преимущества инвалидам. Достаточно просто указать «да».

В электронной версии плана-графика в ЕИС нужно поставить отметку в подблоке «Преимущества, предоставляемые участникам закупки в соответствии со ст. ст. 28 и ».

Обратите внимание, что если НМЦК конкурса или аукциона более 20 млн руб., то в плане-графике (графа 20) установите обеспечение заявки не более 2% (ч. 17 Закона N 44-ФЗ ).

Как включить сведения о преимуществах в извещение и документацию

Вам нужно указать в извещении и (или) документации (ч. 2 ст. 28, ):

  • на сколько процентов вы поднимете цену, если победит организация инвалидов.

Такой позиции придерживаются Минэкономразвития России и Минфин России. Вы можете установить меньше 15%, но приготовьтесь отстаивать это в контрольном органе или судах по такое и поддерживает. Например, заказчик установил 1%, и контрольный орган признал это допустимым (Решение Краснодарского УФАС России от 31.07.2018 по делу N ЭА-1245/2018);

Пример формулировки преимуществ для инвалидов в документации

Преимущества предоставляются организациям инвалидов в размере 15% от предложенной цены, но не выше . Преимущества предоставляются следующим организациям ():

  • общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
  • организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
  • требование о том, что участник должен предоставить в заявке заявление в свободной форме о его соответствии (п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Пример формулировки требования и формы заявления

Для подтверждения права на преимущества в соответствии участник должен представить заявление в произвольной форме о своем соответствии критериям, установленным в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Заявление можно предоставить по форме:

(для организаций инвалидов)

Заявление

о соответствии критериям, установленным

ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ

___________________________________________________________________ (полное наименование участника закупки)

в лице

__________________________________________________________должность, Ф.И.О. руководителя, уполномоченного лица)

Заявляем о нашем соответствии критериям, установленным , а именно (выбрать п. 1 или п. 2) о том, что являемся:

  • общероссийской общественной организацией инвалидов, состоящей не менее чем на 80% из инвалидов и (или) их законных представителей;

  • организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

Если вы не укажете информацию в извещении и документации о закупках, вам грозит штраф 3 тыс. руб. (Решение Краснодарского УФАС России от 22.11.2016 по делу N ЭА-1793/2016).

Как рассмотреть заявки организаций инвалидов

Прежде всего убедитесь, что организация общероссийская.

Проверьте регионы ее деятельности и ее учредителей по выписке из ЕГРЮЛ или уставным документам.

Если вам предоставила заявку региональная (местная) организация, то не спешите ее отклонять. Она может оказаться структурным подразделением всероссийской организации инвалидов.

Чтобы это проверить, посмотрите в уставе или выписке из ЕГРЮЛ, кто учредитель. Это должна быть всероссийская организация инвалидов. Также посмотрите устав всероссийской организации - учредителя. В нем должно быть установлено право создавать свои региональные (местные) отделения или представительства.

Такая структура, например, у Всероссийского общества слепых, Всероссийского объединения инвалидов, Всероссийского общества глухих и т.п. (Решение Сахалинского УФАС России от 05.06.2018 по делу N 195/18, Решение Новосибирского УФАС России от 01.03.2017 по делу N 08-01-4).

Если участник не является общероссийской организацией или не соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, заявку нужно отклонить. В противном случае каждому члену комиссии грозит штраф до 30 тыс. руб. (Письмо ФАС России от 28.03.2018 N ИА/21098/18).

Как заключить контракт с организацией инвалидов

Если победителем стала организация инвалидов, то при заключении контракта вы должны по ее требованию увеличить цену на размер преимущества, но не более НМЦК (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4, 5 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

Пример расчета цены контракта с учетом преимуществ

Заказчик при закупке офисной мебели в извещении о установил: НМЦК - 400 тыс. руб., преимущество для организаций инвалидов - 15% к предложенной цене контракта, но не более НМЦК.

Цена контракта, предложенная победителем - организацией инвалидов, - 370 тыс. руб.

При увеличении на 15% получается 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%), что больше НМЦК.

Контракт можно заключить по цене, равной НМЦК - 400 тыс. руб.

Победитель должен предоставить вам требование об увеличении цены до заключения контракта. Форма при этом значения не имеет.

В остальном вы заключаете контракт так же, как и с обычным участником.

Если победитель уклонился, то заключите контракт со вторым участником в таком же порядке (п. п. 6, 7 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС

Предоставьте преимущества учреждениям и предприятиям УИС, если закупаете товар из Перечня N 649.

При сравнении товаров, которые вы закупаете, с товаром из Перечня руководствуйтесь прежде всего наименованием, а не кодом ОКПД2 (Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878). Например, в Перечне код 10.51.52.120 - это сметана, а в Классификаторе - это код ацидофилина. Установить преимущество нужно при закупке сметаны.

Обратите внимание: хотя вы и не обязаны формировать закупку только из товаров в этом перечне, лучше все же закупать их отдельно от других товаров. Иначе вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3549, Решение Карельского УФАС России от 20.01.2017, Решение Челябинского УФАС России от 09.08.2016 по делу N 156СО-ВП/2016, Постановление Мордовского УФАС России от 22.10.2015 по делу N 370).

Чтобы предоставить преимущество:

  • включите в извещение и документацию, что учреждениям (предприятиям) УИС предоставлено преимущество до 15% к предложенной цене, но не более НМЦК.

Также укажите, что участник, который претендует на преимущество, должен в заявке предоставить требование в произвольной форме (п. 2 Постановления N 649);

  • рассмотрите заявки.

К организациям УИС относятся: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации (ст. ст. 5, 19 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС, посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах;

  • при заключении контракта с такой организацией увеличьте предложенную ею цену на 15%, но не более чем НМЦК. Если победитель уклонился, а второй участник - тоже предприятие УИС, то заключите контракт с учетом преимуществ (п. п. 3, 4 Постановления N 649).