Временное декларирование товаров. Временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров тс. Вывоз товаров иностранным физическим лицом

1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

2. После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, который не может превышать три месяца со дня окончания периода поставки, указанного в пункте 3 настоящей статьи, а также срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. По мотивированному запросу декларанта с разрешения таможенного органа срок подачи полной таможенной декларации может быть продлен. Предельный срок подачи полной таможенной декларации не может превышать два месяца со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации последней партии товаров.

3. Период, в течение которого предполагается отгружать для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации (период поставки), определяется декларантом и не может превышать три месяца. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, период поставки не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода. Для целей применения настоящей статьи днем начала периода поставки товаров считается день принятия перевозчиком (первым перевозчиком при осуществлении перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство) товаров для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Принятие перевозчиком товаров может быть подтверждено коносаментом, приемосдаточным актом либо другим документом, обычно используемым при принятии перевозчиком товаров к перевозке данным видом транспорта, который содержит сведения о количестве поставленных товаров.

4. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.

5. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации.

Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.

Если товары, заявленные в одной временной таможенной декларации, вывозятся частями, днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие каждой части товаров, заявленных во временной таможенной декларации и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Порядок проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров, а также порядок и сроки предоставления декларанту сведений об указанных отметках устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются статьями 312 и 314 настоящего Кодекса.

7. Если по истечении восьми месяцев, а в отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, по истечении шести месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем на один месяц.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 138 Таможенного кодекса Главы 14 «Периодическое временное декларирование российских товаров». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 138 Таможенного кодекса устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

Перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, зависит от условий экспортного контракта на поставку товаров. Но в любом случае налогоплательщику нужно подать в налоговый орган . Согласно Закону о таможенном регулировании (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") могут быть составлены как минимум два вида таможенных деклараций (в зависимости от ситуации) - полная или временная. Налоговый кодекс для целей подтверждения нулевой ставки по НДС не отдает предпочтения ни одной из них. Чего нельзя сказать о чиновниках Минфина, которые высказались на этот счет весьма категорично.

О таможенных декларациях

Таможенная декларация - это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (пп. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС). В настоящее время применяется форма декларации, которая утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Решение Комиссии ТС N 257).
Особенности и основания представления таможенному органу таможенных деклараций установлены положениями ТК ТС и Законом о таможенном регулировании. Как гласит ст. 181 ТК ТС, при (включая процедуру экспорта) таможенному органу представляется декларация на товары, в которой отражается информация о:

Товаре (в частности, наименование, код товара по ТН ВЭД, количество в килограммах (вес брутто и нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и пр.);

Таможенных платежах (ставки таможенных пошлин (налогов, сборов), применение льгот по уплате таможенных платежей, суммы исчисленных таможенных пошлин (налогов, таможенных сборов));

Внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

Соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;

Документах, представляемых при таможенном декларировании товаров.

При этом в ТК ТС не уточняется конкретный вид представляемой таможенному органу декларации.

Тогда как Законом о таможенном регулировании при декларировании товаров (в зависимости от ситуации) предусмотрена подача декларантом нескольких видов деклараций (в частности, полной, неполной, временной и периодической).

Согласно ст. 214 Закона о таможенном регулировании временная таможенная декларация оформляется при вывозе из РФ товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости.

Во временной декларации на товары допускается отражение информации (сведений) исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается (п. 6 ст. 214 Закона о таможенном регулировании).

Помимо этого, в рассматриваемой статье установлен порядок ее составления и представления в таможенный орган, а также замены ее на полную декларацию. Так, согласно п. 5 после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Этим же пунктом установлен предельный срок, в который нужно уложиться декларанту:

Не более восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары - в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения;

Не более шести месяцев - для товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.

Итак, таможенным законодательством в зависимости от конкретной ситуации предусмотрено составление и представление таможенному органу декларантом, экспортирующим товары за пределы таможенной территории Таможенного союза, таможенных деклараций нескольких видов.

Справка. Во исполнение требований Таможенного кодекса (утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) были разработаны и утверждены Приказами ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 03.08.2006 N 724 форма грузовой таможенной декларации (ГТД) и Инструкция по ее заполнению. С 1 января 2011 г. для таможенного оформления экспортируемых товаров применяется иной документ - декларация на товары (ДТ), форма которой вместе с Инструкцией по ее заполнению утверждена Решением Комиссии ТС N 257. Но, судя по Письму ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798, контролирующие органы, очевидно, пока не готовы отказаться от прежней терминологии.

Налоговый кодекс о таможенной декларации

Налоговые нормы, посвященные экспортным операциям, столь подробной информации не содержат.

Так, налогообложение при реализации товаров, фактически вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС нужно представить в инспекцию документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Среди них названа таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

К сведению. В целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы вправе запрашивать эти сведения в таможенных органах РФ, которые производили таможенное оформление экспорта товаров (Письма ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20900@, ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.07.2010 N ШС-37-3/7188@), Соглашение о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1).

ФНС России в Письме от 19.12.2011 N ЕД-4-3/21614@ констатирует: иных требований к таможенной декларации, представляемой в налоговый орган при указанной реализации товаров, положения ст. 165 НК РФ не содержат.

Другими словами, Налоговый кодекс не уточняет, какая именно таможенная декларация должна быть представлена налогоплательщиком в составе документов, подтверждающих правомерное применение налоговой ставки 0% по НДС. Кстати, о том, какими именно должны быть отметки на таможенной декларации, в налоговых нормах также не говорится ни слова, просто констатируется, что они должны быть в наличии (далее об этом поговорим подробно).

С учетом неопределенности формулировок норм закона мнения уполномоченного органа и арбитров относительно того, при подаче какой таможенной декларации - временной или полной налогоплательщик надлежаще исполняет требование Налогового кодекса о подтверждении права применять ставку 0% по НДС в отношении экспортной поставки товаров, разделились.

К сведению. При экспорте товаров через границу РФ с государством - членом Таможенного союза вместо таможенных деклараций может быть представлен реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Реестры таможенных деклараций представляются в порядке, определяемом Минфином по согласованию с ФТС.
Утверждение Минфином формы реестров или перечня сведений, отражаемых в этих реестрах, Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-08/308).
ФНС России считает, что реестр таможенных деклараций должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения ставки 0% по НДС по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерного применения указанной ставки налога (Письмо от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

Минфин: полная декларация и... "никаких гвоздей"

В Письме от 20.08.2013 N 03-07-08/33977 финансисты мотивировали свой вывод так. Во временной декларации в силу ст. 214 ТК ТС (полагаем, в Письме допущена опечатка и здесь речь идет об аналогичной статье Закона о таможенном регулировании) отражаются неточные сведения о таможенной стоимости экспортируемых товаров. Лишь в полной таможенной декларации могут быть даны сведения в полном объеме.

Схожую точку зрения Минфин России (со ссылкой на ст. 138 Таможенного кодекса РФ, утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) высказывал и ранее в Письме от 11.08.2009 N 03-07-08/181, в котором рассматривался вопрос об отсутствии оснований для представления временной таможенной декларации в целях подтверждения правомерности применения ставки 0% по НДС в отношении фактически реализованных топлива и ГСМ в таможенном режиме перемещения припасов.

Логика чиновников финансового ведомства проста. Право на применение налоговых вычетов в связи с реализацией товаров на экспорт у налогоплательщика возникает в том налоговом периоде, в котором он подтвердил право на применение налоговой ставки 0% (п. 3 ст. 172 НК РФ). А оформление полной таможенной декларации как единственно возможного варианта подтверждения факта экспорта требует определенного времени, значит, и вычетом экспортер сможет воспользоваться только в следующих налоговых периодах.

Налоговые инспекторы, судя по наличию судебных решений по этому поводу, зачастую разделяют мнение Минфина. Чего нельзя сказать об арбитрах, которые нередко при рассмотрении подобных споров встают на сторону налогоплательщиков.

Арбитры: временная декларация - почему бы и нет!

Классическим примером положительного судебного решения является Постановление ФАС СКО от 17.06.2009 N А32-366/2009-26/18. В нем арбитры пришли к следующему выводу. Таможенное законодательство допускает применение временной таможенной декларации наряду с полной таможенной декларацией для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории РФ. А налоговое законодательство не запрещает представление налогоплательщиком временной таможенной декларации или ее копии для целей реализации права на применение налоговой ставки 0%. Главное, чтобы на основании этих деклараций можно было получить информацию о товаре, разрешении его выпуска и факте вывоза за пределы таможенной территории РФ, грузоотправителе и грузополучателе, фактическом количестве вывезенных товаров и дате их вывоза.

Схожее мнение высказал ФАС ЗСО в Постановлении от 06.06.2011 N А27-10918/2010. В ст. 165 НК РФ отсутствует указание на представление только временной или только полной таможенной декларации. Поэтому арбитражные суды правильно исходили из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных таможенных декларациях, и сделали обоснованный вывод о том, что общество по указанному контракту представило полный пакет документов в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ, в связи с чем подтвердило свое право на применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС за IV квартал 2009 г.

Действительно, количество и стоимость вывозимого на экспорт товара могут быть подтверждены иными сопроводительными документами, например контрактом с зарубежным партнером, банковской выпиской, накладными и прочими документами, которые во исполнение требований ст. 165 НК РФ должны быть представлены в налоговую инспекцию. Поэтому налогоплательщик, имея в наличии перечисленные документы, для подтверждения ставки 0% по НДС может подать в налоговую инспекцию временную таможенную декларацию.

Вместе с тем имеющаяся арбитражная практика свидетельствует как о возможности спора с контролерами в такой ситуации, так и о большой вероятности его положительного исхода для налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС СКО от 29.03.2010 N А32-7360/2009, ФАС МО от 04.02.2008 N КА-А40/13923-07).

Отметки на декларации - еще один повод для разногласий

В пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ говорится об обязательном наличии на таможенной декларации отметок таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта. Сама формулировка налоговой нормы указывает на то, что таких отметок должно быть несколько (то есть явно больше, чем одна). Однако, сколько и какими именно должны быть данные отметки, не уточняется. Чтобы выяснить этот момент, обратимся к профильным нормативным актам.

В соответствии с п. 4 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза (если иной порядок не установлен Решением Комиссии ТС). Выпуск осуществляется путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на таможенной декларации и (или) транспортных (перевозочных) документах, а также внесения сведений в информационные системы таможенного органа.

Согласно пп. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Утверждена Решением Комиссии ТС N 257) в графе "С" основного и добавочного листов декларации под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, - "выпуск разрешен" или "отказано в выпуске", которые заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.

После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "товар вывезен" (с помощью штампа либо в виде записи) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет отметку личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза. Об этом сказано в п. 15 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ) (Утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327).

Таким образом, на таможенной декларации, представляемой в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, в обязательном порядке должны быть проставлены две отметки - "выпуск разрешен" и "товар вывезен". Кроме того, она должна содержать подписи должностных лиц и оттиски их личных печатей. Причем все указанные реквизиты должны быть легко читаемы. В противном случае вероятны претензии со стороны налоговых инспекторов по поводу применения ставки 0% по НДС в отношении экспортной операции.

К сведению. На основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (например, в случае экспорта на Украину через территорию Республики Беларусь), в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Поэтому при реализации товаров на экспорт в третьи страны через территорию стран - участников Таможенного союза для подтверждения обоснованности применения названной ставки отметка пограничных таможенных органов этих стран на таможенных декларациях (их копиях) и копиях транспортных и товаросопроводительных документов не требуется (Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/257). Иными словами, в этом случае на таможенной декларации достаточно одной отметки - "вывоз разрешен".

Правоприменительная практика по обозначенной проблеме довольно разнообразна и, надо признать, противоречива. Что, полагаем, отчасти объясняется тем, что арбитры при принятии решения исходят из характерных особенностей, присущих каждой конкретной ситуации, а также имеющихся в деле подтверждающих документов. Здесь уместно добавить, что огрехи, допущенные в оформлении таможенных деклараций (в части оттисков, печатей и подписей), не оказываются фатальными, если налогоплательщик докажет факт вывоза товаров на экспорт другими оправдательными документами (как это было сделано, например, в Постановлении ФАС МО от 10.06.2010 N КА-А40/5623-10).

Однако хотелось бы обратить внимание читателей на другое решение судей этого округа, которое лишний раз убеждает нас в том, что претензии контролеров, которые они предъявляют налогоплательщикам, зачастую притянуты за уши. В чем же смысл подобного упорства налоговиков, если судебный спор будет заведомо проигран? Рассчитывают они здесь, видимо, только на то, что искать помощи в судебных инстанциях в силу известных недостатков судебной системы еще пока не очень принято. Поэтому в суд идут единицы.

Но вернемся к судебному акту. Речь идет о Постановлении ФАС МО от 12.05.2011 N КА-А40/3872-11. Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ было получено право на периодическое временное декларирование товаров на Домодедовской таможне. Поэтому он до 5-го числа каждого месяца подавал временную декларацию на товары, которые предполагал вывезти в течение данного месяца. Далее налогоплательщик в течение месяца отгружал товары по инвойсам, счетам-фактурам и авианакладным (а также железнодорожным), которые содержали ссылку на временную таможенную декларацию. Полная декларация подавалась только вместе с последней поставкой месяца, к ней прикладывались все инвойсы, счета-фактуры, накладные, подтверждающие фактический вывоз товара.

Инспекция настаивала на том, что для правомерного применения ставки 0% по НДС в рассматриваемой ситуации необходимо, чтобы отметка "товар вывезен" была проставлена на временной таможенной декларации.

Однако арбитры (все три судебные инстанции) требование инспекторов сочли необоснованным на том основании, что отметка "товар вывезен" в данном случае должна быть проставлена на полной таможенной декларации, которая подтверждает вывоз товаров в полном объеме и содержит в графе 40 ссылку на предшествующую временную декларацию.

1. При периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки – по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.

2. Декларация на товары подается до начала заявляемого периода поставки. Под периодом поставки понимается заявляемый декларантом период, который не превышает 31 календарного дня и в течение которого планируется:

1) предъявить таможенному органу товары, ввозимые на таможенную территорию Союза;

2) отгрузить товары, вывозимые с таможенной территории Союза (сдать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории Союза).

3. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что период поставки, указанный в пункте 2 настоящей статьи, не может превышать 1 календарный месяц.

4. При периодическом таможенном декларировании ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза в количестве, превышающем количество, заявленное в декларации на товары, не допускается, за исключением случаев, определяемых Комиссией.

5. При периодическом таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса, исходя из количества товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза в течение заявленного периода поставки, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть не известны декларанту на момент подачи декларации на товары:

1) о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары;

2) об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) иные сведения, определяемые Комиссией в зависимости от категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся.

6. После окончания заявленного периода поставки товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения, а также сведения о фактическом количестве товаров путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, в следующие сроки:

1) не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем окончания периода поставки, в течение которого товары ввозились на таможенную территорию Союза;

2) не позднее 2 месяцев со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Союза всей партии товаров, заявленной в декларации на товары.

7. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, чем установленные пунктом 6 настоящей статьи, либо возможность продления сроков, указанных в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, а при установлении периода поставки законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи – иной срок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

8. Товары, в отношении которых осуществлено периодическое таможенное декларирование и которые предназначены для вывоза с таможенной территории Союза, должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода поставки.

Указанный срок продлевается таможенным органом, который произвел выпуск товаров, по мотивированному обращению декларанта на срок не более 3 месяцев со дня его истечения.

9. В случае если при периодическом таможенном декларировании товары, заявленные в декларации на товары, не были предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему такую декларацию на товары, в течение заявленного периода либо фактически не вывезены с таможенной территории Союза в течение срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи, такая декларация на товары должна быть отозвана в соответствии с пунктом 8 статьи 113 настоящего Кодекса.

10. В случае неосуществления декларантом в установленные сроки действий по отзыву декларации в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи таможенный орган аннулирует выпуск товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 118 настоящего Кодекса.

11. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут определяться категории товаров, в отношении которых положения настоящей статьи не применяются.

12. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться дополнительные условия, при выполнении которых может осуществляться периодическое таможенное декларирование в соответствии с настоящей статьей.

13. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут определяться особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, заявленных при периодическом таможенном декларировании в декларации на товары, в течение всего периода поставки.

24 мая

<Письмо> ФТС России от 04.05.2012 N 01-11/22418

"О применении положений статьи 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ"

ФТС России даны разъяснения по вопросу применения временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров.

Сообщается, в частности, что особенности временного периодического таможенного декларирования товаров в РФ установлены ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон). В отличие от ранее действовавшей ст. 138 ТК РФ положения ст. 214 Закона не предусматривают необходимости заявления во временной таможенной декларации периода поставки товаров. При этом п. 5 указанной статьи Закона установлены предельные сроки подачи полной декларации на товары (далее - ДТ).

Напомним, что временное периодическое декларирование в отношении товаров, которые перемещаются трубопроводным транспортом, применяется с учетом особенностей, установленных ст. 312 Закона. В соответствии с п. 2 ст. 312 Закона во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из:

Намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение заявленного декларантом периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора;

Условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к ввозу или вывозу, и их потребительским свойствам и (или) предусмотренному условиями внешнеторгового договора порядку определения цены этих товаров на день подачи временной декларации.

Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257) в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" ДТ при применении особенностей декларирования товаров (периодического, временного и т.д.) указывается период поставки товаров.

Исходя из сказанного, ФТС России делает вывод, что сведения о заявленном в соответствии со ст. 312 Закона периоде поставки товаров в графе 31 ДТ отражаются при применении временного периодического таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. В других случаях применения временного периодического таможенного декларирования такой период может не указываться.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс » и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области



При вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации .

После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве, а также при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со ст. 355 ТК.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, определяются ст. 312 и 314 ТК.

Если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории РФ, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.