Мемория. Игорь Спасский. На смертельной глубине Спасский игорь дмитриевич 90 лет

Известные личности, о которых пишут и говорят, всегда вызывают большой интерес у публики. Это понятно, ведь мало кто захочет выставлять напоказ все моменты своей жизни, но вот понаблюдать и обсудить частную жизнь кого-то другого всегда интересно. И речь сейчас не о слухах, а о том, что на примере историй других людей можно учиться и делать выводы. В статье рассмотрим биографию ученого Игоря Спасского, который однозначно заслуживает того, чтобы у него поучиться.

Учеба

Спасский Игорь Дмитриевич обучался в Военно-морском инженерном училище им. Ф. Дзержинского, которую успешно закончил в 1949 году. После этого он какое-то время работал инженером на крейсере «Фрунзе», который как раз строился.

В 1950 году он уже был задействован в различных проектах по разработке подводных лодок. Сначала работал в Санкт-Петербургском морском бюро «Малахит». С 1953 года уже работал ЦКБ-18 (ЦКБ «Рубин»). Спустя три года Спасский Игорь Дмитриевич уже стал заместителем главного инженера, а в 1968 году его назначили главным инженером. Наконец, в 1974 году герой нашей статьи стал полноправным начальником ЦКБ «Рубин». Одновременно с этим он работал здесь же главным конструктором и возглавлял соответствующее бюро.

Проекты

Генеральный конструктор Спасский имел ведущую роль в разработке всех подводных лодок, которым занималось бюро «Рубин». Он руководил построением атомных подводных крейсеров, которые имели военное стратегическое назначение. Сред них надо отметить проект 941 «Акула», проект «Дельфин», проект «Кальмар». Также Игорь Дмитриевич руководил сооружением атомных ракетных подводных крейсеров (проекты «Гранит» и «Антей»).

Естественно, что мы перечислили только самые яркие проекты, но кроме них было множество других, которые курировал Спасский Игорь Дмитриевич. Биография его неразрывно связана с карьерой, которой он уделял очень много внимания, которой жил. По всем его проектам в общей сумме было построено 187 субмарин, из которых 96 были ядерными, и 91 - дизель-элестрическими. Именно они были фундаментом российского и советского флота на протяжении самых напряженных периодов.

Кроме практики, академик Спасский Игорь Дмитриевич интересовался и теорией. Его перу принадлежит несколько серьезных научных работ, посвященных теоретической части устройства подводных лодок и особенностям их строительства.

В 1973 году Игорь Дмитриевич уже был кандидатом технических наук, а через 5 лет - доктором. В 1984 году Спасский стал членом-корреспондентом Академии наук СССР и профессором. В Академии наук был специалистом по механике и процессам управления. С 1987 года является действительным членом Академии наук.

Новый старт

После того как началась перестройка, повлекшая за собой распад Советского Союза, спрос на атомные подводные лодки резко упал. Однако это никак не повлияло на ученого, поскольку он и дальше продолжал активную и плодотворную работу над атомными субмаринами. Несмотря на то что предложений могло больше не поступать, мужчина разрабатывал проект новой подводной лодки под названием «Юрий Долгорукий», которая была заложена в 1996 году. При этом Игорь Дмитриевич был реалистом и понимал опасность сложившегося положения. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, он решил расширить сферу деятельности своего бюро. Так, он предложил своим сотрудникам заняться разработкой и постройкой не только лодок, но и нефтяных платформ, которые к тому времени были уже более востребованы. Ученый сумел заключить выгодный контракт с фирмой Halliburton. По сегодняшний день разработанные Спасским нефтяные платформы активно используются для добычи нефти в районе Охотского моря и на Сахалине.

Важный проект

Один из самых важных проектов Спасского - «Морской старт». Планировалась разработка плавучего космодрома. В итоге он таки был сделан из модифицированной нефтяной платформы. Космодром расположили в наиболее подходящем месте - экваториальной части Тихого океана. Именно здесь были наилучшие условия для того, чтобы запускать ракеты-носители таким образом, чтобы максимально задействовать инерцию вращения Земли. Также стоит понимать, что запуск ракет отсюда был в 10 раз дешевле, чем запуск на территории, которую предлагали в НАСА. Спасский Игорь Дмитриевич по-прежнему был главным конструктором по морской части и руководил проектом.

Экзотика

Кроме стандартных проектов, ученый занимался необычными проектам. Его пригласили заниматься разработкой проекта грузовой подлодки, которая должна была круглогодично быть готовой для выполнения различных операций в Северном Ледовитом океане. Кроме этого, он занимался строительством морской ледостойкой платформы, которая позволила бы добывать нефть с океанского шельфа. Несмотря на то что герой нашей статье курировал очень важные и оригинальные проекты, он занимался и простыми делами вроде модернизации трамваев.

Большим достижением для него стало избрание генеральным директором консорциума, который занимался строительством субмарин для российских ВМС. Субмарины не имели военного назначения, были безъядерные. В консорциум входили ЦКБ «Рубин», предприятие Адмиралтейские верфи и другие судостроительные компании. Кроме работы на благо государства, также создавалась техника для экспорта в Индию, Польшу и другие страны.

Семья

Жена и дети у Спасского Игоря Дмитриевича есть, хотя о них мало что известно. Людмила Петровна - жена ученого - с детства жила в Питере, где она пережила весь период блокады.

У мужчины есть сын и дочь, которые проживают в Санкт-Петербурге. Дети Спасского Игоря Дмитриевича - непубличные люди, о которых журналистам ничего не известно.

«Курск»

Чем ещё занимался герой статьи? Спасский Игорь Дмитриевич, фото которого есть в статье, разработал АПЛ «Курск». Это была последняя субмарина класса «Антей», которую получили ВМФ РФ.

В августе 2000 года затонула во время Причиной затопления является взрыв одной из торпед, который повлек за собой дальнейшие взрывы элементом лодки. Торпеда взорвалась из-за того, что из двигателя была утечка топлива. Во время аварии множество людей погибло, но некоторым морякам удалось выжить, и они какое-то время прожили в кормовом отсеке. Спасательные работы были неэффективны из-за бюрократических задержек. Когда спасатели, наконец, добрались до лодки, все члены экипажа уже были мертвы.

На спасательных операциях Спасский выступал консультантом. В некоторых СМИ писали, что именно он должен нести всю ответственность за то, что помощь не прибыла вовремя. Также были нарекания на саму конструкцию лодки. Однако следователи, проводившие изучение дела, указали на то, что система заглушки ядерного реактора сработала очень точно и быстро, благодаря чему удалось избежать глобальной катастрофы в Баренцевом море.

Поднятием лодки с глубин занималось бюро «Рубин». Целые части лодки отбуксировали на ремонтную верфь. Совместно со Спасским операцией руководила дополнительная международная компания.

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, генеральный конструктор подлодок, экс-глава ЦКБ «Рубин».

Личное дело

Игорь Дмитриевич Спасский (89 лет) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

Атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

Атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать

Игорь Спасский

ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским , накануне юбилея - сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони... На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

– Малогабаритная она только с виду, – загадочно говорит Игорь Дмитриевич и вставляет ключ в замок.

За дверью скрывается... целый банный комплекс! Здание разделено на три этажа, один из которых подземный. Там есть душевая, парилка, сауна, бассейн...

– Неужели после подводных лодок я не спроектирую себе достойную баню? – смеется ученый.

ТАЙНАЯ «РУКА» ИЗ МОСКВЫ

2 августа академику Спасскому исполнится 90 лет. Ученый, долгое время возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», является создателем около 200 советских и российских подводных лодок. Как атомных, так и дизельных.

– Ну, что вы... Я никогда не говорил и никогда не скажу, что я – «создатель той или иной подводной лодки». Заявить об этом мне не позволят моя культура и совесть. Подводная лодка – сооружение многодельное и сложное. Создать ее может только коллектив. Так что вы явно преувеличиваете мои заслуги, – скромничает академик.

Игорь Дмитриевич ушел с должности генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» в 2006 году. Он руководил организацией 33 года. За это время у него накопилось больше двадцати неотгулянных отпусков - почти два года чистого времени!.

– Никогда не любил отпуска: после отдыха очень трудно входить в рабочий ритм. А так вкалываешь себе и вкалываешь... Так даже и легче, – говорит академик.

Игорь Спасский (справа) руководил конструкторским бюро более 30 лет. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

– Игорь Дмитриевич, большую часть своей жизни вы посвятили подводным лодкам. Как и многие конструкторы, вы наверняка заинтересовались субмаринами еще в детстве?..

– Отнюдь, ведь я жил в Советском союзе! Никто не спрашивал, какие у меня интересы и предпочтения... Я окончил «Дзержинку» и получил диплом инженера-механика. В 1949 году я попал на строящийся крейсер «Фрунзе ». Но прослужил там всего три месяца. В один прекрасный день к нам пришла телеграмма из столицы: «Просим откомандировать лейтенанта Спасского в Москву ». Командир крейсера вызвал меня и спросил: «Ты что, в Москве «руку» свою имеешь?!». Но я даже не понял, о чем он, – пожимает плечами Игорь Дмитриевич. – Из Москвы меня перенаправили в ленинградский «Рубин» (тогда он назывался ЦКБ-18). По образованию я был чистым надводником. Но жизнь решила свести меня с подводными лодками...

Кто был инициатором перевода в Ленинград , академик не знает до сих пор.

– Все есть случайность, – философски замечает он.

СПАСИБО ЕЛЬЦИНУ

По мнению Игоря Спасского, «Рубин» всегда был ведущим конструкторским бюро, проектирующим подводные лодки. При этом компания зарабатывала и зарабатывает на своем производстве. За это покойный губернатор Петербурга Анатолий Собчак называл Игоря Дмитриевича «Героем... капиталистического труда».

– Как вы познакомились с Собчаком?

– Очень просто. Когда нас с ним избрали народными депутатами СССР , то распределили в одну и ту же ячейку. Почему? Да потому что у нас фамилии с одной буквы! – объясняет Спасский. – Анатолий Александрович был очень сложным человеком. Я сразу понял, что с ним можно только начистоту. Но мы сработались, подружились.

Академик был на короткой ноге со многими известными политиками. Например, с первым президентом России Борисом Ельциным .

– Я искреннее благодарен Борису Николаевичу. Он первый руководитель государства, от которого я услышал заветную фразу: «Работайте так, как считаете нужным». Нас наконец-то выпустили за границу! Во время правления Ельцина я побывал в 28 странах, – вспоминает Игорь Дмитриевич. – Появилась хоть какая-то возможность раскрепоститься. Дело в том, что во времена СССР за нами очень жестко следили. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Все это было глупо... Ученые из разных стран должны контактировать друг с другом, какими бы секретными данными они ни обладали... Люди моего опыта и класса не сказали бы и слова лишнего, хоть ты нас железом каленым пытай. Наоборот, мы бы только тумана напустили...

– Есть что-то, чтобы бы вы хотели вернуть из советского прошлого?

– Безусловно. Это дух коллективизма. То, что мы практически утратили, потеряли, – отвечает академик. – Как бы там ни было, советских людей всегда тянуло к дружбе и взаимопомощи. А теперь... Мы стали жить по западной модели «я – индивидуум».


"Рубин" - ведущее конструкторское бюро. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

«БРАУНИНГ» НЕ ДЛЯ ПОДЛОДКИ

– На четверку с плюсом. Это высокая оценка, – говорит Спасский. – Россия , как и США , уже приступила к разработке подводных лодок пятого поколения. Это – грандиозная работа. Уже есть идеи и определенные разработки.

– Пятое поколение – это...

– Переход из поколения в поколение – что-то вроде процесса эволюции. Если какой-то «компонент» подлодки устаревает, то его заменяют чем-то новым, – начинает Игорь Дмитриевич. – Если объяснять на пальцах, то подводная лодка есть... подводная лодка. Корпус – это корпус. Тут что-либо поменять уже очень сложно. Но все зависит от «начинки» – механизмов, электронных систем, оборудования связи. Постепенно увеличивается глубина погружения, скорость... Сейчас вот материаловеды трудятся над разработкой высокопрочной стали. Усовершенствуется и оружие – его дальность, сила взрывных элементов. Пистолет «Браунинг» на подлодку не установишь – нужно что-нибудь эдакое! Тут работы еще на долгие и долгие годы, но лично я ожидаю сильный прирост качества уже в этом десятилетии.

– Вы сами часто плавали на подводных лодках?

– Приходилось... Да я и рад был. Я наплавал около 40 тысяч километров – экватор земного шара. Кстати! Я заметил такую вещь: экипаж подводной лодки очень сплочен. Как будто бы все – родственники, – считает экс-глава ЦКБ «Рубин». – Понимаете, конструкторы разрабатывали подводные лодки и были первыми, кто их тестирует. Это абсолютно нормальная практика. Субмарина – это несколько тысяч связанных элементов. Все надо как следует проверить. Я считаю себя ответственным за личный состав каждой подводной лодки, спроектированной под моим руководством. Непроверенных вещей для экипажа я старался не оставлять. Не дай бог что...

«КУРСК» МОГ РАЗВАЛИТЬСЯ

Трагедия случилась 12 августа 2000 года. Атомная подлодка «Курск » затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед. Погибло 118 человек. АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», когда Игорь Спасский был генеральным конструктором бюро.

– Вы вспоминаете об этой катастрофе?

– Каждая подводная лодка – это судьба (на минуту задумывается ). Судьба многих человек – отцов и мужей, детей и друзей. Произошедшее с «Курском» – это память на всю жизнь, рана на сердце все еще свежа, – признается Игорь Дмитриевич. – Так что вспоминаю.

В августе 2000 года академик Спасский несколько раз встречался с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Речь шла о возможности проведения судоподъемной операции.

– Одно из экстренных совещаний прошло в два часа ночи. Президент спросил меня, нужно ли поднимать «Курск». Я ответил: «Безусловно». Владимир Владимирович поднял вверх указательный палец, посмотрел мне в глаза и твердым голосом сказал: «Тогда вы и поднимайте». Стопроцентного результата я гарантировать не мог, но выполнить задачу пообещал, – вспоминает Игорь Дмитриевич.

Мужик сказал – мужик сделал. «Курск» был поднят в 2001 году. Операцией руководил Спасский.

– Больше всего я волновался из-за того, как подводная лодка оторвется от дна. В этот момент «Курск» мог развалиться, и тогда все наши старания пошли бы насмарку. Мы с Мишей (вице-адмиралом Барсковым , – прим. авт. ) следили за этим, затаив дыхание... К счастью, отрыв получился мягким, а за дальнейший ход операции мы и не беспокоились, – рассказывает академик. – Жалко, Миша два года назад скончался...

О ЛИЧНОМ

– Настроение у меня всегда хорошее. Хоть перед юбилеем, хоть в любой другой день, – делится Игорь Дмитриевич.

Академик Спасский известен не только своими разработками, но и благотворительностью. При его участии был выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII в Старой Ладоге ... За филантропическую деятельность РПЦ наградила ученого орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

– В Бога я... не верю. Отец пытался затащить меня в церковь, но я так и не проникся всем этим, – признается академик. – Однако вере я по мере сил и возможностей помогаю. Зачем?.. Потому что это нужно людям.

– Игорь Дмитриевич, вы следите за тем, что происходит в мире? Везде льется кровь...

– Слежу. Мне кажется, последний год должен открыть глаза руководителям многих стран. Если они не изменят свою политику и не прекратят заниматься ерундой, то грош им всем цена, – говорит ученый. – Вместо того чтобы оказывать давление на Россию, я бы посоветовал им навести порядок у себя на границах. Но пока что конца всему этому безумию я не вижу...

СПРАВКА «КП»

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске (Московская губерния). Участвовать в разработке подводных лодок Игорь Дмитриевич начал в 1950 году. В ЦКБ «Рубин» он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора. Изобретенные им методы строительства субмарин не только снизили сроки и стоимость их возведения, но и значительно повысили их боевые характеристики.

x HTML-код

"Комсомолка" побывала в гостях у академика Спасского. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Спасский Игорь Дмитриевич – советский и российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2002), Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России). Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).