Оптовый рынок энергии и мощности в рф. Технологическое обеспечение работы оптовых рынков. Прямое государственное управление отраслью

В 2003 году система оптового рынка электроэнергии претерпела значительные изменения. Причиной этому стало принятие соответствующего закона, согласно которому была проведена реформа данной отрасли в государстве. Главной целью изменений являлась замена множества мелких компаний, предоставляющих разнообразные услуги - от производства до сбыта, на три крупных. Они, в свою очередь, должны специализироваться только на одном направлении:

  • производство;
  • транспортировка;
  • сбыт.

Благодаря этому появилась объединенная сеть, которая включила в себя и важный для страны атомный концерн «Росэнергоатом». Эта реформа позволила вывести энергетическую отрасль на принципиально новый уровень и сделать её одной из ведущих в экономике России.

Специфика электроэнергии как товара

Оптовый рынок электроэнергии торгует очень важным ресурсом. И так как товар этот обладает достаточно специфическими особенностями, при регулировании рынка должны быть учтены некоторые моменты. Главной отличительной чертой электроэнергии как товара является то, что все этапы движения должны происходить поочередно и без задержек. Энергию невозможно хранить и накапливать. Данный вид продукции сразу же после производства должен мгновенно доходить до конечного потребителя.

Контроль производителя возможен только с позиции объемов поставки. А вот для людей абсолютно неважно, какая компания вырабатывает электрическую энергию, ведь после её воспроизводства она попадает в общую сеть.

Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии прекрасно понимают, что их товар входит в категорию первой необходимости. Население очень чувствительно относится к резким перепадам, скачкам или отсутствию данной продукции. Только в крайнем случае люди могут заменить централизованный источник автономной станцией или газовым отоплением. По этой причине поставки должны быть надежными и бесперебойными.

Также при выработке электроэнергии учитывается соотношение между планом производства и прогнозом потребления. Оно должно быть максимально сбалансированным, чтобы не возникло дисбаланса.

Методы регулирования рынка

Оптовый рынок электроэнергии и мощности сильно зависит от способа регулирования государством. Конкретный способ регулирования, в свою очередь, выбирается согласно соответствующим факторам:

  • тип экономики государства;
  • вид собственности;
  • способ государственного вмешательства в развитие отрасли.

Прямое государственное управление отраслью

В случае прямого управления отраслью оптовый рынок электроэнергии подвержен влиянию государства через его органы, например министерства. Государственный аппарат руководит работой отрасли и всеми её предприятиями. Государство напрямую решает количество и объем поставок, устанавливает стоимость и направление вложения прибыли. То есть фактически вся работа предприятий энергетического сектора (в том числе цена на электроэнергию на оптовом рынке) находится под контролем свыше. Данный метод является достаточно жестким.

Государственное управление отраслью через государственную корпорацию

При управлении через корпорацию, находящуюся в государственной собственности, государство также имеет значительную долю влияния на отрасль. Разве что само управление осуществляется через специально созданную корпорацию. Хоть эта организация и работает в интересах страны, но обладает определенной независимостью и самостоятельностью принятия решений. Это дает возможность руководить энергетическим сектором более тщательно, получать большую прибыль и организовывать процесс максимально эффективно.

Государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли

Данный способ регулирования отрасли применяется в наиболее демократичных странах. Если все игроки на рынке - частники, то это самый лучший выход. Преимуществом данного метода является полная самостоятельность. Но не все ложится на плечи частных предпринимателей. Лицензирование, регулирование деятельности и обеспечение безопасности - это работа государства. Оно занимается также ценообразованием и установлением тарифов. Вырабатываются также единые правила, обязательные при производстве, передаче и распределении энергии.

Форвардный рынок

То, как организован оптовый рынок электроэнергии, влияет не только на эффективность его развития, но и на всю отрасль в целом.

Первым типом организации оптового рынка электроэнергии является форвардный рынок. Его суть заключается в поставке продукции по предварительно заключенным договорам. Деятельность форвардного рынка осуществляется на основе двусторонних контактов, заключением которых занимаются непосредственно продавец и покупатель товара. Существует несколько способов движения Первый представляет собой оформление сделки между производителем и потребителем. Суть второго типа договора в перепродаже продукции. Заключение третьего происходит на соответствующей бирже, которая занимается форвардами.

Преимуществом данного рынка является его надежность и безопасность, ведь он заранее страхует обе стороны от возможных форс-мажорных обстоятельств. Физически осуществление договора будет выполнено только после формирования суточного графика. Это является еще одним его плюсом, ведь не нужно тратить особых усилий на организацию работы рынка.

Рынок «за день вперед»

Торговая система оптового рынка электроэнергии преимущественно заранее определяет количество и срок поставок. Но так как товар может быть перемещен с помощью различных способов, то вполне вероятно возникновение непредвиденных заминок. Однако эта проблема решается достаточно просто. Для этого организовываются временные склады. Также регулировать этот вопрос можно при помощи экономических рычагов (например, заблаговременного повышения стоимости). Однако координация поставок для рынка электроэнергии имеет специфический характер. Главные отличительные особенности такого рынка - это мгновенность передачи и потребления. По этим причинам планирование движения энергии является очень важным для устойчивой работы сети.

Координирует работу системы оператор, который определяет, сколько, когда и кому нужно поставить. Его работа заключается в составлении графика движения электрической энергии. От точности этого плана зависит уровень удовлетворенности всех участников рынка. Поэтому оператором учитывается и пропускная способность участков электрических сетей. Верные расчеты помогут исключить возможность перегрузки, при этом используя всю мощность линий в полном объеме.

Обычно тот день, когда оператор окончательно утверждает суточный график, предшествует операционному дню. Работник способствует возникновению целого рынка. Именно такой метод организации носит название «за день вперед».

Рынок «реального времени»

Оптовый рынок электроэнергии характеризуется своей неточностью, ведь предугадать четко объемы поставки очень тяжело. Вполне возможны некоторые отклонения от прописанного в контракте.

Часто случается так, что в одном месте возникает недостаток энергии, тогда как в другом, наоборот, появляются излишки. В любом случае они не уравновесят друг друга. Если величина дисбаланса значительная, то это может привести к сбоям в системе. Поэтому оператор занимается регулированием поставок.

Рынок реального времени позволяет сделать систему более уравновешенной путем торговли его участниками имеющимися у них дисбалансами.

Генерирующие компании

В данный момент на территории Российской Федерации работают семь крупных компаний. Они взаимодействуют между собой, и их сеть является тем самым оптовым рынком энергии. Основными объектами системы являются теплоэлектростанции. Все они сгруппированы в шесть объединений. В среднем мощность одной такой группировки составляет девять гигаватт. Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии занимается регулированием работы гидроэлектростанций. Она носит название «РусГидро». На оптовый рынок приходится треть от выработанной энергии в стране.

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» - данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

Основные функции:

  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Новости раздела

23.07.2019 17:07

Участие электростанций в нормированном первичном регулировании обеспечило гарантированное качество регулирования частоты в ЕЭС России при значительном небалансе мощности после отключения энергоблоков Калининской АЭС

Участие генерирующего оборудования в нормированном первичном регулировании частоты (НПРЧ) обеспечило максимально быструю гарантированную реакцию на резкое отклонение частоты при возникшем 18 июля небалансе в ЕЭС России

Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ – это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии.

Зачем выходить на оптовый рынок?

Преимущества

  • Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии;
  • Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет.

Недостатки

  • Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка;
  • Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Онлайн калькулятор экономического эффекта от выхода на ОРЭМ

Заполните контактную форму и данные формы расчета будут прикреплены к заявке.

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии и мощности?

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года.

Для выхода на оптовый рынок клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

  1. Согласовать с Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;
  2. Построить Автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка электроэнергии. На предприятии строиться современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;
  3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;
  4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Требования для выхода на ОРЭМ

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА.

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии:

Самостоятельно

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Технические требования:

  • строительство АИИС КУЭ;
  • 750 кВА;
  • присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию:

Самостоятельно

Требования по присоединенной мощности

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА . Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка

Необходимо строительство всех уровней системы

Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок

На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок

Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП "Совет рынка”

Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р

Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок

Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии

Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта

Полностью несет предприятие

Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Структура оптового рынка электроэнергии и мощности

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь.

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энергоснабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

  • сектор свободных договоров
  • сектор регулируемых договоров,
  • рынок на сутки вперед,
  • балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и покупателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва.

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообразовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие экономит на оплате энергосбытовой компании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

Для того чтобы правильно оценить все риски и возможности мы предлагаем вам провести бесплатный расчет экономической целесообразности от выхода на ОРЭМ. Оставьте свои контактные данные, мы вам перезвоним и проконсультируем.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

Оптовый рынок электрической энергии и мощности, оптовый рынок электроэнергии - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации . Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.3 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

История

Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года , дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» .

Ценовые и неценовые зоны

Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:

Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область , Калининградская область , республика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, Дальний Восток - ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется только по регулируемым ценам и имеет ряд особенностей. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят Камчатку , Сахалин , Республику Саха (Якутию) (кроме Южно Якутского энергорайона), Магаданскую область . На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.

Рынок электроэнергии

Рынок двусторонних договоров

На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФСТ России устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей - контрагентов по регулируемым договорам определяет Администратор торговой системы.

При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов , цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.

Рынок на сутки вперёд

На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы электроэнергии относительно объёмов двусторонних договоров.

На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Допускается подача ценопринимающих заявок, в которых поставщики не указывают цену электроэнергии, соглашаясь продавать электроэнергию по сложившейся в результате конкурентного отбора заявок цене. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. При проведении конкурентного отбора Администратор торговой системы включает в торговый график объёмы электроэнергии поставщиков, на которые в заявках указана наиболее низкая цена, и объёмы электроэнергии покупателей, на которые указана наиболее высокая цена. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются . В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить свое производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.

Балансирующий рынок

Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличивает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.

Рынок мощности

Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.

Долгосрочный рынок мощности предусматривает:

  • покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ ), по договорам купли-продажи мощности, заключённым по итогам КОМ;
  • покупку/продажу мощности по свободным договорам купли/продажи мощности, в том числе на бирже (СДМ);
  • покупку/продажу мощности новых объектов тепловой генерации по договорам о предоставлении мощности (ДПМ ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и тепловых электростанций, аналогичным ДПМ.
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесённым к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (вынужденные генераторы );
  • покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (РДМ) (в отношении поставок населению и приравненным к населению категориям потребителей);
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, определённых по результатам конкурсов и отборов инвестиционных проектов.

В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации , а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями . Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

В декабре 2010 года закончилась первая кампания по подписанию ДПМ. Объект тепловой генерации, введённый по ДПМ, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговорённых эксплуатационных расходов. Для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями, гарантия оплаты мощности составляет 20 лет.

Рынок системных услуг

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии . В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:

  • первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;
  • регулирование напряжения;
  • поддержание резервов мощности;
  • возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;
  • регулирование нагрузки потребителей;
  • противоаварийное управление.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.

Участники оптового рынка

Участники оптового рынка - поставщики электрической энергии и мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики(энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (Постановление Правительства РФ № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности" ).

Субъекты оптового рынка

В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике», «Совет рынка », коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью , системный оператор).

По состоянию на 01.01.2012 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены: 113 генерирующих организаций, 134 гарантирующих поставщика , 113 энергосбытовых организаций , 113 крупных потребителей, 1 организация с экспортно-импортными функциями (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»), 4 инфраструктурные организации (ОАО «СО ЕЭС» , ОАО «ФСК ЕЭС» , НП «Совет рынка» , ОАО «АТС»). Для сравнения, по состоянию на 31.12.2007 г. в реестре субъектов оптового рынка были зарегистрированы среди