Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества. Тест "социальная стратификация и мобильность ". Признаки социальной дифференциации

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

1 вариант

А1 .К критериям экономической дифференциации современного общества относят

1) политические убеждения 2) размер получаемого дохода

А2 .По какому из указанных признаков образована социальная общность «врачи»?

1) территориальному 2) этносоциальному 3) стратификационному 4) профессиональному

А3 .Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнение сотрудников. Этот пример иллюстрирует проявление

1) социальной роли 2) социальной стратификации 3) социального лифта 4) социального контроля

А4. Понятие «социальная роль» используется для обозначения

1) положения личности в обществе 2) изменения социального статуса

3) социального различия 4) ожидаемого обществом поведения личности

А5 .Малообеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

1) социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6.

А. Социальные роли определяются социальными ожиданиями.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7. В стране Z 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных предприятий. В то же время более 30 % семей находятся за чертой бедности. Этот пример иллюстрирует

1) социальную мобильность 2) социальную стабильность

3)социальный контроль 4) социальное неравенство

А8.

А. В современном обществе социальная мобильность определяется изменением структуры экономики.

Б. В современном обществе одним из определяющих факторов социальной мобильности является доступность образования.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9.

А.В процессе социализации человек усваивает способы и нормы жизни в обществе.

Б. Результатом социализации является усвоение образцов поведения, способов успешного исполнения социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1.

А) москвичи 1) территориальный

Б) русские 2) этносоциальный

В) провинциалы

Г) белорусы

Д) воронежцы

В2 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. (Б) На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. (В) Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. (Г) Нетрудно предположить, что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят

С1. Назовите и проиллюстрируйте примерами три возможных способа перемещения людей из одной социальной группы в другую.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

2 вариант

А1. К критериям политической дифференциации современного общества относят

1) доступ к власти 2) размер получаемого дохода 3) престиж профессии 4) личный авторитет

А2. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

    Социально-классовый 2) этносоциальный 3) демографический 4) территориальный

А3. Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым,-

    Заемщик банка 2) покупатель в магазине 3) пайщик кооператива 4) водитель такси

А4. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы,- это

    социальный престиж 2) социальная роль 3) социальная адаптация 4) социальный статус

А5. В стране Z наиболее качественное образование платное. Оно недоступно многим гражданам. Этот пример – иллюстрация

1) Социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей.

Б. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Какое понятие используют для характеристики любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы?

1) социальная стратификация 2) социальная мобильность 3) социальный лифт 4) социальное неравенство

А8. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. В современном обществе высок уровень социальной мобильности, статусные социальные группы открыты для новых членов.

Б. В качестве социальных лифтов, обеспечивающих вертикальную мобильность, сегодня выступают образование, профессиональная деятельность.

А9. Верны ли следующие суждения о социализации человека?

А. Социализацией называют процесс освоения индивидом культуры общества.

Б. В процессе социализации человек развивает качества, нужные для успешной жизни в обществе.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами и типами социальных групп.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) подростки 1) демографические

Б) агрономы 2) профессиональные

В) преподаватели

Г) женщины

Д) пенсионеры

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Каждый человек в своей жизни исполняет множество социальных ролей. (Б) Сущность социальной роли составляет ожидаемое окружающими поведение человека в определенных условиях.

(В) Так, в семье мужчина может одновременно выступать в роли мужа, отца, сына. (Г) Можно предположить, что зачастую социальная роль вытесняет или, по меньшей мере, затеняет собственное «Я» у многих людей.

Определите, какие положения текста носят

    Фактический характер 2) характер оценочных суждений

С1. Назовите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Ответ запишите на отдельном листе.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

3 вариант

А1. Человек должен быть вежливым и уважительным в общении с другими людьми. Это требование

    этических норм 2) эстетических норм 3) правовых норм 4)ритуалов

А2. Эстетические нормы, в отличие от других социальных норм,

    закрепляются нормативно-правовыми актами

    обеспечиваются силой государственного принуждения

    предполагают веру в сверхъестественные силы

    закрепляют представления о прекрасном и безобразном

А3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами человека.

Б. Выполнение социальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Выход на сцену известного певца сопровождался бурными аплодисментами. Это пример применения санкций

    формальных негативных 2) неформальных негативных

3)формальных позитивных 4) неформальных позитивных

А5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А.Один из способов организации социального контроля – внушение.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А6. Проявлением отклоняющегося поведения является

    участие в выборах 2) занятие спортом 3) употребление наркотиков 4) учеба в ВУЗе

А7. В каждой семье существует моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями разных поколений. О какой функции идет речь?

    эмоциональной поддержки 2) духовного общения

3) социализации подрастающего поколения 4) первичного социального контроля

А8. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в

    организации отдыха и досуга 2) установлении правил общежития

3)обеспечении материальных потребностей 40 создании комфортной психологической обстановки

А9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

Б. Одна из причин возникновения конфликтов – отсутствие согласия между людьми.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Какое слово пропущено в таблице?

В2. Установите соответствие между признаками и типами социальных норм.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) формальная определенность 1) моральные

Б) обеспеченность силой государственного принуждения 2) правовые

Вариант №1

ЧАСТЬ А

А1


Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -

А2
По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?

А3
Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его

А4
Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. Все социальные статусы имеют формальную определенность , закреплены и защищены законом.

Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.

А5
Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Общество навязывает людям определенные социальные роли.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7
В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация

А8
Дед гражданки К. был крестьянином , мать – ветеринаром, К., получив среднее образование , переехала в город и после окончания института работает учительницей в городском лицее. Этот пример - иллюстрация

А9
Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: в эпоху Средневековья бывший раб Геббон стал архиепископом Реймса?

А10

Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

ЧАСТЬ В

В1
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу , «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане , буддисты, протестанты , либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.

В2
Прочитайте приведенный ниже текст , каждое положение которого пронумеровано. 1.Данные Всероссийской переписи населения 2002 года свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. 2. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. 3. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-х летнего возраста. 4. Нетрудно предположить , что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву , обозначающую его характер. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

ЧАСТЬ С

С1


Приведите три примера, иллюстрирующие различные пути перемещения людей из одной группы в другую.

Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

Главная > Курс лекций

Сёмин С. А.
Социальная
дифференциация Выдержки из раздела «Социальная структура».Источник: Сёмин С.А. Современная коммуникация. Курс лекций.Содержание Социальная структура 2 Социальные общности 2 Социальная дифференциация 2 Признаки социальной дифференциации 3 Основания социальной дифференциации 4 Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества 5

Социальная структура

Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: состав элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур могут выступать индивиды, социальные общности и социальные институты.

Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее сходными условиями и образом жизни, более или менее сходными интересами. Общества различных типов выделяются в соответствии с формами совместной жизнедеятельности.Социальные общности разделяются на:
    статистические (номинальные, имеющие вид социальных категорий, что необходимо для целей статистического анализа), реальные. Реальные социальные общности обычно подразделяются на массовые (агрегаты), групповые, малые социальные группы и большие социальные группы.
Например, жители одного города могут рассматриваться и как статистическая и как реальная общность. В виде статистической общности они предстают, например, в данных о прописке или демографических сведениях, реальной общностью они становятся, например, при исследовании того, как они по-настоящему используют городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, формально не связанные друг с другом, но в исследовании они могут быть сведены вместе на основе определенных поведенческих характеристик. К групповым общностям обычно причисляют большие и малые социальные группы.К большим социальным группам можно отнести:
    этнические общности (расы, нации, народности, племена), социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются по критерию отношения к собственности на средства производства и характеру присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни, причем именно различия в образе жизни выступают как наиболее наглядный признак.

Социальная дифференциация

В основе социальной дифференциации обычно рассматривается социально-экономическое разделение труда. Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства. В социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводство определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения.

К видам общественного разделения труда причисляются:

    половозрастное разделение труда, предметная специализация, функциональное разделение труда, в частности, разделение производства и управления.
Социально-экономическая неоднородность труда описывается по разным параметрам. Среди них можно назвать разделение труда на:
    организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный и др.
В основе социальной дифференциации также рассматривается и различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.Власть – это способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности для других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии. Социально-экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства.

Признаки социальной дифференциации

Социальную дифференциацию можно описывать через различия, существующие между индивидами и группами в объемлющей социальной системе. В качестве основных признаков, фиксирующих такие различия, обычно выделяются следующие.Экономический признак. В качестве показателей в этом случае рассматривается наличие или отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние индивидов и групп. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – собственники и не имеющие частной собственности, высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои, богатые, средне обеспеченные, неимущие.Трудовой признак (разделение труда). В качестве показателей в этом случае рассматривается сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные работники.Властный признак (объем властных полномочий). В качестве показателей в этом случае рассматривается возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней.Среди дополнительных признаков социальной дифференциации можно назвать следующие:
    половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении, этнические или национальные особенности, религиозная принадлежность, культурно-мировоззренческие позиции, родственные связи.

Среди признаков социальной дифференциации, определяющих образ жизни людей и их уровень потребления благ можно назвать следующие:

    район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха и развлечений, качество медицинского обслуживания, потребление культурных благ, в частности объем и характер полученного образования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции.
Применение признаков социальной дифференциации по отношению к конкретной социальной системе позволяет представить ее как некую иерархию социальных групп и общностей. В такой картине фиксируются результаты расслоения общества – социальной стратификации. Социальная стратификация – это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными в соответствии с определенными социальными признаками.

Основания социальной дифференциации

Каждому типу социальной системы приписывается свой характер социального расслоения и свой способ его утверждения.Физико-генетический тип системы. В основе дифференциации лежат естественные признаки – пол, возраст, физические данные. В качестве способа детерминации различий используется физическое принуждение, обычай.Рабовладельческий тип системы. В основе дифференциации лежат права собственности и гражданства. В качестве способа детерминации различий используется военное принуждение.Кастовый тип системы. В основе дифференциации лежит религиозное и этническое разделение труда. В качестве способа детерминации различий используется мифология и религиозный ритуал.Сословный тип системы. В основе дифференциации лежат обязанности перед государством. В качестве способа детерминации различий используется право.Этакратический тип системы (где верховной является власть государства). В основе дифференциации лежат ранги во властной иерархии. В качестве способа детерминации различий используется военно-политическое господство.Классовый тип системы. В основе дифференциации лежат размеры собственности (в основном, на средства производства). В качестве способа детерминации различий используется рыночный обмен.Социально-профессиональный тип системы. В основе дифференциации лежит род занятий и квалификация. В качестве способа детерминации различий используются образовательные сертификаты.Культурно-нормативный тип системы. В основе дифференциации лежат стили жизни. В качестве способа детерминации различий используется моральное регулирование и подражание.Культурно-символический тип системы. В основе дифференциации лежит обладание сакральным знанием. В качестве способа детерминации различий используются разные виды манипулирования – религиозное, технократическое, идеологическое.Каждая реальная социальная система может быть рассмотрена как сложная комбинация различных типов стратификационных систем и их переходных форм.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

    Происходит постепенное становление классовой системы общества, при этом сохраняет свое влияние этакратический тип социальной дифференциации. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается сфера самозанятости. Складываются предпосылки для использования социально-профессиональной модели. Происходит поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности, то есть формируется основа для социальной иерархии, построенной по имущественному признаку. Все еще сохраняется актуальность для физико-генетической системы стратификации.
  1. Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

    Тезисы

    12 апреля 1961 года навечно вошло в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг земного шара

  2. Управление организацией оплаты сельскохозяйственного труда

    Автореферат

    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

  3. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011г №5 Рецензент: Медведев О. М., доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс

    Учебная дисциплина « Трудовое право» включена в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавра) 030500.

  4. Тезисы докладов ХХ xvi самарской областной

    Тезисы

    4 апреля 2010 г. исполнилось бы 90 лет В.П. Лукачёву – ректору с 1956 по 1988 г.г. Куйбышевского ордена Трудового Красного Знамени авиационного института имени академика С.

  5. Ткачёв Валентин Николаевич теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурс

    Конкурс

    Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»