Формы планирования дошкольного образовательного учреждения. «Формы, виды и принципы внутреннего планирования в ДОУ. Основные документы планирования деятельности ДОУ
На чтение 11 мин.
Образовательная деятельность в ДОУ — перспективное и календарное планирование
Строится на основе планирования, перспективное и календарное планирование образовательной работы в летний период осуществляют согласно тех же требований, что и в течение учебного года.
Однако, составляя план, следует учитывать специфику организации и содержание образовательной работы с детьми в летние месяцы (максимальное пребывание детей на свежем воздухе, наличие сводных разновозрастных групп, усиленное внимание к проведению закаливающих процедур и тому подобное).
Образовательная деятельность в ДОУ отражается воспитателем в летний оздоровительный период в перспективном плане работы на месяц и в календарном плане работы на день/неделю. При этом педагоги могут самостоятельно выбирать удобную для себя форму графического или текстового планирование с режимными моментами, видами деятельности и т.п., которая должна быть одобрена педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения.
Что входит в перспективный план ДОУ?
В перспективном плане работы на месяц следует предусмотреть:
- распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня (режим дня);
- расписание занятий;
- закаливающие мероприятия с указанием названий процедур и норм закалки;
- комплексы упражнений утренней гимнастики и гигиенической гимнастики после сна на каждые две недели;
- содержание образовательной работы на каждую неделю месяца — тематика занятий, другие формы работы (беседы, труд в природе, наблюдения, ДПД, художественный труд, пешие переходы, детский туризм, развлечения, экскурсии, СХД, творческие игры и т. п.);
- формы взаимодействия с родителями.
Содержание образовательного процесса
В календарном плане отражают содержание образовательного процесса с группой детей на каждый день. При этом воспитателю необходимо обеспечить чередование спокойной и активной деятельности, правильное распределение физической, психической нагрузки и отдыха в течение всего дня.
С этой целью в календарных планах образовательной работы воспитатель должен предусмотреть на каждый день рациональное сочетание различных видов и форм проведения организованной и самостоятельной (игровой, двигательной, познавательной, трудовой, коммуникативно-речевой, художественной и др.) деятельности детей.
Планирование режимных моментов
Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.
Утреннее время
В утреннее время целесообразно планировать:
- индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
- беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
- игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
- наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
- трудовые поручения и дежурство;
- работу с привития культурно-гигиенических навыков;
- различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).
В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.
Пребывание на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:
- сильный ветер;
- температура воздуха выше +35С в тени;
- ливень, гроза.
Организация УПД в первой половине дня
В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.
Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.
В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.
Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).
На прогулке
На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.
Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.
Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.
В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).
Мероприятия во время прогулок
В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:
- закаливающие процедуры с использованием стационарного и выносного оборудования на площадках теневых навесов, надувных бассейнов, индивидуальных ковриков и тому подобное;
- наблюдения за предметами, явлениями окружающего мира и экскурсии в природу, в музеи, других учебных заведений (аптека, библиотека, магазин, поликлиника и тому подобное);
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, познавательной, поисково-исследовательской и тому подобное);
- привлечение детей к различным видам коллективной трудовой деятельности (со всей группой или с подгруппами), индивидуальных и групповых поручений, в частности:
- уборка групповой комнаты;
- ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и тому подобное;
- стирка кукольного белья, носовых платков, лент;
- изготовление игрушек-самоделок;
- труд в природе (на площадке, в саду, цветнике, на огороде);
Развлекательные мероприятия
Также разрабатываются различные развлечения, в частности:
- физкультурные развлечения (два раза в месяц);
- кукольный, настольный и другие виды театра;
- детские концерты;
- музыкальные и литературные досуги;
- инсценировки литературных произведений и тому подобное.
- индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
- детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).
В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.
Детская образовательная деятельность в ДОУ после обеда и вечером
Детская образовательная деятельность в ДОУ в вечерние часы планируется с учетом содержания всей деятельности детей в течение дня. На вечер целесообразно планировать те виды деятельности, что по смыслу способствовали бы обобщению, уточнению и закреплению знаний и умений, которых дети приобрели в течение дня, в частности такие, как:
- наблюдение;
- творческие и дидактические игры;
- коллективный труд и поручения;
- физические упражнения и подвижные игры малой и средней подвижности;
- индивидуальная работа;
- работа с родителями воспитанников (беседы, консультации и т. п.).
Соблюдение методических требований по планированию образовательной работы и организации жизнедеятельности детей летом, эффективное использование оздоровительных сил природы даст педагогам возможность создать необходимые условия для укрепления здоровья и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период
Режимные моменты | ||||
третий год жизни | четвертый год жизни | пятый год жизни | шестой год жизни | |
Утренняя встреча детей, игры. Утренняя гимнастика. |
07.30-08.15 | 07.30-08.20 | 07.30-08.25 | 07.30-08.30 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 08.15-08.45 | 08.20-08.50 | 08.25-08.50 | 07.30-08.30 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. | 08.45-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 |
Организованная учебно-познавательная деятельность | 09.00-09.30 | 09.00-09.40 | 09.00-09.25 09.30-09.55 |
09.00-09.30 09.35-10.05 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 09.30-11.30 | 09.40-12.00 | 09.55-12.15 | 10.05-12.25 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. | 11.30-11.45 | 12.00-12.15 | 12.15-12.30 | 12.25-12.40 |
Обед. Подготовка ко сну. | 11.45-12.30 | 12.15-13.00 | 12.30-13.00 | 12.40-13.10 |
Дневной сон. | 12.30-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.10 |
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. |
15.00-15.20 | 15.00-15.20 | 15.00-15.30 | 15.10-15.40 |
Игры, СХД, развлечения. Занятия по интересам. |
15.20-15.40 | 15.20-15.45 | 15.30-16.00 | 15.40-16.10 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
15.40-16.00 | 15.45-16.05 | 16.00-16.20 | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Работа с родителями. Возвращение детей домой. |
16.00-18.00 | 16.05-18.00 | 16.20-18.00 | 16.30-18.00 |
Недельное распределение организованной учебно-познавательной деятельности дошкольников
Дни недели | Ориентировочное распределение времени | ||||
Группы детей раннего возраста | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Понедельник | 1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) |
2. Физкультура |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Физкультура |
Вторник | 1. Музыка 3. Физкультура на свежем воздухе |
1. Изобразительная деятельность 2. Музыка |
1. Физкультура |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
Среда | 1. Дидактические игры 2. Физкультура на свежем воздухе 3. Развлечения |
1. Физкультура |
1. Физкультура 2. Изобразительная деятельность |
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура на свежем воздухе |
|
Четверг | 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура |
1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) 3. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
Пятница | 1. Музыка 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин) |
2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
Основные физкультурно-оздоровительные мероприятия, рекомендуемые для проведения с детьми летом
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает оздоровительные физкультурные мероприятия.
Утренняя гимнастика (с корректировочными и дыхательными упражнениями).
Воздушные ванны (в облегченной одежде с постепенным раздеванием до трусов):
- младшие группы — длительность от 1мин до 20мин;
- средние группы — длительность от 1мин до 30мин;
- старшие группы — продолжительность от 1 мин до 40мин.
(продолжительность приема воздушных ванн ежедневно увеличивать на 2мин для детей второй группы здоровья (ослабленных); продолжительность свето-воздушных ванн начинать с 1мин и увеличивать каждые 2 дня на 1мин).
Хождение босиком в помещении, на улице (по траве, песку, земле, глине, гравию) в конце прогулки.
Оздоровительный бег вокруг дошкольного учреждения по беговым дорожкам (в конце прогулки).
Ходьба (3р\нед. в среднем темпе на расстояние до 700м (младшая группа), 1000 м (средняя группа), 1500 м (старшая группа).
Дыхательные упражнения на свежем воздухе (релаксация);
Бассейн: в жаркие дни при температуре воздуха не ниже +250С, температуре воды +370С и не ниже +200С. Длительность пребывания в воде постепенно увеличивать:
- младшие группы — от 30 сек до 5мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 30сек);
- средние, старшие группы — от 30 сек до 10 мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 1мин).
Полоскание рта водой с крана.
Мытье рук до предплечья и лицо водой из крана (со средней группы).
Точечный массаж, массаж ушных раковин (средний-старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.
Миогимнастика (упражнения для языка) — со средней группы.
Гимнастика пробуждения под классическую музыку (в сочетании с самомассажем стоп ног, точечным массажем, рефлексогенною «дорожке здоровья», корректирующей гимнастикой, воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой, ходьбой босиком, солевой «дорожке здоровья» и др).
Гимнастика для глаз (2-3 мин с младшей группы).
Игры-медитации, гимнастика для глаз (2-3мин).
Корректирующие упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, подвижные игры (по 4-5 в первую и вторую половину дня).
Пескотерапия, звукотерапия (слушание природных звуков с лечебной целью).
Лечебно-профилактические занятия по физкультуре (2р\нед. с элементами точечного массажа, упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, пластик-шоу, дыхательной и пальчиковой гимнастики и др.).
Физкультура на свежем воздухе (2р\нед.).
Пешеходный переход (с младшей группы 1р\нед.).
Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях
Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :
Условий, в которых реализуется содержание;
Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .
Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .
Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .
Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :
Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);
Календарные – составляются на короткий срок.
То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .
Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :
Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;
Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);
Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);
- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).
Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :
Единство;
Непосредственность;
Гибкость;
Прогностичность.
О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :
- «Образовательное ;
- ;
- ;
- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .
В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.
Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.
Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.
В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.
Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.
В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :
Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;
Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;
Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;
Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .
ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.
Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .
Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .
Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .
Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .
Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .
Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.
контрольная работа , добавлен 23.08.2013
Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа , добавлен 06.03.2014
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
отчет по практике , добавлен 31.01.2011
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.
курсовая работа , добавлен 12.06.2009
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.
отчет по практике , добавлен 24.06.2010
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.
Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».
Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения:
- - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
- - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
- - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.
Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.
Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
- - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
- - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
- - предложения в план работы ДОУ;
- -повышение квалификации воспитателей;
- - помощь воспитателям в самообразовании;
- -аттестацию воспитателей;
- - составление сетки занятий по возрастным группам;
- - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
- - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
- - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
- - развитие преемственности ДОУ и школы;
- -совершенствование работы с родителями;
- -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/
При планировании работы ДОУ учитываются:
- - тип дошкольной образовательной организации;
- - возможности его материально-технической базы;
- - кадровый состав, его профессиональные возможности;
- - перспективы развития педагогического коллектива.
Принципы планирования:
- - комплексный подход к планированию;
- - конкретность плана;
- - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
- - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
- - нацеленность на конечный результат;
- - опора на участие каждого сотрудника.
Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.
Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.
Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:
- - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
- - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
- - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
- - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.
Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:
- -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
- -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;
Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;
Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.
1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.
Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;
2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов
При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;
Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;
Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:
Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;
- - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
- - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
- - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.
Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.
В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:
- - стратегическое (долгосрочное);
- - тактическое (среднесрочное);
- - оперативное (краткосрочное).
Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.
Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.
Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.
Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.
Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.
Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.
Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.
- -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
- - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
- - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
- - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.
Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.
Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.
Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.
На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.
Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.
Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.
На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).
Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.
Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.
института переподготовки и повышения квалификации
работников образования;
, учитель-дефектолог;
, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,
г. Архангельск
(УДОУ, № 3-12)
В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности. Дошкольным учреждениям следует проанализировать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплексно-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов деятельности. Однако не стоит одномоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необходимо внести изменения в существующее планирование. При этом стоит помнить, что педагогу сейчас намного труднее. Авторские коллективы выпустили новые редакции программ, мониторинг, но методические пособия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке информации?
Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.
«Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы» .
«Планирование - принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью» .
«Планирование в ДОУ деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством совокупных средств, способов и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .
«Планирование работы воспитателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуществляется непосредственно воспитателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .
Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.
Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:
- коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
- систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
- непрерывности;
- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий.
Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реальным и прогностичным, экономичным, максимально ясным, удовлетворять требованию единства и непрерывности, точным и гибким.
Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.
§ Не все задачи образовательной программы проходят через планирование. Зачастую выпадают целые направления, например, формирование «искусствоведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что программа реализуется не полностью.
§ Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий).
§ Цели и задачи часто ставятся нечетко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической литературы.
§ Педагоги, как правило, планируют однообразные формы и методы работы - рассматривание, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.
С позиции менеджмента в образовании планирование должно быть представлено со стратегического, тактического и оперативного направлений.
Стратегическое планирование включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования, модель выпускника.
Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитанников.
Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диагностические карты развития детей.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.
АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Аналитический этап:
- изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
2. Организационный этап:
Разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной непосредственной организованной деятельности;
Разработка циклограмм совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов с учетом режима дня, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
Создание циклограмм деятельности специалистов сопровождения, системы взаимодействия с педагогами групп;
Разработка календарно-тематического планирования (годового, недельного и пр.).
3. Практический этап:
Ведение календарного планирования;
Семинары, консультации по содержанию календарных планов.
4. Заключительный этап:
Анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений;
Рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.
На первом этапе целесообразно создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и разработка проекта положения о планировании.
На этапе анализа существующего планирования важно обратить внимание на следующие моменты:
Перечень программ, реализуемых в образовательном учреждении;
Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направление развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или нескольких парциальных программ;
Обоснование обеспечения целостности педагогического процесса, единства принципов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образовательная программа по одному или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо установить, что содержание, методы и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат противоречий в основных концептуальных принципах, исключают дублирование содержания;
Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН. Необходимо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения перегрузки и выполнения программы.
В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие условия.
Соответствие уровня квалификации и компетентности педагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую программу по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации образовательной деятельности, методами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следует учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение курсов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.
Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать оптимальное расположение оборудования, детской мебели для развития воспитанников в организованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспеченности образовательного процесса дидактическим и методическим материалом по реализуемой программе.
На втором этапе разрабатывается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
Например, в Положении может быть определена документация педагогов по следующим разделам.
Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога: Закон РФ «Об образовании», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инструкция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.
Второй раздел «Организационно-методические основы деятельности». Учебный план с пояснительной запиской , расписание периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ, циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкретной группы.
Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержденной форме.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:
Организованная (все периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
Совместная по основным направлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное);
Самостоятельная (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).
Планирование на день также осуществляется в утвержденной в ДОУ форме. Планируется первая и вторая половина дня, где указываются следующие формы организации деятельности:
Работа с родителями, совместная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с книгой, ситуация общения);
Организованная деятельность (периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности согласно расписания);
Прогулка (все пять обязательных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность; 1 раз в неделю планируется целевая прогулка или экскурсия).
Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического планирования на неделю. Для удобства и обеспечения полноты реализации программы целесообразно разработать и принять в установленном порядке табличную форму планирования.
Согласно Закону РФ «Об образовании» учебный план - составляющая часть образовательной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.
Учебный план - нормативный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-технического оснащения. Он составляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ.
Учебный план состоит:
Из таблицы, в которой определены образовательные области, рассчитано количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки;
Пояснительной записки.
Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реализуемой программой. В вариативной части отражаются дополнительные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, региональными особенностями. В соответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы.
Основные компоненты структуры пояснительной записки:
Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализуемые программы);
Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);
Распределение недельной нагрузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;
Обоснование формы организации образовательного процесса в группах ДОУ;
Обоснование содержания инвариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, рекомендуемых примерной общеобразовательной программой , полнота реализации конкретной образовательной области обеспечивается за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;
Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреждения. Ее содержание органично дополняет инвариантную часть.
Заключительная ступень второго этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления циклограмм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов).
На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образовательного процесса.
В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детей и родителей, отраженного в разных формах:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родительской позиции.
На четвертом этапе педагогическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсуждается и принимается Положение о планировании.
Предлагаем вашему вниманию примерный вариант положения.
Положение
о планировании образовательного процесса
в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска
1. Общие положения
1.1. Данное Положение устанавливает единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. Основа планирования педагогического процесса - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (название программы) .
2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учетом направленности групп.
2.2. Осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса.
2.3. Обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ.
3. Принципы планирования
3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3.2. Учет конкретный педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.3. Интеграция образовательных областей.
3.4. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4.1. С целью обеспечения единых требований к структуре и форме планирования в дошкольном учреждении утвердить документацию следующих видов:
Нормативно-правовые основы деятельности педагога;
Организационно-методические основы деятельности;
Планирование (перспективное и календарное) в утвержденной форме.
4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.
4.3. Планирование реализуется педагогами группы совместно.
4.4. В плане должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
5. Документация и ответственности
5.1. План является обязательным документом педагогов.
5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.
Литература
1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.
2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988
3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.