Авианесущие корабли вмс китая. Ляонин (бывший Варяг) - первый авианосец Китая

Как Пекин обзавелся собственной длинной палубой.
Утром 26 апреля в китайском городе Далян был спущен на воду первый авианосец собственной китайской постройки. К созданию этого корабля на основе проекта авианосца «Ляонин» (в прошлом - советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг») Китай шел более 30 лет.

Ее Величества австралийский корабль...

...«Мельбурн» (HMAS Melbourne) имел длинную историю. Заложенный в апреле 1943 года по заказу Королевского флота и спущенный на воду в феврале 1945-го под именем «Мажестик», новый авианосец был первым кораблем, построенным по усовершенствованному варианту проекта легкого флотского авианосца 1942 года. Этот проект был вызван необходимостью резко нарастить численность авианосцев из-за потерь в первые годы войны. Корабли должны были строиться гражданскими верфями с использованием технологий коммерческого судостроения, но при этом иметь характеристики, позволяющие действовать совместно с флотом, в отличие от эскортных авианосцев, использовавшихся в первую очередь для прикрытия конвоев.

С 1 июня 1942-го по 27 ноября 1943 года на различных британских верфях было заложено 16 кораблей, в том числе 10 по исходному проекту (авианосцы типа «Колоссус») и 6 по усовершенствованному (тип «Мажестик»). Лишь головной «Колоссус», вступивший в строй в декабре 1944-го, успел принять участие в боевых действиях на Тихом океане. Большинство кораблей нового проекта были сданы уже после войны и со значительными задержками. Среди них был и «Мажестик», который сдали заказчику спустя 10 лет после спуска на воду, в 1955 году, причем этим заказчиком оказался не британский Королевский флот, а в то время уже отдельная, хоть и близкородственная структура.

Переименованный в «Мельбурн» и получивший бортовой номер R21, корабль служил австралийскому Королевскому флоту почти 30 лет. За это время он совершил ряд дальних походов, как учебных, так и связанных с выходом на боевую службу, участвовал в учениях, был переклассифицирован из легкого многоцелевого в противолодочный авианосец, потопил в навигационных авариях два эсминца - австралийский «Вояджер» в феврале 1964-го и американский «Эванс» в июне 1969-го, и наконец летом 1982 года был выведен в резерв. Три года спустя корабль был продан на слом в Китай за 1,4 миллиона австралийских долларов.

Резать полученный авианосец на металл Китай, однако, не спешил. Он стал важным элементом китайской авианосной программы, притом что китайский военный эксперт контр-адмирал Чжан Чжаочжун, сын основателя ВМС Народно-освободительной армии Китая Чжан Айпина, утверждал, что ВМС НОАК не были осведомлены о покупке «Мельбурна» до его прибытия в Гуанчжоу.

Изучение и разборка (по факту - послойное препарирование) корабля продолжались очень долго. С авианосца до его передачи Китаю было демонтировано вооружение и радиоэлектронное оборудование, но паровая катапульта, аэрофинишер и оптическая система привода на посадку остались на месте. Окончательно «Мельбурн» был разрезан уже в 2002 году, когда в Китай прибыл приобретенный на Украине «Варяг».

На фото: "Мажестик", переименованный в "Мельбурн"

Советский проект...

Под индексом 1143 имел сложную историю. Многолетние дискуссии в советском руководстве о потребности ВМФ СССР в авианосцах и об их предпочтительном облике привели к появлению странных гибридов - авианесущих крейсеров, предназначенных для эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетов, оснащенных мощным ударным вооружением. Четыре корабля этого типа - «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку» - стали первыми советскими кораблями, способными применять боевые самолеты с палубы. Опыт их эксплуатации, однако, заставил советское руководство и промышленность осознать необходимость возвращения к «классической» авианосной школе, предполагавшей строительство авианосцев, обеспечивающих эксплуатацию самолетов обычного взлета и посадки.

Первым таким кораблем стал пятый вымпел в семействе 1143, ныне входящий в состав ВМФ России под именем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Приближающийся по размерам к суперавианосцам ВМС США, оснащенный угловой палубой, трамплином и аэрофинишером, «Кузнецов» (заложенный в 1982 году как «Рига», переименованный в том же году на стапеле в «Леонида Брежнева» и проходивший испытания после спуска на воду в 1985 как «Тбилиси») способен эксплуатировать классические самолеты, в том числе такие габаритные, как Су-33 - палубную версию тяжелого истребителя Су-27.

25 ноября 1988 года со стапеля номер «0» Черноморского судостроительного завода сошел шестой корабль семейства 1143 - ТАВКР «Рига» (после переименования предшественника в «Брежнева» прибалтийскую республику решили не обижать). Два года спустя, накануне распада СССР, он был переименован в «Варяг». Тогда же «Тбилиси» был переназван в честь знаменитого советского главкома ВМФ, а «Баку» - в честь его многолетнего преемника Сергея Горшкова.

«Кузнецов», уже проходивший испытания, успели перевести на Северный флот до распада СССР. «Варягу» же, по мнению некоторых специалистов, до вывода в море, который позволил бы увести корабль для последующей достройки в интересах ВМФ России, не хватило буквально нескольких недель. В итоге авианосец остался у достроечной стенки ЧСЗ и достался независимой Украине.

Распад Советскою Союза фактически зарубил отечественную авианосную программу. В 1992 году была отменена достройка атомного авианосца «Ульяновск», который должен был первым из советских авианосцев получить катапульты. Работы на «Варяге» приостанавливаются. В 1993 году на консервацию отправляются «Киев», «Минск» и «Новороссийск», в 1994 году после пожара к стенке встает «Адмирал Горшков».

Получив в свое распоряжение «Варяг», Украина начала искать покупателя. Довольно быстро стало ясно, что Россия им не станет, даже несмотря на то, что сторонники достройки авианосца организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. По мнению некоторых специалистов, точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

«Киев», «Минск» и «Новороссийск» были проданы довольно быстро. «Киеву» повезло больше остальных: первый советский авианесущий крейсер, сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. Бизнес-проект по переоборудованию «Минска», который превратили в плавучий развлекательный центр, больших успехов не принес, а «Новороссийск» был разрезан на металл в Южной Корее.

«Киев» и «Минск» были изучены в том числе китайскими военно-морскими специалистами, однако наибольший интерес для них представлял «Варяг». Проданный в 1998-м корабль в 2000-2002 годах был отбуксирован в КНР. Покупателем выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр. Вскоре, впрочем, стало ясно, что этот корабль вряд ли превратится в развлекательный объект.

Авианосец проекта 001 «Ляонин», получивший бортовой номер 16, был введен в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в сентябре 2012 года. Весной 2015-го в доке начались работы по сооружению корабля проекта 001А. 26 апреля 2017 года, проведя в доке около двух лет, он был спущен на воду. Название корабля пока неизвестно, по некоторым данным, он называется «Шаньдун».

Новый китайский авианосец, практически точное воспроизведение «Ляонина», должен войти в состав флота к 2020-2021 годам. Состав его авиагруппы вчерне известен: ее основу составят истребители типа J-15 (китайская копия советской палубной машины Су-33), а в перспективе - палубные версии двухместного истребителя J-16, включая специализированный самолет радиоэлектронной борьбы.J-16D. Китай также разрабатывает палубный «летающий радар», известно о существовании экспериментальной машины с индексом JZY-01.

Уже при спуске нового корабля на воду внимательные наблюдатели обратили внимание на металлоконструкции рядом с построечным доком. Некоторые специалисты полагают, что это может говорить о скором начале работ по третьему кораблю. Каким он будет - мы пока не знаем, но кое-что можно предположить уже сейчас.

Анализируя известные данные о китайской военно-морской программе, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время китайские авианосцы рассматриваются командованием ВМС НОАК как средство обеспечения боевой устойчивости соединений ВМФ. Ударная мощь флота при этом обеспечивается крылатыми ракетами боевых кораблей, включая ракетные крейсеры проекта 055. Учитывая, что в ближайшей перспективе Китай ставит задачу обеспечить операции своего флота в основном в прибрежной зоне и прилегающих морях, эта система, предполагающая взаимодействие палубной авиации, надводных кораблей, подводных лодок и береговой авиации и ракетных комплексов, может оказаться весьма устойчивой к внешнему воздействию.

Каков потенциал этих сил в сравнении, например, с ВМС США, основным потенциальным противником китайского флота? Прямое численное сопоставление невозможно. Для США палубная авиация сегодня является основой ударной мощи флота, а для Китая она и сейчас, и в перспективе будет частью распределенной системы, выполняющей скорее обеспечивающую роль. Прямое сравнение численности авианосцев и их палубных самолетов непродуктивно, но можно сказать, что два-три авианосца, которые Китай сможет использовать к середине 2020-х годов, в случае конфликта обеспечат присутствие в воздухе 50-70 истребителей, действующих совместно с береговой авиацией. Пекин активно работает над инфраструктурой для собственной авиации на спорных островах в Южно-Китайском море, что означает существенный рост боевого потенциала флота в целом: раньше китайский флот и дальние бомбардировщики-ракетоносцы в принципе не могли рассчитывать на истребительное прикрытие на расстоянии более нескольких сотен километров от континентального побережья.

Отчасти это напоминает ситуацию, складывавшуюся в СССР в конце 1980-х годов, накануне ввода в строй «Кузнецова» и последующих кораблей, к сожалению, так и не вошедших в состав советского флота. Разница в пользу Китая заключается в том, что СССР был вынужден делить свой военно-морской потенциал в океанской зоне между двумя изолированными театрами, на каждом из которых США и их союзники обладали существенным превосходством. Китай таких проблем с изолированностью своих флотов друг от друга не испытывает, и расстояния, на которые ВМС НОАК приходится перебрасывать силы, куда меньше.

Как может в этих условиях закончиться потенциальный конфликт КНР и США - сказать трудно. Вероятно, в ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями новой морской гонки, напоминающей дредноутную гонку 1900-1910-х годов. Тогда это соревнование завершилось Первой мировой войной.

В китайском авианосном флоте - пополнение. К единственному стоявшему до этого в строю ВМС НОАК авианесущему кораблю «Ляонин» добавился его собрат - авианосец, выполненный в том же «стиле», но с увеличенными габаритами и прочими модификациями. Новый корабль, спущенный на воду на судоверфи Даляня, получил имя «Шаньдун» (оба корабля названы именами китайских провинций). После окончательной достройки и проведения ходовых испытаний, которые продлятся до 2020 года, авианосец №2 планируется окончательно включить в состав китайских ВМС.
Примечательно, что, как и «первенец» авианосного флота Китая, новый корабль получился удивительно напоминающим проекты советских авианосцев. Даже внешне, обводами своего корпуса, «Шаньдун» похож на знаменитого «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова». Все просто: если «Ляонин» оказался просто реновацией купленного у Украины советского корабля (авианосца проекта 1143.6 «Варяг»), то «Шаньдун», заявленный как китайская разработка, продолжил эту серию, вобрав в себя основные черты советской модели, прежде всего наличие стартового трамплина, расположенного под углом к поверхности моря.Наследие Союза Вообще-то, и первого китайского авианосца могло и не быть, если бы не перипетии недавней истории. Заложенный в 1985 году на верфи в Николаеве этот корабль после распада СССР достался Украине. Как известно, новое государство едва ли не с первых дней своего существования занялось энергичной распродажей советского наследия, в том числе военного. Спустя какое-то время руки у властей Незалежной дошли и до «Варяга», покупатели на который нашлись в далеком Китае. Сделка была проведена за символическую цену - 25 млн. долларов, при этом китайская сторона, изначально заявлявшая о желании устроить на авианосце плавучий центр развлечений, с получением корабля изменила свое мнение и приступила к его восстановлению и превращению в полноценную боевую единицу.25 сентября 2011 года первый китайский авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин». И именно тогда начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ заявил, что корабль не просто вводится в строй как авианосец, но будет служить «учебной и экспериментальной платформой для постройки будущих собственных китайских авианосцев». Так и получилось с нынешним «Шандуном» - кораблем «Type 001A», вторым в серии, созданным по типу «Ляонина». Будучи его модифицированной копией, он отличается от оригинала большей длиной (315 метров против 304), шириной (75 метров против 70) и при том же водоизмещении в 50 тысяч тонн может развивать крейсерскую скорость в 31 узел. Важно, что конструкция обоих кораблей близка к однотипному проекту российского ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - достаточно взглянуть на фотоснимки. Предполагается, что «Шаньдун» сможет нести до 36 истребителей J-15, а также самолеты других типов и вертолеты.То, что новый авианесущий боевой корабль КНР построен на основе советских технологий, хотя и со значительными дополнениями, подтверждает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. «Конечно, корабль переработан, в том числе по внешнему виду. Думаю, и внутри он перекомпонован, - отмечает эксперт. - В каком-то смысле оба корабля сопоставимы, но с учетом того, что это переделанный образец, то его возможности, на мой взгляд, несколько выше, чем у предшественника. В целом, в ряду неатомных авианосцев он смотрится довольно достойно».Морские горизонты Пекина Закономерный вопрос: зачем Китаю авианосец, да еще и два? Тот же Андрей Фролов отмечает, что с одной стороны наличие таких кораблей в составе флота можно считать чисто имиджевым показателем, тогда как с другой это чисто стратегический расчет. «Когда у страны есть несколько таких кораблей, то можно постоянно иметь авианосец в составе флота, - отмечает он. - Скажем, сейчас французы на полтора года отправили свой корабль на ремонт. В итоге - остались без единственного авианосца».Автор многочисленных исследований зарубежного военного потенциала, кандидат военных наук, полковник в отставке Александр Маначинский обращает внимание на стратегическую важность присутствия столь мощного боевого корабля в составе ВМС НОАК. «Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге, на нем находятся 677 крупных портов, 24 военно-морских базы и пункта базирования, - отмечает эксперт. - Китай омывается Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями, и естественно, что такая протяженная береговая линия требует особого внимания для обеспечения безопасности государства. Кроме того, транспортировка грузов морским путем потребовала обеспечить защиту коммуникаций в Мировом океане. Экономический подъем позволил Китаю выделить ресурсы на развитие морской мощи».
Кстати, Оборонная доктрина КНР, принятая в 2013 году, определяет, что Китай - это крупное морское и континентальное государство, а окружающие его моря - это важное пространство для последовательного развития и источник ресурсов. «Освоение, использование и охрана морских ресурсов, как и построение сильной морской державы, признаны важной стратегией развития страны, - отмечает Александр Маначинский. - В свою очередь непоколебимая охрана морских прав и интересов государства, согласно той же Оборонной доктрине, является долгом НОАК, в состав которой в качестве самостоятельного вида вооруженных сил входят Военно-морские силы». Эксперт также обращает внимание, что китайские ВМС постепенно расширяют оперативное пространство и глубину обороны ближней морской акватории, развивают комплексный потенциал ведения боевых действий. Нельзя забывать и споры, в которые вовлечен Китай с соседними государствами - о принадлежности различных участков дна Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, богатых энергоносителями, конфронтацию с Японией из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао). В общем, усиление ВМС страны такими мощными единицами, как авианесущие корабли, для Китая сегодня весьма актуально, востребовано, а самое главное - перспективно.Крылья над океаном
Авианосная стратегия Китая просматривается все отчетливее. Эксперт НОАК Инь Чжо, слова которого приводит издание «Хуаньцю шибао», полагает, что ВМС страны необходимо иметь по меньшей мере четыре авианосные ударные группы. По его мнению, две АУГ необходимы для защиты территории Китая и его интересов в западной части Тихого океана, две - в Индийском океане. С учетом этого, полагает эксперт, ВМС НОАК необходимы как минимум пять или шесть авианосцев.К слову, сразу после спуска на воду «Шаньдуна» появилась информация о том, что Китай ведет строительство уже третьего «плавучего аэродрома», который будет представлять собой совершенно новый проект. Высказывались предположения, что он может быть оснащен ядерной силовой установкой, а также несколькими паровыми катапультами. Об этом, в частности, сообщила гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на источник, близкий к ВМС НОАК. «На «Type 001А» Пекин останавливаться не собирается, - уверен российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Если говорить о проекте авианосца «Type 002», то по некоторым данным, он может быть спущен на воду в 2021 году. Известно, что он будет превосходить уже имеющиеся у НОАК авианосцы по всем характеристикам, включая и число размещаемых на полетной палубе самолетов».«Спуск на воду второго по счету китайского авианосца является новым этапом в развитии авианосного флота КНР, - полагает директор Института Хо Ши Мина, завкафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета профессор Владимир Колотов. - Если «Ляонин» они используют больше как учебную единицу, то новый корабль - уже полностью боевой. Конечно, это наш проект, по которому создан, в частности, «Адмирал Кузнецов». Однако китайцы утверждают, что исправили часть недоработок, и это понятно, ведь наш корабль был создан в 1980-е годы, и речь должна идти о глубокой модернизации проекта».
В целом, как отмечают эксперты, Китай к настоящему времени существенно модернизировал свой ВПК, в том числе и в военно-морской сфере, который изначально базировался на копировании советских образцов. «Если говорить о создании третьего авианосца для ВМС НОАК, на этот раз уже полностью своего, то китайская промышленность, в том числе электронная и военная, уже позволяет ставить и выполнять такие амбициозные задачи», - считает профессор Владимир Колотов. А военный эксперт, генерал-майор запаса Сергей Канчуков обращает внимание на темпы создания авианосца КНР, спущенного на днях на воду,- менее трех лет. На фоне того, как в России все еще продолжается дискуссия о самой необходимости авианосных крейсеров, наши соседи вовсю развивают этот сегмент военного флота, воплощая на практике все более современные проекты, отмечает эксперт.

На видеохостинге YouTube. Со временем реализация программы строительства авианосцев сделает российского стратегического союзника обладателем второго океанского флота в мире после США.

«Шаньдун» был построен в рекордные сроки. Его разработка началась в 2013-м, а строительство в 2015 году. Торжественная церемония спуска на воду прошла в порту Далянь (некогда русский город Дальний — авт. ) в присутствии заместителя председателя Центрального военного совета Фань Чанлуна, вскоре после годовщины основания ВМС армии Китая.

Новый авианосец — первый подобный корабль, полностью построенный в Поднебесной. Его характеристики: длина 315 метров, ширина — 75 метров, водоизмещение — 70 тысяч тонн, крейсерская скорость — 31 морской узел. На борту авианосца смогут разместиться 36 истребителей J-15.

Спуск на воду второго по счету авианосца — серьезная заявка Китая на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, американские авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» в полтора раза превосходят его по водоизмещению и числу самолетов палубной авиации. Два из 11 авианосцев США находятся в настоящее время недалеко от Корейского полуострова.

О том, что представляет собой новый корабль и каковы перспективы развития авианосного флота Китая «СП» рассказал военный эксперт Василий Кашин.

— Новый китайский авианосец построен по переработанному проекту их первого авианосца — «Ляонин». В свою очередь «Ляонин» — это советский проект 1143.6, который китайцы доработали, используя предоставленную российской стороной и полученную на Украине документацию (сам корабль, носивший имя «Варяг», был куплен на Украине — авт. ). Принципиальных отличий от советского проекта нет, но там изменена планировка помещений, форма палубы и полностью изменено радиоэлектронное оснащение: системы управления, радиолокационные станции и т. п.

«СП»: — Теперь у Китая два авианосца… Каковы дальнейшие планы Пекина в этом направлении?

— В третьем авианосце, который сейчас строится в Шанхае, будет еще больше изменений. Известно, что он будет немного больше и будет оснащен паровой катапультой. После того, как его достроят, настанет время строительства еще как минимум двух авианосцев, которые будут являться большими атомными авианосцами американского образца. Но это будет происходить уже в следующем десятилетии.

«СП»: — Где будут использоваться эти корабли?

— Предполагаю, что первые три авианосца, включая «Ляонин», предназначены для действий в омывающих Китай морях, а последующие корабли будут действовать в мировом океане. Где-нибудь у берегов Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. По сути, китайцы строят второй океанский флот мира с перспективой его выдвижения на первое место к середине XXI века. Но даже в следующем десятилетии этот флот будет в состоянии обеспечивать ключевые интересы Пекина в удаленных районах земного шара.

«СП»: — Как России следует рассматривать усиление Китая на море?

— Для нас это, скорее, хорошо, поскольку будет заставлять американцев реагировать. Это отчасти отвлечет их от России. Вообще, Россия в целом заинтересована в становлении Китая в качестве самостоятельного важного глобального игрока, который будет влиять на мировые процессы. Это снизит давление на нас со стороны США, уменьшит американскую монополию в международных отношениях.

«СП»: — Но сама Россия от строительства авианосцев, похоже, отказалась?

— Надо понимать, что Китай — это морская страна по своей географии. У них нет серьезного сухопутного противника после того, как развалился Советский Союз. У России, другая ситуация. Нашим приоритетом является подготовка к военному конфликту с НАТО. У нас также не простые отношения с некоторыми державами второго эшелона. У нас есть угроза дестабилизации в Центральной Азии, есть приоритет ядерного сдерживания и только после всего этого стоит задача поддержания своего присутствия в мировом океане.

Во все периоды, когда Россия чувствует себя экономически и политически комфортно, у нас появляются гигантские морские амбиции. Например, СССР при Сталине в конце 1930-х годов на фоне успехов индустриализации, его же проекты начала 1950-х, потом было строительство океанского флота в 1960—1970-е… А если вспомнить Российскую империю, то это строительство огромного, второго-третьего в мире, парусного флота при Николае I, строительство большого флота в конце XIX века.

Но как только нас припекает, все сразу понимают, что в реальности флот в безопасности России играет строго определенную и глубоко второстепенную роль. Она несколько выросла благодаря появлению фактора ядерного сдерживания, крылатых и баллистических ракет, но кардинально ничего не изменилось. Реально у нас развиваются подводные силы и силы для действий в ближней морской зоне. Ясно, что атомный подводный флот у нас приоритет, а крупные океанские корабли у нас устаревшие: 11 кораблей проекта 1155 и 1155.1 и наши крейсера в количестве пяти штук.

Их пытаются сейчас поддерживать в рабочем состоянии, но никакой замены им не предполагается за исключением химерического проекта гигантского эсминца «Лидер». Поэтому, как сказал на днях Сергей Шойгу , самыми крупными нашими кораблями будут фрегаты водоизмещением около 5 тысяч тонн. Ничего другого в нынешних условиях, когда лишних денег нет, и мы вовлечены в противостояние с НАТО, мы позволить себе просто не можем. И это правильно, заключил эксперт.

Схожего мнения придерживается и главный редактор портала Flot.com Сергей Сочеванов .

— То, что Китай спустил на воду очередной авианосец, укладывается в общую концепцию китайского флота, который сейчас развивается очень динамично. Этот корабль был построен просто в рекордные сроки — всего 3,5 года. Интересно, что Китай адаптируют бывший советский проект под свои самолеты J-15. То есть параллельно еще и развивают собственную палубную авиацию. Нашу концепцию с трамплином они пока оставили, что может их ограничить по применению самолетов дальней радиолокационной разведки и управления.

«СП»: — Поясните, пожалуйста?

— Эти самолеты тяжелые и не могут достигнуть скорости взлета только за счет силы двигателей. Поэтому их разгоняют катапультой. Минус катапульты в том, что это сложное техническое устройство и если оно выйдет из строя, полеты прекратятся. Трамплин надежнее. Возможно, катапульты будут на третьем китайском авианосце, но это не точно, так как открытой прямой информации об этом нет. Есть данные только со спутниковых снимков.

«СП»: — Оправдано ли строительство столь не дешевого корабля, как «Шаньдун»?

— Развитие китайского флота оправдано тем, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе сейчас накаляется обстановка. И две Кореи между собой грызутся и, кроме того, там много старых территориальных споров. Если в Европе они находятся в замороженном состоянии, как на Кипре, то в АТР они могут вспыхнуть в любой момент.

Кроме того, Китай может себе это позволить. Экономика страны 20 лет мощно росла. Особенно это сказалось на финансировании НИОКР. Принято считать, что на эти цели для должного развития нужно выделять до 2% от ВВП. Китай выделяет много.

«СП»: — А Россия, получается, остается в стороне от подобного строительства?

— На днях Шойгу прямо сказал, что основой ВМФ России должны стать фрегаты. Сейчас появилась мировая тенденция, Китай как раз исключение, использовать корабли меньшего водоизмещения. Уже не строят огромные ракетные крейсера, а пытаются «впихнуть» нужное вооружение в корабль водоизмещением как эсминец. Россия тоже решила так поступать. Например, наш проект 22350 при небольшом водоизмещении очень «зубастый». Там есть и крылатые ракеты и мощная артиллерия и средства ПВО и средства противолодочной борьбы. Крепко сбитый такой корабль.

У нас есть все возможности строить именно фрегаты. Это можно делать быстро, если вывести строительство судов в серию. Все, что делается серийно — дешево и качественно. Это обеспечит нашему ВМФ хорошую надводную составляющую. То есть мы просто решаем свои задачи другими способами. Нам достаточно, потому что за океан мы не ходим. Мы обеспечиваем зону влияния в Средиземном море, в Тихом океане. Фрегатов здесь достаточно.

В свою очередь президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев уверен, что усиление Китая охладит пыл американцев и пойдет на пользу России.

— Происходит то, о чем лидеры России и Китая говорили на юбилейной Ассамблее ООН полтора года назад. Мы видим, как еще вчера неопытный президент США думал по-ковбойски напугать весь мир. Сегодня же ему мягко намекнули, что отношения с Китаем — это не игры, которые он вел с Ким Чен Ыном , которому легко можно угрожать. Что касается России, то мы относимся с пониманием к усилению флота Китая, ведь это наш стратегический союзник.

Бурное экономическое развитие Китайской Народной Республики все отчетливее сказывается на росте возможностей ее вооруженных сил. Сегодня одним из направлений развития боевого потенциала НОАК становится формирование авианосных ударных групп в составе ВМС Китая. Авианосец «Ляонин» открывает серию статей на данную тематику.

Согласно военным специалистам Японии, военно-политическое руководство КНР неоднократно санкционировало разработку авианесущего корабля силами национального оборонно-промышленного комплекса.

Первая попытка спроектировать корабль для одновременных действий авиации и сил морского десанта предпринята в рамках «Проекта 707». Проект утвержден в июле 1970 г., закрыт в сентябре 1971 г. Работы над новым кораблем для обеспечения действий авиации получили обозначение «Проект 891» (утвержден в январе 1989 г., закрыт в 1998 г.).

ТАВК «Варяг»

Очевидно, что сворачивание второй разработки учитывало приобретение в 2002 г. в Украине за 20 млн. долл. США недостроенного советского тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Варяг». Корабль отбуксировали на Судостроительный завод №1 в г. Далянь (северо-восточный Китай). На завод пригласили и украинских судостроителей. Последние действовали под прикрытием компании, осуществляющей ремонт судов под Регистр.

Китайские специалисты признают, что тесное знакомство с кораблем и его конструкторами позволило им сэкономить 8–10 лет только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Согласно данным китайских источников, решение о ремонте и модернизации «Варяга» Командование ВМС НОАК приняло 26 апреля 2005 г.

Свое наименование авианосец «Ляонин» получил 25 сентября 2012 г. в честь провинции, в которой находится г. Далянь

Основные этапы постройки

Для модернизации авианесущего корабля на территории судостроительного завода были возведены крытый сборочный цех и сухой док. Их длина составляет 400 и 360 м соответственно. Эти сооружения позволят и в будущем строить более крупные атомные авианесущие корабли.


Отметим основные вехи процесса достройки и подготовки первого авианесущего корабля ВМС НОАК.

Будущий авианосец «Ляонин» завели в сухой док в апреле 2005 г. для проведения инспекции подводной части и начала работ на стапеле. Работы фактически завершились к 27 июля 2011 г. Суммарная стоимость проведенных работ оценивается в 10 млрд. юаней. За этот период китайские судостроители из Даляня и Шанхая прошли серьезную практику. По расчетам китайских инженеров, авианосец «Ляонин», который официально введен в состав ВМС НОАК 25 сентября 2012 г., должен прослужить в течение 35 лет.

В результате перепроектирования внутренних помещений корабля и установки современного цифрового оборудования стандартное водоизмещение «Ляонина» составляет 55 тыс. тонн. Его полное водоизмещение достигает 67,5 тыс. тонн. Экипаж насчитывает одну тысячу человек.

Морские походы

В свое первое плавание корабль вышел 30 октября 2012 г. Уже через месяц, 23 ноября 2012 г., летчики морской авиации на тяжелых истребителях «Цзянь-15» совершили первые посадки на палубу. По состоянию на 21 сентября 2013 г. летчики первого полка палубной истребительной авиации выполнили 100 взлет-посадок. Это позволило провести проверку системы тормозных тросов на прочность в условиях высокой интенсивности полетов.


Авианосец «Ляонин»

Авианосец «Ляонин» 2 января 2014 г. вышел в учебно-испытательный поход продолжительностью 37 суток. В ходе похода первый экипаж корабля получил опыт использования радионавигационных систем, проверил все установленные РЛС, систему управления полетами (СУП), отработал действия палубной команды.

При организации работы команды корабля использовался опыт ВМС США. Это означает, что все члены экипажа в зависимости от предназначения носят жилеты определенного цвета: белый – группа управления воздушным движением, красный – вооружение, фиолетовый – топливо, зеленый – обслуживание и ремонт и т.д.


На палубе авианосца «Ляонин»

В отношении СУП авианосца «Ляонин» известно, что одна смена состоит из шести военнослужащих. Они наблюдают за ситуацией на палубе при помощи 16 видеокамер высокого разрешения. Информация с камер передается на четыре широкоформатных монитора. Кроме того, в распоряжении дежурной смены СУП находится прозрачный масштабный макет летной палубы и ангара, на котором отражается текущая обстановка на корабле.

Авианосец «Ляонин» – ядро АУГ

24 декабря 2015 г. состоялись первые учения по слаживанию действий экипажей боевых кораблей перспективной авианосной ударной группы (АУГ) ВМС НОАК. Кроме того, были выполнены контрольные мероприятия подготовки второй группы летчиков палубных истребителей.

Через год, 23 декабря 2016 г., над акваторией Желтого моря прошли первые учения палубной авиации. В ходе мероприятия летчики истребителей выполнили дозаправку в воздухе и провели несколько учебных боев против смешанной эскадры Восточного Флота ВМС НОАК.


Истребители на палубе «Ляонина»

Следует отметить, что экипажи кораблей начали подготовку к этим учебным боям еще 15 декабря 2016 г. В рамках подготовительного периода отрабатывались:

  • вопросы раннего обнаружения воздушных целей и раннего предупреждения о воздушном нападении;
  • электронный перехват целей;
  • электронные пуски ракет по надводным кораблям условного противника;
  • приемы противоракетной обороны.

По результатам данных тренировок уже 2 января 2017 г. авиационная группа «Ляонина» приступила к новым учебным мероприятиям, но теперь над акваторией Южно-Китайского моря.

Формирование АУГ

В рамках последующих учений АУГ ВМС НОАК в ее состав были введены эсминцы проекта 052С «Чанчунь», «Цзинань» и «Яньтай». Корабли данного проекта составляют основу ПВО АУГ.


В апреле 2018 г. АУГ ВМС НОАК провела совместные с ВВС учения. Их целью стала противолодочная оборона и отражение массированных налетов бомбардировочной авиации вероятного противника. Задачи учений отрабатывались в акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, а также в западных районах Тихого океана.

В настоящее время авианосец «Ляонин» находится у причальной стенки судостроительного завода в г. Далянь. Корабль ожидает замены трехкоординатной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, некоторых агрегатов и радиоэлектронных систем на более современные

Авианосец «Ляонин» – особенности конструкции

Известно, что китайские и украинские специалисты не стали переделывать летную палубу и оставили трамплин с подъемом в 14 градусов. Однако, проведена полная замена системы ПВО корабля. Некоторые специалисты в КНР утверждают, что китайские конструкторы излишне упростили и даже ослабили ее. На корабле разместили всего три 30 мм одиннадцатиствольные зенитные установки H/PJ-11 (также известны как «Тип 1130») и три механизированные пусковые установки ЗУР «Морское красное знамя 10».


Двигатели и топливо

Китайские специалисты в области судовых силовых установок смогли скопировать котлотурбинные агрегаты (КТА) советского производства. В КНР они получили обозначение ТВ-12 (по другим данным TY-12).

Согласно китайским источникам, авианосец «Ляонин» получил четыре КТА ТВ-12 суммарной мощностью 150 тыс. л.с. Дополнительно установлены еще 8 КТА повышенного давления (работают на дизельном топливе), которые обеспечивают еще 50 тыс. л.с.

Данный комплекс КТА позволяет «Ляонину» уверенно поддерживать скорость 30 узлов на протяжении пяти часов. Следует отметить, что китайские инженеры тщательно анализируют возможности КТА российского производства КВГ-6М (располагают трехмерными чертежами и рисунками). По их мнению, агрегаты позволят единственному российскому авианесущему крейсеру проявить все свои возможности.

Стандартная и максимальная емкость топливных танков (мазут) составляет 6 тыс. и 8 тыс. тонн соответственно. По оценкам обозревателей военно-технических изданий Китая, для полной подготовки авианосца к походу необходимо от трех (при работающих КТА повышенного давления) до 10 часов.


Известно, что китайские специалисты прорабатывают возможность применения двух тяжелых газотурбинных двигателей R0110. По данным проведенных испытаний двигатели развивают максимальную мощность 150 тыс. л.с. (114500 кВт) и обладают ресурсом в 200 тыс. часов.

Два таких ГТД позволят авианосцу «Ляонин» легко развить скорость в 35 узлов, а более тяжелым перспективным кораблям обеспечат скорость 30 узлов. Следует отметить, что появление таких турбин, равно как и серийное производство некоторых компонентов палубных истребителей стало возможным после появления в КНР гидравлического пресса, обеспечивающего давление 80 тыс. тонн.

Расчеты, расчеты

Согласно данным, полученным в ходе нескольких морских учебно-боевых походов, при постоянной скорости 18 узлов (минимальная разрешенная скорость для проведения полетов палубных истребителей) корабль потребляет 390 тонн мазута. Это позволяет ему преодолевать около 780 км. Таким образом, одной заправки топливом в объеме 6 тыс. тонн такому авианосцу, как «Ляонин» достаточно только на 12 дней похода.

При цене мазута 2169 юаней за тонну стоимость такого краткосрочного выхода в море составляет 13 млн. юаней, или около 130 млн. руб. Традиционно продолжительность учебно-боевого похода авианосца «Ляонин» составляет 38–40 суток. При этом, максимальный боевой радиус корабля – более 4200 миль. Стоимость только судового топлива на такой период боевой учебы достигает 31 млн. юаней или 310 млн. руб.

Авиационная группа

Согласно японским источникам, китайские и украинские конструкторы решили частично убрать вертикальные пусковые установки противокорабельных ракет П-700, размещенные под летной палубой.


Тяжелый палубный истребитель «Цзянь-15»

Однако, даже эта небольшая модернизация позволила увеличить вместительность авиационного ангара. В результате появилась возможность разместить 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15», т.е. стандартный полк в составе трех эскадрилий. При цене одного истребителя «Цзянь-15» около 400 млн. юаней, стоимость полкового комплекта (25 самолетов) достигает 10 млрд. юаней., а бригадного (36 самолетов) – уже 15 млрд. юаней.


Помимо самолетов, авианосец «Ляонин» имеет в составе палубной авиагруппы 12 вертолетов различного назначения. Среди них шесть вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, четыре вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.


Вместе с тем, в ходе всех учебно-боевых походов на корабле дислоцировалась только половина от указанного количества винтокрылой техники. Следует отметить, что на большинстве надводных кораблей ВМС НОАК размещены вертолеты ПЛО типа Z-9 «Черная пантера», которые в перспективе могут быть заменены более тяжелыми Z-20.


Предварительные итоги и перспективы

Представляется возможным утверждать, что спустя практически пять лет после ввода в строй авианосец «Ляонин» оправдал затраты на его создание. Корабль позволил:

  • подготовить первый полностью боеготовый полк летчиков палубной авиации;
  • обучить инструкторов для учебных подразделений;
  • проверить надежность компонентов системы посадки;
  • провести учения в составе авианосной ударной группы, а также межвидовые учения с ВВС НОАК и решить другие задачи.

По данным специализированных изданий КНР, китайские военные и кораблестроители рассматривают несколько вариантов модернизации «Ляонина», как будущего учебного корабля.

В рамках первого варианта предлагается увеличить плоскую часть летной палубы за счет демонтажа нескольких систем ПВО. Также будут убраны газоотбойные щиты с двух дальних стартовых позиций.

Согласно второму варианту, предусматривается заменить трамплинную часть палубы на прямую и установить на корабле две электромагнитные катапульты (ЭМК).


В основном все системы и компоненты ЭМК выполнены модульными и вмонтированы в рамы стандартных 40 и 20 футовых морских контейнеров. Исключением является направляющая линии, которую придется внедрить в палубу авианосца. За данное решение группа научных сотрудников АВН КНР под руководством академика, контр-адмирала Ма Вэймина получила государственную премию.

Продолжение следует…

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.