Отраслевая и профессиональная гендерная сегрегация. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда Доход, благосостояние и бедность

В результате существования дискриминационных барьеров для мобильности рабочей силы возникает сегрегация на рынке труда. Сегрегация - это разделение работников на группы и ограничение доступа каких-либо групп работников к части рабочих мест (непосредственно или через ограничение доступа к профессиональной подготовке). Сегрегация - это одна из форм дискриминации на рынке труда. Обычно рассматривают отраслевую сегрегацию (неравномерное распределение групп работников по отраслям) или профессиональную сегрегацию (неравномерное распределение групп работников по профессиям). Последствия такой формы дискриминации описывает модель профессиональной сегрегации, или модель «столпотворения».

Рассмотрим эту модель на примере конкурентного рынка труда, состоящего из трех профессий А , В , С (рис. 9). Предположим, что спрос на труд одинаков по своим характеристикам для всех трех профессий. Рабочая сила распределена поровну между работниками дискриминируемой и недискриминируемой групп, но для дискриминируемой группы доступна только профессия С . Тогда работники недискриминируемой группы распределяются равномерно по профессиям А и В так, что L A = L B , а ставка заработной платы - W 1 . С другой стороны, работники дискриминируемой группы все сосредоточатся в профессии С, при этом так как L C = L A + L B , то равновесие достигается при меньшей заработной плате, равной W 2 . Работники дискриминируемой группы из-за профессиональной сегрегации не могут перейти из профессии С , работники недискриминируемой группы могут перейти из профессий А и В в профессию С , но не будут этого делать, так как их заработная плата на рабочих местах по профессиям А и В выше.

Рис. 9

Таким образом, в результате профессиональной сегрегации работники недискриминируемой группы получают более высокую заработную плату за счет работников дискриминируемой группы, однако последние не получают заработную плату меньше своего предельного продукта. Проблема заключается в том, что они сосредоточены в определенных профессиях, рынок труда не имеет из-за дискриминации совершенной мобильности, поэтому из-за избыточности предложения равновесие достигается при низких значениях заработной платы.

Для измерения профессиональной сегрегации применяют различные индексы. Один из наиболее распространенных - индекс сегрегации, или индекс Дункана.

Он определяется суммированием по всем профессиональным группам абсолютных значений различий удельного веса занятости в данной профессиональной группе в общей занятости каждой из двух сравниваемых групп. После этого сумма делится пополам. Индекс сегрегации D можно представить формулой:

где М i - процентная доля профессии i среди всех занятых группы M ;

F i - процентная доля профессии i среди всех занятых группы F .

Индекс показывает, какой процент членов каждой из двух сравниваемых групп (он одинаков для каждой группы, так как перемещения между профессиями симметричны для обеих групп, поэтому в знаменателе формулы стоит 2) должен сменить место работы для устранения сегрегации.

Если индекс равен 1, то профессии или отрасли полностью разделены по двум группам, если - 0, то каждая из групп равномерно представлена во всех профессиях или отраслях.

Профессиональная сегрегация – это термин, используемый учеными для обозначения этого раскола: женская работа исторически относится к низкооплачиваемым, «поддерживающим» профессиям, а мужчинам остаются высокооплачиваемые престижные профессии.
Раскол начинается даже раньше, чем вы думаете. «Это явно видно уже в подростковом возрасте, гораздо раньше, чем принято считать», - говорит Ясемин Бесен-Кассино, профессор социологии в Монтклэрском государственном университете и автор книги «Стоимость жизни девушки».

Бесен-Кассино говорит, что профессиональная сегрегация происходит уже в возрасте 14 лет. Мальчики выполняют более высокооплачиваемую работу, например, работу во дворах или уборку снега, в то время как девочкам остается работа няни. В последующие годы мальчики, как правило, переходят на постоянную работу и рабочие места с минимальной зарплатой раньше, чем девочки.

После того, как они выходят на работу, молодые люди по-прежнему выполняют разные роли – девушкам говорят, что они хороши для работы с людьми, поэтому их нанимают в качестве хостесс в ресторанах или в качестве продавщиц, консультантов и кассиров в магазинах. Эти рабочие места имеют высокие требования к «эстетическому труду» – это означает, что у девушек может быть больше негативного опыта с клиентами.
Последние данные LinkedIn показывают, что в течение четырех десятилетий некоторые из профессиональных стереотипов все же изменились.

Женщины медленно проникают в высокооплачиваемые профессии, где давно доминируют мужчины, такие как наука, техника и технологии. Отрасли, такие как программное обеспечение и ИТ-услуги, производство и общественная безопасность, нанимают все больше женщин на руководящие должности. Но эксперты предупреждают, что это не означает конец профессиональной сегрегации.

По словам Ника Энга, старшего научного сотрудника по экономическому развитию в LinkedIn, женщины часто выполняют всю ту же «женскую» работу в этих областях, где преобладают мужчины. Например, женщины, работающие в программном обеспечении, могут не работать инженерами. Значительное число может быть занято в отделах по связям с общественностью или отделах кадров.

Но есть более оптимистичный взгляд на гендерный разрыв, говорит Ариан Хегевич, директор по исследованиям Института гендерной политики. Представляя потенциальные карьерные возможности для молодых женщин, возможности роста могут помочь внести вклад в сдвиг в области профессиональной сегрегации. Например, рассказывая молодым женщинам, что мужчины составляют большинство рабочей силы в STEM, можно отпугнуть кандидаток даже от попыток начать работу в данной области, но указывая на то, что количество женщин растет, можно вместо этого стимулировать их к продолжению карьеры в этой отрасли.

По материалам www.money.cnn.com

Понятие профессиональной сегрегации связано с анализом ассиметричного размещения женщин в профессиональной структуре и связанных с этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик.

Теоретические подходы к понятию "профессиональной сегрегации" варьируются в зависимости от взглядов представителей различных социальных и экономических школ. Анализируя различные направления, можно выделить несколько различных подходов к этому вопросу:

1. Профессиональная сегрегация является продолжением влияния мужских и женских ролей, их статуса в домохозяйстве, в общественной жизни, перенесенного в профессиональную структуру. Это распределение половых ролей может быть задано первично или быть результатом принуждений, навязанных экономической (капиталистической) эксплуатацией (точка зрения марксистов).

2. Профессиональная сегрегация возникает вследствие действия факторов спроса и предложения на рынке труда: из перспективы индивидуальных мужчин и женщин, как рациональных производителей и потребителей (точка зрения неоклассиков).

Размещение женщин в сфере занятости объясняется как последствие мужского давления в общественной и частной сферах (точка зрения феминистов). Влияние мужского менталитета может рассматриваться и более широко, в качестве суммы влияющих факторов - экономических, социо-культурных, домохозяйственных (Кембриджская группа ученых).

Последний подход кажется нам наиболее реалистичным. В данной книге, собственно говоря, присутствует попытка автора проанализировать факторы, влияющие на размещение женщин в сфере занятости и сформированные, в конечном итоге, социо-культурным контекстом. (Демографические факторы - гл.2, собственно домохозяйственные факторы - гл.4, социо-культурные - гл.1, экономические - гл.З).

Развитие сложного общества проходит через социальное и техническое разделение труда, что предполагает наличие достаточно жесткой профессиональной структуры.

Профессиональная структура описывает различные виды профессий и профессиональных групп. Стандартизация профессий дает возможность рассматривать каждую профессию как равную единицу, позволяет классифицировать профессиональные категории, например, в отношении статуса профессии. Статус может быть высоким или низким, в зависимости от уровня оплаты и общественного признания данной профессии, то есть можно осуществить определенную градацию профессий с точки зрения ее статуса.

Распределение мужчин и женщин на работах различного статуса в рамках профессиональной структуры мы будем определять как гендерную сегрегацию в профессиональной сфере или профессиональную сегрегацию.

Различается также горизонтальная сегрегация, проявляющаяся в различных профессиональных группах, и вертикальная сегрегация, обнаруживающаяся среди одной и той же профессиональной категории (42).

Горизонтальная профессиональная сегрегация существует, когда мужчины и женщины в большинстве своем работают в различных профессиональных группах и поддерживается набором мужчин и женщин на различные работы.

Существует много профессий, стереотипно воспринимаемых как "женские" или "мужские" профессии. Например, профессии няни, медсестры, школьной учительницы, воспитателя, повара в детских учреждениях, библиотекаря, машинистки воспринимаются нами как "женские" профессии. В то время как профессии водителя, финансиста, брокера, строителя признаны "мужскими".

Иными словами, происходит процесс "полотипизации" (Кромптон, Сандерсон, 1990), то есть процесс феминизации или маскулинизации профессий, когда определенные профессии получают полотипизированные характеристики, и социальный пол является определяющим в установлении данных характеристик. Возникают барьеры для проникновения женщин в сферу "мужских" профессий.

Однако, существующая социо-половая структура может быть изменена, ибо деление на "мужские" и "женские" профессии социально сконструировано, а значит, поддается изменению. Идеология патриархатного общества, создавая свои установки на распределение ролей между мужчиной и женщиной, затронула, безусловно, и профессиональную сферу деятельности человека. Склонность к профессиям няни, медсестры, школьной учительницы трактуется как "природная" склонность женщины быть матерью, воспитателем, осуществлять уход за близкими людьми. "Естественная" роль женщины проецируется на сферу занятости. Общественное мнение поддерживает женщин, работающих в сфере "женских" профессий, и не принимает женщин, работающих в сфере "мужских" профессий.

Достаточно сложным вопросом является вопрос о возможном существовании у женщин (как и у мужчин) природных навыков к определенным видам труда. Здесь имеются в виду такие навыки, как усидчивость, "ловкость пальцев" при выполнении определенной ручной работы. Сложность для нас заключается в выделении социально и природно сконструированных профессиональных навыков. Однако, данный аспект не противоречит нашему общему рассуждению о существовании социального феномена профессиональной полотипизации, связанного, в первую очередь, с идеей "нормального" разделения профессионального и домашнего труда между полами.

Зависимость процесса полотипизации профессий от конкретного социума можно продемонстрировать на следующем примере. Профессия врача в нашей стране считается "женской", тогда как в западном обществе данная профессия представлена в основном мужчинами. Это связано с разницей в уровне оплаты профессии врача в разных странах. Такие характеристики профессий, как "мужская" или "женская", часто ассоциируются с такими понятиями, как престижная или непристижная. Профессия врача в развитых европейских странах является высокооплачиваемой и престижной профессией и в результате определяется как "мужская".

Существует и обратное влияние: "мужские" профессии получают более высокую социальную оценку в глазах общества, что формирует более высокую оплату "мужского" труда. Следовательно, процесс изменения социальной практики, установление эгалитарной идеологии общественного развития позволит изменить социо-половую структуру профессиональной занятости.

Следующим источником пополнения горизонтальной сегрегации является процесс вытеснения женщин на низкоградуированные в отношении оплаты и социального престижа профессии. Такое вытеснение происходит вследствие восприятия женщины как "неспособного" работника. Получается замкнутый круг: с одной стороны, женщина не может устроиться на хорошо оплачиваемую работу из-за отсугствия квалификации, с другой стороны, низкий уровень квалификации является следствием процесса поло-типизации.

Тактика вытеснения женщин на низкооплачиваемые и непрестижные работы проявляется как прямым, так и косвенным образом. В первом случае трудности возникают в отношении равноправного доступа к определенным видам работ (профессиональным группам), во втором - в отношении равноправного доступа женщин к образовательным структурам и другим требованиям для вхождения на соответствующий трудовой рынок,

Воздействие на процесс вытеснения женщин с высокоградуированных профессий также возможно осуществлять, создавая юридическую базу для равноправного доступа к различным профессиям, развивая образовательно-квалификационные структуры и вовлекая женщин в данные структуры.

Можно выделить еще один тип профессиональной сегрегации женщин: вертикальную сегрегацию. Вертикальная сегрегация существует, когда мужчины в большинстве своем работают в более высокоградуированных профессиях, а женщины - в более низкоградуированных (то есть, наблюдаются гендерные различия в социальном статусе профессии). А также наблюдаются гендерные различия в структуре занимаемых должностей. Поддерживается данная сегрегация либо набором на различные профессии (модификации профессии - учитель младших или старших классов, преподаватель университетов) в рамках одной и той же профессиональной группы, либо сдерживанием женщин на более низких ступенях организации труда.

Вертикальная сегрегация первого типа подобна горизонтальной сегрегации, но действует в рамках одной и той же профессиональной группы. Например, в среде начального и среднего образования преобладают женщины, тогда как преподавательский состав университетов неоднороден по полу. То же происходит и в медицинских структурах: чем выше статус врача, тем вероятнее, что данную работу выполняет мужчина (высший медицинский персонал клиник и кафедр), тогда как участковыми врачами в основном являются женщины, "растущие" до заведующего отделением районной поликлиники. Более того, в зависимости от социального пола занятого одна и та же должность может быть и стартовой и финальной ступенью в карьерной траектории (научный сотрудник и т.д.).

Вертикальная сегрегация второго типа также реализуется в рамках одной и той же профессиональной группы. Мужчины и женщины набираются на одинаковые профессиональные уровни, но мужчина движется вверх по служебной лестнице, а женщина не преодолевает карьерную иерархию.

Приведем пример. Несмотря на то, что сфера преподавания в средних школах является одной из феминизированных отраслей (удельный вес женщин в общей численности учителей в 1991 году составил 75%), доля женщин-директоров средних школ составила лишь 39% (67). Почему это происходит?

Женщина не может эффективно продвигаться по служебной лестнице, так как существует целый ряд барьеров, препятствующих такому продвижению. Во-первых, одним из таких барьеров является барьер социального пола, когда женщину априорно воспринимают как "неспособного" работника, для которого нет необходимости в служебном продвижении, ибо "основная" сфера деятельности женщины - семья. Во-вторых, такие социо-культурные понятия о социальном поле, работе и домашнем разделении труда воздействуют не только на руководителей женщин и их коллег, но и отрицательно влияют на психологическое восприятие женщины самой себя и собственной самоценности. В-третьих, барьером к служебному продвижению может быть отставание в формальной и неформальной квалификации.

Отставание в неформальной квалификации подразумевает потерю реальных квалификационных навыков при наличии документа о формальной квалификации. Потери в неформальной квалификации связаны с перерывами в трудовом стаже из-за выполнения семейных обязанностей, а также с недоиспользованием квалификационного потенциала женщин.

По данным единовременного социологического обследования условий труда и быта российских женщин (1990) только 57,3% из опрошенных женщин считают, что их квалификация соответствует выполняемой работе, а 25,2% женщин считают, что их квалификация вообще не соответствует выполняемой ими работе. Причем даже десятилетний стаж работы не приносит удовлетворяемых результатов в соответствии между полученной квалификацией и выполняемой работой. 30% женщин со стажем работы от 5 до 10 лет не удовлетворены данным соответствием.

Женщины незаинтересованы в повышении профессионального мастерства, так как у 65,4% опрошенных женщин после обучения ничего не изменилось. Причем, 91,2% женщин не были повышены в должности, 88,3% - в разряде, и 81,3% не получили повышение в заработной плате (67).

Неравные возможности к продвижению влияют также на разрыв зарплаты мужчин и женщин. К 20-ти годам разница в средней зарплате мужчин и женщин составляет 15%, а к 30-ти годам средняя зарплата мужчин относиться к средней зарплате женщин как 3:2(11). Сегодня существуют даже более смелые оценки соотношения зарплат мужчин и женщин: данный показатель оценивается как 2:1 (32).

Среди причин, указанных женщинами в связи с невыполнением ими работы, полученной по специальности, выделяются следующие: трудно найти работу по специальности (26,5% опрошенных женщин), близость нынешней работы от дома (26,3%), более высокая зарплата (19,3%), необходимость ухода за малолетними детьми (14,5%) (67). Как видно из приведенных цифр, большинство из этих причин замыкаются на семейном статусе женщин и распределении труда в семье.

Несмотря на юридически закрепленное право для мужчин и женщин получать равную оплату за равный труд, существует определенный разрыв в оплате мужского и женского труда (одно из последствий профессиональной сегрегации). Это связано как с прямой дискриминацией женщин, так и с представительством женщин на более низкооплачиваемых работах.

Социо-половые различия в заработной плате, вызванные непрямой дискриминацией женщин, поддерживаются рядом причин, формирующих дискриминационное положение в отношении оплаты женского труда на микро и макроуровне.

Различные уровни в заработной плате мужчин и женщин могут возникать из-за недостаточного обеспечения женщин возможностями получить образование или повысить свою квалификацию или из-за неравных возможностей в реализации своих профессиональных качеств, в продвижении по службе. Разрыв в оплате мужского и женского труда может быть следствием различной производительности труда мужчин и женщин, а также следствием разницы в отработанном времени. Это наиболее явно проявляется в отношении сверхурочных работ (Мезенцева, 1993). Дискриминационные явления возникают в данном случае на стадии предоставления женщинам сверхурочных работ - женщинам меньше предоставляют шанс дополнительной работы, меньше посылают в командировки (как уже упоминалось нами, этот дискриминационный момент даже закреплен в последнем Кодексе законов о труде РФ).

По данным обследований семейных бюджетов россиян среди мужчин и женщин процент, не имеющих дополнительной оплачиваемой работы, но желающих ее иметь, практически одинаков - 45,7% мужчин и 44,4% женщин желают приобрести дополнительную работу (59).

По выбору, семейному или социальному принуждению женщина больше энергии и времени тратит на воспитание ребенка и другие домашние работы. Следовательно, она не входит в развивающийся трудовой рынок в равной степени вместе с мужчиной, что влечет за собой ограничение в выборе работы и сокращение заработка. Участие в трудовом процессе с перерывами сокращает заработную плату женщин и ассоциируется с падением квалификации.

В зависимости от различных акцентов исследования (обучение, производительность и т.д.) исследователи США оценивают тендерную долю в разрыве заработков мужчин и женщина 20-80%. Например, Минсер и Полачек (1979) считают, что приблизительно 40% разрыва объясняются различиями в количестве рабочего времени женщин и мужчин; Коркоран и Дункан (1979) утверждают, что 44% разрыва между заработками белых мужчин и женщин объясняются дискриминационными ситуациями в образовательной и профессиональной сферах (57).

Социо-половые различия в заработной плате распространены повсеместно, однако, изучены они в разных странах с разной степенью детальности. Отсутствие доступной и в достаточной степени дезагрегированной статистической информации о дифференциации заработной платы по полу является главным препятствием для проведения углубленного анализа фактов дискриминации заработной платы женщин в России.

Однако, анализ разрыва в величине заработной платы женщин и мужчин на отраслевом уровне (то есть на макроуровне) возможно провести, если проранжировать отрасли занятости по уровню средней заработной платы. Выявляется следующая тенденция: чем выше удельный вес занятых в отрасли женщин, тем ниже уровень заработной платы. Обратимся к таблице 2.

ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ СПЕДНЕМЕСЯЧНАЯ

ФЕМИНИ- ОПЛАТЫ* ЗАРПЛАТА (1992)

*Уровень зарплаты в отрасли по отношению к средней зп

Таблица 2. Уровень феминизации отраслей и показатели среднемесячной заработной платы по отраслям народного хозяйства.

Самый низкий уровень среднемесячной заработной платы (1992 год) - 2919 рублей, 3709 рублей, 3550 рублей, 3899 рублей - приходится на наиболее феминизированные отрасли - культура, образование, искусство, здравоохранение и социальное обеспечение, где удельный вес женщин в общей численности работающих составляет соответственно: 75%, 79%, 55%, 83%.

В начале 1994 года при среднемесячной заработной плате в России 146 тысяч рублей, средняя заработная плата в газовой промышленности, например, достигает 666 тысяч рублей, в отраслях культуры и искусства - менее 100 тысяч рублей. Уровень представительства женщин в той и в другой отрасли занятости можно посмотреть в таблице 2, так как динамика представительства женщин в данных отраслях за последние два года не претерпела существенных изменений. Анализ приведенных цифр подтверждает тезис о том, что чем более феминизирована отрасль, тем ниже уровень заработной платы.

Сопоставление уровня оплаты и степени феминизации конкретных отраслей (то есть доли работающих женщин) весьма наглядно выглядит в графическом изображении (см. график 1).

Максимальный уровень оплаты труда наблюдается в тех отраслях, где доля работающих женщин минимальна, и наоборот.

Следует заметить, что к менее оплачиваемым отраслям относятся те отрасли, финансирование которых традиционно осуществлялось по остаточному принципу, то есть - отрасли непроизводственной сферы, традиционно бесприбыльные отрасли. Однако, в данном контексте этот фактор не играет никакой роли, так как мы предполагаем, что феминизация отраслей происходит по причине их бесприбыльности, а не наоборот. Следовательно, для нас не важно по какой причине данная отрасль является бесприбыльной

феминизации и уровней средней заработной платы отраслей народного хозяйства.

и представлена, в основном, низкооплачиваемыми работами. Так как явление бесприбыльности в отрасли первично по отношению к ее феминизации, нас интересует сопоставление именно этих двух показателей. В этом отношении интересно будет в последствии проследить динамику полового состава предприятий и отраслей, которые стали убыточными под воздействием современных условий и которые не являются феминизированными (к таким предприятиям можно отнести многие конверсионные предприятия).

Если же мы сравним уровень заработной платы в феминизированных отраслях по сравнению со средним уровнем заработной платы по стране, то увидим, что уровень заработной платы в "женских" отраслях проигрывает не только в сравнении с уровнем зарплаты в "мужских" отраслях, но и является просто ниже среднего уровня зарплаты по стране.

Кроме того, данные цифры представляют лишь соотношение отраслевых средних зарплат и не оценивают соотношение иных источников доходов. Во-первых, при таком сопоставлении мы не учитываем высокие доходы, получаемые на совместных, частных и приватизированных предприятиях, где существует недопредставительство женщин. Во-вторых, мы не учитываем низкий уровень доходов социально незащищенных слоев, среди которых женщины имеют значительное представительство, то есть уровень доходов пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей, студентов. Указанные особенности позволяют сделать вывод о том, что отставание уровня доходов женщин от среднего уровня доходов по стране намного значительнее разрыва аналогичных показателей по зарплате.

Гендерный разрыв в заработной плате, барьеры в продвижении по службе, трудности в реализации профессиональных навыков, отставание в формальной и неформальной квалификации являются определяющими чертами женской занятости. Данные явления распространены на всех уровнях профессиональной структуры: на уровне народного хозяйства в целом, на отраслевом уровне и на уровне конкретного предприятия.

Формирование профессиональной структуры, несущей в себе дискриминационные черты в отношении женщин (составляющих, в частности в нашей стране, половину среди всех занятых в народном хозяйстве), диктует необходимость изучения данной структуры и нахождения способов воздействия на нее с целью разрушения дискриминационных гендерных барьеров. Модель профессиональной сегрегации, построенная для современного состояния трудового рынка в России, рассматривается в следующем параграфе.

Важно запомнить!

Слово "сегрегация" в буквальном смысле означает разделение или отделение. Соответственно, термин "гендерная сегрегация" описывает явление, связанное с раздельным существованием индивидов, которые относятся к разным социальным, демографическим группам в определенной сфере жизнедеятельности.

Различают два вида профессиональной сегрегации. Горизонтальная сегрегация описывает распределение мужчин и женщин по профессиям и видам деятельности, а вертикальная - по ступеням должностной иерархии в рамках одной профессии. При этом вертикальная сегрегация во многих случаях оказывается более существенной детерминантой гендерного различия в оплате труда, чем горизонтальная

Мнение исследователя.

"Горизонтальная сегрегация - обобщающее понятие, охватывающее несколько частных намерений сегрегации. В рамках горизонтальной сегрегации выделяют:

  • - отраслевую сегрегацию (различное распределение мужчин и женщин между отрасл я ми э коном и к и);
  • - профессиональную сегрегацию (различное распределение мужчин и женщин по профессиям);
  • - межфирменную сегрегацию (различное распределение мужчин и женщин между фирмами различного размера и статуса);

― межсекторную сегрегацию (различное распределение мужчин и женщин между частным и государственными секторами экономики)".

Вертикальная сегрегация отражает различия в должностном положении мужчин и женщин. Как и горизонтальная сегрегация, она может быть рассмотрена на нескольких уровнях: отдельной фирмы (предприятия, организации), отрасли экономики, экономики в целом. Основным препятствием, с которым сталкиваются женщины в корпорациях, является "стеклянный потолок".

Мнение эксперта.

"“Стеклянный потолок” - это барьер настолько тонкий, что кажется прозрачным, но и настолько прочный, что способен противостоять вертикальной мобильности женщин в управленческой иерархии".

Мужчины не замечают его, поскольку на своем пути по карьерной лестнице просто не сталкиваются с теми препятствиями, которые стоят па пути их коллег-женщин. Не обращают на него внимание и женщины на начальном этапе своей карьеры, а тем из них, кто относится к группе управленцев среднего звена, часто кажется, что достаточно сделать только один шаг и они окажутся па вершине, поскольку сквозь "стеклянный потолок" хорошо просматривается верхний эшелон власти. Однако если женщины предпринимают такую попытку, то понимают, насколько он крепок. Таким образом, "стеклянный потолок" является барьером для достижения престижных должностей.

Одной из причин затруднений, которые женщины испытывают при продвижении по карьерной лестнице, является отсутствие солидарности между ними. Они предпочитают продвигаться в топ-менеджмент в одиночку, в то время как мужчины поддерживают друг друга. Представляется, что истоки такого поведения нужно искать еще в первобытном обществе, поскольку, как было показано выше, мужчины занимались охотой, что в подавляющем большинстве случаев являлось коллективной деятельностью. Женщины отвечали за собирательство, которое осуществлялось индивидуально.

Существует еще одно доказательство способности мужчин к кооперации - коллективные спортивные игры, как на любительском, так и на профессиональном уровнях. Уже в XIX в. мужчины играли в футбол, баскетбол, хоккей и регби. Женщины стали играть в некоторые из этих игр только в конце XX в., до этого их игры носили в основном индивидуальный характер.

Кроме "стеклянного потолка" есть и другие препятствия на пути продвижения женщин в иерархически организованных компаниях. Первое - это так называемый "липкий пол". Данное понятие характеризует ситуацию, когда женщины гораздо дольше, чем мужчины, остаются на одной и той же должности. Если молодые сотрудники разного пола обладают одинаковым человеческим капиталом, то мужчины по карьерной лестнице будут продвигаться быстрее. Объяснить такую ситуацию можно исходя из двух основных причин. Во-первых, это специфика менталитета, согласно которой все руководящие должности положено занимать мужчинам, а удел женщин быть матерями, женами и хранительницами домашнего очага. Соответственно, профессиональная занятость последних вторична. Во-вторых, психологи считают, что у женщин существует так называемый страх успеха, т.е. неуверенность в своих силах при построении карьеры.

Есть еще один пример "липкого пола": "прилипание" женщин к должностям с самым низким уровнем дохода и статусом. К таким профессиям относятся няни, медсестры, уборщицы, продавцы и пр.

Существует еще один термин, объясняющий гендерную сегрегацию, - "стеклянные стены", что означает предложение женщинам при приеме на работу таких рабочих мест, которые практически не предполагают возможности вертикальной мобильности. В качестве примера можно привести политику найма в торговой сети "Ашан" в современной России. Там требуются "хозяйки касс". Заметьте, "хозяева" не приглашаются. Карьера же таких женщин укладывается всего в две ступени - кассир и старший кассир.

  • Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации но признаку иола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. рея. и сост. Е. Б. Мезенцева. М. : Русская панорама, 2002. С. 31G.
  • Теория и методология гендерных исследований. С. 139.
  • Morrison А. МGttnoiv М. A. von. Women and minorities in management // American Psychologist. 1990. № 45. P. 200.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гендерная сегрегация на рынке труда и ее влияние на дифференциацию доходов

Введение

Как и многие другие характеристики рынка труда, гендерная сегрегация представляет собой сложное, многоаспектное явление. Будучи, с одной стороны, одним из результатов развития современного, а с другой -- источником многих его проблем, гендерная сегрегация общества сегодня привлекает к себе пристальное внимание со стороны ученых, политиков, отдельных индивидов, пытающихся разобраться в сложных причинно-следственных связях, опосредующих возникновение и поддержание сегрегации, а также в ее влиянии на функционирование рынков труда. Целью данного реферата является определение того, что такое гендерная сегрегация, объяснение того, почему этому явлению уделяется такое большое внимание в социальных и экономических исследованиях положения мужчин и женщин, а также анализ влияния гендерной сегрегации, которое она оказывает на дифференциацию доходов населения. Гендерные исследования, объектом изучения которых является, в том числе и гендерная сегрегация, в настоящее время можно считать уже вполне сложившимся самостоятельным исследовательским направлением. Данный вопрос является весьма значимым в нашей жизни и достаточно интересным, поэтому полезным будет его более детальное изучение.

Если говорить об актуальности данного вопроса, то можно сказать, что влияние гендера как социокультурного проявления различия полов сказывается на всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и трудовой. При этом следует учитывать, что «пол» и «гендер» не тождественны друг другу. Пол представляет собой явление биологическое, объективное, гендер же является продуктом общественного сознания, отражающим ролевые различия между членами социума. Гендер (или «социальный пол» -- наиболее распространенный перевод данного термина) проявляется скорее через поведение индивида, нежели через принадлежность его к определенному полу. Несомненно, пол и гендер тесно связаны между собой, но и различия также очевидны. Более того, некоторые исследователи предлагают исходить из независимости гендера от пола персоны. Так, американский психолог Р. Унгер отмечает, что «мужчина может вести себя таким образом, который считается немужским в данном обществе, однако это никоим образом не делает его менее “мужчиной”» (цит. по: [Теория и методология гендерных исследований, 2001, с. 100]). Тем не менее, уже то, что общество может считать те или иные проявления поведения индивида присущими в большей степени мужчинам или женщинам, свидетельствует о некой обусловленности гендерной роли индивида его или ее полом.

Гендерная сегрегация: понятие, особенности

Слово «сегрегация» в буквальном смысле означает «разделение», «отделение». Соответственно термин «гендерная сегрегация» описывает явление, связанное с раздельным существованием индивидов, принадлежащих разным гендерным группам, в определенной сфере жизнедеятельности человека. И хотя, как было сказано, формально пол и гендер не являются тождественными понятиями, под гендерной сегрегацией понимается разделение мужчин и женщин в рамках определенных социальных, экономических и институциональных структур.

В сфере экономики гендерная сегрегация является одной из характеристик рынка труда. Для определения понятия «гендерная сегрегация» в этом контексте данное явление можно рассмотреть в двух взаимосвязанных плоскостях. Как динамическое явление гендерная сегрегация представляет собой тенденцию к устойчивому разделению мужчин и женщин по разным сферам деятельности, т.е. описывает некий процесс, заключающийся в том, что представители каждого пола по определенным причинам заняты в разных видах деятельности. В то же время гендерная сегрегация описывает текущее состояние рынка труда -- ситуацию, при которой женщины и мужчины неравномерно распределены между различными видами деятельности. И в том и в другом случае речь идет об особенностях гендерной структуры занятости и ее изменении во времени.

Гендерная сегрегация наличествует на уровнях секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий, должностей в виде доминирования представителей того или иного пола. При этом часто в научных исследованиях и политически ориентированных работах это явление трактуется как одна из форм дискриминации женщин на рынке труда, т.е. как явление, с которым необходимо бороться. Типичный пример такого подхода представлен в статье О. Хасбулатовой [Хасбулатова, 2001]. В ней констатируется рост количества феминизированных отраслей в российской экономике в начале 1990%х гг. и на основе этого делается вывод, что «обозначенная тенденция имела ярко выраженный дискриминационный характер, так как по всем отраслям с высоким уровнем концентрации женщин наблюдается следующая зависимость: чем выше доля женщин в отрасли, тем ниже уровень средней заработной платы» [Хасбулатова, 2001, с. 191]. Такая позиция характерна не только для отечественных исследователей. Например, она представлена в американском учебнике по экономике труда Р. Эренберга и Р. Смита [Эренберг, Смит, 1996, с. 454].

На мой взгляд, ставить знак равенства между гендерной сегрегацией и гендерной дискриминацией неправомерно. Гендерная сегрегация может складываться как под воздействием внешних ограничений (экономических, социальных, институциональных) для мужчин и женщин, так и в результате свободного выбора сфер и форм занятости, на основе существующих индивидуальных предпочтений. В последнем случае сегрегация не будет тождественна дискриминации.

Рынок труда любой страны характеризуется большей или меньшей степенью неравномерности в распределении мужчин и женщин между сферами деятельности, однако просто факт существования гендерной сегрегации не создает предпосылок для нормативных выводов. Для оценки ситуации необходимо не только измерение уровня гендерной сегрегации и оценка динамики его изменений, но и осознание причин, лежащих в основе феминизации одних профессий и маскулинизации других, а также последствий, к которым приводит подобное проявление гендерной асимметрии на рынке труда.Только такой подход отвечает принципам позитивного анализа -- одного из методологических принципов современной экономической теории. Кроме того, он поможет сформулировать, в случае необходимости, мероприятия, направленные на выравнивание гендерных диспропорций в сфере занятости.

Формы и виды гендерной сегрегации

Существует несколько форм проявления гендерной сегрегации, однако в фокусе внимания большинства исследований по данной тематике находится прежде всего профессиональная сегрегация -- асимметричное распределение мужчин и женщин по профессиям. Это объясняется тем, что именно профессиональная сегрегация становится основой для существования прочих форм -- отраслевой, должностной, межфирменной и межсекторной сегрегации, поскольку профессию можно назвать «атомом», первичным элементом, характеризующим занятость индивида в определенной сфере деятельности.

Принято выделять горизонтальную и вертикальную сегрегацию. Вертикальная сегрегация имеет место в случае неравномерного распределения представителей разного пола в рамках должностной иерархии. Под горизонтальной сегрегацией традиционно понимаются профессиональная, а также отраслевая сегрегация, т.е. разделение мужчин и женщин по профессиям или отраслям во всем их спектре. Следует отметить, однако, что профессиональная сегрегация не является в строгом смысле исключительно горизонтальной. Дело в том, что, как будет показано в следующем параграфе, при анализе вся совокупность существующих профессий классифицируется не только по содержательному принципу (физики, строители, машинисты, медики и т.д.), но и в соответствии со статусом, занимаемым индивидом в организационной иерархии (старшие должностные лица, специалисты, техники, рабочие и т.д.). Неодинаковость статуса самих профессий означает, что горизонтальная -- профессиональная -- сегрегация имеет еще и вертикальное измерение, т.е. автоматически включает в себя вертикальную должностную сегрегацию. Несмотря на практическую сложность разграничения профессионального и вертикального видов гендерной сегрегации, в настоящей работе мы предпринимаем попытку выделить особенности, характеризующие каждый из этих видов, что дает возможность если не отделить один вид от другого, то хотя бы вычленить определенную часть должностной (вертикальной) составляющей профессиональной (горизонтальной) гендерной сегрегации.

Сегрегация и концентрация

Сегрегация зачастую становится причиной такого явления как концентрация, или неравномерная представленность мужчин или женщин в рамках какой-либо профессиональной (должностной, отраслевой) группы. Будучи тесно связанными между собой, эти два проявления гендерной асимметрии не являются идентичными друг другу, поскольку сегрегация отражает асимметричное распределение работников разного пола между видами, а не внутри какого-то одного вида деятельности. Высокая или низкая концентрация представителей одного пола в отдельной профессии может наблюдаться при одном и том же уровне общей гендерной сегрегации. Концентрация женщин и/или мужчин в профессиях во многом зависит от активности их участия в сфере занятости. Так, если концентрация работников каждого пола в имеющихся профессиях одинакова (например, во всех профессиях доля мужчин равна 80%), то формально сегрегация будет отсутствовать, поскольку в межпрофессиональном распределении мужчин и женщин нет никакой асимметрии, а неравномерность связана исключительно с тем, что работникимужчины превалируют в численности занятого населения. Но знание об уровне сегрегации на рынке труда не всегда информативно с точки зрения определения степени концентрации мужчин и женщин в рамках существующих профессий. Таким образом, сегрегация более адекватно, чем концентрация, отражает ситуацию гендерной асимметрии на рынке труда. Тем не менее, обе характеристики отражают неравномерность распределения мужчин и женщин в сфере занятости и поэтому должны использоваться при анализе гендерной сегрегации.

Причины существования гендерной сегрегации на рынке труда

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть особенности поведения гендерных групп в сфере труда и занятости. Можно полагать, что гендерные различия в поведении индивидов на рынке труда являются -- напрямую или косвенно -- следствием выполнения ими социальных функций, которые считаются обществом «естественными» для данного пола. Соответственно изменение выполнения этих функций влечет за собой уменьшение или устранение подобных различий.

Теоретические концепции, обосновывающие принципы гендерного разделения труда

Исторически разделение социальных ролей было связано со способностью женщин к деторождению. Соответственно за ними были закреплены обязанности по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, тогда как основной задачей мужчины являлось обеспечение материального дохода семьи. Теоретические концепции, обосновывающие принципы гендерного разделения труда как внутри домашнего хозяйства, так и между частной и рыночной сферами, объединяются в две группы.

Первая группа обосновывает экономическую рациональность подобного разделения. Согласно концепции временных ограничений время, отводимое на работу в домашнем хозяйстве мужчинами и женщинами, напрямую зависит от уровня их трудовой нагрузки в оплачиваемом секторе. Экономическая теория соотношения ресурсов Г. Беккера, на которой, в частности, основана его же концепция брачного рынка, утверждает, что принцип разделения труда между членами семьи соответствует принципу альтернативных издержек: каждый супруг должен брать на себя работу в той сфере (частной или рыночной), отдача от участия в которой для конкретного индивида выше. Если же принимается решение распределить время каждого индивида между домашним хозяйством и рынком труда, то необходимо сравнивать отдачу от часа работы за заработную плату и вмененную стоимость этого часа для домашнего хозяйства. Другими словами, основой для гендерного разделения ролей является прежде всего соотношение заработков мужчин и женщин и их сравнительная производительность в домашнем хозяйстве.

Следовательно, если труд женщины на рынке оплачивается более низко, чем труд мужчины, а ее производительность при выполнении различных домашних обязанностей выше, чем у мужчины, то рационально обоснованным и эффективным будет такое положение вещей, при котором мужья выходят на рынок труда, обеспечивая своей семье материальный доход, в то время как жены занимаются ведением домашнего хозяйства. Если же и женщины становятся участниками трудовых отношений, то, согласно данной концепции, они должны работать тем меньше, чем меньшим является уровень их заработков. Интересным в этой связи является то, что, как показывают отечественные исследования, эластичность временной нагрузки женщин в домашнем хозяйстве по отношению ко времени, отводимому на работу за заработную плату, очень высока, тогда как для мужчин эта зависимость чрезвычайно слаба (см. [Мезенцева, 2003]). Это означает, что в российских семьях рациональность мужчин в отношении распределения времени между трудом за заработную плату и трудом в домашнем хозяйстве можно поставить под сомнение, так как снижение нагрузки на рынке труда не приводит к заметному увеличению их участия в работе в рамках домашнего хозяйства. Или, точнее, надо говорить о рациональном выборе, включающем более широкий круг параметров, чем только экономическая эффективность, понимаемая как уровень заработной платы.

Вторая группа концепций является более антропологичной. Гендерное разделение труда связывается в них с необходимостью поддержания гендерной идентичности. Домашняя нагрузка ложится в основном на женщин, поскольку это соответствует традиционным представлениям о распределении обязанностей. При этом зачастую подобная стратегия оказывается экономически не рациональной, если мужчина теряет возможность зарабатывать, но не может позволить взять на себя часть работы в домашнем хозяйстве.

История присутствия женщин в сфере рыночной занятости долгое время подтверждала предположение об экономической рациональности гендерного разделения ролей. Вплоть до 1960х гг. женщины составляли незначительную часть в численности экономически активного населения практически во всех странах Запада, поскольку отдача от их занятости в домашнем хозяйстве превышала ожидаемую выгоду от выхода на рынок труда. Естественно, что показатели экономической активности женщин были значительно ниже, чем соответствующие показатели у мужчин. Так, в США только в1980 г. уровень участия женщин в рабочей силе превысил 50% и продолжает расти, при том что экономическая активность мужчин начиная с 1950%х гг. демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Однако начиная с 1960-1970%х гг. в экономически развитых странах наблюдается увеличение присутствия женщин в сфере оплачиваемой занятости. В табл. 1 показано, что этот процесс проходил на фоне сокращения разницы средних заработков мужчин и женщин. Очевидно, что сокращение относительного преимущества занятости представителей мужского пола делало все более экономически целесообразным принятие женщинами положительного решения о выходе на рынок труда.

Таблица 1. Уровень экономической активности женщин и гендерные различия в заработной плате, 1960 и 1980 гг.

Источник:

труд гендерный сегрегация доход

Массовый выход женщин на рынок труда был также обусловлен влиянием целого ряда других, помимо роста относительной заработной платы женщин, факторов. К ним относятся: внедрение технических достижений в сферу быта, изменившее традиционные структуры распределения времени в рамках домашнего хозяйства; развитие массовых производств и постиндустриальных технологий, обеспечившие устойчивый спрос на женский труд; изменение системы образования, позволившее женщинам проходить обучение наравне с мужчинами. Тем не менее сегодня во всех странах по прежнему существуют различия в поведении мужчин и женщин на рынке труда, которые проявляются, во-первых, при принятии ими решения о входе в состав экономически активного населения, а во-вторых, при выборе ниш, занимаемых работниками разного пола, что проявляется в существовании гендерной сегрегации на рынке труда.

Экономическая активность женщин в современной России и связь ее уровня с моделями занятости СССР

В настоящий момент в России уровень участия женщин в рабочей силе является достаточно высоким по мировым меркам. По данным Росстата РФ, в 2004 г. 60,8% женщин в возрасте экономической активности (15-72 года) входили в состав экономически активного населения (для сравнения: у мужчин этот показатель был равен 70,4%). Для возраста основной трудоспособности (в возрасте 25-54 лет) уровень экономической активности женщин был даже выше: 85,82%, при том, что в среднем в странах ОЭСР занятыми являются лишь 69% женщин этого возраста.

Высокий уровень экономической активности женщин в современной России связывают с сохранившимися со времен СССР моделями занятости. Дело в том, что тенденции вовлечения женщин в сферу оплачиваемого труда в странах с рыночной и с централизованно управляемой экономикой сильно различались (см. табл. 2). Уровни представительства женщин в рабочей силе в социалистических странах заметно превышали аналогичные показатели для стран Запада. С одной стороны, это было проявлением большего равноправия женщин в странах социалистического блока, которое декларировалось и претворялось в жизнь в соответствии с господствовавшими в этот период идеологическими представлениями. Марксистская теория семьи постулировала, что в условиях капитализма семья представляет собой институт, способствующий закрепощению и эксплуатации женщины вследствие ее экономической зависимости от мужа. Соответственно при социализме домашние обязанности должны стать общественной отраслью труда, а женщина, освободившись от тягот ведения домашнего хозяйства, получит возможность выйти на рынок труда и обеспечить себя определенным уровнем дохода.

Таблица2. Уровни экономической активности женщин 40-44-летнего возраста,1950-1985 гг., %

Источник: [Рынок труда и социальная политика, 1997, с. 174]

С другой стороны, немаловажную роль сыграл преимущественно экстенсивный тип развития экономик социалистических стран, и прежде всего СССР, в результате чего в промышленности постоянно создавалось большое количество рабочих мест и использование труда женщин, как значительной части населения, было необходимым условием экономического роста.

Экономическая оправданность активного участия женщин в трудовых процессах в СССР и других социалистических странах была обусловлена, во-первых, относительно низкими, по сравнению с западными странами, альтернативными издержками занятости женщин благодаря тому, что уход за детьми частично осуществлялся государством. Система детских дошкольных учреждений, а также высокая распространенность возможностей для внешкольной организации досуга детей, практически ничего не стоившие родителям, освобождала женщин от необходимости постоянно находиться дома. По словам С. Ашвин, «государство принимало на себя ответственность по выполнению традиционных мужских ролей отца и кормильца, позволяя женщинам зарабатывать деньги» (цит. по: [Мезенцева, 2003, с. 63]).

Во-вторых, выгода, получаемая от участия женщин в общественном производстве, была несколько выше, чем в странах Запада. Антидискриминационная система образования и профессиональной подготовки позволяла женщинам накапливать не меньший, чем у мужчин, человеческий капитал, что расширяло возможности их трудоустройства. Так, в 1980%е гг. доля женщин среди студентов высших учебных заведений в СССР составляла 54%, в Болгарии -- 55%, в Венгрии -- 52%, в то время как в, например, Нидерландах -- 36%, в Дании -- 43%, в ФРГ -- 42%, и лишь в США, Франции и Швеции студентов женского пола было больше половины (51, 52 и 56%, соответственно) [Женщины в СССР, 1989, с. 57]. Как следствие, соотношение средних размеров заработной платы мужчин и женщин в СССР и странах ЦВЕ было привлекательнее для женщин, чем на Западе.

Тем не менее, по-видимому, одну из основных ролей в обеспечении высокого уровня занятости женщин в СССР и других социалистических странах играла установка государства на всеобщее участие в общественном производстве. Этот вывод основан на том, что увеличение благосостояния семьи за счет занятости женщин не освобождало их от работы дома. Качество и количество доступных товаров и услуг не позволяло женщинам снизить интенсивность работы в домашнем хозяйстве. Другими словами, обмен времени работы в домашнем хозяйстве на время работы за заработную плату даже приросте отдачи от занятости практически не происходил. Увеличение времени работы за заработную плату происходило за счет сокращения времени досуга, что позволяет говорить о том, что относительное равенство в сфере занятости в социалистических странах не предполагало гендерного равенства в частной семейной жизни.

Экономические и социальные изменения, произошедшие за последние 15 лет, сопровождались некоторым сокращением уровня экономической активности женщин в России. Вероятно, частично это произошло вследствие снятия идеологических ограничений на выбор между занятостью на рынке труда и в домашнем хозяйстве, что позволило женщинам, желающим посвятить себя воспитанию детей и ведению дома, перейти в состав экономически неактивного населения. Тем не менее миф о том, что с началом реформ женщины, в отличие от мужчин, были «вытолкнуты» с рынка труда, не находит подтверждения. Интенсивность ухода женщин и мужчин с рынка труда была одинаковой.

Следовательно, нельзя сказать, что решение женщин о переходе в экономически неактивное население было продиктовано тем, что это в большей степени соответствует их системе предпочтений или же что абсолютное разделение труда в рамках семьи стало экономически более эффективным.

Поэтому основными причинами сохранения высокого уровня экономической активности женщин в нашей стране являются, по всей видимости, невозможность обеспечить приемлемый уровень потребления за счет занятости только одного супруга, сложившиеся в сфере занятости традиции, а также высокий уровень образования женщин, повышающий желание самореализации в публичной сфере.

В то же время работающие женщины в России продолжают нести основную нагрузку в домашнем хозяйстве. По данным исследования Е. Мезенцевой, все виды домашнего труда отнимают у женщин в среднем в 2,16 раза больше времени, чем у мужчин, хотя время, затрачиваемое ими на работу за заработную плату, всего лишь на 30%меньше.

Влияние гендерной сегрегации на дифференциацию доходов населения

Выбор занятия, профессии, в соответствии с теорией человеческого капитала, сопряжен с индивидуальной оценкой отдачи от нее в течение трудовой жизни. При этом основными детерминантами, определяющими размер заработка работника, являются параметры его человеческого капитала: образование и опыт работы.

Наличие существенных различий в характеристиках рабочих мест, имеющих выраженную гендерную «окраску», подтверждается многими авторами. Например, в наших ранних исследованиях выявлено, что в России работники традиционно «мужских» профессий зарабатывают в среднем значительно больше, чем работники «женских» профессий.

Вообще, гендерные различия в заработной плате тесно связаны с асимметричностью гендерных структур занятости. Считается, что основным негативным последствием существования гендерной сегрегации является неравенство результатов трудовой деятельности для мужчин и женщин. При этом во всем мире наблюдается следую щая тенденция: чем выше концентрация женщин в отрасли или профессии, тем меньше отношение уровня заработной платы в этой сфере к среднему уровню зарплаты в экономике в целом. На рис. 2, рассчитанном авторами для всех отраслей кроме финансов и кредита по материалам [Труд и занятость в России, 1999, 2003, 2006], подтверждается эта закономерность для российского рынка труда.

Рисунок 1. Соотношение степени концентрации женщин в отрасли и уровня заработной платы, 2004 г.

В целом на российском рынке труда наблюдается устойчивая тенденция увеличения среднего разрыва в заработках между мужчинами и женщинами. По данным Росстата, в настоящее время гендерный разрыв в заработной плате составляет 36%, т.е. средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин. По другим экспертным и исследовательским данным и оценкам, этот разрыв доходит до 40% и более.

Очевидно, что в основе такого разрыва лежит целая совокупность факторов, в том числе региональные различия. В российской экономике прослеживается следующая тенденция: чем беднее регион, тем больше гендерное равенство в заработках; чем регион богаче, тем различия в заработках существеннее. Иными словами, равенство в заработках в современной России достигается в бедности, неравенство -- в богатстве.

Но именно профессиональная гендерная сегрегация называется сегодня одной из основных причин гендерных различий в заработной плате. Так, неравное распределение работников разного пола по профессиям объясняет более чем 44% общего гендерного разрыва в оплате труда в США, 30% в Чешской Республике и Словакии и более 34% в России. При этом проблема не ограничивается лишь традиционной разницей в оплате мужского и женского труда: исследования показывают, что, при прочих равных условиях, работники одного пола (допустим, мужчины), занятые в «мужских» и «женских» сферах деятельности, также получают разное вознаграждение за свой труд. Во многом это следствие вертикальной сегрегации, она вносит существенный вклад в гендерный разрыв в заработках даже в том случае, когда мужчины и женщины заняты в одной профессиональной группе. При этом важно, что вертикальная сегрегация приводит также к неравенству в доступе к экономическим ресурсам и принятию решений.

Заключение

Итак, рабочие места, принадлежащие «женскому» и «мужскому» сегментам рынка труда, отличаются друг от друга рядом характеристик, среди которых одной из основных является заработная плата. Объяснение подобной ситуации дает так называемая модель «столпотворения», или «переполнения», описанная Б. Бергманном. Если для большинства женщин доступ в определенные профессии затруднен, то мужчины имеют право претендовать на любые имеющиеся на рынке рабочие места. Такое положение приводит к сосредоточению женской рабочей силы в ограниченном круге видов деятельности, следствием чего и становится снижение уровня оплаты их труда по сравнению с мужчинами.

Теория двойственного рынка труда предполагает не просто наличие на рынке труда двух сегментов с разными характеристиками рабочих мест и условий занятости, но и ограниченную мобильность между ними, что, в сущности, и является основной причиной устойчивой сегментированности рынка труда.

Факт присутствия барьеров для перехода работников каждого пола из одного сегмента рынка труда в другой является труднодоказуемым. Тем не менее в текущий момент в России интенсивность трудовой мобильности обеих гендерных групп по направлению к нетипичным для их пола профессиям невелика -- наблюдение, косвенным образом подтверждающее это предположение.

Наблюдения за последние 10-15 лет экономического развития России позволяют сделать вывод о том, что рыночный механизм, по всей видимости, поддерживает и усиливает гендерную дифференциацию в заработках, а также в других результатах, которые получают мужчины и женщины в сфере занятости. Этот вывод чрезвычайно важен с нормативной точки зрения, поскольку если рынок оказывается несостоятельным в решении проблем устранения гендерного неравенства на рынке труда, следовательно, нужны институциональные меры, нужна политика, которая будет воздействовать на подобные результаты и ограничивать их.

Список литературы

1) Научное издание «Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда», И.О. Мальцева, С.Ю.Рощин

2) «Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда», И.М. Козина // http://www.nir.ru

3) «Гендерное неравенство в трудовой сфере» // http://spb-egida.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика и сущность гендерной сегрегации. Основные формы проявления гендерной сегрегации: отраслевая и профессиональная. Причины вертикальной сегрегации: различие в человеческом капитале, структуре образования. Общие различия в гендерных ролях.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Гендерная сегрегация на рынке труда, аспекты занятости и управления. Теория и методология гендерных исследований. Юридические и психологические аспекты гендерной асимметрии на рынке труда. Настоящее положение дел по гендерным аспектам на рынке труда.

    реферат , добавлен 29.04.2011

    Проблема гендерной дифференциации заработной платы как формы дискриминации на рынке труда, ее экономические и социальные последствия. Российская модель реализации государственной политики гендерного равенства с учетом ее специфических признаков.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения. Особенности гендерной социализации молодежи. Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Положение пенсионеров на рынке труда. Критерии оценки работоспособности специалиста после выхода его на пенсию. Отраслевая структура, профессиональное распределение занятых пенсионеров, требования рынка труда. Специфика трудоустройства женщин-пенсионерок.

    реферат , добавлен 02.01.2012

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Гендерная ассиметрия на российском рынке труда. Анализ занятости и безработицы среди мужчин и женщин в различных сферах деятельности. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин. Российская особенность разделения обязанностей в семье.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Триединая стратегия гендерной идентичности Губогло. Воспроизведение гендерно обусловленных ролей. Детерминанты гендерных различий продолжительности жизни в России. Воздействие моделей гендерного поведения, предлагаемых средствами массовой информации.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    Сущность труда и его особое место в социальном пространстве человеческого существования. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы. Социально-психологический портрет молодежи. Безработица: причины и последствия.

    реферат , добавлен 28.12.2012

    Теоретические подходы к исследованию гендерной асимметрии в языке: понятие "язык", феминистская критика. Гендерные отношения в языке, опыт гендерной экспертизы учебной литературы по социологии и политологии. Социологический анализ гендерной асимметрии.