Рельса Р65 - размеры: ширина головки и подошвы, высота с подкладкой и шпалой, длина, характеристики. Рельса Р65 - размеры: ширина головки и подошвы, высота с подкладкой и шпалой, длина, характеристики Рельс р65 размеры вес

(Взамен ГОСТ 7174-75, 8161-75 ,ГОСТ 16210-77,ГОСТ 18267-82)

Дата введения 01.07.2001

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы Р50, Р65, Р75 предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов. Обязательные требования к качеству рельсов, обеспечивающие безопасность движения, изложены в разделах 5-8 настоящего стандарта.

Классификация рельс

4.1. Рельсы подразделяют: по типам:

  • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),
  • В - рельсы термоупрочненные высшего качества,
  • Т1, Т2 - рельсы термоупрочненные,
  • Н - рельсы нетермоупрочненные;

по наличию болтовых отверстий:

  • с отверстиями на обоих концах,
  • без отверстий;

по способу выплавки стали:

  • М - из мартеновской стали,
  • К - из конвертерной стали,
  • Э - из электростали;

по виду исходных заготовок:

  • из слитков,
  • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

по способу противофлокенной обработки:

  • из вакуумированной стали,
  • прошедшие контролируемое охлаждение,
  • прошедшие изотермическую выдержку.

Конструкция и размеры

5.1. Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1. Допускаемые отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса

Таблица 1
В миллиметрах

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Высота рельса H

Высота шейки h

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота пера m

Таблица 2
В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р65, Р75

Т1,Т2, H

Т1,Т2, H

Т1,т2, Н

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота рельса H

Высота пера m

Высота шейки рельса h

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

5.2. Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 3. По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

Таблица 3
Размеры в миллиметрах

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение для рельса категории

d

t

l 1

l 2

l 3

Т1,Т2, Н

Рельсы железнодорожные узкой колеи Р18, Р24, Р33, Р38, Р43.

Рельсы Р18, Р24 монтируются на подземных путях шахт и железных узкоколейных дорогах. По механическим свойствам и сортаменту соответствуют ГОСТ 5876-82, 6368-82. Рельсы Р24, Р18 производятся по ГОСТ 5876-82 из стали марок Н50, Т60, ПТ70. Прямолинейны: на любом участке местные искривления на 1 м не должны превышать трех миллиметров, концевые искривления двух миллиметров. Оба конца обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.

Рельсы Р-43 соответствуют ГОСТ Р 51685-2000 и предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали электропечного производства (непрерывно литая заготовка: Э76, Э76Ф, Э76ХСФ) и мартеновского производства (разливка в слитки: М76, М76Ф). Прямолинейны: при равномерной кривизне стрела прогиба рельсов должна быть не более 1/2200 длины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности конца рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при базовой длине в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ДСТУ 3799-98

ТУ 14-2Р-383-2004

ГОСТ 7173-54

ГОСТ 7173-54

Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р65К, Р75.

Рельсы Р65, Р50 также предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог и для изготовления стрелочных переводов. Р 50 и Р 65 соответствуют требованиям по ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 10-25 млн.т /км в год. Рельсы Р-65 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 25-75 млн.т /км в год.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.

Рельсы КР-70, 80, 100, 120, 140 предназначены для подъемных кранов и подкрановых путей. Производятся из высокоуглеродистой стали. Имеют скругленную головку, более широкую опорную плоскость и стенку повышенной толщины, благодаря чему достигается равномерная передача давления колесной пары на верхний пояс подкрановых балок.
Крановые рельсы укладывают по типу ж/д путей и крепят к подкрановым балкам. Подвижный способ крепления считается рекомендуемым. Этот способ крепления позволяет проводить выравнивание (рихтовку) пути, также сравнительно просто и удобно можно заменить изношенные рельсы.

Рельсы КР 120, 100, 80, 70 выпускают мерной длины: 9-12 м с шагом в 0,5 м; немерной длины – 4-12 м.
Масса одного метра рельса:
КР-70 – 47 кг 470 г;
КР-80 – 64 кг 240 г;
КР-100 – 89 кг 50 г;
КР-120 – 118 кг 290 г;
КР-140 – 146 кг 980 г.
Технические характеристики и требования к качеству регламентируются ГОСТ 4121-96. Трещины, прокатные плены, закаты, раскатанные загрязнения и рванины на поверхности не допускаются. Возможно удаление дефектов зачисткой или пологой вырубкой в том случае, если глубина вырубки не превышает:
- рельсы КР 80 и КР70 – 1,5 мм;
- рельсы КР 100, КР 120 и КР 140 – 2 мм.
Так как в процессе эксплуатации крановые рельсы подвержены высоким нагрузкам, скорость износа сравнительно высока, несмотря на материал производства – высоколегированную сталь. При этом износ идет как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эксплуатация допускается, если износ не превышает 15% от номинального значения.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 4121-96

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96


Рельсы железнодорожные РП50, РП65, РП75 .

Предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.

Рельсы промышленные подразделяют

по типам: РП50, РП65, Рп75;

по упрочнению: термоупроченные (Т), нетермоупроченные (Н);

по наличию болтовых отверстий: с болтовыми отверстиями на обоих концах, без болтовых отверстий;

по длине: мерная-12,5 и 25 м, с предельными отклонениями +/- 30 мм, немерная – от 6 до 25 м. Рельсы для сварки изготавливают длиной не менее 3 м.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97


Рельсы рамные Р65 .

Предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ 24182-80. Рельсы изготавливаются с болтовыми отверстиями и без них длиной 12,5м

Масса 1 м рельса – 64,14 кг.

Рельсы контррельсовые РК50, РК65, РК75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.

Рельсы изготавливаются из стали М68 по ГОСТам 18232-83, 9797-85, 9798-85,26110-84.

Масса 1 м, кг


Рельсы остряковые ОР43, ОР50, ОР65, ОР75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяются для изготовления стрелочных переводов ж/д путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.

Масса 1 м, кг

Рельсы трамвайные желобчатые Т58, Т62 .

Предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.

Рельсы изготавливаются с двумя болтовыми отверстиями и без них, длиной 12,5 м, предельные отклонения по длине +\- 10мм.

Масса 1 м, кг

ТУ 14-2Р-320-96

ТУ 14-2Р-320-96

Рельсы усовиковые УР65 .

Предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ТУ 32ЦП-804-94.

Длина рельса 12,5 м, Предельные отклонения по длине не превышают +/- 25 мм.

Болт стыковой

Болт клеммный с гайкой

Гайка стыковая

Болт стыковой в комплекте с гайкой и шайбой (БГШ)

Болт закладной в сборе

Шайба стыковая

Противоугон

ТУ 32 ЦП 811-95

ТУ 32 ЦП 811-95

ГОСТ 14959-79

Шайба 2-х витковая

Шуруп путевой

Шуруп 24х170

Подкладка костыльного скрепления

Тип материала

ГОСТ или ТУ

Вес 1 шт. по теории, кг.

Кол-во в 1 т, штук

ГОСТ 8194-75

ГОСТ 12135-75

СД 50 (стр.пер.)

ГОСТ 12135-75

ГОСТ 7056-77

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8194-75

ТУ 1132-027-1124328-96

ГОСТ 8142-89

ТУ 14-2Р-393-2005

СД 65 (стр.пер.)

ГОСТ 8194-75

Подкладка раздельного скрепления

ГОСТ 16277-93

ТУ 32 ЦП 820-97

СК 65 (стр.пер.)

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

Накладки

1Р-65 (6 отв.)

ГОСТ 8193-73

2Р-65 (4отв.)

ГОСТ 8193-73

ГОСТ 19128-73

ГОСТ 8193-73

ТУУДП 14-2-1214-98

ГОСТ 8141-56

ГОСТ 8141-56

КР-70 , КР-80

Крепеж крановых рельс к стальным подкрановым балкам

Рельсы

Назначение рельсов — создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для качения колёс подвижного состава, непосредственно воспринимать и упруго передавать воздействие силы от колёс на опоры (шпалы, брусья) и направлять в движении колёса подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока, а на участках с электрической тягой — обратного тягового тока.

Тип современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округленно равным массе 1 м рельса. Например, рельс, 1 м которого имеет массу 64,72 кг, обозначается Р65.

Поверхность катания головки рельсов для центральности передачи давления имеет выпуклое криволинейное очертание. Средняя часть головки прокатывается по радиусу 500 мм, переходящему в радиус 80 мм и затем в радиус 15 мм. Боковые грани головки делают наклонными 1:20, а нижние грани головки и верхнюю поверхность подошвы рельса — 1:4, как и опорные поверхности стыковых накладок. При затяжке болтов накладки входят как клин в пазуху рельса, распирая головку и подошву.

Нижняя грань головки сопрягается с шейкой рельса двумя радиусами — верхним 5 мм у рельсов Р50 и 7 мм у рельсов Р65 и Р75 и нижним соответственно 12,15 и 17 мм, с тем чтобы местные подголовочные напряжения (при переходе от широкой головки к тонкой шейке) были, возможно, меньшими. Боковые грани шейки рельсов Р50, Р65 и Р75 имеют криволинейное очертание по радиусам соответственно 350, 400 и 450 мм. Шейка с подошвой сопрягается по радиусу большему, чем с головкой (20 мм у рельсов Р50 и 25 мм у Р75 и Р65).

Показатель Тип рельса Схема профиля
Р75 Р65 Р50
Площадь поперечного сечения, см 2 95,06 82,56 65,93
Масса рельса длиной 1м, кг 74,41 64,72 51,67
Масса рельса длиной 25м с отверстиями на концах, кг 1859,38 1616,0 1280,0
Высота, мм
общая H 192 180 152
головки 55 45 42
шейки 105 105 83
подошвы 32 30 27
Ширина головки поверху на уровне 13мм от поверхности катания B1, мм 72 71 70
Ширина подошвы B, мм 150 150 132

Основным отличием профилей рельса Р75 от прежних является то, что размеры его стыковой пазухи и ширина подошвы - такие же, как у Р65. Это позволяет иметь одинаковые стыковые и промежуточные скрепления для рельсов обоих типов.

Основные сведения о стандартных рельсах приведены в таблилице, длина рельсов по действующему стандарту равна 25 м. На сети дорог завершен переход к рельсам длиной 25 м не только прокатом новых на заводе, но и сваркой старогодных рельсов по длине 25 м. Рельсы прежней стандартной длины 12,5 м используют только как уравнительные на бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решётки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковыми рельсовыми плетями. Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 при 12,5-метровых, а для бесстыкового пути — еще и 12,38 м.

Вновь выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия для болтов. Такая их форма выбрана по условиям увеличения прочности рельсов и упрощения технологии изготовления. Болтовые отверстия на концах рельсов просверливают перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельсов; заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов удаляют зачисткой. Предусмотрено снятие фаски глубиной 1...1,5 мм на кромках болтовых отверстий и по нижним кромкам головки рельсов.

Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса; перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Расстояние от торца рельса до первого отверстия у рельсов Р75 и Р65 равно 96 мм, между осями первого и второго отверстия — 220 мм и от оси второго до оси третьего — 130 мм; у рельсов Р50 эти расстояния составляют соответственно 66, 150 и 140 мм. Все эти расстояния имеют допуски +1 мм.

Маркировка новых рельсов. Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.

Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками).

На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке:

обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода: А — завод «Азовсталь», Д — Днепродзержинский комбинат, К — Кузнецкий металлургический комбинат, Т — Нижнетагильский металлургический комбинат);


месяца — римскими цифрами и две последние цифры — года изготовления рельсов;
типа рельсов;
обозначение головного конца стрелкой.


На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где вы катаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер планки в 2—б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть вы сотой 12 мм и углублены в тело на 0,8...1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20...40 мм.


По окончании отделки рельсов на один торец рельса клеймением наносят:
-на торце головки инспекторские клейма — для рельсов I сорта один керн, один знак «Ключ и молоток», один знак «Серп и молот»;
-для рельсов II сорта два керна, два знака «Ключ и молоток»;
-на торце в нижней четверти шейки рельса — знак о закалке рельса К (если закалены только концы рельса) или З (если рельс закален по всей длине);
-на торце выше знака о закалке на шейке наносятся знаки головных и донных рельсов — I (рельс прокатан из головной части слитка) или Х (рельс прокатан из донной части слитка);
-на торец подошвы рельса — номер плавки, повторяя номер плавки, указанный на шейке вдоль рельса.
Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку рельсов красками.

На принятые рельсы 1 сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у рельсов группы 1; белого цвета у рельсов группы II.

Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти рельса поперечной полосой фисташкового цвета, II класса — поперечной желтой полосой.

На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (рельсы I группы) или белого (рельсы II группы) цвета.

Закалённый рельс обозначается вдоль рельса на расстоянии около 1 м от торца на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового цвета, а также вдавленным кольцом диаметром 15.. .20 мм на шейке с обозначением номера плавки.

Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой» рельс) или зеленым («закаленный» рельс).

На обоих торцах головки рельсов, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются тёмно- синей несмываемой краской.

Примерная маркировка новых рельсов:


а — рельс типа Р65 изготовленный заводом "Азовсталь" в марте 1979 г. 1 сорта II группы, с закаленными концами, "твердая" плавка А-293;

б — рельс типа Р75 изготовленный Кузнецким металлургическим комбинатом в январе 1981 г., плавка П 356, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закаливания 1 класса;

в — рельс типа Р50 изготовленный на Нижнетагильском металлургическом комбинате в феврале 1982 г., плавка ПЯ751, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закалки 2 класса, укороченная на 80 мм для рельса 12,5 м и на 160 мм для 25 м. Стрелкой обозначенный головной конец.

Маркировка снимаемых с пути старогодных рельсов делается светлой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому рельсу). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов. Рельсы I группы отмечаются одной вертикальной линией, группы II двумя линиями, III группы - тремя линиями, группы IV - тремя косыми крестами. На рельсах, подлежащих ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.

Рельсы для узкоколейной ж/д

Основной элемент верхнего строения пути. Рельсы служат направляющими нитями, по которым колеса локомотива и вагонов следуют в заданном направлении. Они непосредственно воспринимают давление и другие силы от колес и передают их на опоры — шпалы и брусья.

При проходе колес во время движения поезда на рельс действуют все время меняющиеся по величине и месту приложения силы. Эти силы вызывают изгиб рельса, упругое оседание рельса вместе с опорой, вибрацию, кручение, истирание, смятие.

Рельсы изготовляют из мартеновской или бессемеровской стали согласно требованиям государственных стандартов по сортаменту (размерам) и техническим условиям.

В таблице приведены установленные ГОСТ 6368—82 размеры, расчетные данные и допуски при изготовлении рельсов узкой колеи.

91,5 76 37 7,0 19,16 15,00 Р18 90,0 80 40 10,0 23,07 18,06 Р24 107,0 92 51 10,5 32,70 24,14

ГОСТ 8161-75*
(СТ СЭВ 1667-79)

Группа В42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65

Конструкция и размеры

Railway rails type P65.
Design and dimensions

Дата введения 1977-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 июня 1975 г. N 1573

Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

ВЗАМЕН ГОСТ 8161-63

ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1994 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1979 г., январе 1981 г., апреле 1985 г. (ИУС 7-79, 3-81, 7-85).

1. Настоящий стандарт распространяется на закаленные и незакаленные железнодорожные рельсы типа Р65 и устанавливает их конструкцию и размеры.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 1667-79 в части конструктивного исполнения рельса и регламентирования способов сварки короткомерных рельсов.


2. Конструкция и размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать указанным на черт.1 или 1а, а расположение и размеры отверстий в шейке на концах рельсов - на черт.2-6.

Выполнение отверстий по черт.4-6 производится потребителем.


Черт.1

Черт.1а

Черт.1а

Черт.2

_________________
* Фаску выполняют у объемно-закаленных рельсов.

Примечание. (Исключено, Изм. N 2).

Черт.3

Черт.4

Черт.5

Черт.6


По заказу потребителя рельсы могут быть изготовлены без отверстий в шейке и без закалки поверхности катания головки на одном или обоих концах.

По требованию потребителя допускается изменять размещение, число и диаметр отверстий на концах рельсов.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3. Предельные отклонения по выпуклости головки при измерении по оси симметрии поперечного профиля рельса должны быть ±0,5 мм, а по равномерной выпуклости подошвы - 0,5 мм. Вогнутость подошвы рельса не допускается.

Пример условного обозначения железнодорожного рельса типа Р65 длиной 25 м исполнения 1:

Рельс 1 Р65-25 ГОСТ 8161-75

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4. Не допускается отклонение от симметричности профиля поперечного сечения рельса относительно его вертикальной оси: по подошве - более 1 мм и по головке - более 0,3 мм.

Для конструкции (черт.1а) отклонение от симметричности подошвы относительно головки не должно превышать 2,15 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5. На кромках отверстий в шейке рельса должна быть снята фаска размером от 1 до 2 мм под углом около 45°.

На объемнозакаленных рельсах снятие фаски по ГОСТ 18267-82.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

6. Длина рельсов должна соответствовать указанной в таблице.

Длина, м

Допускаемые отклонения по длине, мм, для рельсов

Наличие отверстий в шейке на концах рельса

закаленных*

незакаленных

______________________
* Для поверхностно-закаленных по всей длине рельсов с нагрева токами высокой частоты допуски на длину должны устанавливаться одинаковыми с допусками для незакаленных рельсов.

Исполнение 1

На обоих концах

Без отверстий

На обоих концах

На одном конце

На обоих концах

Исполнение 2

На обоих концах

(Измененная редакция, Изм. N 2).

7. Допускается контактная или газопрессовая сварка рельсов длиной до 25 м из рельсов длиной не менее 6 м, изготовленных из стали одного способа выплавки. Количество кусков в свариваемом рельсе должно определяться по соглашению между изготовителем и потребителем.

8. Технические требования для незакаленных рельсов - по ГОСТ 24182-80, для объемнозакаленных рельсов - по ГОСТ 18267-82.

9. Соответствие конструкции и размеров поперечного сечения рельса требованиям настоящего стандарта определяют шаблонами на расстоянии не более 200 мм от торца контролируемого рельса. Не допускается применение других приборов. Расположение болтовых отверстий по черт.1 контролируют по клиновой части пазуха, а по черт.1а - относительно подошвы рельса.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

10. Расчетные данные приведены в приложении к настоящему стандарту.

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). Расчетные данные конструкции рельса

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

Параметры

Нормы для испытаний

Площадь поперечного сечения рельса, см

Расстояние от центра тяжести, мм:

до низа подошвы

до верха головки

Момент инерции относительно осей, см:

горизонтальной

вертикальной

Момент сопротивления, см:

по низу подошвы

по верху головки

по боковой грани подошвы

Теоретическая масса 1 м рельса (при плотности стали 7830 кг/м)

_______________________
* При плотности стали 7850 кг/м

Распределение металла по площади поперечного сечения рельса, %, от всей площади:

в головке

в подошве

(Измененная редакция, Изм. N 2).

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

Рассмотрим один из наиболее часто используемых конструктивных элементов российской железнодорожной сети. В фокусе внимания – характеристики: площадь сечения, длина, высота и ширина головки рамного рельса Р65 и другие размеры и параметры. В тексте мы проанализируем прокат, который принимает прямое давление колес при движении ЖД состава, перерабатывает эти нагрузки и передает их на шпалы, то есть на опору. Подробный подход – для того, чтобы понять, почему именно эта модель настолько востребована при создании путей (в частности, при прокладке бесстыкового и звеньевого полотна широкой колеи). Отдельно отметим, что нормативными документами, определяющими марку стали, особенности исполнения и все другие показатели, являются сразу несколько ГОСТов: 8161-75, 51685-2000, 51685-2013.

Назначение, описание, размеры и вес рельсов Р65

Эти конструкции выполняют несколько задач:

  • определяют направление езды пассажирского и грузового транспорта по железной дороге;
  • принимают и передают нагрузки, тем самым продлевая срок эксплуатации как самого пути, так и подвижных частей перемещающегося по нему состава;
  • создают площадку для колес, которые соприкасаются с рабочей поверхностью только 30-50 мм своей площади, что позволяет развивать высокую скорость.

Функционально это верхние элементы ЖД-полотна, уложенные на шпалы, скрепленные между собой. Из них формируют широкие колеи как звеньевые, так и бесстыковые, с грузонапряженностью 25-75 млн т. км/км в год. Обладают достаточно подробной классификацией: по виду, категориям качества, способу выплавки, наличию отверстий под болты и так далее. Особенной популярностью пользуется тип Т1, то есть термоупрочненный, предназначенный для создания плетей путей протяженностью в 100-800 км. Маркировка у него говорит о весе погонного метра, который равняется ГОСТ 8161-75 – 64,72 (64,88) кг. Также востребованы модели с меткой К (из конверторной стали), предназначенные для наружных нитей криволинейных участков.


Металлопрокат производится как из НЛЗ (то есть непрерывно-литых заготовок), так и из слитков. После выпуска могут проходить как контролируемое охлаждение, так и изотермическую выдержку. К готовым изделиям вышеперечисленные ГОСТы предъявляют целый ряд требований – по прогибу, скручиванию, отклонению (подробнее – в разделе «Общие параметры»).

Элементы

Конструкция условно состоит из трех частей:

  • Головка – должна быть такой формы, чтобы обеспечивать надежную опору для колеса ЖД-транспорта.
  • Шейка – принимает напряжение, сопротивляется ему, передает его шпалам.
  • Подошва – состоит из левого и правого перьев, равномерно распределяет нагрузки по поверхности опорного бруса.

Отдельно следует выделить пазухи, расположенные с обеих сторон от шейки и идущие от низа головки до середины подошвы. Благодаря расположенным в них клиновидным накладкам соединяют отдельные двутавровые направляющие (внимание, на определенных участках пути, а не по всей протяженности).

Размеры и характеристики рельса типа Р65

Форма этого изделия металлопроката тщательно выверена, вплоть до каждого уклона, радиуса закругления, площадки. Все поверхности подбирались как с помощью расчетов, так и опытным путем для оптимального сцепления с колесами ЖД-транспорта. А также с учетом того, насколько серьезным нагрузкам подвергаются эти элементы. Ведь их конструкция просто обязана стойко сопротивляться деформации в течение десятилетий.

Предлагаем всесторонне проанализировать, какая линия профиля двутавра за что отвечает и почему она должна быть именно такой. Д х Ш х В рассмотрим в разделе «Общие параметры», а здесь – характеристики:

  • R500 – радиус головки, отвечающий за центрирование напряжений, то есть за совпадение продольных осей нашей опорной конструкции и движущей части железнодорожного транспорта;
  • уклон 1:20 – подобран в такой пропорции для оптимального соответствия с колесными гребнями;
  • R80, R15, R370 – переходные радиусы, нужные для максимально плотного контакта с движущейся частью транспорта и верхней части (соответственно), а также для устранения участков опасных нагрузок;
  • уклоны 1:4 – сделаны с таким соотношением для правильного монтажа клинообразных накладок (также играющих роль распорок);
  • R3 – радиус скругления, чтобы головка не была слишком острой и не концентрировала лишнее напряжение;
  • R400 – переходный, нужен, чтобы подошва принимала нагрузку плавно.

Перед тем как приводить длину, ширину, высоту, отметим, что эти двутавры делаются из прочного металла. Он заслуживает отдельного рассмотрения.

Рельсовая сталь

Из нее выпускают все подвиды двутавровых профилей серии (в том числе РК65, Р50 и Р75). Почему? Потому что она обладает впечатляющей износостойкостью, твердостью, сопротивлением на изгиб. Эти свойства обусловлены составом: марка М76ВТ содержит 0,82% углерода, а также большое количество легирующих примесей (кремний, цирконий, титан, ванадий, марганец).


Рассматриваемые нами изделия металлопроката либо сразу выплавляются в мартеновских печах (первая группа), либо отливаются из заготовок (вторая). Но они в любом случае проходят несколько последовательных видов термической обработки. Последняя влияет не только на прочностные свойства, но и на стоимость. О том, какая сталь применяется, читайте в .

Общие параметры рельса Р 65

К их производству применяются следующие требования:

  • внутри материала не должно быть расслоений (усадок, рыхлости), пятнистой ликвации, трещин, корочек (как светлых, так и темных), инородных включений шлака или металла;
  • недопустимы дефекты, превышающие согласованные с МПС РФ нормы и выявляемые посредством ультразвуковой проверки;
  • поверхность изделия – строго без вмятин, царапин, раковин от окалины, трещин, раскатанных загрязнений, закатов, подрезов, рябизны, скворечников;
  • стрела прогиба (как по вертикали, так и по горизонтали) при равномерной кривизне обязана не превышать 1/2200 или 1/2500 Т1, Т2, Н или B-категории соответственно;
  • торцы – без расслоений, рванин, сколов, заусенцев, наплывов; с торцов допустимо снимать фаски шириной до 3 или до 5 мм, а на термоупрочненном металлопрокате с болтовыми отверстиями это даже нужно делать;
  • отклонение от прямолинейности, при проверке по хорде, по вертикали (плоскость катания головки) и по горизонтали (по боковой грани) не должно превышать 0,3-0,5 или 0,6-0,8 мм;
  • болтовое отверстие – строго без задиров, рванин, следов усадки (трещины, расслоения) или сверления;
  • величина скручивания – не более 1/10000 или 1/25000 от общей длины и соотносится с площадью сечения рельсы Р65 категории T1, T2, H или B соответственно.

Некоторые производители модифицируют продукцию по индивидуальному заказу клиента. Убирают отверстия в шейке или закаливают поверхности катания с одного или обоих концов, меняют диаметр и расположение болтовых отверстий и тому подобное. Такие улучшения влияют на конечную цену продукции. Поэтому если изделие, представленное к продаже в каталоге компании «ПромПутьСнабжение», обладает какими-то из перечисленных особенностей, потенциальный покупатель узнает об этом в обязательном порядке.


Теперь переходим к таблице общих характеристик:

Параметр

ширина подошвы Р65

полная высота

площадь поперечного сечения Р 65

масса 1 штуки

масса 1 погонного метра

момент инерции по осям

расстояние от центра тяжести

нейтральная ось

Показатель

150 мм

180 мм

82,65-82,79 см2

0,811 т

64,72-64,88 кг

по горизонтали:

3540-3573 см4

по вертикали:

564-572 см4

до верха:

98,3-98,7 мм

до низа:

81,3-81,7 мм

18 мм

Это именно общие показатели, а есть еще и дополнительные, но тоже важные, например, параметр высоты головки, входящий в полную и равный 45 мм, или ширина, составляющая 75 мм. Есть и более специфические данные вроде распределения металла по объему или числа сварных стыков. Не будем Вас ими утомлять – главное, что все они представлены в техническом паспорте к изделиям и могут быть отдельно запрошены при заказе.

При покупке в «ПромПутьСнабжение», можно не только обсудить сроки поставки, но и уточнить каждый интересующий вас дополнительный показатель, вплоть до плотности мартеновской, конвертерной или электростали, использованной при производстве. Менеджеры компании будут рады проконсультировать и облегчить ваш выбор.

Стандартная длина рельсы Р65

А вот этот показатель настолько важен, что мы решили не включать его в таблицу, а рассмотреть отдельно. Здесь есть два варианта исполнения:

  • 12,5 м, с допустимыми внутренними линиями кривых в 12,42 и 12,46 м, а для бесстыкового железнодорожного полотна – в 12,36 м;
  • 25 м, с возможными нитями в 24,84 и 24,92 м.

Некоторые особенности производства

Концы готового к продаже металлопроката должны быть отфрезерованы под углом в 90 градусов к плоскости оси. Причем с допуском не более 1 мм.

При этом есть двутавры различных серий с идентичными показателями. Например, болтовые отверстия и ширина головки и подошвы в описании рельса Р 65 и Р 75 полностью одинаковы, что позволяет без проблем стыковать их между собой при укладке пути железной дороги. Моменты инерции и сопротивления нагрузкам также совпадают, что дает возможность длительно эксплуатировать ЖД-полотно, не боясь, что один его опорный элемент выйдет из строя гораздо раньше другого. Проектирование также существенно упрощается – можно создавать транспортные линии большой протяженности, подключать и реконструировать даже старые узлы и развязки.

Описание

Это наиболее популярный, известный и часто заказываемый сегодня вид рассматриваемых нами двутавровых направляющих. «Т1» в маркировке значит, что они термоупрочненные (то есть прошли обработку экстремальными температурами), а значит усиленной прочности и способны стабильно выдерживать максимально серьезные нагрузки. Цифра «65» – примерная масса 1 погонного метра такого изделия (выше в таблице мы указали, что точный вес – 64,72 кг).


Легкая стыковка и беспроблемное совмещение предусмотрены. Потому что размерные характеристики серии полностью совпадают с «классическими». Так, например, высота и ширина верхней части Т1 равны 45 и 75 мм соответственно. Радиусы и уклоны также идентичны тем, что были представлены на схемах.

Поэтому термоупрочненную продукцию можно монтировать на железнодорожных линиях не только специального, но и общего назначения, в том числе и на подъездных, и на главных путях. Укладывать их тем удобнее, что предлагаются они в двух вариантах исполнения – по 12,5 и по 25 м. Правильный выбор позволяет сэкономить значительную сумму при строительстве протяженной ЖД-трассы. На складе компании «ПромПутьСнабжение» в наличии оба вида – обращайтесь и заказывайте в нужном объеме.

Сверление рамного рельса Р-65 Т1

Осуществляется специальными сверлами повышенной твердости шейки (по Бриннелю – 388 HB, по Роквеллу – до 41 HRC). Эти инструменты также отлично подходят для обработки металлопроката категории Р-50.

Область применения серии Т1

Помимо уже перечисленных сфер, термоупрочненные двутавровые профили востребованы при монтаже плетей так называемых «бархатных» линий. Их основное преимущество в том, что их можно сваривать между собой как сразу на производстве, так и в «полевых условиях», с помощью машин ПРСМ. Получается, что с ними не нужны крепежные элементы, что удешевляет укладку железной дороги, и нагрузка на основание за счет отсутствия стыков будет уменьшена.

Еще одна сфера применения продукции, прошедшей температурную обработку, – ремонт и реконструкция ЖД-полотна. Высота рельсы Р65-Т1 с железнодорожной подкладкой и шпалой идентична «классической» и равняется 180 мм, поэтому ею можно без проблем заменить даже самую старую конструкцию, уже износившуюся или получившую значительные физические повреждения.

______________________

Компания «ПромПутьСнабжение» оказывает услуги по продаже железнодорожных рельсов по всей России. Реализует шпалы, железнодорожный крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, ремонту ж/д путей, изготавливает ж/д изделия. На других страницах нашего сайта вы также можете узнать интересующие вас размеры других образцов.


О том, сколько весит «Шестьдесят пятая» у нас тоже есть . Также читайте на нашем сайте о и .