Порядок разработки государственных стандартов в рф. Порядок разработки и изменения государственных стандартов. Принятие и государственная регистрация стандарта
При разработке стандартов необходимо руководствоваться следующими основными положениями.
1) Разработка стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по управлению многообразием продукции, ее качеству, совместимости и взаимозаменяемости.
2) В первую очередь (только при необходимости) должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
3) При разработке стандартов на продукцию и услуги необходимо руководствоваться требованиями потребителей, интересы которых представляют органы торговли и общества потребителей. Их представители могут непосредственно участвовать в разработке проектов стандартов (в качестве членов технических комитетов), подготавливать предложения по разработке и изменению стандартов.
4) При разработке необходимо использовать современные методы стандартизации — комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации. Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные, по отношению к достигнутому уровню, требования к объектам стандартизации. Важнейший метод стандартизации – унификация, заключающаяся в рациональном сокращении видов, типов и размеров изделий одинакового предназначения.
5) Стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены.
6) Стандарты должны быть изложены четко и ясно для обеспечения однозначности понимания их требований.
Проекты ГОСТ разрабатывают технические комитеты по стандартизации (ТК) в соответствии с планами государственной стандартизации РФ. Предусматриваются следующие стадии разработки :
На первой стадии
назначаются руководители и ответственные исполнители по темам, определяются сроки разработки проекта технического задания и сроки выполнения работ.
Далее производится сбор, изучение и анализ материалов по данной теме, имеющихся стандартов, патентов и другой технической документации с учетом высших достижений отечественной и зарубежной техники и передового опыта. Затем составляется проект технического задания, в котором указываются цели и задачи разработки стандарта. Составляется перечень заинтересованных организаций, которым направляется на отзыв проект стандарта;
На второй стадии в соответствии с техническим заданием разрабатывается проект стандарта. Одновременно с разработкой проекта составляется пояснительная записка и проект плана мероприятий по внедрению стандарта. В пояснительной записке указываются цели и задачи разработки стандарта, область применения, основные технико-экономические обоснования. Проекты отраслевых стандартов рассылаются по установленному перечню;
На третьей стадии организации-разработчику стандарта высылаются отзывы на него, затем составляется сводка отзывов и дается обоснованное заключение по каждому замечанию. При наличии разногласий и существенных замечаний организация-разработчик проводит согласительное совещание, на основании решений которого составляется окончательная редакция проекта стандарта;
На четвертой стадии , производится научно-техническая экспертиза проекта стандарта и утверждение в установленном порядке. Стандарт регистрируется, ему присваивается номер и год.
Обозначение стандартов в общем виде состоит из индекса (например, ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. В обозначении ОСТ и СТО, кроме того, после индекса указываются соответственно условное обозначение министерства (ведомства) и аббревиатура научно-технического или инженерного общества;
Пятая стадия связана с изданием стандарта, которое осуществляет ГОСТ Р.
Порядок разработки, утверждения, учета и применения ОСТ устанавливают министерства. Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатывают в порядке, установленном этими обществами.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*
Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.
На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы.
Главный государственный инспектор России - Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.
Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.
* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.
Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом «О стандартизации». Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.
Государственный инспектор имеет право:
· свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;
· по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;
· направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объектом госнадзора.
Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.
В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартизации» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).
Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.
В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.
Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов: отклонение от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.
Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.
Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентируются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предоставлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных документов практически совпадают в обоих законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потребителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.
Правила проведения госнадзора. Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.
Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.
Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.
Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.
Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.
По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта. Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.
Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).
В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора введена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизированной информационной системы АИС «Госнадзор».
Социальный эффект характеризуется следующими показателями:
· предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),
· защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),
· количество потребителей, защищенных от опасных и недоброкачественных продукции и услуг (чел.).
Экономический эффект определяется:
· поступлением средств в доходную часть федерального бюджета - штрафы (млн. руб.),
· компенсацией затрат из федерального бюджета на проведение госнадзора,
· упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причинения ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозвратных потерь.
По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.
Этот показатель относится непосредственно к субъектам хозяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандартов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.
Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема запрещенной к реализации продукции.
Технологический эффект характеризуется тремя показателями:
· уровнем выявления нарушений (%),
· уровнем устранения нарушений (%),
· интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).
Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.
В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:
1) организация разработки стандарта;
2) разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);
3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;
4) принятие и государственная регистрация стандарта;
5) издание стандарта.
Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.
С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.
Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.
Госстандарт (Госстрой России) принимает решение об
Национальные стандарты РФ разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 - 2004.
В соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004 и Правилами по стандартизации ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов РФ и проектов изменений к ним, к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» порядок разработки стандарта включает 4 этапа , представленные на схеме рис.3:
Организация разработки стандарта;
Разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение
Разработка окончательной редакции проекта стандарта и проведение экспертизы;
Подготовка к утверждению, утверждение, государственная регистрация и опубликование стандарта.
Рис. 3. Этапы разработки стандарта
Рассмотрим вышеперечисленные этапы разработки стандарта.
1. Организация разработки стандарта
Организуют разработку стандарта технические комитеты. Подготовка к разработке стандарта, проведение НИР, набор статистических данных, расчет норм, если необходимо, разработка и апробация нового прибора, разработка методики испытаний и другие работы предшествуют разработке стандарта. Орга-
низация, проводящая перечисленные работы, подает заявку в ТК на разработку стандарта. В заявке приводится обоснование необходимости разработки стандарта. По поданным заявкам составляют годовые планы стандартизации.
Для разработки стандарта ТК определяет подкомитет ПК, который будет вести разработку стандарта. ПК составляет рабочую группу из числа специалистов, занимающихся объектом стандартизации. Рабочая группа (РГ) заключает договор на разработку стандарта, к которому должно быть приложено техническое задание (ТЗ) на разработку.
В техническом задании на разработку стандарта указывается:
Сроки и стадии разработки стандарта. Сроки определяются по каждому этапу разработки стандарта.
Состояние стандартизуемого объекта и цель разработки.
Рабочая гипотеза решения поставленной задачи. Критерии для сравнения проектируемых показателей.
Разделы стандарта, перечень основных требований к продукции, которые намечается установить стандартом.
Технико-экономическое обоснование проекта стандарта.
Перечень государственных органов управления и предприятий для рассылки стандарта на отзыв.
Дополнительные требования заказчика.
Техническое задание согласовывается с соисполнителями и утверждается в Департаменте легкой промышленности.
После формирования рабочей группы утверждается руководитель разработки, ответственные исполнители и исполнители. Исполнители начинают работу со сбора информации по объекту стандартизации, изучают и анализируют материалы по объекту стандартизации и требования к нему. Для этого проводят анализ литературы, нормативной документации, в то числе зарубежной, изучают отчеты по НИР, патенты, авторские свидетельства, зарубежный опыт, используя переводы зарубежных авторов, образцы изделий, рекомендации ИСО и др.
Затем от изготовителей и потребителей продукции запрашивают замечания и предложения по содержанию стандарта, результаты испытаний продукции за последний год-полтора, а также образцы продукции для проведения собственных испытаний.
Ответственные исполнители разрабатывают рабочую (методическую) программу. Рабочая программа - это рабочий план, содержащий весь объем работы и разбитый на этапы и отдельные работы внутри каждого этапа. Например, рабочая программа может включать следующие этапы: выбор ассортимента для исследования и получение образцов с предприятий; разработка ТЗ; получение результатов испытаний с предприятий, проведение собственных испытаний, обработка результатов испытаний и их анализ, расчет норм по выбранным показателям качества, разработку первой редакции проекта стандарта, рассылку проекта стандарта на отзыв, получение замечаний и предложений от заинтересованных организаций, составление сводки отзывов, составление окончательной редакции, представление проекта в ТК и в Департамент и др.
Разработку государственных стандартов РБ могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации Беларуси, договорам на разработку стандартов, или инициативно.
Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта, оформление и построение стандарта осуществляется в соответствии с ТКП 1.5–2004.
Общие требования к Государственным стандартам приведены на рис 6.2.
По заявкам Госстандарт Беларуси формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы :
– подготовка к разработке;
– разработка проекта;
– утверждение;
– государственная регистрация.
Работы, выполняемые на стадии подготовки к разработке государственного стандарта, включают:
– заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;
– определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;
– разработку проекта технического задания;
на прогрессивных стандартах других государств |
Рис. 6.2. Требования к государственным стандартам |
– подготовку и опубликование уведомления о начале разработки проекта.
В техническом задании определяют:
– сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;
– список заинтересованных потенциальных потребителей стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.) с которыми должен быть согласован стандарт и которым должен быть разослан проект будущего стандарта;
– цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;
– источники информации.
Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем будет разослан на отзыв либо (при необходимости) на согласование. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Беларуси, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, и поэтому все авторские права передаются государству.
Разработка проекта проходит две стадии . Вначале создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии – определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям государственной системы стандартизации. На данном этапе разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражаются следующие вопросы :
– основания для разработки стандарта, цели и задачи;
– характеристика объекта стандартизации;
– предполагаемый срок введения стандарта в действие и необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.
Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику . Утверждение осуществляет Госстандарт.
Для утверждения стандарта в Госстандарт направляется комплект следующих документов :
– окончательная редакция проекта государственного стандарта;
– уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;
– сводка отзывов на проект;
– подлинники отзывов замечаний и предложений;
– протоколы согласительного совещания (при наличии);
– копия оригинала и копия перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;
– заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта;
– оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.
Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.
Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов :
– утвержденный государственный стандарт на бумажных носителях;
– пояснительная записка к государственному стандарту;
– копия организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.
Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.
Примеры: СТБ 1248–2000, СТБ 4.227–2003, СТБ 6.01.2–2001.
Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.
Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.
Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (Минстройархитектуры) или, по его поручению уполномоченные им организации.
Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую обработку, устанавливает Госстандарт (Минстройархитектуры).
Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет Госстандарт (Минстройархитектуры) в установленном им порядке или по его поручению, уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.
Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта . Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств, проводят проверку научно-технического уровня (далее – проверка НТУ) государственного стандарта.
Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или, по решению Госстандарта, другая уполномоченная им организация. Проводят не реже одного раза в пять лет, по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта:
– подлежит пересмотру;
– внести изменения;
– подлежит переизданию;
– подлежит отмене.
В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.
Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.
Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.
Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена могут также проводиться по решению Госстандарта (Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании:
– законодательных актов Республики Беларусь;
– постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь;
– обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.
В заключении данного подраздела рассмотрим основные требования установлены в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.
Стандарт состоит из отдельных элементов. В общем случае включает следующие элементы:
– титульный лист,
– библиографические данные,
– предисловие,
– введение,
– наименование,
– область применения,
– термины и определения,
– обозначения и сокращения,
– требования,
– приложения,
– библиография.
Стандарт начинается с титульного листа, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или МСА).
На 2-ой странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.
В библиографические данные включают:
– индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);
– код по Межгосударственному классификатору стандартов (МКС);
– код поиска (КП);
– степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных и региональных и национальных стандартов других государств)
– ключевые слова;
– код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОК РБ 007-98 – ОКП (для стандартов на продукцию).
Код поиска ставится по определенной классификации: 01- стандарты на процессы, 02-общетехнические стандарты, 03- стандарты на продукцию и т.д.
Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и используется в качестве самостоятельных поисковых признаков.
В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС или коды КГС и МКС.
В Предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.
Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки "Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации".
В общих сведениях приводят:
– информацию о разработке (кем разработан и кем внесен);
– сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);
– сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или во исполнение которых разработан стандарт);
– сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами);
– информация о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;
– сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения – взамен или впервые);
– сведения о переиздании стандарта.
В предисловии предстандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) перевода предстандарта в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, е-mail разработчика.
Элемент "Содержание" приводят, если объем стандарта превышает 24 страницы.
Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "Введение".
Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых содержанием требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с МКС для включения его в Каталоги и информационные указатели стандартов.
Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок – его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят групповой заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.
Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:
– заголовок и подзаголовок - “Снегопогрузчики. Методы контроля”;
– групповой заголовок, заголовок, подзаголовок - “ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения”;
– групповой заголовок и заголовок - “ССБТ. Термины и определения”.
Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова – определения в порядке их значимости (“КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛИТЕЙНЫЕ, МАГНИТОФОНЫ БЫТОВЫЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ") . Возможен в определенных случаях и прямой порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или имеет другое значение (ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ).
Область применения оформляют в виде раздела 1 приводят для определения области назначения (распространения) стандарта и, при необходимости, уточнения объекта технического нормирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.
Настоящий стандарт распространяется на … и устанавливает …
После перечня ссылочных ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.
Информация приводится в виде примечания "При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положения, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку"
Термины и определения – приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.
Обозначения и сокращения – приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.
Элементы "Термины и определения", "Обозначения и сокращения" допускается объединять.
Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают исходя из особенностей объекта стандартизации.
Приложения - материал, дополняющий положения стандарта, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемые или справочные.
Библиография – приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
В зависимости от особенностей содержания стандарта его положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.
Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.
В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.
При изложении требований в тексте стандарта применяют слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.п.
При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова «рекомендуется", "не рекомендуется", "целесообразно" и т.п.
В стандарте не допускается применять:
– обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
– для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
– произвольные словообразования;
– сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, соответствующими стандартами, а также в данном стандарте.
Текст стандарта может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию.
Разделы должны иметь заголовки. Подразделы могут иметь заголовки при необходимости. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.п.) помещают в текст стандарта для установления или иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.
На таблицы, графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.
В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.
Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу однородной продукции) или технических условий (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отдельных требований могут разрабатываться стандарты, устанавливающие классификацию, основные параметры и размеры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:
– классификация;
– основные параметры и размеры;
– технические требования;
– требования безопасности;
– требования охраны окружающей среды (экологичности);
– правила приемки;
– методы контроля (испытаний), измерений, анализа;
– транспортирование и хранение;
– указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);
– гарантии изготовителя.
При характеристике требований к маркировке в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" и СТБ 1400-2003 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования".
При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, учтены положения СТБ 8019-2002 "Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара" и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.
При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.) Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.
Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта "ОТУ" или "ТУ" или в отдельном стандарте на методы контроля. Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, которые установлены в стандарте. Методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводим ость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам и т.п., порядок подготовки к проведению контроля и проведение контроля, правила обработки и оформления результат контроля, допустимую погрешность метода.