Рынок сборных грузов ждет инерционный рост. Перевозка сборных грузов: ситуация и перспективы Объединение DPD и SPSR Express приведет к образованию крупнейшего игрока на рынке экспресс-доставки
В структуру общего рынка грузоперевозок по России традиционно включены грузоперевозки по всем видам транспорта: железнодорожные, трубопровод, автомобильный, морской, внутренний водный и воздушный транспорт.
Для анализа общей ситуации на рынке грузоперевозок исследуются те же показатели общего объема перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемые в млн.тонн, а также показатели общего грузооборота, исчисляемые в млн. тонн-км
Следует обратить внимание, что данные, на основе которых были сформированы изучаемые структуры, были взяты из источников Росстата. Однако, определенно можно сказать, что эти данные искажены вследствие некорректного предоставления информации компаниями-участниками рынка с целью ухода от налогов. Поэтому следует использовать эту информацию для анализа динамической ситуации, на которую искажение данных влияет в меньшей степени и позволяет дать общую картину развития рынка.
По данным ФСГС структура грузооборота России выглядит следующим образом: 48% всего грузооборота осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, 45% с помощью железнодорожного и только 5% с помощью автомобильного.
Однако, рассчитывая объем рынка мы ориентируемся на объем перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемый в млн.тонн. Анализируя динамику развития отрасли в этих показателях, мы видим, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным. Это различие в структурном распределении по видам транспорта (по грузообороту автомобильный транспорт занимает 5%, а по объему грузоперевозок - 68,1%) происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки (млн. тонн-км), тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.
Динамика объемов грузоперевозок по видам транспорта выглядит следующим образом:
Перевозки грузов по виду транспорта (млн. тонн)
Структура российского рынка грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме:
Как уже упоминалось выше, мы действуем на рынке коммерческих перевозок грузов, поэтому, анализируя рынок коммерческих грузоперевозок, мы учитываем только грузоперевозки транспортом общего пользования. Также в структуру коммерческих перевозок грузов Росстат включает также промышленные железнодорожные перевозки, а в этот показатель включены грузы, перевезенные по подъездным путям промышленных и других организаций. Общий объем перевозок этого показателя определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования, поэтому при анализе мы исключаем перевозки железнодорожным промышленным транспортом, учитывая только железнодорожный транспорт общего пользования.
Данные по коммерческим перевозкам грузов в динамике представлены в следующей таблице:
Анализируя динамику коммерческих грузоперевозок при поставках из Европы можно отметить лидирующую роль двух видов грузоперевозок: автомобильные, доля которых занимает более половины всех коммерческих грузоперевозок, и железнодорожные. Также следует обратить внимание на снижение доли автоперевозок в последние 2 года на фоне возросшей доли железнодорожных перевозок.
Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. Основным фактором для роста российского рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.
Общий рост объема коммерческих перевозок груза увеличился в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. По показателям первой половины 2012 года также наблюдается стабилизация и прогнозируется рост коммерческих перевозок на 2,4%, в значительной степени за счет увеличения доли автомобильных коммерческих перевозок
Структура российского рынка коммерческих грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме (за вычетом промышленного железнодорожного транспорта)
На этой диаграмме ясно видно то, что отмечалось ранее - в коммерческих перевозках основные виды транспорта - автомобильный и железнодорожный, на которые приходится более 95% общего коммерческого грузооборота. Поэтому, анализируя в дальнейшем географический фактор рынка транспортных услуг, внимание акцентируется именно на этих видах грузоперевозок. Доля авиатранспорта в объеме коммерческих грузоперевозок очень незначительна (0,03%), поэтому в дальнейшем мы не акцентируем свое внимание на авиаперевозках.
Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Ермаков рассказал об оценке одного из самых непрозрачных сегментов рынка логистических услуг – организации перевозки сборных грузов.
Начнем в первую очередь с определения. Что из себя представляет перевозка сборных грузов?Это перевозка нескольких грузов, принадлежащих разным грузоотправителям и грузополучателям, в одном транспортном средстве. Сегмент, о котором идет речь, включает перевозку сборных грузов массой примерно от одного килограмма до десяти тонн. Сборные грузы меньшей массы относятся к категории почтовых отправлений. Перевозка почты – другой сегмент.
Конечно, отправления в составе сборных грузов находятся в пути дольше, чем при прямой доставке, так как им нужно пройти, минимум, через два терминала, где происходит формирование/расформирование партий и ожидание рейса в город назначения. Для клиентов, пользующихся услугой перевозки сборных грузов (а это, в основном, юридические лица) низкая стоимость важнее скорости доставки. Это – основное преимущество данного вида грузоперевозок: логистические компании, работающие в данном сегменте, снижают транспортные издержки своих клиентов, консолидируя различные отправки до экономически оправданного объема перевозки.
Российский логистический рынок, в том числе сегмент перевозки сборных грузов, считается одним из самых непрозрачных. С чем связано отсутствие статистических данных по рынку?
Начнем с того, что в России не ведется регулярный сбор данных относительно сегмента, а игроки рынка обычно не склонны обнародовать детальную информацию о своей деятельности. Преимущественно это непубличные компании, и их довольно много – это не тот случай, когда есть 3-4 крупных подавляющих игрока, по которым можно судить о том, каков рынок в целом. Например, с рынком железнодорожных перевозок дело обстоит совсем иначе - его можно определить с точностью до одного тонно-километра, потому что услуги оказывает одна компания, и ведется полный учет. Но в случае с сегментом перевозки сборных грузов мы можем говорить только о каком-то возможном диапазоне.
Можно найти статистические данные по коду ОКВЭД 63.40, "Организация перевозки грузов", но сюда входит организация перевозки и сборных, и несборных грузов, экспедиторская, таможенно-брокерская и другая логистическая деятельность. Словом, статистика объединяет в одну категорию множество разных сегментов, поэтому понять из нее объем интересующего нас сегмента невозможно. Поэтому, мы вынуждены ориентироваться на экспертные оценки, и желательно, чтобы они были хоть к чему-то привязаны.
Какую методику оценки вы применяли, и насколько велик этот сегмент в соотношении с общим рынком логистических услуг в России?
В своем исследовании мы смотрели на ситуацию в тех странах, где можно было получить необходимую статистику - в первую очередь это США. Статистика ведется и в Западной Европе, но там структура транспортно-логистического рынка принципиально другая, например, незначительны перевозки сырьевых ресурсов – угля, руды и так далее. США несколько ближе к России - и по расстояниям, и по структуре грузооборота. То, что мы называем сборными грузами, там делится на две категории: посылки и Less than truckload – граница между ними проходит в районе 70 кг. Мы рассчитали долю этих двух сегментов в общем объеме рынка грузоперевозок – в США она составляет 7,2% - и сделали экспертную коррекцию на российский рынок, придя к цифре 4%. Опираясь на оценку российского рынка транспортных услуг, данную RBC.research, мы получим, что в денежном выражении эти 4% составляют примерно 70 млрд. рублей.
Однако нужно понимать, что это – не точная оценка, а скорее математическое ожидание объема сегмента, то есть существует какой-то доверительный интервал: плюс-минус 10-15 млрд.руб.
Эксперты уже более десяти лет предсказывают бурный рост логистического рынка в России, но его не происходит. Чем вы можете это объяснить?
Эти предсказания основаны на сравнении доли сегмента логистики с общим объемом рынка транспортно-логистических услуг в развитых странах, которая может достигать 50%. В России же этот показатель составляет примерно 15%, и ждать, что он поднимется до западного уровня, пока не приходится. Я думаю, что это связано со структурой нашей экономики, которая ориентирована преимущественно на сырьевую составляющую, а при перевозках угля, металла и так далее, потребность в логистических услугах меньше, чем при перевозке товаров с высокой добавленной стоимостью.
Есть ли на рынке крупные игроки, занимающие существенную долю? Возможна ли в ближайшей перспективе консолидация рынка?
На данный момент крупнейшие игроки в этом сегменте – Желдорэкспедиция, Деловые Линии имеют долю 10-15%. На мой взгляд, для консолидации нет объективных предпосылок. То есть она как средство повышения эффективности и снижения затрат за счет экономии на масштабе здесь практически не будет работать. В этом сегменте могут вполне благополучно существовать и делать конкурентоспособное предложение компании, даже работающие на одном маршруте, скажем, Москва-Иркутск. Низкие барьеры для выхода на рынок новых компаний. Конечно, единичные поглощения могут происходить, но вряд ли возникнет такая ситуация, при которой один из игроков будет иметь 50% рынка.
Каков ваш прогноз развития рынка в краткосрочной перспективе?
Основная тенденция – существенное изменение его структуры. Можно ожидать постепенного вытеснения традиционных "сборщиков" из подсегмента "посылки" курьерскими компаниями, как это произошло в США за последние 30 лет. В нем уже довольно активны, например, DPD, "Пони Экспресс".
Возможно, немного изменятся позиции железнодорожных перевозок. Наблюдалась тенденция сокращения их доли, но если, как пока планируется, в декабре 2014 года введут плату за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, то, на какой-то период может возникнуть обратная тенденция.
Кризис, о котором столько говорят, на данный сегмент вряд ли существенно повлияет. Да, будут сокращаться объемы у текущих клиентов, но придут новые, которые ранее отгружали товары целыми фурами, но из-за падения объемов переориентируются на сборные перевозки.
Наиболее вероятно, что объем сегмента продолжит инерционный рост и к 2020 достигнет 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию.
Александр Ермаков, Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group
Александр Ермаков более 11 лет управляет проектами в ведущих консалтинговых компаниях. Им реализовано несколько десятков различных проектов в области разработки стратегий развития, функциональных стратегий, организационных моделей, бизнес-планов для крупнейших российских и зарубежных компаний. Специализация Александра: транспорт и логистика, стратегическое планирование, инвестиционный анализ и бизнес-планирование, реструктуризация холдинговых структур.Образование:
- Институт нефтегазового бизнеса. Диплом менеджера нефтегазового бизнеса
- МГТУ им. Баумана. Ученая степень кандидата экономических наук
- Московский государственный лингвистический университет. Диплом переводчика
- МВТУ им. Баумана. Диплом инженера-механика (с отличием)
C 2002 по 2007 гг. Александр возглавлял отдел имущественных отношений ОАО "ЛУКОЙЛ", где осуществлял подготовку, экспертизу и контроль сделок с акциями, долями участия и крупными имущественными объектами организаций группы "ЛУКОЙЛ".
Информация о Strategy Partners Group
Strategy Partners Group (www.strategy.ru) - российский стратегический консультант, входит в группу компаний ОАО "Сбербанк России". Компания оказывает содействие клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста.
Strategy Partners Group была основана в 1994 году и управляется группой менеджеров с опытом работы в ведущих международных консультационных фирмах. Среди клиентов - ведущие корпорации, работающие в России, Казахстане и других странах СНГ, а также федеральные и региональные органы власти.
Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны
* В расчетах используются средние данные по России
1. ВВЕДЕНИЕ
Сегмент услуг по транспортировке грузов (без трубопроводного транспорта) включает деятельность специализированных транспортных организаций и предпринимателей (физических лиц), работающих по найму. Росстат включает сюда коммерческие грузовые перевозки, осуществляемые автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом.
Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.
2. АНАЛИЗ РЫНКА
Основным макроэкономическим индикатором традиционно является ВВП страны, который отражает совокупно все процессы, происходящие в народном хозяйстве. Начиная с III квартала 2011 года ВВП России обнаруживает стабильную тенденцию снижения (Рис. 1). При этом, если до 2014 года происходило только сокращение темпов роста, то во второй половине 2014 и далее ВВП стал снижаться.
Рисунок 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)
Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.
Профессиональный набор для создания идей бизнеса
Трендовый продукт 2019..
На фоне снижения темпов роста экономики в стране снижаются и объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Согласно данным Министерства транспорта РФ, объем грузоперевозок в 2014 году в стране составил 6 776,5 млн. тонн; снижение к 2013 году составило 3,5%. Объем только коммерческих грузоперевозок в 2014 году составил 2 978,6 млн. тонн, что на 3,3% ниже, чем в 2013 году.
В отрасли высока доля аутсорсинга, что связано, по мнению экспертов, с особенностями развития транспортного рынка в стране:
в общем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, осуществляемые монополистом отрасли – ОАО «РЖД»
морские, внутренние водные и воздушные грузоперевозки осуществляются специализированными транспортными компаниями
Исключением является отрасль автомобильных грузоперевозок. Многие производственные и торговые компании имеют собственный автомобильный транспорт, что приводит к высокой доле перевозки грузов нетранспортными организациями. По состоянию на 2014 год, более 70% грузоперевозок и около 51% грузооборота выполнялось собственным транспортом коммерческих организаций.
Рисунок 2. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта всех отраслей экономики РФ в 2008-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, МЭР РФ, РБК Исследования рынков), %
В 2014 году сократились объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Рост этого сегмента составил 3%. В структуре грузоперевозок возросла доля железнодорожного транспорта. При этом, доля автомобильного транспорта составляет около 55%. В структуре же грузооборота преобладает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 90,9%, в то время как на долю автомобильного – всего 4,8%.
Рисунок 3. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2013-2014 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 4. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2014-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 5. Структура коммерческих перевозок грузов по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 6. Структура коммерческого грузооборота по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Сегмент грузоперевозок является индикатором потребительской активности в стране. С первой половины 2015 года объем грузоперевозок стабильно снижается, что связано с падением платежеспособности населения и проседанием потребительского рынка.
По мнению экспертов, динамика рынка в ближайшее время будет определяться в значительной степени внешними факторами: снижение цен на сырьевые товары и рост потребительских цен, волатильность финансовых рынков, а также геополитические риски.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Рисунок 7. Основные факторы риска транспортных услуг (по данным РБК Исследования рынков)
Вероятные последствия для РФ |
Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки |
|
Экономическая рецессия |
Отток капитала и снижение потребительской активности, падение объемов производства, уход с рынка малого и среднего бизнеса Замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса Высокий уровень инфляции Ослабление курса национальной валюты |
Неизбежно Снижение объемов внутренних и международных перевозок Сокращение возможностей финансовой поддержки со стороны государства Снижение спроса на коммерческие грузоперевозки Уход с рынка игроков с высокой долей кредитных и лизинговых обязательств |
Введение взаимных ограничительных мер (санкции) |
Уменьшение инвестиционных возможностей правительства и государственных корпораций Удорожание заемных средств Сокращение взаимной торговли с ЕС, снижение объемов импорта и экспорта Переориентация на новые рынки Ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности |
Неизбежно Сокращение объемов международных направлениях (европейские рынки) на 65-70% Повышение значимости морского транспорта и портов как транспортных узлов (импорт товаров из развивающихся стран) Увеличение грузопотока из КНР наземным транспортом Ухудшение финансового состояния транспортных и логистических компаний |
Снижение объемов многие компании компенсируют путем повышения тарифов. Тем не менее, удорожание перевозок в большинстве случаев не компенсирует рост издержек.
Рисунок 7. Динамика российского рынка транспортных услуг, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % (по данным РБК Исследования рынков)
Готовые идеи для вашего бизнеса
Рисунок 8. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг (по данным РБК Исследования рынков)
К основным трендам развития рынка транспортно-экспедиторских услуг эксперты относят: продолжение снижения объемов коммерческих перевозок и грузооборота, падение стоимостных и физических показателей международных перевозок, обострение конкуренции.
Рисунок 9. Факторы риска, основные тренды и антикризисные меры на рынке грузовых автоперевозок (по данным РБК Исследования рынков)
Согласно данным Росстата, на 2015 год парк автомобильного транспорта коммерческих грузоперевозчиков составлял более 6 млн. единиц. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», парк автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн составлял порядка 3,73 млн. единиц. Активное обновление автопарка пришлось на 2011 – 2014 гг.
По оценке участников рынка, рентабельность коммерческих грузоперевозок автомобильным транспортом снизилась с 14-17% до 8-10%, экспедиторских компаний – с 6-7% до 1,5-4%.
Рисунок 10. Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (в денежном выражении), % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Наибольший рост объемов в последние годы приходится на сегмент сборных грузов. Участники рынка оценивают объем сегмента в диапазоне 60-90 млрд. руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем может достичь 80-100 млрд. руб. в зависимости от реализации пессимистичного или оптимистичного сценария.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Рисунок 11. Динамика экспортного и импортного грузопотока России, 2008-2015 гг., % (по данным ФТС РФ, РБК Исследования рынков)
К числу факторов влияния, которые скажутся на развитии отрасли автомобильных грузоперевозок в ближайшее время можно отнести следующие:
переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (производства нового технологического цикла)
Формирование глобальных торговых блоков, снижение роди ВТО
Снижение темпов роста китайской экономики и производства, переориентация производства на менее материалоемкие и высокотехнологичные производства, что приведет к снижению потока импорта в страну
Низкие темпы роста и потребления в странах, зависящих от сырьевого экспорта
По мнению РБК Исследования рынков, в ближайшие годы спад на рынке автомобильных грузоперевозок прекратится. Так, например, по итогам 2016 года ожидается падение не более, чем на 2%. А в 2017 году ожидается положительная динамика спроса. Тем не менее, в периоде до 2018 года объем автомобильных грузоперевозок не достигнет уровня 2014 года.
Рисунок 12. Прогноз динамики коммерческого грузооборота транспорта всех отраслей экономики, 2012-2018 гг., млрд. т-км, % (по данным РБК Исследования рынков)
Денис Мирошниченко
(c)
- портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
519 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 23519 раз.
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.
Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.
Для транспортной отрасли 2015 год выдался непростым - санкции, рост налогов, падение объемов внешней торговли и потребительского спроса привели к значительным изменениям на рынке - в новых экономических условиях компаниям приходилось выбирать не только новые маршруты, но и альтернативные виды транспорта. Сегодня большинство экспертов отмечает, что в отрасли уже начался серьезный кризис и это подтверждает статистика.
По данным Росстата, на протяжении последних четырех лет грузооборот практически не менялся, несмотря на положительную динамику внешней торговли. В январе-декабре 2015 года он даже подрос на 0,5% и составил 5089,6 млрд тонно-километров. Однако за этими стабильными данными кроется весьма неприятное обстоятельство: на протяжении того же периода наблюдалось ежегодное снижение объемов перевезенных грузов. Если в 2012 году было перевезено 8,5 млн тонн, то в 2015 году менее 7,5 млн тонн. При этом спад по сравнению с прошлым годом составил более 5%.
Сегодня автомобильные грузоперевозчики, на которых приходится основная часть погрузки, теряют свою долю рынка, при этом сегменты морских и железнодорожных перевозок увеличиваются. Это связано с тем, что в натуральном выражении и импорт, и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом. В несколько раз снизился импорт продуктов питания, техники, бытовой химии. В то же время из-за низкого курса рубля Россия увеличила поставки на экспорт многих сырьевых товаров - нефти, газа, зерна, металлов, которые поставляются за рубеж морем и другими видами транспорта. Санкции и продовольственное эмбарго также сыграли свою роль: при снижении торговли с Европой выросла доля стран Азиатско-тихоокеанского региона, которые с точки зрения логистики в большей степени завязаны на других способах доставки грузов.
В конечном итоге объем перевозок на автомобильном транспорте упал на 7% до 5 млрд тонн, в то же время на морском транспорте он возрос на 18% до 18,3 млн тонн. При этом объем погрузки на железнодорожном, внутреннем водном, воздушном и трубопроводном транспорте остались без изменений.
Объем автомобильных перевозок упал на 12 % уже в январе прошлого года, когда внешнеторговый оборот России рухнул на 34%. Девальвация рубля отчасти помогла российским автоперевозчикам - к концу года отечественные экспортеры в разы нарастили объемы поставок отдельной продукции, но исправить положение в отрасли им не удалось - спрос на их услуги сократился, и снижение объемов перевезенных грузов наблюдалось ежемесячно.
Автоперевозчики столкнулись и с другими проблемами: выросли расходы на транспортное обслуживание, топливо и лизинговые платежи, а высокие ставки по кредитам продолжают душить бизнес. Не добавили оптимизма и возросшие тарифы на КАСКО и ОСАГО.
Однако экономические трудности меркнут в сравнении с той «заботой и поддержкой», которую оказало перевозчикам наше государство.
Ещё в начале 2015 года так и не была решена проблема с книжками МДП - таможенные органы ограничили её применение на территории России, в результате этого практически весь транзитный поток сосредоточился в один узкий коридор на территории Северо-Западного Федерального округа. В результате этого, транзит по территории России стал ещё менее привлекателен, чем раньше, а спад торговли со странами ЕС в конечном итоге больнее всего ударил именно по компаниям этого региона. По итогам января-октября 2015 года объем автомобильных грузоперевозок из Европы в Россию упал на 34%.
Также в течение прошедшего года активно исполнялся приказ Министерства транспорта от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Данные устройства не только необходимо было установить на все транспортные средства за свой счет, но и регулярно осуществлять их обслуживание.
К концу года государство решило окончательно добить отрасль и ввело плату за проезд большегрузов по дорогам федерального назначения - так называемую систему «Платон». Стоимость проезда была установлена в размере 1,53 рубля за 1 км пути. Для большинства перевозчиков это обернулось многократным ростом издержек - например, компания Danon отмечает, что её расходы на транспортировку выросли в два раза. Многие малые предприятия и вовсе теперь вынуждены уйти с рынка - выплаты превышают их месячный заработок.
Хотя аналитики и прогнозируют, что введение Платона в конечном итоге станет причиной роста, потребительских цен, автоперевозчики не могут переложить возросшие затраты полностью на плечи своих клиентов - из-за падения спроса компании просто не способны увеличить тарифы и вынуждены работать в убыток. По данным Росстата тарифы на автомобильные грузоперевозки показали самый незначительный рост по сравнению с другими видами транспорта - за год они выросли только на 6%, в то время как общий рост тарифов составил 11,5%.
Несмотря на то, что автомобильные перевозки гораздо удобнее с точки зрения логистики и сроков доставки, экономические факторы и административные барьеры привели к тому, что грузопоток стал к концу года все больше смещаться на железную дорогу. После того, как в ноябре была введена система Платон, объем железнодорожных перевозок в декабре вырос на 1%, в то время как на протяжении остальных месяцев он не превышал прошлогодние показатели.
Тем не менее, пересесть на железнодорожный транспорт сегодня готовы далеко не все. Для владельцев малых и средних грузов перевозки по железной дороге по-прежнему остаются невыгодными: не работает принцип доставки «от двери до двери», труднее осуществлять планирование поставок, необходимо нести дополнительные расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой товара. Останавливают участников рынка и резко возросшие тарифы - в начале 2015 на все перевозки РЖД они выросли на 10%, а дополнительно к этому Федеральная служба по тарифам установила предельно допустимое отклонение от него. В результате РЖД ввела надбавку к тарифу в размере 13,4% на перевозку ряда экспортируемых грузов, в том числе таких ключевых товаров, как нефть и нефтепродукты, зерновые и металлопродукция. После таких реформ востребованность железнодорожных перевозок снизилась - особенно наглядно это прослеживается по показателям первой половины года. Более того, отдельные предприятия, деятельность которых тесно сопряжена с транспортировкой, и вовсе предпочли сократить выпуск продукции, особенно на фоне снижения спроса на неё со стороны Китая. Так, не смотря на рост физических объемов экспорта, упал объем железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов (-2%), строительных грузов (-7,3%), цемента (-20%), лома черных металлов (-11%).
В среднем, по данным Росстата, тарифы увеличились на 12,9%. При этом прибыль РЖД уже за первое полугодие выросла в восемь раз - до 18,26 млрд рублей. В 2016 году планируется рост тарифов ещё на 9%, и в конечном итоге это также скажется на потребителях.
Немного лучше обстоит дело на морском транспорте, за 2015 год объем морских грузоперевозок составил 118,1 млн тонн, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 17%. Увеличение продиктовано в основном внешнеторговыми причинами - выросли физических объемы экспорта товаров, поставляемых в страны Азии, что особенно ярко прослеживается с осени 2015 года. В декабре объем перевозок и вовсе возрос на 62% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Вместе с ростом объемов морских перевозок вырос и грузооборот портов - в январе-декабре он составил 676,7 млн тонн, что на 5,7% выше аналогичного показателя прошлого года. При этом наибольший рост показали именно экспортные грузы - 539,1 млн тонн (+7,7%). Возросли перегрузки угля (+6%), зерна (+15,1%), черных металлов (+12,2%), лесных грузов (+10,7%).
При этом наилучшую динамику показали порты Азово-Черноморского бассейна (+10,2%), а также Дальнего востока (+5,2%). Именно на них сосредоточились ключевые экспортные потоки отечественных сырьевых товаров за рубеж.
Из-за высоких транспортных издержек на автомобильные и железнодорожные перевозки все больше компаний предпочитают новые способы транспортировки грузов. Почти в два раза выросли перевозки грузов на паромах, и на 15,6% увеличился грузооборот каботажных перевозок - до 56,1 млн тонн. Несмотря на проекты по развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры, создание подъездных путей и терминально-логистических центров, использование автомобильного транспорта и последующая перегрузка товаров на суда по-прежнему является приоритетной. Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом выросла на 12,3% до 54,2 млн тонн.
Речной транспорт пока не стал популярной альтернативой для перевозчиков, по рекам в России перевозятся в основном навалочные грузы и минеральное сырье, причем осуществляют перевозку компании, находящиеся в транспортной доступности от водной артерии. Однако и здесь наметились свои сдвиги - объемы отправок из портов по внутренним водным путям выросли в 2,5 раза до 346 тыс тонн, при этом сухих грузов - почти в пять раз. Девальвация рубля сделала существенно дороже закупку импортных товаров, и экономия вынудила участников ВЭД выбирать более дешевый способ транспортировки на дальние расстояния.
Объем воздушных грузоперевозок в России невелик - по данным Росстата, в 2015 году было перевезено только 1,1 млн тонн грузов. Авиатранспортом в Россию поступают преимущественно товары, отправляемые в международных почтовых отправлениях: техника, одежда, печатная продукция, продовольствие и прочие товары народного потребления. Наибольшую долю рынка при этом занимают грузы, импортируемые из стран дальнего зарубежья. В первой половине года объемы перевозок стабильно увеличивались по сравнению с прошлым годом, однако дальнейшее ослабление рубля уже с августа повлекло спад закупок зарубежных товаров и, как следствие, объемов грузовых авиаперевозок.
По данным Росавиации, объем международных грузоперевозок упал на 8,7%, а внутренних - на 14,2%. Однако реальные масштабы снижения гораздо шире - наибольшую долю рынка грузоперевозок занимает компания «Эйрбриджкарго» - на неё приходится 58% всего объема перевезенных грузов. При этом фирма преимущественно осуществляет международный транзит, и большинство её грузов попадает в Россию только при промежуточной посадке. Похожая ситуация наблюдается у Аэрофлота и ряда других компаний. Транзитные перевозки, которые продемонстрировали рост в этом году, учитываются органами статистики как международные, но они не связаны с производством или ценами.
Тем временем в отрасли назревают и другие проблемы - международные санкции, рост цен на топливо и увеличение затрат на обслуживание парка самолетов также привели к росту издержек на фоне снижающегося спроса, а после ухода с рынка компании Трансаэро, многие направления до сих пор не закрыты другими перевозчиками.
Таким образом, сегодня сокращение внешнеторговых потоков отрицательно сказалось на рынке грузоперевозок, а девальвация рубля и падение цен на нефть привели к росту издержек не только отдельных компаний, но и целых отраслей. Сегодня повсеместно наблюдается сокращение инвестиций и заморозка строительства. Государство при этом продолжает сильнее закручивать гайки и увеличивать налоги, не оставляя рынку возможностей для развития.
- Маилян Александр Артурович , бакалавр, студент
- Волгоградский Государственный Университет
- ТРАНСПОРТ
- ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
- ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
- ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
- ЛОГИСТИКА
Рынок транспортно-логистических услуг в России относительно молод, однако, имеет тенденции к стремительному развитию. В данной статье представлен обзор состояния транспортно-логистических услуг за период с 2010 по 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития данной отрасли с учетом изменений в экономической и политической жизни страны.
- Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования
- Современные логистические системы сбора и распределения грузов
- Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
- Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
- Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании
На сегодняшний день, в России, активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Отрасль хранения и перевозки грузов обладает большим потенциалом развития в крупной по масштабам России. Ежегодно транспортные сети расширяются и улучшаются за счет усилий государства. Ключевыми видами транспорта в России является автомобильный, железнодорожный и воздушный.
В современной России проходит постоянное развитие и улучшение транспортной инфраструктуры, вследствие чего усиливается роль и распространение данной отрасли логистики, которая в свою очередь оказывает услуги по срочной и качественной доставке грузов.
Логистика представляет собой науку, изучающую планирование, управление и контроль складирования, доставки, перемещения материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до покупателя.
К логистике относятся: хранение, транспортировка и иные методы доставки товара до клиента, либо потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.
Понятие транспортной логистики, представляет собой науку о системной интеграции логистических и транспортных активностей, в форме транспортно-логистических услуг, для оптимизации грузопотоков на основе актуального законодательства.
Главной задачей логистики является планирование оптимального территориального (или географического) размещения требуемых материалов и сырья для обеспечения потребностей в них и для бесперебойной работы организаций. Стоит отметить важность роли функционирования логистических компаний, т. к. с помощью определенного комплекса задач, стоящих перед специалистами, можно достигнуть максимальной оптимизации транспортной услуги, а также максимизировать прибыль с помощью наибольшего снижения возможных издержек.
Современный российский рынок логистических услуг состоит их следующих сегментов:
- перевозка грузов разными видами транспорта;
- складирование и дистрибуция;
- экспедиторские услуги;
- управленческая логистика.
Исследование транспортной логистики в России на сегодняшний день является довольно актуальным.
Рассмотрим современное состояние транспортно-логистического рынка. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг за 2015 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура российского транспортно-логистического рынка за 2015 г.
По данным таблицы 1 видно, что грузоперевозки (транспортно-логистические услуги) составляют 88 % от всего объема рынка российской логистики, в свою очередь на долю экспедиторских услуг приходится 9 %. Самая низкая доля рынка у складирования и дистрибуции – 2%, а также у управленческой логистики – всего 1%.
Высокая значимость транспортно-логистического рынка связана с крупной по масштабам территорией России (17 125 191 км 2). Транспортная система России представляет собой множество дорог и путей:
- автомобильные дороги (с твердым покрытием) – 984 тыс. км;
- воздушные маршруты – 800 тыс. км;
- магистральные трубопроводы – 250 тыс. км;
- внутренние водные судоходные пути – 102 тыс. км;
- железные дороги – 86 тыс. км.
Важной задачей на рынке транспортно-логистических услуг является оптимальное и правильное составление плана перевозки. Безусловно, необходимо именно определение наилучшего пути следования грузов (сокращенный маршрут с минимальными издержками). Транспортная логистика занимается задачами, связанными с планированием следования грузов для получения наилучшего результата.
Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта (млрд. ткм.)
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Рисунок 1. Динамика грузооборота по видам транспорта в России (2010-2014 гг.)
Исходя из приведенных данных, можно отметить общий рост грузооборота по всем видам транспорта, за исключением 2014 г. В 2013 г. общий грузооборот транспорта составил 5084 млрд. ткм., а в 2014 г. немного меньше – 5077 млрд. ткм, данное снижение связано с ухудшением политических и экономических отношений России с Западом (ввод санкций в связи с событиями на Украине). Снижение, прежде всего, связано с тем, что Россия входит во многие международные транспортные коридоры и режим санкций сократил масштабы грузоперевозок.
Таблица 3. Коммерческие перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн)
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Наиболее значительная доля коммерческих перевозок грузов за 2015 г. приходится на железнодорожный транспорт – 1410 млн. т. (промышленный ж/д – 507,4 млн. т., ж/д общего пользования – 902,6 млн. т.) и автомобильный – 1099 млн. т.. В период 2014-2015 г., допускается отметить, что наблюдается снижение количества перевозок по всем видам транспорта, за исключением морского, в котором наблюдается прирост на 106%.
Исходя из приведенных данных по грузообороту, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к стабильному росту данного показателя, особенно в последние годы, что ставит новые задачи перед экономикой страны в целом и транспортно-логистическими услугами, в частности.
Таблица 4. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пассажиро-километров)
Вид транспорта |
|||||
Транспорт - всего |
|||||
железнодорожный |
|||||
автобусный (включая маршрутные такси) |
|||||
таксомоторный |
|||||
трамвайный |
|||||
троллейбусный |
|||||
метрополитен |
|||||
внутренний водный |
|||||
воздушный |
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Исходя из приведенных данных, можно отметить, что пассажирооборот имеет положительную динамику начиная с 2010 г. по 2014 г. Пассажирооборот по все видам транспорта увеличился на 71 млрд. пасаж.-км. По данным Ростата, наибольшей популярностью в 2014 г. пользуется воздушный транспорт – 241,4 млрд. пасаж.-км., за ним следуют железнодорожный и автобусные (включая маршрутное такси) транспортные средства, по 128,8 и 127,1 млрд. пасаж.-км соответственно.
Таблица 5. Протяженность путей сообщения (на конец года; тыс. км)
Тип протяженности |
|||||
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 1) |
|||||
Протяженность автомобильных дорог общего пользования 2) |
|||||
в том числе с твердым покрытием |
|||||
Эксплуатационная длина трамвайных путей |
|||||
Эксплуатационная длина троллейбусных линий |
|||||
Эксплуатационная длина путей метрополитена |
|||||
Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км |
|||||
Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км |
|||||
Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года) 3) , тыс. км |
|||||
Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), 4) тыс. км |
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Таблица 6. Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч шт.)
Тип транспортного средства |
|||||
Грузовые транспортные средства: |
|||||
рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) |
|||||
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего |
|||||
в том числе: |
|||||
в организациях всех видов экономической деятельности |
|||||
в собственности граждан |
|||||
морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 2) , шт. |
|||||
Речные, грузовые, транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 3) |
|||||
Пассажирские транспортные средства: |
|||||
автобусы общего пользования 4) |
|||||
легковые автомобили - всего |
|||||
в том числе в собственности граждан |
|||||
трамвайные вагоны |
|||||
троллейбусы |
|||||
вагоны метрополитена |
|||||
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 2) , шт. |
|||||
речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 3) |
|||||
Гражданские воздушные суда 4) |