Общественное питание. Инновационное оборудование в сфере общественного питания

1

Наиболее перспективной сферой для развития инновационной деятельности является общественное питание. В последнее время в России существенно увеличилась роль инноваций в экономике. Без их использования практически невозможно произвести конкурентоспособную продукцию, которая обладала бы высокой степенью новизны. В условиях рыночной конкуренции производителям товаров или услуг постоянно приходится искать способы и методы уменьшения издержек производства продукции общественного питания и выхода на новый уровень ее реализации. Исходя из этого, предприятия общественного питания, первыми применившие в своей деятельности эффективные инновации, получают огромное преимущество перед конкурентами. Рассмотрен теоретико-методологический поход к инновационному развитию сферы общественного питания. Представлена модель развития сферы питания в условиях региона с целью обеспечения населения здоровым питанием на базе создания и функционирования инновационной инфраструктуры. Изложены общие вопросы инноваций и инновационной деятельности. Дан анализ рынка предприятий общественного питания в региональных условиях, его сущность и составляющие развития. Показано, что одним из наиболее эффективных путей социально-экономического развития является применение кластерного подхода, в том числе, и в качестве основы для стимулирования инновационной деятельности.

предприятия общественного питания

инновации

анализ рынка

1. Алексеева Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56066.htm.

2. Актуальные проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства. Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 159 с. - ISBN 978-5-7310-3025-0

3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации / Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации, Минобрнауки РФ. – М., 2009. – 206 с.

4. Новоселов С.В. Менеджмент научно-инновационной деятельности технико-технологического университета: проблемы и решения / С.В. Новоселов, Л.А. Маюрникова – Кемерово: Кузбасвузиздат, 2007. – 199 с.

5. Новоселов С.В. Аналитическая система управления инновационным развитием организаций и предприятий в региональных условиях на основе гибридных технологий: монография / С.В. Новоселов. – Барнаул: изд-во Алтайский дом печати, Барнаул – 2009. – 261 с.

6. Новоселов С.В. Основы управления инновационным развитием организаций и предприятий в региональных условиях / С.В. Новоселов, Л.А. Маюрникова. – Кемерово, 2013. – 261 с.

7. Оболенская Л.В. Технологические платформы в российской версии: инновационный прорыв ли повторение пройденного // Инновации. – 2012. – № 4. – С. 94-97.

8. Пакерманов Е.М. Оценка инновационного процесса в отечественном законодательстве и в «Руководстве Осло» / Е.М. Пакерманов, И.Р. Шегельман, Д.Б. Одлис // Микроэкономика. – 2011. – № 4. – С. 14–17.

9. Теоретико-методологический подход к инновационному развитию сферы общественного питания: монография / Л.А. Маюрникова [и др.]; под редакцией Л.А. Маюрниковой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2014. – 199 с.

10. Современные формы обслуживания в ресторанном бизнесе: Учебное пособие/Т.А. Джум, Г.М. Зайко - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: 60x90 1/16.

11. Чугунова О.В. Динамика развития сферы общественного питания свердловской области / Чугунова О.В., Мекерова О.В., Вяткин А.В. // В сборнике: Продовольственный рынок: состояние, перспективы, угрозы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 102-109.

12. ГОСТ Р 50762-2007 «Классификация предприятий общественного питания». М.: Стандартинформ. – 2007. – 15 с.

13. Федеральный закон №127-ФЗ от 23 августа 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. URL: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

14. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70106124/

16. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016-2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20151.

17. Постановление Главы Администрации города Екатеринбурга №141 от 18.01.2013г. «Об утверждении стратегического проекта «Кухни на любой вкус». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/officially/ glavadoc/glavadoc2013/4966/.

18. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: www.mcxso.midural.ru.

19. Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа за январь - декабрь 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.

20. Российский рынок общественного питания 2013-14 [Электронный ресурс].URL:http://www.research.rbc.ru/artic les/11/07/2013/562949987835652.

21. Социально-экономическое положение Свердловской области в январе-июне 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.sverdl.gks.ru.

22. Дислокация предприятий общественного питания Свердловской области на 01.01.2015. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: www.sverdl.gks.ru.

23. Ежедневный информационный деловой интернет-журнал индустрии гостеприимства и питания в сегменте HoReCa [Электронный ресурс]. URL: http://www.horeca-magazine.ru/.

24. Портал индустрии питания и гостеприимства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.restoranoff.ru/.

Chugunova O.V. 1

1 Ural State University of Economics

Abstract:

The most promising area for development of innovative activity is catering. Recently Russia has significantly increased the role of innovation in the economy. Without using them it is almost impossible to produce competitive products, which would have a high degree of novelty. In a competitive market producers of goods or services constantly to seek ways and methods to reduce production costs of products and entering new level of implementation. On this basis, enterprises of public catering, the first to apply in its activities effective innovations, you get a huge advantage over competitors. Considered theoretical and methodological campaign for the innovative development of sphere of public catering. The model of development of power in the region with the aim of providing the population with healthy diet on the basis of creation and functioning of innovation infrastructure. Outlines General issues of innovation and innovation activities. The analysis of the market of public catering enterprises in the regional context, its nature and components of the development. It is shown that one of the most effective ways of socio-economic development is the application of the cluster approach, in particular, and as a basis for stimulating innovative activity.

Keywords:

public catering enterprises

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг. В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии его развития. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают.

Роль и место общественного питания в процессе инновационного развития экономики

Современная экономика представляет собой сложный механизм хозяйствования, в котором взаимодействуют различные структурные элементы коммерческого, производственного, информационного и финансового характеров, для успешного функционирования которого необходимы экономические преобразования, учитывающие интересы регионов, отраслей, предприятий и общества в целом. Результаты экономических преобразований на основе активизации инновационной деятельности и инновационного менеджмента получают реальное экономическое содержание только через систему связей с материальным производством, сопровождаемое увеличением показателей функционирования каждого предприятия общественного питания. Основной целью инновационной политики предприятия сферы сервиса, в том числе и общественного питания, является создание и развитие базы для проведения эффективных преобразований его экономики, когда на первый план выходит инновационный бизнес как объект управления .

В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации является перевод экономики на принципиально новый путь развития - инновационный. Экономика, основанная на знаниях, носит глобальный характер и ориентирована на глобальный рынок. Как показывает опыт развитых стран, переход на новую экономику требует создания нового инструментария, который позволит обеспечить благоприятный инвестиционный климат.

В России лишь 4-5% предприятий развивают и внедряют инновационные разработки в свою деятельность. В США этот показатель превышает 35%. Важнейшим аспектом организации инновационной деятельности является ее финансирование. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников .

В общероссийском классификаторе общественное питание как отдельную отрасль не выделяют. Общественное питание определено как подотрасль (подсистема) торговли, специализирующаяся на производстве и реализации готовой к потреблению пищи и на обслуживании процесса потребления пищи населением. Это положение закреплено в Концепции развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли РФ, где в качестве одной из составляющих внутренней торговли выделяется система общественного питания

Термин «общественное питание» согласно ГОСТ Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения» можно определить, как «самостоятельную отрасль экономики, состоящую из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующую питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг .

Как видно из определения предприятия общественного питания выполняют три главные функции: производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции населением в специально организованных местах, однако наряду с этими функциями необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения» .

Современные экономические условия вынуждают предпринимателей в области индустрии питания искать новые продукты, технологии и методы производства для достижения более высокого качества предоставляемых услуг с целью привлечения гостей. В ресторанном сервисе большую роль играют искусство и традиции, национальный колорит и классическая элегантность, этика и этикет, опыт и новейшие технологии обслуживания. Чтобы расширить клиентскую базу ресторан должен предоставлять уникальные услуги, новые задумки и инновации, поскольку каждый клиент хочет чего-то необычного и оригинального.

Одной из перспективных сфер для развития инновационной деятельности является общественное питание. Этому способствуют высокая динамика роста и качественные изменения в развитии рынков производства продукции общественного питания.

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. . Понятие «инновация» обозначает новый метод работы предприятия, новый подход к ведению бизнеса, формирование нового стиля мышления, что является условием высокой конкурентоспособности предприятий отрасли общественного питания.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения в лучшую сторону . Инновационные процессы протекают во всех секторах экономики, в том числе и в индустрии питания и гостеприимства как одного из крупных сегментов современного бизнеса, о чем свидетельствует статистика. Рынок общественного питания еще не достиг стадии насыщения . В 2015 году темпы роста снизились под влиянием кризисных явлений, охвативших многие отрасли экономики. Но именно снижение деловой активности делает гостя более требовательным и заставляет заведения бороться за каждого гостя.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы функционирования инноваций являются множественность источников финансирования, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, среде инновационных процессов.

Законодательно формирование национальной инновационной системы определено как деятельность по двум направлениям:

1) формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот;

2) построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, трансферт технологий и быстрая передача полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг.

Известно, что эффективной базой для инновационного развития предприятий, организаций, отраслей и регионов является инновационная инфраструктура. В состав инновационной инфраструктуры входят: технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, центры коллективного пользования и т.д.

По мнению авторов , пищевую промышленность, торговлю и общественное питание (сфера питания) целесообразно рассматривать в совокупности, как часть инновационного развития, причем начиная с АПК. Обсуждая вопросы питания и здоровья, как правило, рассматривают рационы, с точки зрения полноценности, сбалансированности и т.д. Каждый человек строит свой рацион либо в автономных условиях (самостоятельно в домашних условиях), приобретая продукты на рынке, либо пользуясь услугами предприятий общественного питания.

Важным для развития инновационной активности в сфере питания, в том числе предприятий общественного питания является создание инновационной инфраструктуры в условиях региона Пример модели развития сферы питания в условиях региона с целью обеспечения населения здоровым питанием на базе создания и функционирования инновационной инфраструктуры представлен на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь отраслей и ее влияние на здоровье населения

Инновационная активность предприятий сферы питания в общем числе обследованных организаций по Свердловской области составляет 12,5%, в том числе удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации - 10,3%, маркетинговые инновации - 2,3%, организационные инновации - 4,7%, экологические инновации - 3,1%. Общий объем инновационных товаров, работ и услуг выполняемых организациями в сфере услуг по данным Госстата по Свердловской области составляет - 14331 млн. руб. .

Основной целью инновационной деятельности в сфере общественного питания является обеспечение роста технологического уровня и конкурентоспособности предприятий. Поэтому инновационная политика в сфере общественного питания должна быть направлена на повышение эффективности использования научно-технического потенциала предприятий, обновление существующих и создание новых технологий в общественном питании с учетом мирового опыта, активизацию процессов коммерциализации научных разработок.

Рассматривая сферу питания с точки зрения инновационного развития в части участия предприятий общественного питания в составе вышеуказанных структур для достижения своих целей можно отметить их низкую активность. Например, в Свердловской области функционирующий технопарк, ориентированный на базовые отрасли имеет определенную направленность - металлургическая промышленность. Это в свою очередь определяет низкий интерес к предприятиям в составе АПК, в том числе предприятиям общественного питания.

Одним из наиболее эффективных путей социально-экономического развития является применение кластерного подхода, в том числе, и в качестве основы для стимулирования инновационной деятельности.

Формирование общей политики кластерного развития Свердловской области сопряжено с разработкой механизмов функционирования профильных кластеров, обеспечивающих переход традиционной экономики региона к инновационному типу .

Инновационно-образовательный кластер представляет собой системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.

Объектом инновационно-образовательных кластеров выступают не отдельные хозяйствующие субъекты, а их внутрикластерное взаимодействие, реализуемое в форме программ и проектов эффективного распространения новых знаний, подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

В качестве составного звена общей кластерной системы Свердловской области выступают инновационно-образовательные кластеры промышленного типа. Ориентация каждого инновационно-образовательного кластера на конкретный тип производственной структуры, отраслей и видов экономической деятельности, позволяет решить комплекс межпрофильных проблем, стоящих перед всеми кластерными инициативами.

Одним из принципов инновационного развития предприятий и организаций является партнерство участников кластера (тематического, регионального и т.п.). В качестве партнеров рассматриваются представители науки, образования, промышленности и/или сферы услуг (бизнеса), представители инновационных инфраструктур и при необходимости, государственных служб (например, Роспотребнадзор, Екатеринбургский медицинский центр), а также общественных организаций (Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Общество товароведов-менеджеров, Союз защиты прав потребителей и др.).

В качестве элемента инновационно-образовательного кластер для развития сферы питания можно рассматривать создание, например, при УрГЭУ таких структур как: «Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области», «Школа технологии питания», «Международная кулинарная школа», студенческий бизнес-инкубатор и др.

«Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области» призвана объединить предприятия индустрии питания и гостеприимства г. Екатеринбург и Свердловской области.

В состав «Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области» входят: Министерство Агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Администрация Свердловской области; УрГЭУ; Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей; собственники ресторанного и гостиничного бизнеса; организации партнеры HoReCa и др.

Основная цель «Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области»:

Создание информационного пространства для обмена опытом, расширение возможностей производственного, социального и инновационного развития предприятий - членов Ассоциации, решения образовательных, культурных, научных и других вопросов развития индустрии гостеприимств; повышение престижа профессии; подготовка кадров для инновационной деятельности в сфере питания;лоббирование и защита интересов членов Ассоциации в органах власти и государственных структурах.

Основными направлениями деятельности «Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области» являются организация информационного пространства, повышение престижа профессии и подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе для инновационной деятельности.

Основные тенденции развития рынка общественного питания в региональных условиях

Создание инновационной инфраструктуры в сфере индустрии питания, как части в целом сферы питания является актуальной и потому, что в целом в последнее время наблюдается рост рынка общественного питания, как в Свердловской области, так и в г. Екатеринбурге.

По данным статистики сфера питания (пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля и потребительский рынок (общественное питание) занимают почти 25 % в экономике региона .

Особенностью услуг общественного питания Свердловской является территориально неравномерное развитие: наиболее динамично развивается сеть предприятий питания в крупных административных и промышленных центрах, в областном центре - городе Екатеринбурге; в средних по численности и малых городах, районных центрах развитие стабилизировалось, и принимаются меры по сохранению имеющегося потенциала; в отдаленных территориях, где преобладает сельское население, сфера общественного питания развита слабо.

Несмотря на замедление темпа роста, что связано с общей экономической ситуацией, положительная динамика развития сети предприятий питания сохраняется (рис. 2) и по состоянию на 01.01.2016 г. количество объектов предоставляющих услуги питания составляет: 6537 единиц стационарной сети и 525 единиц нестационарных объектов .

Рис. 2 Темпы развития сети предприятий питания за 2011-2015 гг.

За 2015 год количество стационарных объектов питания увеличилось на 98 единиц и темп роста сети предприятий питания составил 101,5%. Рост сети стационарных объектов питания отмечается преимущественно за счет увеличения объектов питания открытой (общедоступной) сети.

В структуре стационарных объектов доля предприятий общедоступной сети составляет 59,8 %, закрытой и социальной сети - 40,2% соответственно.

Рис. 3. Динамика развития сети общественного питания Свердловской области за 2011-2015 гг.

В разрезе административных управленческих округов динамика развития сети общественного питания представлена следующим образом (табл.1)

Как видно из данных таблицы 1, лидерами развития предприятий общественного питания являются Горнозаводской и Южный округа, а также муниципальные образования, не входящие в административные округа. Именно в этих округах наблюдается стабильный рост открытия новых предприятий питания. Это объясняется тем, что в данных округах располагаются наиболее крупные и развитые города Свердловской области, такие как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский и другие. В других же округах картина не такая положительная - в развитии общественного питания наблюдается небольшой спад.

За анализируемый период значительное снижение отмечено по Западному округу (-35 единиц). Только в городском округе Первоуральск приостановили деятельность 23 объекта, по 7 единиц предприятий закрылись в городских округах Среднеуральск и Ачит, по 4 единицы в Красноуфимском и Артинском городских округах.

На долю крупных муниципальных образований, входящих в десятку наиболее экономически развитых и крупных административных центров, приходится большая часть предприятий общественного питания - это 3,76 тысяч единиц, что составляет 57,5% от общего количества предприятий питания Свердловской области. На долю города Екатеринбурга приходится 38,1% от общего количество предприятий питания. И ежегодно доля крупных административных центров в общем количестве предприятий питания увеличивается .

Структура рынка сети общественного питания Свердловской области по стоянию на 01.01.2016 года представлена на рис. 4.

Соотношение долей предприятий по типам в сравнении с итогами 2013 года несколько изменилась: увеличилась доля предприятий с более высоким уровнем обслуживания (рестораны, бары, кафе) в среднем 1,15 % и наоборот снизилась доля предприятий типа «столовая», «буфет», «кафетерий».

Как видно из структуры на сегодня предприятия общественного питания Свердловской области это разветвленная сеть ресторанов, баров, кафе, которые входят в структуру многопрофильных предприятий объединяющие, в том числе и спортивные, интеллектуальные клубы, боулинги, развлекательные и досуговые центры.

Примечание: столовые (включая общедоступные, школьные, студенческие, рабочие и др.); предприятия прочих типов (буфеты, кафетерии, магазины кулинарии, кофейни, ПБО и др.)

Рис. 4. Структура рынка общественного питания в Свердловской области в 2015 году, %

Таблица 1

Динамика развития стационарных предприятий общественного питания Свердловской области

Административный управленческий округ

Количество предприятий общественного питания

Западный округ

Восточный округ

Северный округ

Горнозаводской округ

Южный округ

Не вошедшие в округа

Итого по Свердловской области

За последние пять лет отмечено динамичное развитие предприятий с более высоким качеством услуг, в том числе предприятий «премиум» класса: сеть ресторанов увеличилась в 1,4 раза - 215 предприятий против 155 в 2010 году; значительный прирост отмечен среди предприятий типа «кафе» - в 1,5 раза, увеличение составило 389 единиц.

Екатеринбург относится к одному из лидирующих городов России по обороту общественного питания (рис.5), и занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Рис. 5. Оборот общественного питания городов Российской федерации с численностью населения боле 1 млн. человек за январь - сентябрь 2014 года (млрд. руб.)

Министерством регионального развития был составлен рейтинг российских городов, привлекательных для проживания, в котором г. Екатеринбург занял 5 место. При составлении данного рейтинга, учитывались такие факторы как демографические характеристики населения, природно-экологическая ситуация, доступность жилья, транспортная и инженерная инфраструктура, кадровый потенциал, благосостояние граждан и социальная инфраструктура .

Таким образом, можно рассматривать систему общественного питания г. Екатеринбурга как важнейшую часть потребительского рынка, позволяющую дать интегральную оценку социально-экономического уровня жизни горожан.

Оборот предприятий общественного питания г. Екатеринбурга из года в год увеличивается. А его доля в общем обороте по Свердловской области за 4 года увеличилась с 64,8% до 67,5%. Это является ярким примером того, что услуги общественного питания являются востребованными потребителями и находятся в состоянии постоянного улучшения и развития (рис. 6).

Рис. 6. Изменения оборота общественного питания Свердловской области и г. Екатеринбурга

Динамика изменений количества предприятий общественного питания в городе Екатеринбурге так же носит положительный характер. В период с 2006 по 01.01.2015 количество предприятий питания увеличилось с 1403 до 2151 ед. При этом можно отметить тот факт, что с каждым годом количество открываемых предприятий также увеличивается . Говоря о факте возрастающего количества предприятий общественного питания, нужно учитывать тот факт, что распределение по районам города происходит не равномерно. Распределение предприятий общественного питания по районам Екатеринбурга на представлено на рис. 7 .

Согласно полученным статистическим данным, распределение предприятий общественного питания Екатеринбурга происходит не равномерно. Так, в центральных районах (Ленинский и Октябрьский), а также в Кировском районе количество предприятий питания существенно больше относительно других районов города, что объясняется более развитой инфраструктурой районов и большей инвестиционной привлекательностью.

Рис. 7. Распределение предприятий общественного питания по районам г. Екатеринбурга

Наибольшее количество предприятий общественного питания находится в Ленинском районе, что объясняется общегородским значением данного района. Именно в Ленинском районе сконцентрирована большая часть административных органов, коммерческих структур и торгово-развлекательных центров, что обеспечивает высокий уровень спроса на услуги и продукцию предприятий общественного питания. Нехватка мест особо остро ощущается в таких районах как Орджоникидзевский, Чкаловский, а также в районах новой застройки.

При росте количества предприятий питания обеспеченность местами на 1000 жителей также возрастает. При этом возрастает как количество мест специализированной сети, так и общедоступной (рис. 8.).

Рис. 8. Анализ обеспеченности местами предприятий общественного питания 2008 - 2014 (мест на 1000 жителей)

На рис. 9 представлены данные по обеспеченности местами общедоступной сети по районам г. Екатеринбурга на 01.01.2015.

Развитие предприятий индустрии питания характеризуется неравномерностью, как по сегментам рынка, так и по территориям. При этом изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Опережающими темпами растет демократический сегмент, а элитный в лучшем случае сохраняет существующие позиции, нижний ценовой уровень также остается на завоёванных позициях рынка. Эта тенденция прослеживается и на уровне г. Екатеринбурга (рис. 10).

Рис. 9. Обеспеченность местами общедоступной сети по районам г. Екатеринбурга (мест на 1000 жителей)

Рис. 10. Распределение предприятий общественного питания общедоступной сети г. Екатеринбурга по типам, %

Установлено, что самым привлекательным типом предприятий общественного питания для инвесторов является кафе. Это можно объяснить тем, что данный тип предприятий питания является наиболее популярным среди потребителя и довольно рентабельным для инвестора. Стоит отметить тот факт, что количество предприятий общедоступной сети г. Екатеринбурга неуклонно растет из года в год довольно быстрыми темпами.

Рис. 11. Распределение предприятий специализированной сети г. Екатеринбурга по типам, %

Повышение уровня и качества жизни населения несколько изменило традиционную культуру питания. Большой популярностью сегодня пользуются магазины (отделы) кулинарии и готовых блюд, Поэтому крупные предприятия общественного питания, торговые сети активно развивают кулинарное производство, открывают специализированные отделы, в том числе в супермаркетах и торговых центрах . К основным тенденциями развития общественного питания Екатеринбурга можно отнести:

Увеличение числа предприятий всей сети общественного питания. Особенно увеличилось количество предприятий типа баров и кафе (12% и 7% соответственно) в общедоступной сети и столовых при базах отдыха специализированной сети (количество предприятий возросло в 3 раза), при этом значительно сокращается количество кафетериев (сокращение количества предприятий в 3 раза). Все это приводит к тому, что изменение оборота предприятий общественного питания носит вид стабильного роста;

Повышение требовательности потребителей к качеству предоставляемых услуг предприятиями питания. Для удовлетворения все возрастающих требований потребителя компаниями, работающими в сфере общественного питания, проводятся корпоративные тренинги и различного рода профессиональные форумы, направленные на обмен опытом и поиск решений возникающих проблем сферы общественного питания;

Неравномерность развития рынка общественного питания. Неравномерность развития носит как качественный, так и географический характер. В центральных районах города качество предоставляемых услуг значительно превышает данный показатель в остальных частях города;

Выход новых игроков на рынок общественного питания. Непрерывное развитие города Екатеринбурга привлекает крупных игроков сферы общественного питания как регионального, так и всероссийского и даже мирового уровня. Наблюдается открытие предприятий питания крупных сетей, что приводит в свою очередь к возрастанию конкуренции и повышению качества предоставляемых услуг;

Рост соответствия цены и качества. Все возрастающее количество предприятий общественного питания начинают более грамотно подходить к вопросу ценообразования и устанавливать определенное соответствие цены и качества предоставляемых услуг питания .

В качестве инновации в сфере предприятий общественного питания выступает результат деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и т.д.), который способен более эффективно удовлетворять потребности потребителей. Современный подход к инновациям в сфере услуг все в большей степени базируется на рассмотрении инноваций как некоторого процесса. Основной акцент делается на процесс обновления и постоянного улучшения. Инновации в области процессов - необходимый элемент развития компании, работающей в сфере общественного питания. Изменения обычно касаются внутренних процессов или процессов, связанных с приготовлением, доставкой продуктов и услуг до конечного пользователя. Это может быть как полная перестройка бизнес-процессов, так и стратегия постоянных серьезных изменений в ключевых процессах .

На основе анализа рынка предприятий общественного питания Свердловской области и г. Екатеринбург показано то, что наибольшее количества предприятий общественного питания имеют разные организационные формы, форматы. При этом, многие из них представляют собой организационную форму не вписывающуюся ни в один из существующих стандартов (ГОСТ) для предприятий общественного питания. Данные исследования предприятий общественного питания г. Екатеринбурга аналогичны и характерны примерам городов других регионов России. Результаты анализа рынка предприятий общественного питания показали, что имеет место конкуренция не между предприятиями общественного питания, а конкуренция за клиента, то есть качество обслуживания потребителей определяет потребительские предпочтения, но и оставляет желать лучшего. Понимание сути инновационного развития предприятий общественного питания и стремление к конкурентоспособности на основе экономической эффективности деятельности лежит в основе стратегии стабильной работы предприятий общественного питания на перспективу.

Оценка инновационных потенциалов предприятий общественного питания

Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различные системы классификаторов инноваций. Широко известны труды таких зарубежных авторов в области экономики, как I. Ansoff, J. Schumpeter и P. Drucker. В отечественной литературе можно рассматривать инновационные классификации, предложенные В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой, А.Н. Цветковым, Л.А. Маюрниковой, А.И. Пригожиным, П.Н. Завлиным и А.В. Васильевым, Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой и Н. И. Морозовой и др.

Инновации классифицируются на группы по признакам, критериям, а в практике управления используют различные классификации по области применения, интенсивности и т.д. в зависимости от области применения можно выделить:

Организационно-управленческая - анализ трафика гостей с использованием IT-технологий и системного анализа; создание и внедрение новой организационной структуры; формализация бизнес-процессов; внедрение системы бюджетирования (бюджет движения денежных средства, бюджет доходов и расходов);

Маркетинговая - способы продвижения товаров и услуг предприятий общественного питания: формирование лояльности гостей и персонала, выход на новые сегменты рынка, формирование имиджа предприятий общественного питания; создание новых форматов предприятий (ресторан ателье, гастрономический Паб и тд.);

Производственная - применение в работе предприятий общественного питания: новейших разработок IТ - технологий, автоматизации и программного обеспечения(Liko, R-keeper, Story House); использование энергосберегающих оборудования и технологии;

Социальная - концепция здорового питания; организация рабочего места для производства и реализации в рамках предприятий общественного питания соответствующих пищевых продуктов (имеющих социальный - высокая пищевая ценность; экономический эффект) с использованием нового технологического оборудования, технологий и интеллектуальных ресурсов специалистов, как интеллектуального капитала в стратегии концепции здорового питания для разных слоев населения .

Основные виды инноваций в области индустрии питания и сервиса можно разделить на группы: технико-технологические и организационно-управленческие:

Технико-технологические инновации - это внедрение новой техники, устройств, механизмов, а также технологических способов и режимов приготовления блюд. Новые технологические линии, оборудование для залов, баров и, конечно, кухонь самая активно развиваемая инновация. Инновации по содержанию продукта означают изменения в технологии приготовления блюд. Сегодня только четверть заведений применяют новые технологии. Эти инновации приносят значительную прибыль, но требуют особой квалификации, высоких стандартов качества продуктов и общей культуры заведения. Например, молекулярная кухня. При приготовлении пищи сторонники «молекулярной кухни» учитывают физико-химические механизмы, ответственные за преобразование ингредиентов во время кулинарной обработки пищи.

Так же одной из самых успешных инноваций в секторе питания являются автоматизированные системы учета. Единые программы позволяют отслеживать полный цикл от принятия заказа в зале до передачи его на кухню и одновременного списания остатков продуктов. Внедрением компьютерной техники (компьютеризацией), расширение использования информационно-технологических средств, облегчается работа, и позволяет постоянно совершенствовать весь процесс производства.

Организационно-управленческие инновации связаны с новыми видами услуг, с наиболее результативными формами обслуживания и с организацией норм труда. На сегодняшний день вопрос об уровне сервиса в области индустрии питания является достаточно актуальным. Поскольку, если мы приобретаем какой-либо товар, то вдобавок мы также покупаем и услугу по его продаже и доставке самому потребителю. К товару всегда добавляется услуга - и при существовании очень схожего ассортимента гость пойдет именно туда, где ему добавят приятный бонус - заботу, хорошее обслуживание, красивую упаковку товара и так далее .

Новые технологии обслуживания также базируются на новых возможностях коммуникации, IT-технологий, способности управления спросом с использованием методов виртуализации. Предприятия индустрии питания не просто выдают персональные карты лояльным клиентам, но ведут многотысячные картотеки с помощью CRM-систем, организуют собственные сайты, создают социальные сети, принимают заказы и устраивают виртуальные вечеринки.

Инновации в области обслуживания гостя в первую очередь заключаются во внедрении новейших технологий. С помощью электронного меню, которое представляет собой обычно планшет, каждый посетитель сможет сделать заказ, а при этом он может узнать максимум информации о каждом блюде. Внешний вид можно посмотреть со всех сторон, а также быстро рассчитывается калорийность блюда, определяется конечная стоимость заказа, а также можно классифицировать все напитки и блюда по любому критерию. В ожидании заказа можно не тратить время зря, а проверить электронную почту, пообщаться в социальных сетях или просто поиграть.

Можно утверждать, что инновационная деятельность в сфере предприятий общественного питания по своей направленности должна не только охватывать сферу производства товаров и сферу их потребления в целом, но и отслеживать особенности конкретных потребителей, что, в конечном счете, обусловливает необходимость программного подхода, предусматривающего прогнозирование, избирательность и адресность, рациональность использования всех типов ресурсов .

Эффективное управление ресторанным предприятием в условиях конкурентного рынка требует постановки маркетинговой деятельности на соответствующем уровне. Однако покупательское поведение потребителей ресторанных услуг и его мотивы неоднородны, поэтому эффективное управление ресторанным предприятием требует решения задачи сегментирования рынка ресторанных услуг.

Заключение

Актуальность инновационной деятельности в регионе определяется тем, что основная ее задача направлена на то, чтобы предприятие могло получить научную разработку «сегодня» в таком виде, который позволит внедрить ее «завтра» в буквальном смысле слова.

Инновационные предприятия и сектор малых инновационных предприятий в организационном взаимодействии с научными организациями, университетами являются основой в развитии отраслей региона. Статистический учет и систематизация инновационных предприятий имеет трудности, которые связаны и с определением «инновационное предприятие», «инновационно-активное», «малое инновационное предприятие». Эти трудности связаны с тем, что, например, в сфере питания не занимаются оценкой инновационного потенциала предприятий, для того чтобы отнести (или не отнести) конкретные предприятия к группе инновационных.

Инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, и в современной России в условиях развития рыночных отношений и необходимости выхода из кризисных ситуаций эта роль особенно велика. Возрастающая роль инноваций в сфере питания обусловлена, во-первых, изменением культуры питания, на первое место выводится качество и экологическая чистота товаров, а не их стоимость. Многие потребители согласны платить больше, но за натуральные, полезные продукты питания. Предприятия пищевой промышленности и общественного питания, стараются акцентировать внимание на моментах, важных для современного покупателя (Натуральные ингредиенты и безопасное сырье, высокая пищевая ценность, без лишнего количества жира, без ГМО, красителей и прочих искусственных ингредиентов). Технологии производства пищевых продуктов сегодня все чаще становятся «щадящими», чтобы сберечь витамины и полезные микроэлементы в сырье, используемом при изготовлении продукции. Если продукт сам по себе не может считаться полезным, его дополнительно обогащают витаминами или иными полезными веществами, такой продукт будет популярнее необогащенного аналога.

Во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста. Движущей силой инновационной деятельности является конкуренция, которая неотделима от предпринимательства. Именно на основе инноваций удается использовать более совершенную технологию и организацию производства, повышать качество продукции и услуг, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия сферы питания. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций.

Анализ рынка общественного питания показал, что с одной стороны децентрализация сферы питания привела к отсутствию информационного пространства, которое необходимо малым предприятиям сферы питания для знания и использования научных достижений и передового опыта, с другой стороны - жесткая конкуренция заставляет их внедрять новшества и нововведения для удержания конкурентных преимуществ. Этому способствует урбанизация - расширяя границы городов и делая общественное питание более востребованным.

Таким образом, инновационная деятельность является доминирующией при формировании траектории экономического развития предприятий общественного питания и определяет возможность перехода данного сектора потребительского рынка на качественно новый уровень развития, что, в свою очередь, требует сознательного и целенаправленного управления инновационным развитием предпринимательских структур.

Библиографическая ссылка

Чугунова О.В. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 29-39;
URL: http://science-economy.ru/ru/article/view?id=928 (дата обращения: 20.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Наиболее перспективной сферой для развития инновационной деятельности является общественное питание. В последнее время в стране существенно увеличилась роль инноваций в экономике. Без их использования практически невозможно произвести конкурентоспособную продукцию, которая обладала бы высокой степенью новизны. В условиях рыночной конкуренции производителям товаров или услуг постоянно приходится искать способы и методы уменьшения издержек производства продукции общественного питания и выхода на новый уровень ее реализации. Исходя из этого, предприятия общественного питания, первыми применившие в своей деятельности эффективные инновации, получают огромное преимущество перед конкурентами.

Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различные системы классификаторов инноваций. Широко известны труды таких зарубежных авторов в области экономики, как И. Ансофф, Й. Шумпетер и П. Друкер. В отечественной литературе можно рассматривать инновационные классификации, предложенные В. В. Горшковым и Е. А. Кретовой, А. Н. Цветковым, А. И. Пригожиным, П. Н. Завлиным и А. В. Васильевым, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н. И. Морозовой и др.

Наиболее перспективной сферой для развития инновационной деятельности является общественное питание. Этому способствуют высокая динамика роста и качественные изменения в развитии рынков производства продукции общественного питания. Понятие «инновация» обозначает новый метод работы предприятия, новый подход к ведению бизнеса, формирование нового стиля мышления, что является условием высокой конкурентоспособности предприятий отрасли общественного питания.

Основными направлениями развития инноваций в общественном питании являются:

  1. Увеличение роста предприятий общественного питания.
  2. Увеличение количества покупателей, посещающих предприятия общественного питания.
  3. Продуктовые инновации — это производство и реализация новых видов продукции, вырабатываемой предприятиями, изменения их биохимического состава (синтетические продукты, генная инженерия, заменители и т. д.).
  4. Инновации в технологии производства продукции – применение автоматизированного оборудования, новых способов обработки продукции, которые дают возможность сократить время производства продукции общественного питания и повысить эффективность работы производства.
  5. Инновации в сфере маркетинговых исследований, выявление спроса, вкусов и потребностей потребителей и являются одним из главных факторов развития отрасли общественного питания.
  6. Появление на рынке или выход монопольных фирм из отрасли общественного питания. Крупные компании приводят к конкуренции между существующими предприятиями в отрасли. Многие мелкие производители приходят к банкротству под их давлением, демпинговыми ценами и брендом.
  7. Стоимостные изменения производимой продукции. При повышении стоимости сырья увеличивается цена готовых блюд, что приводит к уменьшению доли потребителей предприятий общественного питания. Увеличение цен напрямую связано с неблагоприятными погодными факторами в регионе.
  8. Введение новых, улучшенных товаров в реализацию. Эта инновация оказывает положительное влияние на общественное питание в целом. Наибольшим спросом в последние годы пользуются более изысканные и качественные продукты питания.
  9. Изменения в законодательстве. Данный фактор вытесняет с рынка менее слабых участников, оставляя сильные, крупные предприятия торговли и общественного питания, что приводит к уменьшению конкуренции.
  10. Изменение социальной обстановки и качества жизни населения региона. Этот показатель оказывает положительное влияние на общественное питание.
  11. Снижение неопределенности и риска в бизнесе. В настоящее время отрасль общественного питания имеет средний уровень неопределенности и риска. Постоянная и первостепенная потребность человека в питании, а также соответствие требованиям моды и общества сокращает уровень риска неликвидности производимой продукции. Уровень риска пропорционален общему экономическому состоянию страны.

Движущие силы отрасли имеют отрицательное и положительное значение.

Отрицательные значения:

  • изменения в ценовой политике производимой продукции;
  • изменения в отрасли под действие законов и законодательных актов;
  • вытеснение мелких предприятий общественного питания более крупными монополиями.

Положительное влияние оказывают:

  • повышение темпов роста отрасли общественного питания;
  • повышение количественного состава покупателей;
  • внедрение инноваций в технологические процессы производства продукции;
  • производство улучшенных новых товаров;
  • уменьшение риска в бизнесе.

Независимо от итогов оценки привлекательности отрасли общественного питания, предприятия часто имеют возможность сократить влияние отрицательного фактора увеличения стоимости продукта путем изменения ассортимента выпускаемой продукции, ингредиентов в составе блюд и напитков. При выходе на рынок крупных производителей они определяют собственную индивидуальную политику, находят своего гостя, а так же рынок сбыта производимой продукции.

Классификация инноваций

Можно выделить следующие признаки, по которым классифицируются инновации в общественном питании, представленные в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация инноваций в общественном питании

Инновационные процессы в сфере развития общественного питания в нашей стране связываются с нововведениями в системе товародвижения, перестройкой оптового звена, инновациями в розничной торговле и маркетинге взаимоотношений с покупателями.

Необходимо знать, что при организации производства предприятий общественного питания необходимо основываться на существующие три основные направления:

  1. Первое направление — Это производство, которое строится на основе классических представлений построенных в 70-х годах, где доминируют устаревшии технологии. На таких предприятиях, производство, как правило, организуется по правилам консервативного шеф-повара на основе его традиционных воспоминаниях и устаревшем опыте. Такой руководитель планирует ежедневную работу производства так, чтобы все заготовки выполнялись заранее.В итоге работая по такой технологической схеме, сложно творить и импровизировать. А выполнять нестандартные заказы гостей практически не возможно. При такой организации производства шеф-повар больше внимания уделяет отработанной технологии приготовления пищи, чем удовлетворению вкусов и предпочтений гостей. Данное направление в производстве может оправдать себя в отелях, где сменяемость потребителей достаточно высока.
  2. Второе направление – является высоко технологическим и подразумевает использование на производстве современного программного и быстродействующего оборудования, которое оснащено звуковыми или световыми индикаторами ошибок программы. Производство должно иметь мощные вытяжки, которые не оказывают вреда окружающей среде и обеспечивают комфортные условия для работы в горячем цехе. Недостатком этого направления является дорогое и энергоемкое оборудование. Преимуществом этого направления является: Обеспечивает повышение стандарта качества пищи; Позволяет работать и не очень опытным поварам; Оптимально использовать время до прихода посетителей, т.е. современные машины и печи могут восстанавливать вакуумные и замороженные продукты, а также предварительно приготовленные блюда. На производстве с таким направлением шеф-повар проявляет себя как гастрономический технолог.
  3. Третье направление — в нём соединяются технологические достижения и личный опыт поваров. Это направление подходит для организации производства в семейных и сезонных ресторанах и кафе. Основной отличительной особенностью этого направления является сохранение вкуса каждого ингредиента и стремление как можно меньше подвергать различным видам тепловой обработки свежие продукты. Шеф-повар на таком производстве большое внимание уделяет сезонным продуктам и ежедневным их закупкам на рынке. На современном этапе развития общественного питания в России в основном приемлют третье направление.

Выбор того или иного направления определяет планировку и оснащение производства. Кроме выбора одного из трех направлений необходимо учитывать и развитие технологии обработки пищевых продуктов, которые очень быстро развиваются.

В последнее время все больше людей пересмотрели свои гастрономические пристрастия в пользу рыбных, овощных и не рыбных продуктов моря. И здесь шеф-повара должны всегда следить за новинками рынка продуктовых товаров и изделий. В нашей стране практически не используют продукты, прошедшие вакуумную обработку: отварные овощи со сроком хранения 14-21 день, а также подготовленные к варке со сроком хранения до 6 дней при температуре от 0 до 3 о С. Как показывают мировые тенденции, будущее именно за этими продуктами.

В последнее время в России существенно увеличилась роль инноваций в экономике. Без их использования практически невозможно произвести конкурентоспособную продукцию, которая обладала бы высокой степенью новизны. В условиях рыночной конкуренции производителям товаров или услуг постоянно приходится искать способы и методы уменьшения издержек производства продукции общественного питания и выхода на новый уровень ее реализации. Исходя из этого, предприятия общественного питания, первыми применившие в своей деятельности эффективные инновации, получают огромное преимущество перед конкурентами.

Зарубежные и отечественные специалисты предлагают различные системы классификаторов инноваций. Широко известны труды таких зарубежных авторов в области экономики, как И. Ансофф, Й. Шумпетер и П. Друкер. В отечественной литературе можно рассматривать инновационные классификации, предложенные В. В. Горшковым и Е. А. Кретовой, А. Н. Цветковым, А. И. Пригожиным, П. Н. Завлиным и А. В. Васильевым, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н. И. Морозовой и др.

Наиболее перспективной сферой для развития инновационной деятельности является общественное питание. Этому способствуют высокая динамика роста и качественные изменения в развитии рынков производства продукции общественного питания. Понятие «инновация» обозначает новый метод работы предприятия, новый подход к ведению бизнеса, формирование нового стиля мышления, что является условием высокой конкурентоспособности предприятий отрасли общественного питания.

Инновационные процессы в сфере развития общественного питания в нашей стране связываются с нововведениями в системе товародвижения, перестройкой оптового звена, инновациями в розничной торговле и маркетинге взаимоотношений с покупателями. Основными направлениями развития инноваций в общественном питании Нижегородской области являются:

1) увеличение роста предприятий общественного питания до 15 % в год;

2) увеличение количества покупателей, посещающих предприятия общественного питания;

3) продуктовые инновации − это производство и реализация новых видов продукции, вырабатываемой предприятиями, изменения их биохимического состава (синтетические продукты, генная инженерия, заменители и т. д.);

4) инновации в технологии производства продукции – применение автоматизированного оборудования, новых способов обработки продукции, которые дают возможность сократить время производства продукции общественного питания и повысить эффективность работы производства;

5) инновации в сфере маркетинговых исследований. Они широко применяются для выявления спроса, вкусов и потребностей клиентов и являются одним из главных факторов развития отрасли общественного питания;

6) появление на рынке или выход монопольных фирм из отрасли общественного питания. Крупные компании приводят к конкуренции между существующими предприятиями в отрасли. Многие мелкие производители приходят к банкротству под их давлением, демпинговыми ценами и брендом;

7) стоимостные изменения производимой продукции. При повышении стоимости сырья увеличивается цена готовых блюд, что приводит к уменьшению доли клиентов предприятий общественного питания. Увеличение цен напрямую связано с неблагоприятными погодными факторами в регионе, аномальной засухой, аномальным повышением температуры окружающей среды, в результате которых снизился процент урожая в регионе;

8) введение новых, улучшенных товаров в реализацию. Эта инновация оказывает положительное влияние на общественное питание в целом. Наибольшим спросом в последние годы пользуются более изысканные и качественные продукты питания, более дорогие сорта отдельной категории продукции, в частности хлеба (например, стандартные батоны и буханки хлеба уступают по спросу новым, более дорогим изделиям);

9) изменения в законодательстве. Данный фактор вытесняет с рынка менее слабых участников, оставляя сильные, крупные предприятия торговли и общественного питания, что приводит к уменьшению конкуренции;

10) изменение социальной обстановки и качества жизни населения региона. Этот показатель оказывает положительное влияние на общественное питание. Например, среди молодёжи, и в категории среднего возраста становится все престижнее встречаться, проводить время в кофейнях, кафе, клубах, что благоприятно влияет на работу и производительность заведений общественного питания;

11) снижение неопределенности и риска в бизнесе. В настоящее время отрасль общественного питания имеет средний уровень неопределенности и риска. Постоянная и первостепенная потребность человека в питании, а также соответствие требованиям моды и общества сокращает уровень риска неликвидности производимой продукции. Уровень риска отвержения повышается в случае ведения бизнеса непрофессионалами, дилетантами, как в менеджменте, так и в производстве. Современные стратегии менеджмента, экономики общественного питания, появление различных новых сервисов – способствуют стабильной и качественной работе предприятий общественного питания. Уровень риска пропорционален общему экономическому состоянию страны.

Движущие силы отрасли имеют отрицательное и положительное значение. Отрицательные значения:

Изменения в ценовой политике производимой продукции;

Изменения в отрасли под действием законов и законодательных актов;

Вытеснение мелких предприятий общественного питания более крупными монополиями.

Положительное влияние оказывают:

Повышение темпов роста отрасли общепита;

Повышение количественного состава покупателей;

Внедрение инноваций в технологические процессы производства продукции;

Производство улучшенных новых товаров;

Уменьшение риска в бизнесе.

Независимо от итогов оценки привлекательности отрасли общественного питания, предприятия часто имеют возможность сократить влияние отрицательного фактора увеличения стоимости продукта путем изменения ассортимента выпускаемой продукции, ингредиентов в составе блюд и напитков. При выходе на рынок крупных производителей они определяют собственную индивидуальную политику, находят своего «клиента», а так же рынок сбыта производимой продукции.

По итогам такого анализа выявляются положительные факторы, которые предприятие может усилить в свою пользу. В вышеописанном случае это: технологические инновации и общие темпы роста отрасли (оживление в связи с увеличением спроса), что можно в целом считать показателем развития отрасли общественного питания.

ЕГАИС, «умные кассы», новые отчеты - к этим и другим новшествам, вступившим в силу с первых чисел января, власти готовили ритейл заранее. Подробности об основных изменениях в сфере торговли и общепита, читайте в статье Петербургского правового портала.

Предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году придется немало потратиться. Начиная с 1 января 2016 года, им необходимо подключиться к ЕГАИС, позаботиться о закупке контрольно-кассовой техники нового поколения, перейти на новые санитарные правила. Власть, правда, дает бизнесу некоторые поблажки, предоставляя отсрочки по наказаниям и налоговые вычеты.

Статистический отчет об объемах торговли

() До 5 февраля 2016 года микропредприятиям в сфере торговли необходимо сдать специальный в Росстат «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия». Согласно приказу ведомства, отчитываться по новой форме необходимо всем организациям торговли, в том числе реализующим автотранспортные средства, мотоциклы, их узлы и принадлежности, моторное топливо. В то же время физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сдавать такой отчет не должны. Микроорганизациям позволено передавать статистическую информацию в электронном и в бумажном варианте. При этом за несдачу отчета экономическому агенту грозит штраф от 20 до 150 тысяч рублей по статье 13.19 КоАП РФ .

Отчет и уплата налога на коммерческую недвижимость

() В 2016 году налогоплательщики, которые платят налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, обязаны отчитываться перед налоговиками по итогам первого, второго и третьего квартала календарного года. Это предусмотрено поправками в . При этом правила отчетности могут быть отменены по решению властей в каждом конкретном субъекте. Поэтому не исключено, что не всем предпринимателям придется отчитывать перед ИФНС каждые три месяца. Кроме того, как ранее Федеральная налоговая служба, по итогам 2016 года налог на имущество с объектов недвижимости торгово-офисного назначения, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, придется платить не только собственникам таких объектов, но и организациям, владеющим ими на праве хозяйственного ведения.

Санитарные требования к продуктовым магазинам и кафе

() В 2016 году Роспотребнадзор готовится ввести новые санитарные требования к организациям торговли, реализующим пищевую продукцию. Они заменят пока еще действующие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, выпущенные в 2001 году и отредактированные в 2007-ом. Согласно , новые нормы станут обязательными для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых реализацией продуктов питания через магазины, склады, ярмарки, рынки и иные объекты. Причем переходный период для вступления их в силу, пока не запланирован. Среди новшеств от Роспотребнадзора – запрет на размещение в общих складских помещениях непродовольственных товаров и пищевой продукции. Аналогичное требование заработает и для объектов торговли: продавать в одном торговом зале продукты питания и иные товары запретят. Кроме того, все кулинарные изделия должны будут продаваться в упаковке, а пищевые продукты не разрешат паковать под вакуумом. Одновременно вводится запрет на реализацию яиц в отделах, где размещены неупакованные продукты, готовые к употреблению. Еще одно новшество: сотрудникам магазинов и кафе не разрешат больше самостоятельно нарезать торты и продавать их порционно. Обсуждаемые санитарно-эпидемиологические нормы также предусматривают некоторые новые требования к помещениям, где принимаются, хранятся и реализуются пищевые продукты.

Присоединение к ЕГАИС

() Согласно действующей редакции закона № 171-ФЗ о регулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, с 1 января 2016 года к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) должны присоединиться:
  • организации, производящие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху (кроме тех, ежегодные объемы производства у которых не превышают 300 тыс. дал указанной продукции);
  • организации, осуществляющие закупки, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также алкоголя для последующей розничной продажи.
[М=134776] Для этого к началу года экономическим агентам необходимо было закупить специальные технические средства фиксации и передачи информации. Подробности о том, какое именно оборудование позволит предпринимателям своевременно и в полном объеме отчитываться перед государством, представлены на официальном сайте системы egais.ru. В связи с расширением списка пользователей ЕГАИС накануне нового года правительство обновило правила функционирования этой системы, а также уточнило, какую информацию необходимо передавать в Росалкогольрегулирование. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи для их последующей розничной продажи, обязаны передавать следующие сведения:
  • данные о налогоплательщике, в том числе ИНН;
  • наименование, вид и код (по классификатору) закупаемой продукции;
  • информацию, содержащуюся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной или к таможенной декларации;
  • номера, даты и время представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации/ИП, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции;
  • сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
  • данные об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
  • сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Поскольку розничные продавцы алкогольной продукции отчитываются только по закупкам, а государство хочет усовершенствовать контроль за всем ее оборотом, Росалкогольрегулирование ввело с 1 января 2016 года новую форму журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот документ необходимо заполнять организациям и ИП, продающим пиво, сидр, пуаре, медовуху, алкогольную и/или спиртосодержащую продукцию. Сам журнал можно вести в бумажном либо электронном виде, но сведения в него следует заносить не позднее следующего дня после реализации каждой единицы потребительской тары (упаковки) либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю. О сроках и периодичности сдачи этого журнала ни в одном законодательном акте пока не сказано. Однако, в своих разъяснениях Росалкогольрегулирование уточняло, что данные из него налогоплательщики должны использовать при заполнении «алкогольных» деклараций, которые сдаются ежеквартально. При этом у инспекторов есть право контролировать порядок ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также применять санкции при несоблюдении требований либо отсутствии этого документа. Согласно статье 14.19 КоАП РФ , за нарушение порядка учета продажи спиртных напитков должностных лиц могут оштрафовать на 10-15 тысяч рублей, а юридических – на 150 – 200 тысяч рублей. [М=135018] Что касается штрафов за неподключение к самой ЕГАИС, пункт 4 статьи 2 закона № 182-ФЗ гласит, что за непередачу сведений в нее до 1 июля 2016 года индивидуальных предпринимателей и организации наказывать не будут. Фактически законодатели дали бизнесу отсрочку на полгода для того, чтобы они привыкли к новым требованиям и научились взаимодействовать с системой. Кроме того, в Росалкогольрегулировании , что до 31 марта 2016 года не будут штрафовать организации и ИП за отсутствие необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения.

Новые форматы ценников

() Согласно обновленной редакции постановления правительства о правилах продажи отдельных видов товаров меняются требования к ценникам. Теперь вместе с традиционными бумажными ценниками в магазинах разрешается использовать и электронные, в том числе в виде любых визуально доступных носителей информации – бегущих строк, световых табло, стендов, грифельных досок. В то же время чиновники , чтобы при разносной торговле продавец (его представитель) мог представить прейскурант с указанием наименований и цен на все реализуемые товары.

Доля иностранных работников

() В конце 2015 года правительство выпустило постановление , согласно которому ограничивается доля иностранных работников, которые имеют право работать в сфере торговли. При этом никаких изменений в государственной политике не наблюдается. Как и в 2015 году, в 2016-ом доля иностранных работников не должна превышать 15% общей численности работников, торгующих алкогольными напитками (включая пиво) и табачными изделиями в специализированных магазинах. По-прежнему продавать лекарства в аптеках, а также работать на рынках и в нестационарных торговых объектах иностранным гражданам запрещается.

Рынки в капитальных сооружениях

() С 1 января 2016 года все сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки, работающие в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, должны «переехать» в капитальные здания и строения. Согласно поправкам к закону о розничных рынках, их расположение во временных сооружениях с начала этого года запрещено. Кроме того, с 1 января управляющие сельскохозяйственными рынками должны оборудовать торговые площади с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил.

Переход на «умные» кассы

() На протяжении всего прошлого года чиновники обсуждали, как наиболее безболезненно перейти на контрольно-кассовую технику нового поколения, оборудованную онлайн-передатчиком информации о совершенных операциях. в декабре о поэтапном переходе на «умные кассы», правительство недавно внесло в Госдуму законопроект , по которому в 2016 г. установка аппаратов, передающих информацию об операциях в реальном режиме, станет делом добровольным. Но уже с февраля 2017 г. предпринимателей могут обязать устанавливать фискальные накопители нового образца. Также через год им придется осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Новые правила для всех экономических агентов, по закону обязанных пользоваться ККТ, в полной мере заработают уже с 1 июля 2017 года. [М=135052] А к 1 июля 2018 года чиновники собираются перевести на обязательное использование ККТ индивидуальных предпринимателей, применяющий патентную систему налогообложения. С указанной даты им, согласно законопроекту, будет запрещено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В этом же законопроекте уточняется, что от обязательного применения ККТ освободят следующие виды деятельности:
  • продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота;
  • продажу ценных бумаг;
  • продажу проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников образовательных организаций;
  • торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся здесь торговых точек (магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автофургонов;
  • разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в утвержденном ассортименте;
  • торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • торговлю вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях;
  • продажу по номинальной стоимости почтовых марок и иных знаков, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Не исключено, что в ходе обсуждения депутаты еще изменят предложенные правительством нормы. Кроме того, им предстоит законодательно утвердить размер налогового вычета на компенсацию расходов предпринимателей на закупку и установку новых касс. По некоторым , он может составить 18 тысяч рублей. Пока власть решает вопросы, связанные с распространением «умных касс» по всей стране, правительство продлило проведение эксперимента, в рамках которого данные о проводимых операциях передаются налоговым органам в электронном виде. Согласно постановлению N 1402 , участникам этого проекта разрешается применять имеющуюся в их распоряжении технику до 31 декабря 2016 года включительно. Несмотря на некоторые поблажки со стороны государства, предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году делать бизнес будет непросто. Их положение усугубится, если депутаты во время весенне-летней сессии утвердят новые правила для торговцев, по которым сократится количество дней для оплаты поставленных товаров, снизятся ретро-бонусы, а контроль за торговыми сетями ужесточится. Не исключено, что власть примет и другие «жесткие» меры – изменит время продажи алкоголя, запретит продавать сигареты в определенные часы, откажется от круглосуточных магазинов, расположенных в помещениях, где раньше располагались квартиры. Как бы ни менялись события, читатели Петербургского правового портала узнают о них из первоисточников.

Выбирая направление для собственного дела, обратите внимание на бизнес идеи для общепита. Многие сферы обслуживания в период кризиса теряют актуальность, но вкусная еда, напитки, домашние продукты всегда остаются востребованными.

Бизнес идеи общественного питания 2018 года

Открыть дело и начать зарабатывать быстро можно - если составить четкий бизнес план предприятия общественного питания. Вот несколько популярных бизнес идей:

  • Производство вареников, пельменей;
  • Пиццерия или изготовление фаст-фуда;
  • Пивоварение, приготовление кваса, лимонада;
  • Мобильные точки по продаже горячих напитков в межсезонье;
  • Выпечка блинов, оладьей, пончиков;
  • Горячая выпечка.

Рынок общепита преисполнен предложением. Возможно, для создания нового необычного предприятия вам потребуется купить дорогое оборудование, нанять хороших поваров для приготовления оригинальных блюд. Оригинально оформленная вкусная еда, качество обслуживания и доступные цены помогут быстрее освоиться и укрепить позиции в отрасли.

Соцопросы подтверждают, что популярностью у людей среднего достатка пользуются маленькие уютные заведения быстрого питания с необычным интерьером и авторской кухней.

Какую идею выбрать?

Достаточный стартовый капитал - важное условие получения прибыли. Вложения могут быть небольшими, если речь о доставке еды в офисы или на дом. Крупные инвестиции потребуются, если бизнес будет развиваться в несколько этапов. Например, открытие большого ресторана, а после - летней площадки рядом.

Выбор направления невозможен без маркетинговых исследований. Количество предложений, связанных с доставкой пиццы, суши, фаст-фуда просто невероятное. Однако горячие супы, домашняя выпечка, вареники или пельмени пользуются не меньшим спросом, а точек, предлагающих эту продукцию, не так много даже в крупных городах.

В затраты на организацию предприятия общественного питания входят расходы на оплату аренды, приведение помещения в соответствие санитарным нормам, покупку оборудования и наем персонала.

Бизнес план общепита должен быть составлен под определенную категорию и тип предприятия, согласно ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания». Это позволяет быстро определить размер вложений, необходимых для создания материально-технической базы кафе и сбор документов, подтверждающих безопасность и качество предлагаемых продуктов.