Библиотечное пространство как средство продвижения чтения. В этом смысле качество библиотечного фонда для потребителя имеет и временные измерения. Для поддержки и развития чтения необходимо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Преимущества выставок и их тематика: многопрофильные, отраслевые, специализированные. Значение выставок для экспонента. Цели экспозиционной деятельности фирмы и посетителей выставки. Принятие решения об экспозиционировании. Организация участия в выставке.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Основные функции выставок, их классификация по различным основаниям. Особенности оформления книжных выставок в библиотеке. Информационные технологии в выставочной работе. Стендовая выставка как форма организации выставочной деятельности в библиотеке.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2013

    Выставочная и ярмарочная деятельность как элемент связей с общественностью. Классификация и значение ярмарок и выставок для экспонентов и потребителей. Исследование особенностей организации и проведения выставок и ярмарок в производственных структурах.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2012

    Определение аспектов подготовки, проведения и анализа выставочной деятельности. Основные характеристики и принципы организации выставочного стенда. Особенности набора персонала и работы с посетителями на выставке. Применение PR-акций на выставке.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Организация и проведение выставок. Место и время проведения, тематика и перечень товарных групп. Анализ рынка бетонной продукции и конкурентной выставочной среды. Элементы фирменного стиля выставки. Информационные материалы, условия и правила участия.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности. Функции выставок в современном обществе. Определение экономической эффективности проведения мероприятий. Результат информационного воздействия. Понятийный аппарат современной выставочной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2014

    Категориальные основы пиарологического анализа выставок. Развитие выставочной деятельности в России. Крупнейшие выставочные центры России. Сопоставительный анализ PR-сопровождения выставок Екатеринбурга, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Челябинска.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2012

НОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ПРОДВИЖЕНИЮ КНИГИ И ЧТЕНИЯ
(аттестационная работа)

Белогорцева А. Г.,
библиотекарь Недвиговской библиотеки № 9
МУК « Библиотека Недвиговского сельского поселения»,
2011 г.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением.

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.


В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа« нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий требует пристального внимания. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество.

Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении.

Национальная программа поддержки и развития чтения породила всплеск творческой активности: целый ряд библиотек порадовал своими новыми проектами и высоким уровнем осмысления сложных проблем. Фестивали, конкурсы, праздники выплескиваются из библиотек на городские площади и улицы, создавая вокруг книги атмосферу радости. Все чаще библиотекари выступают в печати, на радио и телевидении, помогая людям понять, что чтение – это удовольствие, счастье познания и творчества.

Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.

Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.

Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Воспитать в детях « привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было « не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться у нас с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…

Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.

На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с « шумными» и « тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей.

Планировка и размещение подразделений и служб в библиотеке должны обеспечивать комфортность пребывания и работы в ней.

Немаловажный момент в создании открытого комфортного библиотечного пространства и раскрытия фондов для пользователей – это хорошо продуманная расстановка мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей. Именно расстановка и внешний вид стеллажей определяют стиль всей библиотеки. Способы расстановки стеллажей могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, « галереями», « зигзагами». Особую притягательность в настоящее время имеет расстановка стеллажей « полукругом» или « полуовалом».

Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

Но не только современный дизайн делает комфортным библиотечное пространство. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже мало искушенному читателю организация фондов.

Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа. В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, необходимо « подстроиться» под них.

Таким образом, создаваемые в библиотеках « многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха максимально учитывают запросы и интересы читателей. Каждый пользователь занимает свой уровень – определенную зону « распахнутого» пространства. При этом зонирование не будет иметь « жестких» границ и каждый читатель при желании сможет свободно переходить с уровня на уровень, пока не найдет для себя самое удобное место. Он будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду, внутреннему функциональному дизайну.

Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.

Никто уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг. Компьютеризация библиотек позволила применять новые для формы работы – видеочасы , медиапутешествия , медиакалейдоскопы , электронные презентации , которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

Фестивали – « Весь мир – библиотека!», « Читающий край».

Различные конкурсы – творческих работ « С книгой по жизни», виртуальной рекламы « Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий « Лидер чтения года», « Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс « Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс « Фотография с любимой книгой».

Акции – « Как пройти в библиотеку», « С книгой – в будущее», « Подарите книгу детям», « Признание в любви любимому писателю», « Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», « Запиши в библиотеку друга», « Давайте читать вместе!».

Дни открытых дверей – « Библиотек5а – это здорово!..», « Библиотека знакомая и незнакомая», « Для вас открыты наши двери и сердца!», « Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».

Культурно-досуговые программы – « Воскресенье в библиотеке», « Библионочь», « Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – « В кругу любимых книг», « Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – « День читательских удовольствий», « День с писателем», « День литературного гурмана», « Нескучная классика», « День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: « Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», « Читающая молодежь – надежда новой России», « Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы : « Любимая книга», « Минута чтения», « Как пройти в библиотеку?», « Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. Мы планируем в будущем организовать и провести совместно со школьной библиотекой флешмоб или, точнее сказать, флешбук « Минута для чтения». Суть его в том, что на большой перемене старшеклассники наденут яркие майки с нашитым слоганом « В компьютере – новости, в книге – жизнь» и распространятся по всем коридорам школы. В определенное время прозвучит сигнал, школьник одновременно раскроют свои любимые книги и в течение минуты будут читать их вслух, своим примером показывая, что читать модно и интересно.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха – « Литературная беседка в парке», « Читающий бульвар», « Книжная аллея», « Читай-дворик», Литературные чтения « На ступеньках», « Летний читальный зал под открытым небом», « С книжкой на скамейке», « Книга в дорогу!», « Читаем без остановки», « Читающий маршрут», « Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – « Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения : акции « Чтение в подарок маме», « Чтение с пеленок», « Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс « Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей « Что читают наши дети?»; родительский час « Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник « Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения « Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой « Что читали мои родители»; викторина « Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы « Бенефис семьи», « День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны и т. д., развивается буккроссинг .

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы « Десять книг, которые потрясли Вас», « Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», « В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях, блиц-опросы с видеокамерой « Вы любите читать книги?»; анкетирования « Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», « Библиотека моей мечты», « Ты и твоя библиотека», « Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг « Кто Вы, наш читатель?»

Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.

Библиотекам следует принимать самое активное участие в акциях, проводимых книгоиздательскими и книготорговыми организациями, направленных на популяризацию чтения . Таких, как проекты издательства АСТ « Читайте книги!» и издательства ЭКСМО « Читайте книги – вредно не читать!». Они предоставляют нам богатейший иллюстрированный материал, рассказывая о пользе чтения. В первом проекте с призывом читать книги обращаются современные модные писатели, во втором своим видением проблемы чтения делятся читатели. Кто такой « человек читающий»? Как совместить чтение и динамику жизни? Что ждет того, кто забросил книги? Что получит тот, кто находит время читать? Все эти вопросы, несомненно, вызовут интерес у постоянных и привлекут к чтению потенциальных читателей. Наша библиотека приняла активное участие в проведении данных акций, популяризирующих книгу и чтение.

При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган – рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Он придает эмоциональный смысл всей рекламной кампании. Например: « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Иди по жизни с книгой!», « Успешные люди много читают!», « Заходите! Смотрите! ЧИТАЙТЕ!», « Человек читающий – человек успешный!», « Создай свое будущее – читай!», « Читать – это здорово!», « Быть читателем стремись – в библиотеку запишись!», « Пришёл. Увидел. Прочитал!», « Читай всегда, читай везде!» и т. д.

Продвижение книги и чтения в электронной среде.

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т. п. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Библиотечный фонд – сложное явление. Его можно рассматривать с разных позиций: как явление культуры, как часть информационных ресурсов общества и, наконец, как главный информационный продукт библиотеки. В условиях рыночной среды библиотеки вынуждены бороться за внимание своих пользователей, доказывать, что их документный фонд и услуги лучше, чем у других обладателей полезных информационных ресурсов. Так делают производители продуктов и услуг в любой сфере, и библиотеки не могут и не должны уступать на этом полигоне, оставаться в том же благодушном покое, как и во времена, когда у читателя почти не было иных источников знания, кроме библиотечных фондов.

М аркетинговый подход к библиотечному фонду впервые обоснован ещё в 1995 г. в книге И.В. Эйдемиллер*.

* Эйдемиллер И.В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек: маркетинговый подход / РНБ. – СПб., 1995. – 124 с.

Автор рассматривает маркетинговые идеи применительно к формированию состава фонда с учётом запросов выбранного целевого сегмента рынка, т.е. приоритетных групп потребителей. Мы попытаемся рассмотреть другой аспект маркетинга, связанный с продвижением библиотечного фонда как важнейшего информационного продукта библиотеки, благодаря которому она и остаётся специфическим социальным институтом, сохраняя своё непререкаемое место в обществе.

Как известно, маркетинг - управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию в производстве и сбыте продуктов и услуг. Библиотека, занимаясь маркетинговой деятельностью, также преследует цели улучшения сбыта своих продуктов и услуг и привлечения пользователей. Однако за два последних десятилетия работы на рынке библиотеки использовали маркетинговые инструменты сбыта продукции преимущественно по отношению к своим платным услугам, к культурно-досуговым мероприятиям, отчасти - к формируемым базам данных и выпускаемым в библиотеке изданиям. Библиотечный фонд и документы из него, выдаваемые пользователям, практически не рассматривались как объект маркетинговых усилий, как товар, предназначенный для реализации потребителям.

Предоставление документов из фонда остаётся довольно консервативной услугой библиотеки. Между тем библиотечные специалисты должны осознавать, что именно на этом участке разворачивается серьёзная конкурентная борьба с информационными ресурсами и сервисами Интернета, бросающими беспрецедентный вызов библиотекам, ставящими под сомнение возможность самого их существования в будущем.

Представляется, что в этой обстановке библиотечный фонд как основной продукт библиотеки также заслуживает того, чтобы все эффективные инструменты маркетинга использовались для его продвижения к потребителю.

Рассмотрим, как это должно выглядеть, если подходить к такой задаче комплексно, системно, как того требует маркетинг.

В основе маркетинговой деятельности лежит так называемый комплекс маркетинга, или маркетинг-микс. На Западе его принято называть «модель 4Р». В ней отражены четыре основные переменные, учёт которых обеспечивает успех в реализации продуктов и услуг. Все они условно обозначаются английскими терминами, начинающимися с буквы Р: Product - продукт, Place - место, Price - цена, Promotion - продвижение. Попытаемся рассмотреть библиотечный фонд с точки зрения этих маркетинговых понятий.

PRODUCT - сам библиотечный фонд, который обладает количественными и качественными характеристиками, соответствующими требованиям потребителей, и способен удовлетворять их потребности.

В основе маркетинга лежит идея, что нужно производить товар, который будет востребован потребителями, а для этого необходимо учитывать нужды и потребности потенциального клиента.

Для того чтобы успешно привлекать внимание пользователей к фонду библиотеки, следует на уровне проектирования продукта (в фондоведении это принято называть моделированием фонда) заложить те характеристики, которые обеспечат его привлекательность и, как следствие, востребованность. Для этого важно посмотреть на библиотечный фонд глазами потенциального пользователя.

Потребитель же помимо функциональных свойств фонда как продукта, способного удовлетворять определённые информационные потребности, обязательно обратит внимание и на внешний товарный вид как фонда в целом, так и выдаваемого ему документа. Кроме того, он моментально оценит ассортиментный ряд документов и вариативность их получения (можно ли взять книгу на дом, сделать ксерокопию, отсканировать и пр.), уровень предлагаемого сервиса.

Все эти характеристики выступают показателями качества библиотечного фонда с позиции пользователя. В маркетинге же качество продукта воспринимается как необходимая характеристика товара, которая обеспечивает его конкурентоспособность и сбытовые возможности. Иными словами, если продукт качественный, то его легко продавать - он сам себя рекламирует и продвигает.

PLACE - «место продажи», которое обеспечивает доступность продукта для целевого рынка и означает, что товар должен присутствовать на рынке в нужном месте (там, где целевой потребитель может его увидеть и купить) в нужное время (тогда, когда у целевого потребителя возникнет потребность им воспользоваться).

Применительно к библиотечному фонду «место продажи» подразумевает:

· организацию простого доступа к нему, в том числе через Интернет;

· различных ограничений, связанных с пропиской, местом работы или учёбы, наличием определённых документов;

· каналы распространения документов из фонда, способствующие доведению их до заинтересованного потребителя, например, пересылка по МБА или электронная доставка документов (ЭДД);

· внестационарные формы библиотечного обслуживания - передвижные библиотечные пункты, филиалы библиотеки, книгоношество, библиобусы и пр.

Сюда следует также отнести месторасположение библиотеки, её транспортную доступность, часы работы, выходные дни - словом, всё, что связано с понятием «доступность библиотечного фонда».

PROMOTION - продвижение продукта потребителю, стимулирование спроса с помощью маркетинговых коммуникаций: рекламы, PR, прямых продаж, организации различных акций (дегустаций, раздач образцов, скидок и пр.), а также с помощью приёмов мерчандайзинга, который, используя различные способы выкладки товара, программирует спрос потребителей на определённые марки товаров.

Мы исследовали рекламную и промодеятельность библиотек с целью выявить формы маркетинговых коммуникаций, применяемых для пропаганды именно библиотечного фонда. Оказалось, что, кроме традиционных и теперь ещё электронных выставок, другие рекламные средства для книг из фонда почти не используются.

Можно, конечно, говорить об открытом доступе, разделителях, каталогах, раскрывающих состав библиотечного фонда отчасти - о культурно-досуговых мероприятиях, которые в библиотеках чаще всего преследуют другие цели, нежели продвижение документов из фонда. Но все эти средства, за исключением электронных выставок на сайтах, находятся внутри библиотеки, т.е. адресованы пользователю, уже пришедшему в неё, и совсем не применяются внешние средства, направленные на потенциальных потребителей библиотечного фонда.

Не так давно на улицах г. Кемерово появились рекламные стенды с цитатами из произведений русской классики и с призывом: «Читайте во всех библиотеках города!». Это был удачный рекламный ход - простой и в то же время необычный для наружной городской рекламы! Но оказалось, что заказчиками этой рекламы были не городские библиотеки, а некий журналист, удручённый тем, что современная молодёжь не читает, и на свои личные деньги изготовивший и разместивший в разных районах города несколько различных вариантов рекламных постеров.

В настоящее время библиотеки активно осваивают рекламные технологии - важно только ввести в сферу их использования и пропаганду фондов.

PRICE - цена продукта. Как известно, современный человек стремится найти разумное сочетание цены и качества - на это и стоит ориентироваться в предоставлении продуктов и услуг библиотеки, в том числе библиотечного фонда.

Считается, что пользование библиотечным фондом у нас бесплатное. Но так ли это на самом деле? На практике, чтобы удовлетворить свои потребности на современном, уже привычном нам уровне, необходимо раскошелиться на различные платные услуги (копирование, сканирование, распечатку, прокат, залог, ночной абонемент и др.). Да и бесплатные читательские билеты уже практически отошли в прошлое, а без них получить доступ к фонду невозможно.

Если сравнить затраты на платные библиотечные услуги с ценой цифрового аналога книги в интернет-магазине, то его покупка может оказаться более выгодной для читателя. Но даже при равной стоимости временные затраты для пользователя в онлайн-магазине существенно ниже, да и различных ограничений там меньше. Это следует учитывать при установлении цен на платные библиотечные услуги.

В последние годы модель маркетингового комплекса 4Р обогатилась новыми элементами, появились модели 5Р и 7Р. к базовым элементам маркетинга добавились и другие, по традиции начинающиеся на Р.

PEOPLE - люди, способные оказать влияние на восприятие продукта (в нашем случае - библиотечного фонда) в глазах потребителей. Здесь маркетинг пытается учесть личностное влияние разных людей на решение о пользовании библиотечным фондом. Например, рекомендация книги для чтения во многом зависит от авторитетности эксперта: ктo говорит иногда важнее даже, чем чтo говорится. Хотя убедительность речи, умение найти самые интересные «зацепки» для потенциального читателя также принимаются в расчёт.

Для решения этой маркетинговой задачи следует задействовать потенциал лидеров мнений - людей, к рекомендациям которых прислушиваются, на предпочтения которых ориентируются другие пользователи. Это могут быть известные писатели, политики, артисты или иные авторитетные граждане. Разумеется, при этом свою роль должны сыграть сотрудники библиотеки.

По нашим наблюдениям, библиотекари крайне редко стали брать на себя роль лидера мнений в чтении. По-видимому, оголтелая борьба с пропагандой литературы во имя свободы читателя, которая велась в 1990-е гг., дала свои плоды. Может быть, стоит на новом витке спирали развития снова вернуться к этому полезному инструменту продвижения библиотечного фонда?

PROCESS - процесс предоставления фонда пользователю, который должен быть максимально комфортным, дружественным. Сюда следует отнести рациональность и удобство размещения фонда, его структуру, удалённость некоторых разделов фонда и каталога, экономичность и дружественность интерфейса баз данных, сайта библиотеки и пр. Над этим, на наш взгляд, библиотекам ещё нужно поработать, поскольку используемая технология библиотечного обслуживания остаётся крайне некомфортной для пользователей, так как основана на тотальном недоверии к ним.

К примеру, по сравнению с домашним Интернетом на поход в библиотеку нужно потратить гораздо больше времени, да и в самой библиотеке, чтобы получить книгу, требуется пройти множество промежуточных пунктов-посредников (гардероб, кафедру записи, каталог и др.), заполнить различные документы: читательский билет, контрольный листок, читательский формуляр, читательское требование и др. Определённое время занимают поиск по каталогу плюс ожидание доставки. Если же это крупная библиотека, то приходится бродить по специализированным отделам, выясняя, где находится нужный документ, и ожидать отсутствующего работника обслуживания.

В этом смысле качество библиотечного фонда для потребителя имеет и временные измерения.

PHYSICAL EVIDENCE (в переводе означает «материальные и физические свидетельства») - элемент маркетингового комплекса, связанный с окружающими условиями, обстановкой, атмосферой, создаваемыми с целью более эффективной реализации продукта. В библиотеке это принято называть комфортной библиотечной средой или пространством, куда входят планировка, дизайн, освещённость и оснащённость помещений, указатели и разделители, культура обслуживания.

Правда, в маркетинге сюда относят важные имиджевые элементы, влияющие на решение потребителя воспользоваться именно этим продуктом, а не другим: грамоты, сертификаты, знаки отличия, полученные на конкурсах и выставках. Но как нам кажется, похвастаться подобными физическими подтверждениями качества своего библиотечного фонда библиотеки вряд ли смогут, поскольку и конкурсов такого рода не проводится.

Таким образом, маркетинговый подход настраивает нас на комплексное видение библиотечного фонда как товара, предлагаемого пользователям в условиях рыночной конкуренции. Качественный фонд, даже по составу полностью ориентированный на целевого потребителя, может не восприниматься как некая ценность. Пользователь оценивает библиотечный фонд не только с точки зрения его полноты и безотказности, но и с точки зрения комфортности доступа к нему и даже больше - комфортности всей окружающей обстановки.

В условиях выбора источников для удовлетворения своих информационных потребностей пользователь отдаёт предпочтение тем из них, которые предлагают лучшие дополнительные условия, удобство: доступность, оперативность в поиске и предоставлении ответа на запрос, возможность получения копии по оптимальной цене.

Нам следует помнить, что библиотека - это учреждение, созданное для того, чтобы обеспечивать доступ именно к документному фонду, и все информационные услуги библиотек - это дополнительный сервис, который должен помочь пользователю наиболее удобно и полно воспользоваться возможностями библиотечного фонда.

И конечно, нужно активно и целенаправленно заниматься рекламой, пропагандой библиотечных фондов, лучших изданий, которые имеются в собраниях библиотек.

Сила маркетингового подхода состоит в его чуткости к потребителю, поэтому все, кто использует маркетинговые инструменты, оказываются непременно в выигрыше. Уверена: пропагандируя свои фонды, учитывая требования современного пользователя к комфортности обслуживания, библиотеки смогут подтвердить свою жизнеспособность и необходимость обществу.

Детские библиотеки в своей работе используют различные формы и методы работы, которые позволяют привлечь детей в библиотеку, повысить заинтересованность детей в книге и чтении.

Методы продвижения чтения - это способы и приемы, используемые в библиотеках, с помощью которых достигается формирование позитивного отношения к чтению у молодого поколения.

В настоящее время не существует единой классификации методов продвижения чтения, поэтому мы рассмотрели наиболее применяемые и эффективные, которые библиотеки используют в пропаганде чтения и книги.

Методы продвижения чтения, используемые в детских библиотеках можно сгруппировать следующим образом:

Интерактивные методы;

Метод чтения вслух

Визуальные методы

Игровые методы

Интерактивные методы. Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Следовательно, интерактивные методы продвижения чтения в библиотеке - это методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между библиотекарем и читателем. Основной целью библиотекаря в ходе диалога, является формирование у читателя позитивного отношения к книге и чтению.

Суть интерактивного метода заключается в том, что маленькие читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, но и непосредственно участвовать в действии, неизбежно внося в него те или иные изменения, активно импровизируя. Ведь увиденное и услышанное человек запоминает на 50-60%, а то, в чем он принимал участие - на 90%38.

К интерактивным методам продвижения чтения относятся такие формы массовой работы библиотеки как: семинары-тренинги, конференции, конкурсы, дискуссионные клубы, различные массовые акции в поддержку чтения как «Флэш-моб», «Буккроссинг», «Библиотечная ночь», и др.

Игровые методы являются одним из действенных методов продвижения чтения в детских библиотеках. Суть игровых методов продвижения чтения - используя различные интересные формы игры, которые положительно влияют на приобщение к книге, сформировать устойчивую потребность в традиционном чтении.

Детские библиотеки используют в своей работе различные виды игры: дидактические литературные, игры-соревнования и комплексные программы, ролевые, познавательно-развлекательные игры.

Дидактические литературные игры - разновидность игр, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы. Они способствуют углублению восприятия прочитанного, формируют навыки самостоятельного чтения, и в целом - культуру чтения.

Игры соревнования и конкурсы требуют от участников общей эрудиции, внимания, отличной памяти, сообразительности, изобретательности, художественно-исполнительских способностей и много другого. В практике работы библиотек традиционно популярны литературные конкурсы и викторины39. Например, различные литературные викторины, конференции, утренники и вечера будут намного интереснее, если включить в них элементы игры. «Книжные конференции», «Премьера книги», «Литературный бой», «Литературный аукцион» - эти и многие другие мероприятия стали обычным явлением в работе библиотек по продвижению чтения и культурно-массовой работе.

В основе литературно-игровых программ и литературных конкурсов с элементами театрализации всегда лежит режиссерский сценарий. В процессе их подготовки и проведения используются приемы и методы, широко применяемые в социально-культурной деятельности.

Ролевая игра - это игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей.

Ролевые игры способствуют развитию воображения, фантазии детей.

В последнее десятилетие наблюдается своеобразный бум библиотечных мероприятий, в основе которых лежит игра. Многочисленные сценарии праздников, игр-путешествий, литературных вечеров и иных комплексных культурно-досуговых программ публикуются на страницах периодических изданий «Школьная библиотека», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Библиотека в школе», «Игровая библиотека» и др.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости широкого включения игровых методов продвижения чтения в процесс приобщения к чтению.

Чтение вслух развивает устную речь, помогает запомнить, как правильно произносить слова, где ставить смысловые ударения. Такой метод продвижения чтения как чтение вслух - развивает критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное.

Для метода вслух характерны следующие приемы:

Выразительное чтение библиотекаря;

Обучение выразительному чтению читателя;

Комментированное чтение, чтобы облегчить восприятие произведения;

4. Беседа, в ходе которого читатель делится своими впечатлениями от прочитанного.

Метод чтения вслух используется в любой форме библиотечной работы с детьми: например, индивидуальное чтение ребенка на абонементе, когда работник библиотеки читает отрывок из книги, чтение вслух у выставки, в ходе мероприятия, в работе книжных клубов, на различных праздниках чтения вслух. Но в большинстве случаев чтение вслух - это «громкое чтение». Это форма библиотечной работы, которая включает не только чтение вслух, но и обсуждение прочитанного.

Библиотеки должны поддерживать и семейное чтение, чтобы сформировать у молодого поколения любовь к чтению. Для этого библиотеки организуют различные конкурсы, турниры, создают клубы чтения для читающих семей.

«Библиотерапия чтением» - это один из приемов метода чтения вслух.

Библиотерапия - это использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Сегодня многие детские библиотеки реализуют проекты с использованием различных видов библиотерапии.

Существуют различные проекты, где известные личности приходят в библиотеку и читают вслух для детей свои любимые произведения, знакомят детей с последними новинками детской литературы. С развитием и повсеместным внедрением компьютерных технологий стали популярны видеоролики с записями чтения вслух, интернет-проекты.

Итак, метод чтения вслух развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания, заключенную в нем информацию.

В настоящее время визуальные методы продвижения чтения занимают особое место в практике библиотек, так как с развитием информационных технологий, визуальные образы имеют реальное воздействие на нынешнее поколение.

Мультимедийные средства во многом меняют подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Дети в силу своих возрастных особенностей большее предпочтение отдают визуальным методам, формам работы библиотек, которые носят наглядно-образный характер: традиционные и виртуальные выставки, театр в библиотеке, киноклубы, литературные гостиные с показом электронных презентаций и др.

Детскими библиотеками в целях популяризации чтения и книги создаются коллекции презентаций, буктрейлеров, продумываются современный и комфортный дизайн интерьера, составляются книжные инсталляции, организуются акции, мастер-классы и многое другое.

Многие библиотеки стараются интересно и удобно оформить свои сайты, так как именно с помощью сайта можно создать неповторимый, интересный образ библиотеки, которую детям захочется посетить.

В целях продвижения чтения и книги библиотеки устраивают различные творческие конкурсы, направленные на создание фото и видеопродукции. Например: конкурс буктрейлеров, рисунков, рекламных плакатов или видеотзыв о прочитанной книге. Дети с удовольствием участвуют в подобных конкурсах, так как им предоставляется возможность поделится своим творчеством, своими впечатлениями о прочитанных произведениях.

В практике библиотеке часто используется не один какой-то метод, а их сочетание.

Сегодня многие российские детские библиотеки стараются использовать, совмещать различные методы продвижения чтения в своей работе, чтобы помочь ребенку найти свой путь к книге и информации. Рассмотрим опыт библиотек России по продвижению чтения и книги.

Например, библиотечный проект Астраханской областной библиотеки «Чтение в подарок. Сотрудниками библиотеки была проведена акция «Дарите чтение».

Библиотекарями были подготовлены читательские воспоминания, отрывки из книг «33 несчастья» ЛемониСникета, «Воспитание взрослых» Григория Остера, серия книг Тамары Крюковой и т.д. Лучшие работы были изданы в виде книжных закладок, и подарены детям. Также проводились различные творческие конкурсы «Здорово читать», «Книга - мой друг».

Увлекателен и литературный проект Московской областной государственной детской библиотеки (МОГБ) «Путешествие Синего чемоданчика». Основной целью проекта является приобщение и развитие у детей навыков чтения и литературного вкуса через продвижение лучших современных российских и зарубежных книг.Особенность проекта заключается не только в отборе наиболее интересных книг, но и их чтении вслух, с последующим обсуждением прочитанного.

Существует определенная, четко отработанная схема наполнения «синего чемоданчика». Библиографы составляют список книг, опираясь на рекомендации экспертов - ведущих специалистов в области детского чтения, а также на результаты опросов читателей.Затем «Синий чемоданчик» едет в детские библиотеки Подмосковья и пребывает в каждой библиотеке два месяца. В первую очередь, «Синий чемоданчик» едет в те библиотеки, где имеются и эффективно действуют программы развития чтения, работают инициативные сотрудники с интересными идеями. По завершении программы библиотека, принимающая у себя «Чемоданчик», проводит анализ е? проведения, делая акцент на инициированных местными коллегами новых элементах, и предлагает свои варианты дальнейшего совершенствования проекта.

Аналогичный проект «Путешествие Синего чемоданчика в Красноярье» действует и в Красноярском крае.

Ряд библиотечных марафонов «Чтение для души» Ивановской областной детской библиотеки, «Иркутские писатели в гостях у читателей детских библиотек» Иркутской областной детской библиотеки призваны содействовать воспитанию юного читателя, популяризации и знакомству с новыми книгами, литературным творчеством одаренных детей.

В целях продвижения библиотеки, чтения и книги детские библиотеки постоянно ищут новые нестандартные способы и пути решения этой задачи. К примеру, Магаданская областная детская библиотека разработала комплексную программу по привлечению детей в библиотеку и поддержке чтения под названием «По ступенькам взросления».

Каждая ступенька соответствует определенному возрасту. Первая ступенька - дети от года до шести лет. Выделен специально оформленный зал, где проводятся различные выставки, функционирует «Родительский университет».

Вторая ступень - дети 6-7 лет. Для них был создан зал «Клепа», где они могут удовлетворить свои потребности в игре, развивать свои творческие способности через чтение, рисование, лепку.

Третья ступень - от 7 до 11. Дети этого возраста активно участвуют в работе «Театра книги». Последняя ступенька - дети от 12 до 17 лет. Для них работает клуб «Подросток», программа которого направлена на приобщение детей к чтению самых лучших произведений мировой литературы. Такая программа позволила библиотеке улучшить качество, длительность чтения детей, повысить читаемость и посещаемость в библиотеке.

Сегодня в библиотеках большой популярностью пользуются буктрейлеры.

Буктрейлер - это короткий видеоролик о книге. Основная его задача - рассказать о книге, заинтриговать и заинтересовать читателя. Это самый верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и самые яркие фрагменты. В 2013 году впервые буктрейлер был показан в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прош?л путь от модного мирового тренда до привычного рекламного хода западных книгоиздательств. Приведем пример проекта центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина г. Сарова «БиблиоВидеоСтудия». Проект был запущен в 2011 году.

В рамках проекта маленькие читатели совместно с библиотекарями придумывают рекламы-анонсы, мультимедийное оформление к мероприятиям, репортажи и видеоотчеты, интервью, опросы, поздравления, буктрейлеры и многое другое. Такая увлекательная и комбинированная форма работы очень привлекает детей. Участники проекта сначала обсуждают идеи будущего ролика. Далее следует совместное написание сценария, отбор реквизита, чтение необходимой литературы, репетиции, озвучивание. Эта работа позволяет объединить поколения малышей и подростков, привлечь их к чтению.

Детские библиотеки в целях продвижения чтения тесно взаимодействуют с такими социальными институтами, как семья и школа. В библиотеках работают различные Клубы семейного чтения, организуются Библиотечные дни, Классные чтения. Например, в Российской государственной библиотеке ежедневно около трехсот детей и подростков занимаются в рамках Библиотечного дня, посещая занятия 2 раза в месяц, и около семей по субботам занимаются в Клубе семейного чтения. Некоторые дети посещают не только занятия Библиотечного дня, но и по субботам вместе с родителями становятся также участниками занятий клуба семейного чтения.

Уникален опыт центральной городской детской библиотеки имени Гайдара в Москве (ЦГДБ им. Гайдара в Москве). Совместно с Фондом содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» библиотека успешно реализует проект «Сказки для собак». Проект направлен на создание и укрепление гармоничных взаимоотношений между животными и людьми, приобщение детей, в том числе «особых», к чтению и общению с четвероногими друзьями. Проводится в форме свободных чтений детских книг. Слушателями выступают собаки-питомцы Фонда.

Также в библиотеке с 2010 года появились 2 библио-робота, которые оснащены видеокамерой микрофоном и дисплеем. Управляет роботами сотрудница библиотеки, которая сидит в отдельном кабинете. Как и обычные библиотекари, роботы обслуживают читателей, проводят различные экскурсии, и принимают активное участие в массовых мероприятиях. Также следует отметить, что библио-роботы Чук и Гек очень полезны в работе с детьми с ограниченными возможностями. Каждый «особенный» ребенок с домашнего компьютера может управлять роботом, при этом достигается эффект полного присутствия. В перспективе, библиотекари с помощью библио-роботов планируют организовать виртуальные экскурсии через сайт библиотеки.

Отметим проект «Город читает детям» детской библиотеки г. Северодвинска (Архангельской область), в рамках которой сотрудники библиотеки читали детям сказки на ночь по телефону. Были подобраны специальные материалы, которые можно прочитать за 4-5 минут, и любой ребенок мог позвонить в библиотеку и послушать сказку на ночь.

Акция вызвала положительный отклик у детей и родителей.

Рассмотрим и проект республиканской детской библиотеки Чувашии по продвижению чтения с использованием современных технологий «Читающий город», в рамках которой было проведено 27 литературных встреч, в которых приняли участие более 400 человек. В ходе акции были показаны буктрейлеры, видеоролики, выставочные проекты, а также ФОТОПРОЕКТ «Книга в провинции».

Помимо проектов, акций, конкурсов, выставок детские библиотеки постоянно придумывают новые способы и методы продвижения чтения, так как интересы и увлечения детей меняются, и библиотеки должны быть готовы к изменениям и новым формам и методам работы.

Таким образом, сегодня в работе библиотек применяются различные методы продвижения чтения: метод чтения вслух, интерактивные, визуальные и игровые.

Интерактивный метод продвижения подразумевает взаимодействие библиотекаря и читателя, в ходе которого у читателя формируется читательская культура. Метод чтения вслух применяется для улучшения речевых и слуховых навыков детей. Визуальный метод - метод привлечения к чтению с использованием визуальных средств. С развитием мультимедийных технологий, визуальный метод продвижения особенно популярен в детских библиотеках. Игровые методы включены практически в любую форму работы библиотеки. Доказана эффективность игровых методов в формировании позитивного отношения к чтению у детей. Также рассмотрен опыт российских библиотек в продвижении чтения.

Итак, сегодня происходят значительные изменения в детском чтении. Меняется репертуар, длительность, культура чтения. Исследователи называют этот процесс «сменой модели чтения». Сегодня библиотечным обслуживанием занимаются 3633 специализированные детские библиотеки. В первой главе были рассмотрены основные цели и задачи современных детских библиотек, были выявлены основные проблемы с которыми сталкиваются детские библиотеки.

Детские библиотеки должны своевременно реагировать на изменения в детском чтении, так как главная задача библиотек - сформирование и развитие культуры чтения у подрастающего поколения. Для привлечения к чтению сегодня библиотеки стараются использовать различные методы и формы продвижения чтения. Были рассмотрены интерактивные, игровые, визуальные методы и метод чтения вслух. Интерактивный метод - метод продвижения чтения, подразумевающий взаимодействие библиотекаря с читателем, в ходе которого библиотекарь формирует позитивное отношение к книге.

Игровые методы широко используются в библиотеках, так как включение игры в процесс приобщения к книге дают существенные результаты. Визуальные методы продвижения чтения с развитием мультимедийных технологий обретают все большую популярность в детских библиотеках. Метод чтения вслух - развивает критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное. В практике библиотек часто встречается не отдельное применение методов, а их совмещение. Также рассмотрели опыт продвижения чтения детских библиотек России. Сегодня библиотеки реализуют самые различные проекты, акции в поддержку чтения, проводят в своих стенах интерактивные занятия, конференции, выставки, и игровые программы.

Приобщение населения к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей библиотек республики. Анализ деятельности библиотек за 2008 год показал, что в них проводились разнообразные мероприятия по продвижению книги и чтения.

В пропаганде чтения библиотеки Мариинско-Посадского района используют возможности модернизированных библиотек. Например, в Сутчевской сельской библиотеке для учащихся 11 класса сельской общеобразовательной школы была представлена презентация выставки-просмотра литературы «Серебряный век в русской литературе», где наряду с изданиями на традиционных носителях были представлены электронные книги.

Сотниковская сельская модельная библиотека Большешигаевского сельского поселения в рамках Международного Дня книги подготовила и провела Неделю детской книги, в программу которой вошли традиционные в районе Яковлевские и Ивановские чтения, что не только способствует популяризации книг и чтения, но служит хорошим подарком к дням памяти И.Я. Яковлева и К. Иванова. Особой популярностью среди детей пользовались сказки И.Я. Яковлева и жемчужина чувашской поэзии - поэма «Нарспи» К. Иванова. Библиотека подготовила выставки-портреты, посвященные этим выдающимся людям, которыми гордится чувашский народ, обзор их жизни и творчества, театрализованную постановку по поэме «Нарспи». Всю неделю в библиотеке работал медиокинозал, на котором демонстрировалась электронная презентация, посвященная «Нарспи».

Уроки чтения «Слова улетают, написанное остается...» для детей старшей и подготовительных групп детского сада подготовила Первочурашевская сельская библиотека Мариинско-Посадского района. Посвящены они 75-летию со дня основания издательства «Детская литература» (1933 г.) и Дню славянской письменности и культуры. Издательство выпустило немало книжек с русскими народными сказками, былинами, русским фольклором, поэтому сотрудники библиотеки с помощью этих изданий стараются привить детишкам любовь к книге и чтению. Ребята просмотрели мультфильмы по русским народным сказкам.

Продвижение чтения происходит в библиотеках в рамках реализации специализированных программ. Например, городская библиотека семейного чтения к Международному дню защиты детей презентовала «Программу летнего чтения» - «Вместе с книгой - в лето» и объявила фотоконкурс «Лето. Папа. Мама. Я - читающая семья». В программу летнего чтения вошли дни открытых дверей, информационно-познавательные часы и многое другое.

Мероприятия по популяризации и пропаганде чтения проводятся во всех библиотеках МУ «Городская ЦБС» г. Канаш. Они приобщают детей и молодежь к творчеству писателей- классиков, способствуя популяризации литературы в молодежной среде, а также знакомят подрастающее поколение с творчеством писателей современников. Большую работу в этом направлении проводят клубы по интересам. При Центральной библиотеке работает литературный клуб «Родник», который стал местом встречи писателей, поэтов и творческой интеллигенции города. С 2002 г. центральная библиотека и детская художественная школа ведут работу по продвижению книги и чтения среди детей и юношества в эстетическом объединении «В царстве красок и книг». В рамках работы этого объединения вниманию детей были предложены: литературная композиция «Все начинается с любви...», этикет-класс «Учим правила хорошего тона», интеллектуальное состязание ко Дню славянской письменности и культуры «Азбука: глаголь добро», экологический вечер «Я дышу, а значит, я живу...» и др.

Центральная детская библиотека города продолжила работу центра развивающего чтения «Волшебная книга» по программе «Писатели - юбиляры 2008». Цель программы - развитие у детей потребности в систематическом чтении, а также потребности в новых знаниях; ознакомление с классиками детской литературы. Мероприятия проводились для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ежемесячно для учащихся школы-интерната, социального приюта, реабилитационного центра и школ города проводились литературные марафоны, поэтические вечера, встречи с писателями, где ребята в свободной и непринужденной обстановке могли беседовать с библиотекарями о прочитанной ими книге.

С 1992 г. в библиотеке семейного чтения - филиале №3 работает театр книги «Светлячок», который способствует развитию воображения и творческих способностей детей, расширению читательского кругозора, популяризации лучших произведений детской литературы.

Ежегодно Урмарская центральная библиотека проводит День первых читателей. В 2009 году мероприятие называлось - «Читать книги - удовольствие». Каждая встреча с новым посетителем проходит интересно, потому что используются различные розыгрыши, конкурсы.

В традицию вошло и проведение акций «Подари библиотеке книгу». По её итогам состоялась встреча с дарителями под названием «Даруя - прославляем имя свое». Всем, кто вложил частицу своего сердца в это благородное дело, были вручены благодарственные письма. Оформлена персональная книжная выставка читателя «Из коллекции В. Славина», который подарил библиотеке более ста книг.

В целях привлечения юношества к чтению для старшеклассников поселка в центральной библиотеке был проведен Праздник молодого читателя «Литературная радуга». В ходе проведения акции «Библиотека + Семья» Батыревская районная детская библиотека провела социологическое исследование среди детей и их родителей «Чтение в кругу семьи: современное состояние и перспективы». Цель исследования определить:

§ какую роль играет чтение книг в детстве;

§ каково влияние чтения на жизнь;

§ приобщение родителей к проблемам детского чтения;

§ каков круг чтения детей и их родителей, бабушек и дедушек.

Всего было опрошено 40 родителей и 50 детей. По возрастной категории в опросе приняли участие родители от 27 лет до 50 лет. По образовательному уровню 26 респондентов имеют высшее образование, что составляет 65%; 11 - среднее профессиональное (27,5%); 3 - среднее образование (7,5%). Причем не все респонденты являются читателями детской библиотеки, поэтому библиотекари обратили особое внимание на данную группу и поставили перед собой цель:

§ ознакомить их с книжными фондами детской библиотеки;

§ активизировать работу с родителями.

Для чего в ходе акции раздавались буклеты, знакомящие родителей с библиотекой, с новинками современной литературы, приглашения посетить нашу модельную детскую библиотеку, проводились беседы о необходимости семейного чтения в целях воспитания детей и подростков.

Среди детей были опрошены 17 мальчиков и 33 девочек в возрасте от 8 лет до 17 лет. Круг чтения родителей и детей по большей части совпадает: они в основном отмечают классиков детской и русской литературы. Почти все опрошенные дали одинаковые ответы, что книга является другом их семьи. Читающие семьи способны не только непрерывно учиться и постоянно получать новые знания, они являются теми, кто сможет освоить самое ценное из мировой культуры.

Подводя итоги анкетирования «Чтение в кругу семьи: современное состояние и перспективы» можно сказать:

§ что важной задачей библиотеки является поддержка семейного чтения, поскольку именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности;

§ для продвижения детского чтения на лето в библиотеке будут проходить следующие мероприятия: выставки-просмотры «Каникулы с книгой», «Отдыхай, но читать не забывай». Разработаны программы детского чтения «Что читать летом» для разных возрастов. Объявляется конкурс на лучший «летний читательский формуляр»;

§ для ознакомления родителей, бабушек и дедушек с работой детской библиотеки будут организованы праздники «В библиотеку всей семьей», «День открытых дверей», «Любимые книги моей семьи».

Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи предстоит решать библиотекарям в тесном контакте с родителями.

В деятельности детских библиотек можно отметить активизацию по организации летнего чтения детей. Библиотеки стали оформлять эту работу как программно-целевую, что значительно повышает ее качественный уровень. Программа «Волшебство книжного лета» Аликовской детской библиотеки нацелена на привлечение детей в библиотеку во время летних каникул, их интеллектуальное развитие, совместное творчество родителей и детей, тесное общение маленького читателя с библиотекарем, распространение краеведческих знаний, воспитание чувства любви к Родине.

Чтобы максимально «приблизить» книгу к читателю, некоторые библиотеки разработали и реализовали проекты по организации детского чтения «под открытым небом» («Читальный зал под открытым небом» ЦСДБ г. Чебоксары), конкурсы рисунков на асфальте, театрализованные представления в школьных лагерях. В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке (ЧРДЮБ) ежегодно в дни летних каникул проводится акция «Читаем в парке». Многих юных читателей привлекла так называемая «парковая библиотека», где в роли библиотекарей выступают и волонтеры (учащиеся старших классов - постоянные читатели библиотеки). Программа летнего чтения «У книжек нет каникул» призвана помочь школьникам не растерять за лето полученные знания, а приумножить их. Как правило, в течение всего лета в библиотеке работает книжная выставка-реклама «Самые популярные книги лета», проводятся тематические литературные чтения и викторины, конкурсы «Лучший читатель лета», а библиотека превращается в Читай-остров.

23 ноября 2009 года в ЧРДЮБ был дан старт литературно-театрального марафона «ПРОЧТЕНИЕДВИЖЕНИЕ», прошедшего в рамках сетевого марафона культурных событий Чувашской Республики. Проведение такой масштабной акции стало возможным благодаря Гранту Президента Чувашской Республики для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусства.

В фойе библиотеки гостей и участников праздника встретили литературные герои. Праздничное действие проходило в читальном зале, который на время стал «сказочным вокзалом», откуда главные действующие лица - герои и писатели, отправились в необычное путешествие по городам и селам республики.

На встречу с юными читателями пришли известные писатели Чувашии Р. В. Сарби, Е. В. Басова, Д. Ю. Суслин, Г. А. Белгалис. Впервые для читателей прозвучли стихи поэтессы Ирины Нивы, песни в исполнении певицы К. Осокиной на стихи Г. Серебряковой.

24 ноября писательский десант «Читательскую радость - детям села!» высадился в Цивильском районе. Настроение праздника подарили детские творческие коллективы под руководством Е. Гордеевой в концертной программе «Солнце на небе смеется…».

Местом встреч писателей и читателей 26 ноября стал Янтиковский район. Здесь гостей собрали писатели Л. М. Сарине, Н. Парчаган, В. П. Пугачева, Н. П. Ижендей, журналисты детских газет «Тетте», «Самант», «Тантгш».

В дни Марафона состоялась акция буккроссинг, прошли акции дарения книг. Так, же как и много лет подряд, в канун новогодних праздников детские библиотеки получат в дар от Президента Чувашии Н. В. Фёдорова комплект лучших книг для детей.

Активность детских библиотек в продвижении чтения, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков как нельзя лучше продемонстрированы их участием в хит-параде книжных выставок «Читаймер запущен!». Литературно-театральный марафон финишировал в ЧРДЮБ.

Организацию культурно-досуговых театрализованных мероприятий, формирующих позитивное отношение к чтению и способствующих поликультурному воспитанию подрастающего поколения выполняет также Центральная библиотека им. Ю.Гагарина г.Новочебоксарск, создав при библиотеке театр книги «ПроЧтение». Назначение Театра книги заключается, прежде всего, в духовной реабилитации человека. Для этого берется книга и делается спектакль. Обычно театрализация по книге не является полным повторением оригинала. Такой подход не случаен. Его суть заключается в том, что остается какая-то недосказанность, она и подталкивает зрителей к прочтению книги. В репертуаре Театра книги «ПроЧтение» - только лучшие произведения литературы для детей и юношества.

Каждый спектакль в тактичной, ненавязчивой форме рассказывает о базовых ценностях, без которых человек не вправе называться человеком: о любви и верности, о терпимости и милосердии, о доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля зритель ищет ответа на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла. Впечатления от такого общения с книгой остаются на всю жизнь. Важно обратить внимание на то, чтобы созданная «интрига» побуждала пассивных зрителей стать впоследствии активными читателями. Формы работы Театра книги самые разнообразные: это и литературные вечера, и театральные фантазии, и уроки-спектакли и т.п.