Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских. Швейные и столярные мастерские Перечень оборудования в школьных мастерских

введение

1«Методические требования к оснащению школьных мастерских -4-

2. Методические вопросы планирования помещений школьных мастерских. -7-

3. Положение об учебных мастерских (общие положения). -11-

4. Требования к отдельным видам мастерских

Заключение -18-

Литература -19-

Введение.

Одной из наиболее важных административно-хозяйственных функций в образовательном учреждении следует считать создание условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

В последние годы многие обеспокоены снижением внимания и проявляющейся тенденцией к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников. Но если хоть что-то делается в области основного образования, то учреждения дополнительного образования получили полную “свободу” в решении этого вопроса. Не секрет, что организовать материальную базу, создать мастерские, найти квалифицированных специалистов чрезвычайно трудно. Поэтому при нынешних социально-экономических условиях, при недостаточном финансировании учреждениям дополнительного образования легче исключить трудовую подготовку из учебных планов, уменьшить число кружков, факультетов и т.п. этой направленности, чем кропотливо, годами создавать условия для серьезной трудовой деятельности подростков.

Организация мастерской требует гораздо больше средств на ее образование, чем другие кабинеты. Процесс, связанный с трудом, творчеством, нуждается в специализированной мебели, оборудовании, большом количестве материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения.

Нельзя недооценивать роль интерьера помещений, где проходит трудовое воспитание учащихся. Все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его творческие способности. Поэтому вся окружающая обстановка является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и вырабатывать понятие о красоте, привычку к порядку, аккуратности и, в конечном счете, влияют на формирование личности ребенка.

Материально-техническую базу мастерских, в которых обучаются дети труду, необходимо оснащать самым современным и надежным в работе оборудованием, привлекая к нему интерес подростков, активизируя их познавательную деятельность, развивая умения и навыки в обращении с самыми сложными приспособлениями, стимулируя их стремление к использованию ручного и электрического инструмента на практике.

Интерьер учебных мастерских - это материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания учащихся. От правильной организации внутреннего пространства учебных мастерских зависят качество обучения, состояние здоровья учащихся и педагогов, творческое развитие детей.

Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы. И в то же время нельзя под предлогом отсутствия средств оборудовать мастерские кое-как.

1. Методические требования к оснащению учебных мастерских.

Разработанные в Российской академии образования стандарты по учебным предметам позволяют создать и стандарты учебно-материальной базы, то есть определить весь комплекс учебного оборудования, необходимого для реализации основных целей образования. Отсутствие таких стандартов в дополнительном образовании заставляет при создании учебно-материальной базы опираться на требования программы. Наши преподаватели работают по авторским программам (некоторые у них сертифицированы, другие - готовятся к аккредитации, но все они проверены в течение 7-10 лет и, главное, работа по ним дает положительные результаты). В программах есть обязательный раздел: материально- техническая база для предмета. При организации учебных мастерских мы тщательно учитывали самые различные позиции: выбор помещения и его планировка с учетом санитарно- гигиенических норм, комплектование учебным оборудованием, материалами, инструментами; оборудование рабочих мест учащихся и учителя; создание рациональной системы размещения и хранения материалов, инструментов, заготовок; оформление функционально-значимого интерьера. На основе принятых программ и учебных планов, а также контингента учащихся определены нормы материалов для работы в мастерских.

Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

Выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ,

Организация рабочих мест учащихся;

Организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;

Организация рабочего места учителя;

Оснащение мастерской оборудованием,

инструментами, приспособлениями;

Размещение и хранение учебного оборудования;

Оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);

Оснащение мастерских методическими и

дидактическими материалами, ТСО;

Наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно¬материальной базы мастерской и т.д.)

Для того, чтобы мастерские соответствовали этим требованиям, в школе ведется постоянная работа по их сохранению и дальнейшему развитию. Заведует мастерской мастер производственного обучения или учитель, назначенный приказом директора. (Они работают в соответствии с

Положением о мастерских). Курирует работу мастерских, в соответствии с распределением обязанностей между членами администрации, директор.

Чтобы рационально и экономно использовать площадь помещений, организовать творческий труд детей, нужно придерживаться нескольких правил:

Правило №1

Деления помещения на определенные функциональные зоны, связанные с различной деятельностью детей в помещении.

Например: мастерская по художественной обработке дерева по своей планировке и размещению мебели делится на зоны: для самостоятельной работы детей (ученические места), для работы учителя (рабочее место учителя), рабочие места учащихся коллективного пользования (станки, вытяжные устройства и т.п.); лекционная зона (учебные столы); станочная зона; выставочная зона.

Правило №2

Универсальное использование помещений для различных целей.

Например: площадь мастерской по художественной обработке дерева используется рационально за счет небольших, легко передвигающихся столов. Мебель мобильная, позволяющая использовать ее для различных целей. Удобны школьные парты прямоугольной формы с кратным отношением длины к ширине (60x120 см). Составляя их, можно получить различные варианты из расстановки для занятий, слушания лекций, проведения собраний, игр и т.д. Эти столы можно использовать и для совещания учителей, например, для учебных занятий по ТБ, расставив их соответствующим образом

Правило №3

Обязательное применение декоративных элементов, несущих определенную смысловую нагрузку. Они придают индивидуальность мастерской, указывают на ее функциональное назначение, демонстрируют мастерство учителя и результаты творчества детей. Например: в мастерской по художественной обработке дерева есть большая настенная работа в технике резьбы, выполненная учителями; подцветочницы сделаны также из дерева руками детей; имеется выставка детских работ и т.д.

Правило №4

Широкое применение растений и цветов, размещение в “зеленых зонах” представителей животного мира: аквариума с рыбками, клетки с белочкой или попугаем.

Планировка и оборудование, декоративное убранство, окраска, тематика оформления - во всей этой обстановке учащиеся должны найти что-то созвучное своему возрасту, характеру, своим интересам. Обязательно наличие умывальников и зеркал, чтобы дети перед уроком могли привести в порядок свою одежду и прически.

2. Методические вопросы планировки помещений учебных мастерских.

Учебные мастерские - специально оборудованные помещения для обучения подростков 11-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.

А). Аудитория для занятий по предмету “Художественная обработка дерева”

1. Кафедра.

3. Стол учителя.

4. Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным

инструментом.

5. Выставка работ учащихся.

6. Место хранения незаконченных работ.

7. Демонстрационно-выставочная зона.

8. Лекционная зона.

Б). Механическая мастерская.

1. Местная вытяжка к станкам.

2. Токарно-деревообрабатывающие станки.

3. Шлифовальный станок.

4. Универсальные деревообрабатывающие станки

5. Заточные станки.

6. Сверлильный станок.

7. Универсальное рабочее место учащихся.

8. Торцово-комбинированная пила.

9. Струбцина.

11. Вытяжное устройство УВП-1500 П.

В). Инструментальная.

Г). Запасный выход.

Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.

Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон (речь об этом шла выше).

Композиционный строй, планировка помещения предполагают выявление главного и второстепенного, объединение всех элементов композиции в одно целое. Психологическим центром композиции, объединяющим другие части интерьера, является рабочая зона учителя. Во время объяснений учителем различных тем и задач внимание учащихся должно быть сконцентрировано на его рабочей зоне. Выделение этой зоны осуществляется за счет особенностей решения объемов и плоскостей оборудования. Рабочее место учителя оборудуется столом. На передней стене навешивается классная доска. Рабочий стол учителя должен иметь несколько увеличенную массу и быть приподнятым над уровнем пола. Это позволит ученикам хорошо видеть учителя.

Личная зона необходима учителю для подготовки к различным видам работ, хранения рабочей документации, специальной методической литературы и т.д.

Зона лекционной работы используется для ведения теоретических занятий, работы детей с тетрадями и альбомами.

Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).

Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.

Предметная среда в учебных мастерских сообщает им определенные функциональные и эстетические свойства, с помощью которых мы формируем или, как иногда говорится, “проектируем” человека, пользующегося вещами, живущего в этой предметной среде, воспитываем в нем определенное отношение к вещам, а через них - к людям, обществу, труду.

Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов. Имеется монтажный стол. Так как размеры инструментальной при мастерской художественной обработки дерева позволяют, она разделена поперечными шкафами на два помещения. Первое - это зона отдыха преподавателя (стол, диван для отдыха, шкаф для посуды, музыкальная техника). Второе помещение - собственно инструментальная. Это “царство” механика, мастера производственного обучения, верных помощников преподавателей. Здесь ведется подготовка к учебному процессу. От согласованной работы мастеров производственного обучения и преподавателей зависит состояние инструментов, наличие раздаточного материала, в конечном счете, - уровень преподавания и качество работ подростков.

Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы.

Тем не менее, каждая мастерская имеет свое “лицо”, в котором отражена индивидуальность работающего здесь мастера, учителя. И объясняется это не только стажем работы специалиста в школе. Не меньшее значение имеет и то, что многое в каждой мастерской сделано своими руками.

Роль директора в вопросах сохранения и развития материальной базы учебных мастерских

Высокого уровня обучения и воспитания можно добиться при двух непременных условиях: при наличии квалифицированных кадров и

необходимой учебно-материальной базы. Если в учреждении нет оборудованных учебных кабинетов, если в библиотеке нет программной литературы для детей и методической для учителей, если в помещении грязно, здесь нет настоящего руководителя.

Директор учреждения отвечает за создание материальных условий для успешной работы каждого учителя и школы в целом. От его инициативы, организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков, настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы учреждения, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.

Проблема педагогических кадров.

Существует проблема подбора педагогических кадров, ведущих занятия в учебных мастерских учреждений дополнительного образования. С одной стороны, это должны быть мастера в области того или иного ремесла (резчики по дереву, маркетристы, керамисты, вышивальщицы и т.д.). Это должны быть мастера, хорошо знающие работу станочного парка и весь электротехнический инструмент, швейное оборудование, керамическое производство. С другой стороны - это педагоги. Технические знания должны быть такими же полными, как и знания педагогики, психологии и методики. Поэтому преподаватель должен иметь всестороннее образование.

3. Положение об учебных мастерских в общеобразовательной

Общие положения

Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

Трудового обучения учащихся I - УП классов в соответствии с утвержденными программами;

Выполнения слесарных работ учащимися VIII - IX классов, обучающимися по профилям "Автодело" и "Основы агротехники и механизации растениеводства";

Организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

Проведение факультативных занятий по трудовому обучению;

Работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII - IX классов по профилям "Деревообработка", "Металлообработка" и "Обработка тканей".

Виды учебных мастерских в общеобразовательных школах:

В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. N 628 "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90) <*>. При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V - VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I - VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП 11-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими

Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII - IX классах. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. N 928, в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно- воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и * приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V - IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении- подиуме размером (примерно) 3600 х 2000 х 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами) . В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. N 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. N 54-М "Об акте приема готовности школы к новому учебному году".

Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I - VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85.

Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

Совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

Планирует работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

Организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

Следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

Отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно- гигиеническое состояние мастерских;

Принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.

Осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

Обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

Проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

Несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

4. Требования к отдельным видам мастерских Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов

В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов N 1 и N 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота стволов подбирается (примерно) следующая: 50% столов ростовой группы "Б" (600 мм) и 50% столов группы "В" (660 мм).

Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Жигаловская СОШ №1 им.Г.Г.Малкова

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ№1

М.А.Нечаева

«___»______________2014г.

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

МКОУ СОШ №1 им. Г.Г. Малкова

Посёлка Жигалово

2014 г.

1.Муниципальное казённое образовательное учреждение Жигаловская общеобразовательная школа №1 им.Г.Г.Малкова

2. Заведующий кабинетом: Пегов И.М,

3. Назначение учебного кабинета - проведение занятий по предметам «Технология» и кружковых занятий «Умелые руки».

4. Материалы по охране труда и безопасности:

    комплект инструкций по технике безопасности для учителя технологии.

    комплект инструкций по правилам безопасности для учащихся в кабинете технологии.

    Журнал регистрации инструктажей по технике безопасности на занятиях по технологии.

5. Наличие аптечки - есть, укомплектована, есть опись.

6. Дополнительные материалы по предмету:

    папка с материалами для открытых уроков;

    папка с материалами занятий по кружковой программе;

7. Материалы для внеклассной работы:

папка с материалами проведения кружковой работы.

8. Наличие библиотеки – нет

9. Открытая информация для учащихся о минимуме знаний (стандарт образования) – есть.

10. Наличие дидактического материала: нет

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА.

Столярная мастерская:

    Верстаки столярные -10, из них ученических -10.

    Учительский стол-1.

    Стулья: учительский -1, ученических -12.

    Доска настенная -1.

    Тумбочка деревянная -2.

    Тисы металлические -1.

Станки:

    Станок заточной -1.

    Сверлильный станок -1.

Наглядная агитация: Плакаты – нет

Плакаты по технике безопасности – 4:

    Техника безопасности при строгании древесины

    Техника безопасности при долблении древесины

    Техника безопасности при работе на сверлильном станке

Стенды – 1:

    По технике безопасности

Инструментальная комната:

    Шкаф под инструменты (с ящиками) -1.

    Шкаф двустворчатый -2.

    Учительский стол -1.

    Стулья учительские -1.

    Вешалка -1.

Литература.

1. «Объекты труда», М, Просвещение.1992 г.

2. В. Д. Симоненко «Технология»,7 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

3. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

4. В. Д. Симоненко «Технология»,9 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

5. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

6. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г

7. В. Д. Симоненко «Технология», 6 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

8. В. Д. Симоненко «Технология», 7 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

9. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

10.В. Д. Симоненко «Технология», 9 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

11. Сборник по трудовому обучению. 5-7 класс,М, Просвещение,1992 г.

Задачи кабинета технологии.

1. Развитие материально-технической базы.

2.Накопление дидактического материала.

3.Развитие эстетического оформления.

4.Приобретение современной литературы.

5. Улучшение оборудования рабочих мест.

6.Обеспечение современными средствами обучения.

Трудовое воспитание и профориентация.

Основными задачами трудового воспитания и профориентации учащихся в мастерской являются: воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду и общественной собственности, знакомство с рабочими профессиями, формирование профессиональных интересов и определенных знаний и навыков. Особое внимание следует обратить на экономическое и эстетическое изготовление изделий и качество работы.

План развития кабинета:

1. Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.

2. Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов технологии (прилагаются).

3. Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.

4. Организация работы технических кружков и элективных курсов на базе кабинета технологии.

АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ

На проведение занятий в кабинете – технологии (мальчики)

Комиссия в составе: председателя- Нечаева М.А.

И членов комиссии: Безродных Н.Ф. зам.директора по АХЧ

Сумароков А.А. зам.директора по безопасности

Рудых Л.Е. председатель профсоюзного комитета школы

Составили настоящий акт в том, что: в кабинете технологии

1.Для учащихся организовали рабочие места, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.

2.Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами по технике безопасности и производственной санитарии для учебных кабинетов ознакомлен.

3.Замечания и предложения комиссии:

Постоянно следить за исправностью оборудования. Систематически проводить инструктажи по охране труда и ТБ. с обучающимися. Оформить уголок по ТБ.

4.Заключение комиссии о готовности кабинета:

Кабинет технологии готов к новому учебному году 2014-2015г.г.

Председатель комиссии: ____________________/ Нечаева М.А./

Члены комиссии: ___________________/Безродных Н.Ф./

___________________/Сумароков А.А./

____________________/ Рудых Л.Е./

ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

    Температура воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть:

В классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - +18 О - +20 О С.

    Открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола.

    Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен. Рекреационные – во время уроков.

До и после окончания занятий проводится сквозное проветривание помещений. В тёплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (мин)

от +10 О до +6 О С

4-10

от +5 О до 0 О С

3-7

от 0 О до -5 О С

2-5

от -5 О С до -10 О С

1-3

ниже -10 О С

1-1,5

График проветривания мастерской

1. Проветривание (сквозное) 8.05– 8.15

2. Проветривание 9.10 – 9.20

3. Проветривание 10.05 –10.15

4. Проветривание 11.00 – 11.10

5. Проветривание 11.55 – 12.05

6. Проветривание 12.50 – 12.55

7. Проветривание 13.35 – 13.40

18.20 – 19.00 – сквозное проветривание,

Влажная уборка в кабинете

Инструкция по санитарно-гигиеническим нормам

в учебных мастерских

1.Освещение в кабинете искусственное и естественное. Люминесцентные лампы должны чиститься не менее одного раза в три месяца.

2.Оконные стекла должны мыться по мере надобности, но не реже одного раза в четверть.

3.Проход между верстаками должен быть не менее 60 см.

4.Температура воздуха в помещении равна +18 - +20 °С.

5.Проветривать помещение между уроками.

6.Иметь в учебных мастерских медицинские аптечки и постоянно их

пополнять.

7.Содержать постоянно в исправном состоянии уборочный инвентарь.

8.Постоянно соблюдать порядок и чистоту на рабочих местах и в

учебных мастерских.

Средства индивидуальной защиты

1Основными средствами индивидуальной защиты школьников являются

спецодежда, головной убор, обувь и защитные очки.

2.Учащиеся во время прохождения трудового обучения или производственной практики должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: хлопчатобумажными халатами или фартуками.

3.Спецодежда надевается поверх школьной формы, она не должна стеснять свободу движений школьника и должна исключать возможность ее захвата движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями.

4.В соответствии с гигиеническими требованиями спецодежда предназначается для индивидуального пользования и должна подвергаться периодической чистке и ремонту.

5.Для защиты глаз школьников от ранения отлетающей стружкой или осколками при некоторых видах работ необходимо применять защитные очки.

6.Для защиты головы от загрязнений и предупреждения воз­можного травматизма в результате захвата волос вращающимися час­тями станков предусматривается обязательное ношение головного убора.

7.Для защиты от уколов или порезов ног о металлическую струж­ку должна применяться добротная и удобная обувь закрытого типа.

ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Наименование мероприятий

Время исполнения

Примечание

Вводный инструктаж на первичном месте.

Начало учебного года

6-9 классы

Вводные инструктажи на рабочем месте. Правила поведения в мастерской. Электро и пожаро -безопасность.

Начало учебного года

6-9 классы

Повторный инструктаж на рабочем месте.

Начало нового календарного года

6-9 классы

Текущие инструктажи.

По мере необходимости

Работа по поддержанию санитарно-гигиенического режима в мастерской

В течение года

Работа с документацией по охране труда (инструкции, беседы)

В течение года

Комплектование аптечки первой медицинской помощи. Проверка сроков годности перечня препаратов.

Перед началом учебного года

ПЛАН

работы учебной мастерской на 2014-2015 учебный год

Цели работы:

1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2. Соблюдение режима безопасности на уроках технологии и во внеурочное время.

3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.

5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Занятость кабинета «ТЕХНОЛОГИЯ»

Расписание уроков на 2014 – 2015 уч. год.

1 СМЕНА

п/п

Уроков.

Время

уроков

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

8.00–

8.40

Технология 6 СКО

Технология

7-9 СКО

8.50 –

9.30

Технология 6 СКО

9.45 –

10.25

Технология

8 б

Технология

7-9 СКО

10.40 –

11.20

Технология

7-9 СКО

Технология

7-9 СКО

Технология

11.35-

12.15

Технология

7-9 СКО

Технология

12.20 –

13.00

Технология

7-9 СКО

Технология 8 а

11.30-14.30

кружок

2 СМЕНА

п.п

Время уроков

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

13.30-14.10

Технология 7-9 СКО

14.25-15.05

Технология 7-9 СКО

Технология 7-9 СКО

15.20-16.00

16.10-16.50

Технология 6 СКО

16.55-17.35

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

17.40-18.20

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА.

Кабинет расположен на первом этаже школы. Площадь кабинета 66,08 кв. м. Кабинет представляет собой столярный класс. Пол кабинета деревянный, выполнен из реек шириной 10 см., выкрашен в коричневый цвет. Отопление кабинета представляет собой систему чугунных радиаторов из 4 штук, в каждом радиаторе 8 секций. Радиаторы отопления выкрашены в светло-серый цвет. Стены кабинета выкрашены в светло-серый цвет.Потолок кабинета выбелен водо -эмульсионной краской белого цвета. Имеется инструментальная комната, которая в тоже время является комнатой учителя, а так же кладовая. Столярная мастерская имеет площадь 66,08 кв.м, инструментальная комната – 13,9 кв.м. Столярная мастерская, инструментальная и кладовая выходят в коридор. В кабинете имеется 4 окна, состоящие из 3 створок. 2 окна имеют форточки размером в 1/3 от площади окна.Столярная мастерская и инструментальная комната отделены замыкаемой на ключ деревянной дверью.В инструментальной комнате по плану пожарной безопасности имеется пожарный запасной выход для эвакуации, дверь пожарного выхода распашная двухстворчатая, соответствует размерам пожарного выхода

Вентиляционная система кабинета оконная естественного типа.Столярная мастерская не имеет электрическую вытяжку.

Имеются шкафы, стеллажи для хранения пиломатериалов. Эстетическое оформлении удовлетворительное. В кабинете организована выставка работ учащихся. В недостаточном количестве литература, учебные пособия, дидактические задания, плакаты.

Кабинет оборудован средствами пожаротушения и средствами первой медицинской помощи.

Опись оборудования столярной мастерской.

п/п

Наименование.

Кол-во

Верстак столярный

Стол учительский

Стул учительский

Стул ученический

Доска настенная

Тумбочка деревянная

Тисы настольные металлические

Станки.

Станок сверлильный.

Станок заточной

Плакаты по технике безопасности

10.

«Техника безопасности при пилении древесины».

11.

«Техника безопасности при строгании древесины».

12.

«Техника безопасности при долблении древесины».

13.

«Техника безопасности при работе на сверлильном станке».

Стенды.

14.

«Техника безопасности в мастерской (инструкции)».

Опись оборудования инструментальной комнаты.

п/п

Наименование.

Кол-во

Шкаф под инструменты (с ящиками)

Шкаф двустворчатый

Стол учительский

Стул учительский

Вешалка

Опись инструмента шкаф №1.(с ящиками)

п/п

Наименование.

Кол-во

Дисковая пила «Интерскол» ДП-1900

Дрель ДА-18ЭР»Интерскол» (шуруповёрт) 18В..

Дрель ДУ -750ЭР»Интерскол»

Шлифовальная машина ПШМ-300 Э-01 «Интерскол»

Рубанок электрический Р-110/110-01 «Интерскол».

Фрезерная машина ФМ-32/1900Э «Интерскол»

Электролобзик МП-100 Э «Интерскол».

Молоток «Мастер» 0,4кг..

Коловорот «STAYER » патрон 10 мм..

10.

Угольник столярный 300 мм.

11.

Штангенциркуль металлический 125 мм.,шаг 0,1 мм.

12.

Набор отвёрток «STAYER »

13.

Набор отвёрток «LEGIONER »

14.

Лом-гвоздодёр

15.

Клещи профи с гвоздодёром 210 мм.

16.

Брусок двусторонний 200 мм.

17.

Стусло из ДВП

18.

Набор стусло пластмассовое,ножовка с 2-х компонентной рукояткой 350 мм.

19.

Разводка для пил

20.

Топор 0,8 кг.(голова 0,6 кг).

21.

Прибор для выжигания, пайки,с насадками 7 шт.

22.

Набор: фрезы по дереву (12 шт.)

23.

Линейка металлическая

24.

Плоскогубцы 200 мм.

25.

Набор ключи «Техно» 6-32 мм.,7 предметов

Рубанок мини 35-135 мм.

27.

Рашпили с пластмассовой ручкой 200 мм.(3 шт.)

Опись инструмента Шкаф №2.(двустворчатый)

п/п

Наименование.

Кол-во(шт.)

Рубанок металлический «Зубр» двойной 50*250 мм.

Рубанок металлический 50-250мм.

Ножовка «Зубр» «Эксперт» пластмассовая ручка 350 мм.

Ножовка 500 мм.

Опись инструмента шкаф №3.(двустворчатый)

п/п

Наименование

Кол-во

Стамеска с деревянной ручкой 8 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 10 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 12 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 16 мм

Стамеска с деревянной ручкой 20 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 6 мм.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 8 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 10 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 12 мм

10.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 16 мм

11.

Напильник плоский 350 мм

12.

Напильник квадратного сечения 300 мм.

13.

Напильник круглый 300 мм.

14.

Напильник трёхгранный 250 мм.

15.

Молоток «Зубр» кованный с деревянной рукояткой 0,2 кг.

16.

Бокорезы низ., 200 мм.

17.

Кусачки торцевые НИЗ,200 мм.

3

18.

Набор стамески фигурные «Профи» ,11 шт.

5

Оборудование школьных мастерских сложно и многообразно. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками (токарно-винторезный, настольно-сверлильный, заточный и др.). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). В каждой мастерской школы размещается 20 рабочих мест. Техническое оборудование мастерских должно соответствовать росту школьников, обеспечивать им условия для соблюдения правильного положения тела во время работы, исключать чрезмерное напряжение нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы и исключать опасность для жизни и здоровья.

Располагать станки и верстаки в школьных мастерских следует перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене, так, чтобы свет падал с левой стороны. Первый ряд станков или верста­ков ставится на расстоянии не менее 150 см от наружной стены, проходы между рядами допускаются в 120 см, а между станками или верстаками — 80 см.

без наименованияРаботоспособность, продуктивность и удобство работы зависят от соответствия верстаков и станков росту учащихся. В частности, высота верстаков для работы по дереву должна быть следующая (см):

В случае несоответствия высоты станков или верстаков росту учащихся используются специальные подставки размером 55 x 75 см, высотой 5, 10 и 15 см. Целесообразно использовать универсальную подставку, конструкция которой дает возможность в зависимости от потребности изменять ее высоту на 5 см, получая подставку высотой 5, 10 и 15 см.

Движущиеся части станков во избежание травматизма закрываются защитными приспособлениями. На задней стенке слесарных верстаков устанавливается металлическая сетка с мелкими ячей­ками высотой 0,75 см, предохраняющая школьников от летящих осколков при обработке деталей.

Подростки, работающие в слесарных и столярных мастерских, должны быть знакомы с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Эти четко написанные правила вывешиваются на видном месте.

Кабинет обслуживающих видов труда оборудуется специальными столами для черчения, раскроя материала, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок. Швейные машины устанавливаются перпендикулярно окнам, в один-два ряда, так, чтобы свет падал на лапку слева. При наличии одного кабинета обслуживающего труда предусматривается специальное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывания.

Размеры лопат, мм (по И. В. Козырь)Инструменты, которыми пользуются дети и подростки в школьных мастерских, а также садово-огородный инструментарий, применяемый при работе на пришкольном участке и сельскохозяйственных работах, по размеру и весу должны соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Инструментарий, по величине и конструкции не соответствующий силам детей, размерам кистей рук, вызывает быстрое снижение работоспособности, интереса к работе, затрудняет обучение, а иногда служит причиной травм. Размеры лопаты, применяемые для вскапывания почвы, установлены следующие (табл. 13).

Грабли рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста -7-8-зубьевые, деревянные, для среднего и старшего школьных возрастов - 10-зубьевые желез­ные и 9-зубьевые деревянные. Мотыги также применяются двух размеров. Размер рабочей части мотыги для учащихся младшего школьного возраста составляет 100 x 90 мм, среднего и старшего возраста- 125 x 100 мм. Длина ручек у граблей и мотыг должна соответствовать росту учащихся, для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего возраста - 140 см. Необходимо, чтобы используемые детьми младшего школьного возраста лопаты, грабли, мотыги не превышали 400-600 г.

Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.

На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании обо­рудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить пра­вильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располага­ются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуть­ся подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.

В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относитель­но рабочего места.

При работе на станках это достигается за счет подставок, ко­торые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по вы­соте. Приведем пример одной из них.

Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закреп­ляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой сто­роны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.

Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.

Перечнем типового учебного оборудования школьных мастер­ских предусматриваются следующие металлорежущие станки: то­карный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.

Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководство­ваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являют­ся токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.

В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки загото­вок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.

Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Раз­меточные плиты следует распола­гать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряже­ния зрения.

Все рабочие места располага­ются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между ряда­ми слесарных верстаков, а также между металлорежущими стан­ками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.

Занимаясь в мастерских, уча­щиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, ко­торые можно разделить на две группы: индивидуального и обще­го пользования.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обе­спечивается каждое рабочее ме­сто. На рабочем месте для выпол­нения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесар­ный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с ши­риной лезвия 10 мм; зубило с ши­риной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, под­резные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштаб­ная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для то­карного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлиль­ный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего поль­зования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабо­чего места учителя, которое должно служить образцом для уча­щихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документа­ции. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выпол­нять трудовые приемы.

На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройст­вом для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно пода­вать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий вы­ключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.

Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предус­мотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным обра­зом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепля­ют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать соб­ранные электрические цени, подключенные к источнику тока, уча­щиеся могут только под руководством учителя на специально обо­рудованном для этого испытательном стенде.

Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.

Необходимый для каждой практической работы комплект элек­троарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь ом­метр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инстру­мента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду сле­дующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изо­лирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.

Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства нагляд­ности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного из­готовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электро­арматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень обору­дования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирую­щих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохра­нителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический зво­нок и электромагнит.

Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехниче­ским работам, учитель использует некоторые приборы из каби­нета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольт­метры.

На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в пер­вую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об ос­новах современного производства.

Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различ­ными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.

Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитатель­ных задач становится особенно эффективным, если к проектирова­нию и изготовлению их привлекаются учащиеся.

В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблица­ми («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Элект­ротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».

Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.

В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.

Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользо­вания: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиле­ния, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.

Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.

В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.

В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».

Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план рабо­ты по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособ­лениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.

На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.

Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные цен­ности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудо­вания, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В свя­зи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инстру­менты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.

Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состоя­ния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.

Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.

В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.

Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам обору­дование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значитель­ную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металла­ми, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских

Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двига­тельные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.

Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.

Трудовое обучение имеет большое значение как средство пере­ключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует под­держанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюст­рируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показате­лями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.

Переключение учащихся с изучения общеобразовательных пред­метов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспо­собности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уро­ки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность замет­но выше, чем в другие дни.

Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало все­стороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги раз­личных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения по­казали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрас­тают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда про­стои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.

Вообще характерно, что при выполнении однообразных опера­ций по обработке материалов, связанных со значительными затра­тами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных переры­вов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой опера­ций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обес­печивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.

Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зави­симости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).

Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное осве­щение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в преде­лах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.

На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследова­ний показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровожда­ется шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связа­ны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособ­ность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и обору­дования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хо­рошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской склады­ваются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.

Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.

4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения


Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские


Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.