Американская ферма. Грибная ферма. США. (21 фото). Насколько большой штат в центральном офисе

По приглашению Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США редактор журнала «Аграрный сектор» Николай Латышев в мае-июне посетил Соединенные Штаты Америки по программе «Устойчивое сельское хозяйство и торговля».

В течение трех недель небольшая группа приглашенных из Казахстана (в нее входило четыре человека) знакомилась с сельским хозяйством, встречалась с чиновниками, общественными деятелями, учеными-аграриями и фермерами США, а также изучала культуру этой страны. В ходе поездки группа посетила города Вашингтон и Нью-Йорк, а также штаты Индиана, Канзас, Монтана и Вермонт.

Полет на другую сторону Земли

Путь в США неблизкий. Более того, чтобы полететь на запад, мы вначале полетели на юг: самолет из Европы (некоторые пассажиры летели из Испании), приземлившись в Астане, затем вылетел в Алматы, а уже оттуда, забрав пассажиров, взял курс на Европу - в Амстердам. Там нас ждала пересадка и шесть часов свободного времени. Большая передышка перед большим перелетом через Атлантику. Аэропорт Амстердама удивил чистотой и комфортом. Здесь всё для людей: есть где зарядить телефон и ноутбук, посидеть, постоять и даже полежать, имеется комната для курящих, есть бары, где можно хлебнуть пивка по среднеевропейским ценам, и прочие радости жизни - магазинчики с голландскими тюльпанами, швейцарским шоколадом, откуда-то взявшейся очередью покупательниц санкционной скандинавской селедки с полушутливыми-полусерьезными вопросами «Кто крайний?» и «Что дают?».

Несмотря на то, что аэропорт является одним из крупнейших в Европе, здесь нет ощущения перегруженности, как будто в него впускают столько пассажиров, сколько выпускают.

И вот новый взлет, самолет взял курс на один из аэропортов Вашингтона под названием Даллес. Странно ловить себя на мысли, что лететь восемь часов из Астаны через Алматы в Амстердам дольше, чем лететь восемь часов из Амстердама в Вашингтон.

Вопреки прогнозам наших метеосайтов, обещавшим дождь, Америка нас встретила отличной, хотя и немного ветреной погодой. Пройдя все процедуры досмотра, заполнив таможенную декларацию и получив багаж, вливаемся в толпу туристов из разных стран Азии, Африки и Латинской Америки, жаждущих увидеть США. Привет, Америка!

Вашингтон

Согласно программе нашей поездки, в Вашингтоне мы находились несколько дней. Здесь были запланированы встречи с чиновниками USDA (американское министерство сельского хозяйства), представителями союзов фермеров и т. д. Как и принято в столице, в этом городе достаточно чисто, но нет большой суеты, правда, есть свои «приливы и отливы»: утром можно видеть, как по одной стороне улицы белые воротнички спешат на работу, а вечером - они же спешат в обратном направлении. Многие кафе в центре города после 17:00 не работают, и любителями чего-нибудь перекусить вечером приходится либо заходить в более солидные (и дорогие) рестораны, либо ехать в туристическую часть города - в район Джорджтаун, где жизнь бьет ключом допоздна. Тут расположены многочисленные кафе и рестораны, и кажется, что народ едет сюда со всего города пообщаться после трудового дня. Не отказали и мы себе в этом удовольствии. Поймав такси (метро в этой части города нет), приехали в этот район и посидели с коллегой в гостеприимной итальянской пиццерии, коих здесь немало, среди бурлящей массы местных завсегдатаев. Как мне показалось, тихо говорить в американском кафе как-то даже неприлично, тут все говорят громко, и создается такой шум, что порой не слышишь собственных мыслей. О чем мы говорили? Не поверите - о сельском хозяйстве!

Встреча в Фермерском бюро

Одна из наших первых встреч с представителями аграрного сообщества в Вашингтоне состоялась в Фермерском бюро (что-то вроде нашего Союза фермеров). Дэвид Салмонсен , старший директор Американской федерации фермерских бюро по взаимодействию с Конгрессом, встретил нас широкой американской улыбкой, достаточно подробно рассказал о своей работе и ответил на наши вопросы.

Нашей организации более ста лет. Мы представляем фермеров не просто как граждан нашей страны, но и как бизнесменов и владельцев земли. И работаем по широкому кругу вопросов: от налогообложения до фермерских программ и вопросов международной торговли. Рассматриваем также различные экологические аспекты и нормативы, вопросы труда и иммиграции. Фермеры хотят, чтобы федеральное правительство слышало наш голос и знало о нас, ведь мы представляем фермеров из всех уголков США. Отделения наших офисов расположены в каждом из пятидесяти штатов и находятся в постоянном взаимодействии с правительствами этих штатов. Словом, наша организация помогает фермерам взаимодействовать с разными уровнями госуправления. Мы тесно сотрудничаем и с аграрными факультетами колледжей. Представители Фермерского бюро также входят в различные попечительские советы университетов. И на уровне штатов, и на федеральном уровне мы убеждаем законодательное собрание выделять больше финансов этим университетам и колледжам.

Как отметил Дэвид Салмонсен, Фермерское бюро, взаимодействуя со всеми уровнями госуправления, при этом сохраняет свою равноудаленность от различных политических партий и политической организацией не является.

Мы не поддерживаем официальных политических кандидатов, не вносим деньги в их предвыборные кампании. Мы работаем со всеми политическими силами, независимо от того, какая партия побеждает на выборах.

Такая политика неполитической организации имеет под собой основу: в 1930-е годы организация поддерживала кандидатов различных партий и финансово помогала им. Но что происходило дальше? Если такой кандидат проигрывал, то это было плохо для всех, потому что победивший, как правило, не горел желанием помогать своим бывшим противникам.

- На что вы существуете, кто вам помогает?

Мы волонтерская организация, наши члены платят взносы, на которые мы и существуем как неправительственная структура, мы ни от кого финансирования не получаем.

- Кто устанавливает величину членских взносов?

Сами фермеры. И в каждом штате они имеют разную величину, но в среднем взнос в зависимости от графства (что-то вроде наших районов области, - прим. авт. ) 50 долларов в год, независимо от того, большая или маленькая ферма. Из этой суммы до нашего центрального офиса доходит четыре доллара за год с каждой фермы. Остальные деньги тратятся нашими подразделениями в самих штатах (содержание аппарата, зарплата, проведение конференций и поездок). Мы являемся некоммерческой организацией, которая не преследует цель получения прибыли. Поэтому все сборы идут на операционные расходы.

- Как формируется повестка дня вашей организации?

Инициатива всегда идет от фермеров, снизу вверх. У них, на местах, зарождаются идеи, они задают нам круг вопросов, над которыми мы затем работаем. И предлагают нам позицию, которую следует принять от их имени. Законодатели, в свою очередь, тоже хотят знать позиции фермеров по тому или иному вопросу, так как фермеры - это их избиратели. В среднем в год в нашу организацию приезжает около пяти тысяч наших членов. Мы тесно сотрудничаем с другими сельхозорганизациями и в целом представляем не очень большой процент населения США. Но мы важная часть экономики.

- Сколько всего фермеров в США?

Около двух миллионов. В нашей организации насчитывается шесть миллионов членов. Ведь мы открыты не только для фермеров, но и для других жителей сельской местности, кто хочет к нам присоединиться. Среди наших членов есть и горожане. И все они также платят взнос по 50 долларов в год. Получается, что наше большинство - это не фермеры, но при этом, чтобы занимать должность в нашей организации, нужно быть фермером. Я сам ассоциативный член Фермерского бюро и работаю по совместительству.

Обычно в январе мы проводим общий съезд организации, около 400 делегатов, представляющих наших членов, голосуют по разным вопросам.

Когда мы заявляем свою позицию, у нас есть строгое правило: в течение года эта позиция остается неизменной. Мы не боимся проиграть, но никогда не сдаемся. Был случай, когда мы отстаивали свою позицию по налоговому вопросу 18 лет и добились его решения в нашу пользу.

- Насколько большой штат в центральном офисе?

У нас работают 70 сотрудников, которые поддерживают постоянные контакты с правительственными организациями, СМИ, социальными сетями и так далее.

- Расскажите о наиболее горячих вопросах, которые сегодня стоят на вашей повестке дня?

Приоритетный вопрос - это международная торговля, экспорт и импорт. Нам нужно расширять рынки сбыта продукции. У нас идет свободная торговля с Мексикой и Канадой, куда мы экспортируем большие объемы продукции. Но мы хотим быть представленными и на других рынках.

Наши фермеры сами решают, что им выращивать на своих полях. В штате Миссури, например, многие из них выращивают зерновые. Это часть зернового пояса. В Вермонте много молочных ферм. Там близко расположены крупные города Бостон и Нью-Йорк и есть хороший спрос на молоко. К тому же там отличные пастбища для молочных коров. В этом штате производством молока выгодно заниматься. Для агробизнеса очень важно, где находится фермерское хозяйство.

В США всегда существует проблема перепроизводства. Были годы, когда правительство субсидировало фермеров только для того, чтобы они ничего не сеяли на части своих полей, дабы не допустить перепроизводства продукции. Но мы ушли от этих программ в 90-е годы.

Другая наша вечно актуальная тема - вопросы налогообложения и реформа этой системы. Фермеры во всем мире переживают о налогах. У нас есть местный налог на недвижимость, из которого финансируются органы местного самоуправления и школьные округа. Фермеры считают его непомерно высоким. Мы в основном платим индивидуальный подоходный налог, из которого финансируется федеральное правительство. На какую бы встречу с фермерами мы ни поехали, все будут говорить о налогах.

Какая доля продукции фермеров экспортируется? И вообще, как вы справляетесь с сильным долларом, ограничивающим возможности экспорта?

У нас на внутреннем рынке проживает более 330 млн человек. И большая часть той продукции, что выращивают наши фермеры, остается в США. Объем произведенной продукции в сумме составляет порядка $140 млрд. Тем не менее всё зависит от конкретного товара. К примеру, около 80% нашего хлопка экспортируется в Китай. Такая ситуация возникла после того, как наша текстильная промышленность в 2000-е годы ушла в другие страны, а хлопок последовал за ней. Как общенациональная организация, мы хотим продавать свои товары на Кубе, но ограничены действующим эмбарго. В штате Флорида, который ближе всех расположен к Кубе, много эмигрантов из этой страны, которые вообще ничего общего с ней не хотят иметь. Однако есть общенациональная политика в пользу налаживания отношений с Кубой, а Флориде это не нравится.

Половина соевых бобов и кукурузы, которые выращиваются в США, тоже экспортируется. Сложное положение с экспортом пшеницы: мы его теряем, и наши фермеры снижают площади посевов этой культуры . Сегодня всё больше их предпочитает переключаться с пшеницы на кукурузу, на которой можно больше заработать. Из-за того, что климат стал жарче, кукуруза завоевывает всё более северные территории штатов, где она раньше выращивалась в ограниченном масштабе или вообще не выращивалась. К примеру, в Северной Дакоте, которая граничит с Монтаной, два года назад впервые в истории объемы производства кукурузы превысили объемы производства пшеницы. И фермерские хозяйства, которые ее сегодня выращивают, являются более устойчивыми на рынке. Расширению посевов кукурузы способствует и широкая линейка гибридов самых разных сроков созревания.

- Как происходит процесс лоббирования законов в парламенте?

Законодательная инициатива должна исходить от члена Конгресса. Определяется спонсор законопроекта, но это не финансовый спонсор, а тот, кто этот закон представляет. Мы пытаемся подключить к работе и других законодателей, чтобы они поддерживали законопроект. И когда наберем достаточно поддержки, тогда он направляется в конкретный комитет по сельскому хозяйству либо в финансовый комитет, если речь идет о налогах. Там проводятся слушания. На процесс вызываются свидетели. Это люди, которые имеют полезную для законодателя информацию. Приглашаются специалисты, имеющие большой опыт работы в различных сферах. Но в основном мы консультируемся с работниками аграрных факультетов и колледжей в области новых технологий. После того как спонсор представил законопроект и получил поддержку достаточного количества сенаторов и конгрессменов, он идет к руководству своей палаты и просит назначить голосование по законопроекту. И руководство Сената или Палаты представителей принимает решение о голосовании. В случае успешного голосования проект становится законом.

- С какими организациями вы чаще всего спорите по вопросам деятельности фермеров?

Зачастую приходится бороться с экологами, которые всячески хотят регулировать деятельность фермеров.

- Сколько стоит сельскохозяйственная земля в США?

Цены разные. Причем в США есть частные земли, а есть и федеральные, например в районе Скалистых гор, такие земли сдаются в аренду.

Скалистые горы (англ. Rocky Mountains) расположены на западе США и Канады, между 60° и 32° с. ш., и тянутся на 4830 километров с севера на юг - от канадской провинции Британская Колумбия до штата Нью-Мексико на юго-западе США. Ширина гор достигает 700 километров.

Что касается частных земель, то цена на них может сильно варьировать. На востоке страны акр сельхозземли (0,4 гектара) стоит порядка двух тысяч долларов. В штате Айова, где расположены наиболее плодородные земли, акр земли уже стоит семь-восемь тысяч долларов. Хочу заметить, что в США, если вы владеете землей, то и недра тоже вам принадлежат . К примеру, если будет обнаружена нефть на вашем участке, то вы станете ее владельцем. Имея землю в частной собственности, фермер может под ее залог взять ссуду в банке и вкладывать средства в модернизацию своего производства.

- Насколько распространен прямой посев полевых культур в фермерских хозяйствах?

В кукурузном поясе 90% земли обрабатывается по системе No-till или минимальной технологии.

Кукурузный пояс расположен в южной части Центральных равнин на высокопродуктивных черноземовидных почвах. В него входят штаты Айова, Иллинойс, западная часть штатов Канзас и Небраска, северная часть штата Висконсин и восточная часть штатов Индиана и Огайо.

В пшеничном поясе прямой посев тоже часто используется, однако там есть и те фермеры, которые продолжают работать традиционными методами. Но в основных аграрных регионах землю механически сегодня обрабатывают гораздо реже, чем раньше.

Пшеничный пояс США состоит из двух частей - северной и южной, которые сильно различаются. В северной части (Северная и Южная Дакота) морозная и ветреная зима, здесь преимущественно растет яровая пшеница. Эту часть называют яровым пшеничным поясом. В южной части (Небраска и Канзас) лето более жаркое и сухое, здесь выращивается озимая пшеница. Это озимый пшеничный пояс.


У нас 95% сои и кукурузы - генно-модифицированные. Благодаря этому мы меньше используем пестициды, загрязняющие окружающую среду, и эффективнее боремся с сорняками.

(Продолжение следует.)

С первых дней существования страны картина обрабатывающих землю фермеров являла собой суть ее бытия. Случись какому путнику пробираться через лесные дебри восточной части Северной Америки накануне появления там европейцев-колонистов, он увидел бы усеянные некорчеванными пнями поляны, где коренные обитатели континента индейцы выращивали такие культуры, как маис (индейскую кукурузу), бобы и тыквы. Сегодня же из окна самолета, парящего высоко над Великими равнинами центральной части Северной Америки, путник окинет взором бескрайние поля пшеницы, кукурузы, соевых и других культур.

Изменились внешние формы, но отнюдь не жизненно важная роль сельского хозяйства. Сегодня, как и прежде, сельское хозяйство обеспечивает возможность удовлетворения основных потребностей людей. Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли промышленности создают большую часть валового национального продукта США, чем любая иная сфера деятельности. Сельское хозяйство служит и нитью, связующей новые поколения с мечтами и ритмами жизни их предков, обеспечивает преемственность настоящего с прошлым.

Руководители нации возводили добродетели закаленного самостоятельного фермера в образец для подражания всему народу с первых лет его существования. Томас Джефферсон, третий Президент Соединенных Штатов, выразил это так: Те, кто обрабатывает землю самые ценные граждане. Самые энергичные, самые независимые, самые благодетельные, и они самыми прочными узами связаны со своей страной и ее интересами.

Разумеется, в реальной жизни фермер никогда не бывает столь самостоятелен, как представляется воображению, ибо он весьма зависим и от капризов погоды, и от прихотей рынка, и от политики правительства. Тем не менее американский фермер продемонстрировал дух индивидуализма и эгалитаризма, завоевавший восхищение остальных слоев общества. В немалой степени ценности, присущие сельской Америке, были восприняты и усвоены обществом в целом.

Американское сельское хозяйство отличается богатством и разнообразием, непревзойденным почти нигде в мире. Отчасти благодаря просторам страны, отчасти благодаря щедрости природы. Лишь на сравнительно небольшой части запада страны осадки столь незначительны, что образуются пустыни. На остальной же территории осадки выпадают от умеренных до обильных, а реки и грунтовые воды позволяют при необходимости проводить ирригационные работы. Необъятные просторы ровной или чуть холмистой земли, особенно Великих равнин восточных штатов страны, создают идеальные условия для ведения крупномасштабного сельского хозяйства. Сегодня размер средней американской фермы составляет около 180 гектаров.

Был совершен огромный скачок от малых, лишь обеспечивающих существование ферм прошлого к сегодняшней структуре, сочетающей небольшие семейные фермы с оснащенными передовой технологией фермами-гигантами. Чтобы понять его, проследим развитие фермерства в США и рассмотрим сильные и слабые стороны американского сельского хозяйства, как оно сложилось на сегодняшний день.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Первые американские земледельцы коренные жители континента помогли переселенцам из Европы приспособить европейские сельскохозяйственные культуры и методы ведения сельского хозяйства к почвам и климатическим условиям Северной Америки. Эта адаптация далась колонистам относительно легко. Но вот переносить на новую почву знакомые им европейские системы землевладения они сочли куда более затруднительным. Английская система, при которой английскому дворянству принадлежали гигантские угодья, где фермер был лишь арендатором, плохо отвечали условиям колоний, хотя плантаторы и чиновники временами пытались копировать ее.

В конечном счете система не прижилась из-за того, что земли было слишком много, а рабочих рук слишком мало. Земледельцы, кроме рабов, могли искать работу в городе, либо покупать собственную землю, что многие и делали. В итоге основой сельского хозяйства в Америке стали небольшие наделы фригольдеров, семейные фермы. Арендаторство же получило относительно неширокое распространение. За исключением нескольких густозаселенных районов, американские фермы обычно были изрядно разбросаны и отдалены друг от друга, а не группировались в деревне. Это способствовало росту индивидуализма и чувства самостоятельности американского фермера.

Обилие земель имело не только позитивные, но и негативные аспекты. Поскольку, истощив надел, американские фермеры всегда могли взять другой, они часто распахивали куда больше земли, чем могли обработать. Они «минировали» землю, разрушая плодородный слой и не восстанавливая его с помощью удобрений. Пашню вели небрежно, часто вдоль склонов холмов, и когда приходили неизбежные дожди, вода прорывала в ней глубокие борозды. Беспечный фермер мало беспокоился о последствиях он ведь всегда мог податься на запад, на юг или, в худшем случае, еще куда-нибудь. Более сознательные фермеры а таких было множество трудились под бременем конкуренции со своими соседями-хищниками, которым, разумеется, плоды трудов на земле доставались дешевле.

Одним из способов конкурентной борьбы служило повышение эффективности труда и количества производимой продукции, чему многие земледельцы уделяли огромное внимание. Владельцы больших хозяйств Томас Джефферсон, например, который был не только Президентом, но и плантатором-южанином располагали достаточным досугом, позволявшим овладеть научными методами ведения сельского хозяйства. Джефферсон вел систематические записи наблюдений за погодой и оставил подробные записки по многим аспектам землепользования.

Вскоре после завоевания Америкой независимости в стране принялись и широко распространились такие приемы, как чередование культур и внесение извести в поля (для снижения кислотности). Их распространению способствовали и рост сельскохозяйственных обществ, и создание фермерских журналов. На местном уровне ежегодные ярмарки предоставляли фермерским семьям возможность обмениваться опытом и демонстрировать достижения (оспаривались призы за лучшее сено, лучшую живность, лучшую стряпню). Знакомились фермеры и с новинками сельскохозяйственной техники. Техника играла ключевую роль в быстром росте сельскохозяйственной продукции в Соединенных Штатах. На протяжении 19 века новые изобретения и орудия труда появлялись одно за другим. Сначала серп при жатве сменила коса, а затем уже с начала 40-х годов 19 века механические косилки Сайруса Маккормика. На смену деревянной сохе пришел чугунный, а затем (к 1845 году) и стальной плуг . К времени гражданской войны (1861-1865) машинами уже убирали сено, молотили, снимали урожай, пахали и сеяли. В регионе, известном как Средний Запад, сложилась мощная промышленность сельскохозяйственного машиностроения с центром в Чикаго, штат Иллинойс.

Во второй половине 19 века американское сельское хозяйство развивалось с головокружительной быстротой, чему, помимо прочих факторов, способствовал и мощный приток колонистов на территории к западу от Миссисипи, «открывавших» там новые земли или заменявших коренных земледельцев («индейцев») пришлыми. Федеральное правительство разнообразными способами стимулировало этот бросок на запад. В частности, заключало с индейскими племенами договоры либо прибегало к силе оружия, загоняя их в резервации (районы, отведенные исключительно для проживания индейцев). Также федеральное правительство предоставляло поселенцам бесплатные земельные наделы и отводило земли железнодорожным компаниям, стимулируя расширение сети железных дорог.

Закон, определявший политику бесплатного землепользования, известен как Закон о гомстедах. Принятый в 1862 году, в разгар гражданской войны, он предлагал ферму (гомстед) размером в 160 акров (85 гектаров) любой семье переселенцев. Каждый глава семьи, достигший возраста 21 года и имеющий гражданство Соединенных Штатов (или даже только собирающийся его получить) мог войти в право владения наделом общественной земли, поселившись на нем и прожив пять лет. Если же семье не терпелось вступить во владение, то она могла приобрести землю по цене 1,25 доллара за акр, прожив на ней шесть месяцев. В последующие годы правительство предоставило поселенцам возможности приобретать еще большие наделы бесплатно или за символическую плату. Подобная политика стала возможной благодаря тому, что правительство Соединенных Штатов считало себя владельцем почти всех земель к западу от Миссисипи либо по праву приобретения, либо по праву завоевания.

Закон о гомстедах укрепил существующую систему малых семейных ферм. Он способствовал оттоку избыточного населения из восточных штатов и созданию слоя независимых фермеров. В 19 веке и в начале 20 века количество людей, имеющих фермы или работающих на них, резко возросло, достигнув в 1916 году пика в 13,6 миллионов человек, что составляло 14 процентов населения Соединенных Штатов.

Способствуя упрочению семейной фермы, раздача бесплатной или дешевой земли имела и непредвиденные последствия. Поощряя заселение прерий, где осадки выпадали скудно и нерегулярно (в основном, земли к западу от нынешнего Оклахома-сити), Закон о гомстедах обрек многие семьи на полуголодное существование и неуверенность в завтрашнем дне. Многие семьи из восточных штатов, привыкшие считать 160 акров более чем приличным наделом, переехав на запад, обнаружили, что с трудом способны прокормиться на таком участке. Урожаи засушливые земли приносили скудные, кормов скоту не хватало. Отчаявшись, фермеры прерий распахивали и засеивали все до последнего акра. При хороших дождях их урожаи затоваривали рынок, сбивая тем самым цены и уменьшая выручку. В засуху же пыльные бури уносили высыхающий верхний слой почвы, истощая поля.

После окончания гражданской войны одной из важнейших проблем стало перепроизводство. Производительность американских ферм возрастала не только потому, что расширялся посевной клин, но и благодаря развитию сельскохозяйственного машиностроения. Многолемешные плуг и позволяли прокладывать на поле несколько борозд сразу. Гигантские машины, именуемые комбайнами, выполняли целый ряд операций по уборке зерновых. Поскольку производство изрядно опережало потребление, выручка фермеров за продукты своего труда начала падать. Особенно тяжелым оказался для американского фермера период с 1870-х годов до приблизительно 1900 года.

Недовольство, растущее среди фермеров, послужило взрывным толчком к созданию таких политических организаций, как движение «Защитники земледельца» (1870-е годы) и партия популистов (1890-е годы). Участники движения «Защитников земледельца», более широко известное под именем «грейнджеров», выступали против монополистической политики железнодорожных компаний и установления теми высоких тарифов грузовых перевозок. Их деятельность привела к принятию в ряде штатов «грейнджерских законов», учредивших государственные органы, регулирующие такие проблемы, как тарифы грузовых перевозок. Создавали грейнджеры и кооперативные общества, управляющие магазинами, складами и другими элементами инфраструктуры, обслуживающей фермерские общины. Хотя многие из основанных грейнджерами кооперативов и развалились в силу неопытности их руководства, остальные выжили, окрепли и до известной степени служат примером и по сей день. Фермеры, продающие калифорнийские лимоны под торговой маркой Санкист, делают это на кооперативной основе; во многих общинах кооперативные магазины конкурируют с частными, торгуя продукцией, создаваемой фермами.

Партия популистов объединила грейнджеров и многие другие преимущественно сельские группы в мощное движение политического протеста, привлекшего внимание к некоторым несправедливостям в жизни Соединенных Штатов. Популисты достигли пика влияния в президентской избирательной кампании 1892 года, завоевав около восьми процентов голосов избирателей. Такие цели популистов, как свободная чеканка серебряной монеты (для привлечения большего притока денег в экономику), стали предметом общенациональной дискуссии и вошли в программу демократической партии на выборах 1896 года. Хотя в тот раз демократы и проиграли, фермеры и их союзники добились включения своих забот в главные пункты политической повестки дня. Фермеры оказались достаточно мощной общественной силой, чтобы завоевать уважение политических лидеров, впредь неизменно уделявших самое пристальное внимание их проблемам.

РАСТУЩАЯ РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Фермеры вели кампании в поддержку самых разнообразных правительственных программ, хотя нередко расходились во мнениях, какие именно программы поддерживать. Первые фермеры, осваивавшие западные границы, например, поддерживали федеральную программу строительства дорог, облегчавших доставку товара на рынок. Поддерживали они и иные программы внутреннего развития строительство каналов, дноуглубительные работы на реках и, впоследствии, земельные субсидии железнодорожным компаниям. Земельная политика отражала глубокие различия во взглядах фермеров, живших в пограничных районах и тех, кто населял обжитые старые районы страны. Фермеры пограничья хотели дешевой а то и бесплатной земли, чтобы было куда расширять угодья. Фермеры обжитых районов отдавали предпочтение уже сложившемуся порядку вещей; расширение же сельскохозяйственных угодий было чревато перенасыщением рынка, грозившим падением цен и убытками.

До 60-х годов прошлого века почти не существовало федеральных программ, непосредственно относящихся к фермерам. Вопросами сельскохозяйственной политики ведал руководитель патентного бюро, занимавшегося сбором статистических данных по сельскому хозяйству и проведением ряда экспериментов в области ведения фермерского хозяйства, носивших ограниченный характер. Но в 1862 году Конгресс учредил министерство сельского хозяйства, придав в 1889 году его министру статус члена кабинета (т.е. сделав его одним из «секретарей непосредственных советников и сотрудников Президента). С той поры федеральное правительство принимает самое непосредственное участие в формировании и проведении сельскохозяйственной политики.

Первоначально министерство сельского хозяйства почти не имело непосредственной связи с фермерами, занимаясь по большей части организацией исследований и сбором статистических данных. После 1900 года Конгресс придал министерству и другие функции, в частности, охрану лесов и обеспечение уровня стандартов пищевых продуктов.

Несколькими неделями спустя после учреждения министерства сельского хозяйства Конгресс принял исторический закон Моррилла, отводящий правительству каждого штата тысячи акров федеральной земли для создания на ней системы сельскохозяйственных и технических колледжей. В последующие годы правительства штатов учредили 69 подобных учебных заведений, именуемых колледжами земельной субсидии. Эти колледжи сыграли ключевую роль в развитии сельскохозяйственных исследований и обучении целого ряда поколений фермеров.

Около 1900 года руководители сельского хозяйства высказали опасения, что результаты сельскохозяйственных исследований, проводимых государственными ведомствами, не становятся достоянием фермеров и не находят практического применения. Многие фермеры относились к рекомендациям казенных консультантов скептически и продолжали гордо следовать традициям отцов и дедов, отвергая новомодные идеи типа чередования культур и зерновой селекции. Для пропаганды достоинств новых методов ведения хозяйства государственные ведомства создали несколько показательных ферм. Они объединяли усилия с деловыми кругами и фермерскими группами на местах, нанимали пропагандистов, которым надлежало разъезжать от фермы к ферме, разъясняя и демонстрируя новые методы, способные повысить производительность труда и увеличить доходы фермеров. В 1914 году Конгресс возвел деятельность подобного рода на уровень федеральных программ, учредив Службу сельского хозяйства. Эта служба, совместно финансируемая федеральным правительством и земельными колледжами каждого штата, создавала сеть постоянных представителей, открывавших бюро в каждом округе для оказания консультативной помощи фермерам и их семьям.

Служба развития зародилась в период процветания американского фермерства. Цены на сельскохозяйственные продукты резко возросли в период с 1900 по 1914 год, а с началом первой мировой войны, создавшей острый спрос на продукты питания, возросли еще больше. Американским фермерам, находившимся вдали от полей сражений и имевшим относительно широкий доступ к облегчавшей труд технике, не составляло труда наращивать объемы производства. С 1914 по 1918 годы цены на сельскохозяйственные продукты удвоились и продолжали расти по 1920 год.

Однако этот период великого процветания закончился, и американские фермеры вступили в период нового кризиса. В 20-х годах начали падать цены, впереди же ждали еще худшие времена. В 1932 году средний уровень цен на сельскохозяйственную продукцию упал до менее чем одной трети уровня 1920 года. Тысячи фермеров оказались неспособными выплачивать по закладным, и их земли переходили в собственность банков или иных кредиторов. В своих несчастьях фермеры были не одиноки. Бури великой депрессии 1930-х годов сотрясали мировую экономику, вышвыривая на улицу тысячи рабочих и служащих и ставя перед руководством страны насущные политические и экономические задачи.

Ответные меры, принятые правительством и направленные против великой депрессии, открыли новую эру в развитии американского сельского хозяйства. Сегодняшняя сельскохозяйственная политика во многом уходит корнями в то отчаянное десятилетие 30-х годов, в программы, выдвинутые Президентом Франклином Делано Рузвельтом, занимавшим этот пост с 1933 года по день кончины в 1945 году. Эти программы были составной частью той политики, которую Рузвельт назвал Новым курсом для американского народа.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СЕГОДНЯ

Сельскохозяйственную политику правительства Соединенных Штатов определяет целая система законодательных актов. Каждые четыре года Конгресс обсуждает и принимает основной «Закон о фермерстве». В дополнение к нему многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Законы о налогообложении, например, способствуют привлечению средств частных вкладчиков в развитие тех или иных областей сельского хозяйства.

Ограничение угодий. Исходя из теории, что перепроизводство служит основной причиной снижения цен на продукцию сельского хозяйства, правительство поощряет фермеров ограничивать количество распахиваемой земли. Этот подход был введен с принятием в 1933 году Закона о регулировании сельскохозяйственного производства, одного из основных законодательных актов Нового курса, предусматривавшего специальные субсидии фермерам, согласившимся законсервировать часть своих земель.

Обеспечение уровня цен. Определенные основные товары подпадают под практику обеспечения стабильных цен с помощью государственных субсидий. Вот пример функционирования подобной системы: Конгресс устанавливает цену, скажем, 2,55 доллара за бушель кукурузы (один бушель - 35,2 литра), дабы обозначить предполагаемую стоимость урожая. Производители кукурузы, давшие согласие на ограничение посадок, могут занимать 2,55 доллара под каждый бушель зерна, сдаваемого ими государству. Они практически закладывают свой урожай правительству за предоставляемый тем займ. Если кукуруза поднимется в цене выше 2,55 доллара, фермеры могут затребовать свой урожай обратно, продать его на свободном рынке и выплатить заем. Деньги, вырученные сверх суммы займа, идут фермерам. Если цены на кукурузу остаются ниже 2,55 доллара, фермеры могут отказаться от обязательств по выплате полученного займа, что не влечет за собой никаких штрафных мер. Правительство лишь обращает урожай кукурузы в свою собственность и либо закладывает его на хранение, либо продает с убытком. Верхних пределов на суммы субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.

Компенсационные выплаты. Еще более важную роль, чем стабилизирующие цены займа, играют компенсационные выплаты, являющиеся формой прямого вклада в повышение доходов фермеров. Конгресс устанавливает плановые цены на различные культуры. Опять же, для получения льгот фермеры должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных выплат ограничиваются 50000 долларов в год.

Политика обеспечение уровня цен и компенсационных выплат распространяется лишь на такие основные товары, как зерновые, мясомолочные продукты и хлопок. Производство многих других продуктов государственному субсидированию не подлежит. Несмотря на искушение 20 миллиардами долларов субсидий (ассигнованных в один из недавних годов), многие фермеры предпочли не обращаться к государству за помощью. Предоставляемыми субсидиями пользуется лишь одна ферма из пяти.

Рыночные квоты. На торговлю рядом культур, в том числе, апельсинами и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов производителей данного штата или региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным предложениям тех фермеров, которых они непосредственно касаются, и обретают юридическую силу после утверждения их министром сельского хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.

Кредитование ферм. Фермеры всегда считали коренной проблемой своей деятельности возможность доступа к займам и кредитам. Еще в 1916 году федеральное правительство начало оказывать содействие развитию частных кооперативных программ кредитования фермерства. Законодательство Нового курса, в частности Закон о кредитовании ферм 1933 года, усилил роль правительства в данной области. Сегодня фермер имеет широкий доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Одним из важнейших составляющих этой сети служит Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех групп банков, каждая из которых наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда и кредитование кооперативов. Страна разделена на двенадцать зон, в каждой из которых функционируют три федеральных банка, по одному для кредитования каждой из вышеуказанных сфер деятельности. Финансируют банки свои операции посредством выпуска и продажи вкладчикам ценных бумаг, точно так же, как и деловые корпорации. Поскольку традиционно банки ссужают деньги под высокий процент, занимать они могут под низкий, что позволяет снижать стоимость кредитования ферм. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм, своего рода последнее «кредитное прибежище», куда обращаются, если больше уже некуда.

Консервация почв. Ряд федеральных программ рассчитаны исключительно на стимулирование консервации почв. В рамках одной из подобных программ, например, правительство берет на себя часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для уменьшения опасности эрозии почвы.

Ирригация и водоснабжение. Федеральная система плотин и ирригационных каналов обеспечивает поставки воды по субсидируемым ценам фермерам 16 западных штатов. Субсидированное орошение способствует выращиванию 18 процентов всего урожая хлопка в стране, 14 процентов ячменя, 12 процентов риса и 3 процентов пшеницы.

Широкие правительственные сельскохозяйственные программы с годами создали прочную основу поддержки фермеров. Конгрессмены и сенаторы, представляющие сельскохозяйственные штаты, постоянно добиваются одобрения Сенатом программы за программой, направленных на удовлетворение разнообразных интересов фермеров. Но и нападкам эти программы тоже подвергаются немалым. Отчасти и потому, что, как утверждают их оппоненты, различные программы часто противоречат одна другой. Например, говорят они, правительство платит некоторым фермерам за исключение из производства одних участков земли, в то же время предоставляя им налоговые льготы за распашку и культивирование других.

Ряд законодателей и Президентов призывали Конгресс ослабить роль правительства в сельском хозяйстве, постепенно сократить субсидии, в конечном счете отменив государственные программы закупок избыточных урожаев и прямого кредитования фермеров. Высказывается мнение, что подобные программы олицетворяют неприемлемое вмешательство государства в практику свободного рынка. Однако многие аспекты текущей сельскохозяйственной политики защищаются мощными экономическими интересами, и предложения изменить систему порождают активные дискуссии в Конгрессе.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО США СЕГОДНЯ

По мере того как близится к концу 20 век, американцы осмысливают успехи и недостатки своего сельского хозяйства. Многим можно гордиться, но многое вызывает и мучительные вопросы.

Успехи очевидны и немало фермеров непрочь похвастать ими. Плакаты вдоль шоссе в некоторых районах Среднего Запада напоминают путникам: «Один фермер кормит 75 человек. Благодаря щедрости природы и умелому использованию техники, удобрений и химикатов, американский фермер практически не имеет себе равных в производстве обильной и дешевой продукции. На долю США приходится половина мирового производства бобов сои и кукурузы и от 10 до 25 процентов хлопка, пшеницы, табака и растительных масел.

По всем параметрам сельское хозяйство Соединенных Штатов являет собой крупный бизнес. Сложился даже специальный термин «агробизнес», отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике. Под этим термином подразумевается весь агропромышленный комплекс от отдельного фермера до мультинационального концерна-производителя химикатов. Агробизнес включает фермерские кооперативы, сельские банки, транспортировщиков сельскохозяйственной продукции, торговцев потребительскими товарами, производителей сельскохозяйственного оборудования, пищеперерабатывающую промышленность, сети продовольственных магазинов и многие иные предприятия.

От низкой себестоимости продукции американского фермера выигрывает и отечественный, и зарубежный потребитель. Американцам продовольствие обходится куда дешевле, чем жителям многих других развитых стран. Более того, одна треть посевных площадей Соединенных Штатов засеивается специально на экспорт в Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В 1981 году уровень сельскохозяйственного экспорта достиг 43,3 миллионов долларов. Импорт же продуктов сельского хозяйства намного меньше, что создает в этой области торговли соответствующий перевес.

Уровень жизни американских фермеров в целом весьма высок. Доход фермерской семьи в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному. Когда-то жизнь на ферме означала изоляцию от современных удобств, но теперь это не так.

Одной из сильных сторон американского сельского хозяйства всегда служила восприимчивость фермера к новой технике. Компьютеры лишь новейшее звено в долгой цепи изобретений, послуживших фермеру подспорьем в росте производительности и снижении себестоимости продукции. Однако фермеры столь же традиционалисты, сколь новаторы. Им свойственен глубокий консерватизм и уважение к традициям, благодаря чему сельские общины сохраняют стабильность во времена быстрых перемен.

Однако у американского сельского хозяйства кроме светлых есть и теневые стороны. Американским фермерам приходится переживать периоды спада, чередующиеся с периодами процветания, а некоторые методы ведения сельского хозяйства породили обеспокоенность состоянием окружающей среды и иными проблемами.

Избыток сельскохозяйственной продукции и низкий уровень цен затрудняет многим фермерам извлечение доходов. Стоимость же приобретаемых ими товаров техники, удобрений, пестицидов растет быстрее, чем выручка от продукции. Добавляют им забот и высокие ставки банковских процентов на кредиты.

На рубеже 80-х годов начался период экономических трудностей. Сокращался сельскохозяйственный экспорт отчасти из-за высокой стоимости американского доллара (в силу чего завышалась стоимость американских товаров для иностранного покупателя). Падали цены на зерно, и росли проценты на кредиты. Многим фермерам оказалось не по плечу выплачивать по закладным и займам, сделанным ранее, когда цены (и доходы) были выше. Как и в 30-х годах, значительное количество ферм и оборудования пошли с молотка, чтобы оплатить долги их бывших владельцев. В десятках фермерских общин кризис привел к закрытию банков, фермерских кооперативов, мелких предприятий. В помощь фермерам появился целый ряд правительственных и частных программ, но многие задумывались: не пришел ли конец хорошим временам.

Некоторые наблюдатели высказывали мнение, будто малая семейная ферма больше не жиспособна в Соединенных Штатах. Фермзнеспособна в Соединенных Штатах. Фермы все больше и больше укрупняются, но количество людей, работающих на них, сокращается. Отток населения из сельской местности способствовал росту безработицы и социальных проблем в городах. Сегодня фермерами числятся лишь 2,4 миллиона человек (при общей численности населения в США в 230 миллионов).

На деле же одна треть из них, а то и более, являются фермерами лишь отчасти, поскольку совмещают фермерство с иными, не сельскохозяйственными занятиями, стремясь извлечь дополнительные доходы. Тем временем все больше ферм переходит в руки корпораций от небольших, управляемых одной семьей, до гигантских конгломератов. Около одной пятой всех приносимых фермами доходов приходится на счет корпораций.

Защитники семейной фермы осуждают тенденцию к укрупнению ферм, к поглощению их корпорациями. По их мнению, корпорации думают лишь о «конечном барыше» (то есть, чистом доходе) и охотнее, чем семейные фермы, прибегают к методам, опасным для окружающей среды. Владельцам же семейных ферм, полагают они, более свойственны чувства уважения к земле и ответственности за ее сохранение, нежели корпорациям. Но и у корпораций есть свои защитники, указывающие, что корпорации, как правило, располагают большим капиталом, чем семейные фермы, и потому способны проводить меры по охране окружающей среды, дающие отдачу лишь в отдаленном будущем.

И семейные фермы, и корпорации подвергаются критике за ущерб, причиняемый окружающей среде. С 40-х годов в американском сельском хозяйстве многократно возросло применение искусственных удобрений, а также химикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений. Оказавшись незаменимым подспорьем в увеличении урожаев, эти средства породили и немало проблем. Атмосферные осадки, растекаясь и просачиваясь сквозь верхние слои почвы, занесли удобрения в грунтовые воды, реки и озера, ухудшив качество воды и стимулируя рост нежелательных водяных растений. Токсичные химикаты, в том числе и канцерогенные, и чреватые другими заболеваниями, временами проникали в воздушный бассейн, водные и пищевые ресурсы страны. Причиняли они и непосредственный ущерб здоровью фермеров и их работников, хотя производители химикатов и утверждают, что их продукция безопасна, если применяется строго по инструкции. На протяжении ряда лет многие виды сельскохозяйственных вредителей выработали иммунитет к относительно мягким химикатам, поэтому фермерам приходится прибегать к более сильным и дорогостоящим химическим средствам.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Думая о будущем, американский фермер может быть твердо уверен лишь в одном впереди его ждут еще большие перемены. Захватывающие дух программы исследований и разработок, ведущиеся в настоящее время в государственных, академических и частных лабораториях, обещают развитие тенденций, наметившихся в недавние годы.

Рассматриваются многие новшества. Например «безотвальный метод», при котором семена нового посева высаживаются непосредственно в стерню собранного урожая, не переворачивая пласты почвы плугом . Безотвальный метод во многом основывается на применении химических средств борьбы с сорняками и потому вызывает нарекания. Тем не менее он позволяет уменьшить эрозию почв и сократить затраты труда и горючего, в силу чего к нему охотно прибегают многие земледельцы.

Некоторые другие новшества рождены биотехнологией, то есть практическим применением достижений биологической науки. Ряд компаний активно лидирует в использовании методов генной инженерии, выводя новые виды растений и животных с заданными характеристиками. Увидим ли мы в будущем новые, более устойчивые и продуктивные сорта растений, требующие меньше удобрений и обладающие повышенной сопротивляемостью к болезням и вредителям? Биотехнологи надеются на это. Помимо прочего, предсказывают они, плоды их трудов позволят фермерам ослабить зависимость от токсичных химикатов, тем самым способствуя сохранению более здоровой окружающей среды для всех.

Труднее, пожалуй, предсказать возможные социальные и демографические перемены. Обречена ли семейная ферма, как опасаются некоторые? Или новая миграция горожан в сельскую местность принесет с собой и новый заряд жизнестойкости в сельскохозяйственный сектор? Вероятным ключом к разгадке следует считать то, что на деле количество малых ферм возросло за недавние годы, тогда как давняя тенденция к уменьшению населения сельских районов пошла не только на спад, но и в обратную сторону. (Растет число малых и больших ферм, в то время как сокращается количество средних.)

Воспринимая новшества и эволюционируя с течением времени, сельское хозяйство, тем не менее, остается основой благосостояния и процветания Америки. Эта связь, скрепляющая прошлое, настоящее и будущее, фундаментальна для американского образа жизни.


Соединенные Штаты сегодня – один из мировых лидеров в производстве сельскохозяйственной продукции. По вывозу продукции сельского хозяйства США стоят на первом месте в мире - 15% (по стоимости). На долю США приходится половина мирового производства бобов сои и кукурузы и от 10 до 25 процентов хлопка, пшеницы, табака и растительных масел.

США сейчас стоит на 1-м месте по уровню эффективности сельского хозяйства. Сегодня в сельском хозяйстве США используется множество инновационных решений, позволяющих фермерам производить больше продукции с меньшими затратами. Применение ГМ-семян и прямого посева уменьшают расходы фермеров на применение машин, топлива и пестицидов. С их помощью, а также за счет целенаправленной государственной политики и создания комфортного климата для развития сельхозпроизводства, продуктивность сельского хозяйства США с 1982 года возросла почти на 50%.

По всем параметрам сегодня сельское хозяйство Соединенных Штатов являет собой крупный бизнес. Именно в США появился специальный термин - «агробизнес», - отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике.

Фермы США

Американские фермы кардинально отличаются от российских сельхозпредприятий, как в своем подходе к организации работы, так и в эффективности производства. В США фермеры находятся под постоянным контролем правительства, особенно когда дело касается сохранения плодородия земли. Фермерам доступны льготные кредиты, для них организовывают различные семинары и консультации. Государству выгоднее вкладывать средства и помогать им, чем лишиться основного своего национального богатства - своей земли (сельскохозяйственные угодья занимают 1,163 млрд акров или примерно 52% от всей площади земель США).


Развитие сельхозпроизводства в США обусловлено рядом основных факторов: широкое использование фермерами прямого посева и технологии полосовой обработки земли, высокотехнологичная и продуктивная техника, качественный посевной материал и тд. Но во многом это также связано и с активностью самих фермеров - каждый фермер является членом какого-нибудь кооператива или объединения, некоторые входят не в один, а в два или три. Есть кооперативы снабженческие, сбытовые, агросервисные, при этом он имеет доступ к необходимой ему информации. Это все в комплексе приносит свои плоды - средний фермер собирает с 1 га земли в среднем 4-4,5 тонны пшеницы или 2-2,5 тонны рапса за сезон.

По поводу техники можно сказать, что крепкий фермер в Америке старается взять в лизинг, а не покупать новые комбайны, трактора, сеялки. Многие работают по такой схеме: берут технику на год, впоследствии возвращают ее дилеру и с доплатой берут новую. Это позволяет им не скапливать у себя старую технику и с каждым годом увеличивать свои мощности. Дилеру, в свою очередь, это тоже выгодно, так как он отдает в лизинг или продает эту технику более мелким фермерам.

Особое внимание фермеры уделяют хранению своего зерна после сбора урожая. В сельскохозяйственных районах небольшие силоса и склады напольного хранения можно увидеть через каждые 2-3 км. Характерно то, что 40% всех силосов - это новые конструкции, которым еще нет и 10 лет.

В последние годы фермеры стараются перейти к хранению своего урожая в силосах, а не в складах напольного хранения, так как в них проще и удобнее контролировать качество зерна. Тем не менее, они не уходят полностью от напольного хранения, некоторые фермеры строят такие склады в тех случаях, когда их урожай превышает ожидаемые прогнозы. Такие склады по цене выходят значительно дешевле на сегодняшний день, но если фермер планирует работу своего хозяйства на многие годы вперед, он однозначно будет ставить металлический силос, который будет более долговечным и надежным. Что касается площадей посевов, то у среднего фермера они составляют около 200 - 300 га.
Чаще всего фермер ориентируется на выращивании одной культуры, в зависимости от региона, где находится его хозяйство. К примеру, если говорить о таких культурах, как кукуруза и соя, то 70% всех посевов ориентированы в 5 штатах: Айова, Иллинойс, Небраска, Миннесота, Индиана. Что касается пшеницы в США, то ее возделывают в Северной и Южной Дакоте, Канзасе, Монтане, Техасе, Вашингтоне, Оклахоме, Колорадо, Небраске и Айдахо.
Типичная небольшая ферма в США выглядит так: 8-10 силосов, 1-2 склада напольного хранения, офисное помещение, небольшая лаборатория и ангар для техники и подсобных принадлежностей. Особое внимание в системе фермерского хозяйства Северной Америки уделяется конвейерам, а именно мобильным ленточным и шнековым конвейерам. В сельском хозяйстве в Северной Америке скорость является одним из приоритетных факторов. Среднестатистический фермер имеет скорость загрузки и выгрузки зерна 200 - 250 т/ч.

Что касается транспортировки зерна с фермы на элеватор, то чаще всего непосредственно сам фермер перевозит свое зерно на своем транспорте. Отдельно хотелось бы затронуть тему самих зерновозов. Конструкция прицепов обеспечивает надежность и легкость в эксплуатации. У таких прицепов нижняя выгрузка, которая осуществляется с двух люков на днище, что позволяет зерновозу оперативно выгружаться в любом месте. Вместимость прицепов составляет 38-40 тонн. Что касается скорости выгрузки, то фермер может разгрузиться на элеваторе за 10-15 мин.


Если говорить об организации бизнеса, то с юридической точки зрения фермеры могут использовать любую из трех традиционных форм организации бизнеса: право собственности, партнерство, объединение. Самая простая форма юридической организации – единоличное право собственности – не требует каких-либо юридических действий, и закон не делает различий между собственником (владельцем бизнеса) и делом. Собственник (фермер или супружеская пара фермеров) контролирует имущество фермы и несет ответственность за экономические риски и управленческие решения, а также получает доход от бизнеса.

Более сложные формы юридической организации – партнерства и объединения – позволяют нескольким владельцам работать вместе. Отдельно взятый фермер или семья могут не иметь необходимых ресурсов и средств – в управлении, рабочей силе, технике – для ведения коммерчески ориентированного хозяйства. Партнерства и объединения позволяют людям (необязательно имеющим какое-либо отношение друг к другу) объединить ресурсы.

Уровень жизни американских фермеров в целом весьма высок. Доход фермерской семьи в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному.

Программы поддержки фермерства и ВТО

Фактический уровень поддержки сельского хозяйства в США составляет почти 20 млрд (снизился с 50 млрд на момент вступления в ВТО в рамках «желтой корзины»).
В США бюджетные субсидии включают ряд прямых форм: компенсационные платежи по программам сокращения поголовья и изменения структуры посевов; субсидирование инвестиций; выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям на единицу площади или голову скота; возмещение затрат на водоснабжение, орошение, газификацию; различные компенсации и скидки по налогам (налог с оборота, например) и пр. И косвенных: через полную или частичную оплату расходов на научные исследования, страхование посевов и продукции, расходов на транспортировку (при госзакупках), строительство дорог и мостов в сельской местности. Имеют место и иные субсидии, выражающиеся в отсрочке платежей по кредитам, списании долгов государству, льготных либо беспроцентных кредитов и пр.

В рамках ВТО фермеры в США получают от государства значительные субсидии и пользуются дополнительным набором косвенных мер поддержки. Субсидии составляют около 25% от стоимости сельскохозяйственной продукциив США.

В США все продуктовые субсидии определяются уровнем рыночных цен и в периоды высоких цен почти не выплачиваются. Существует три вида субсидий:
- прямые платежи
- антициклические платежи
- займы рыночной помощи.

В США с конца шестидесятых годов все более широко используется механизм прямых платежей, различного рода надбавок, не связанных с ценой или количеством продукции. Этот механизм нейтрален по отношению к затратам ресурсов или ценам и поэтому он не вызывает нежелательного в условиях перепроизводства воздействия на структуру
предложения, однако позволяет обеспечивать необходимый уровень доходности хозяйств.
Прямые платежи выплачиваются производителям так называемых «защищенных продуктов»: пшеницы, кукурузы, ячменя, сорго, хлопка, риса, сои, др масличные, арахис. Прямые платежи производителю не связаны с объемом фактического производства. Платится субсидия от базовой площади посева, причем, она может вообще не использоваться или засеваться другим культурами (кроме риса, фруктов и овощей), на получение субсидии это не влияет. В начале года выплачивается 50% расчетного объема субсидии, остальная сумма после 1 октября.

Прямой платеж рассчитывается по формуле: ставка прямого платежа Х базовую урожайность Х базовую площадь Х 0.85 (коэффициент закрепленный в Аграрном законе),
при этом базовая площадь фиксируется по предыдущим годам, а базовая урожайность фиксируется на уровне 1995 года. Ставка фиксируется для каждой культуры. Самая высокая –для арахиса и пшеницы (36 и 0.52 соответственно). Лимит субсидий по программе составляет 40 тыс. долларов на человека в год. Антициклические платежи призваны стабилизировать доходы фермеров, в случае, если рыночные цены оказались ниже целевых. Применяется в большинстве фермерских хозяйств в случаях, когда «действующая цена» на производимую продукцию ниже, чем «целевая цена».

В Соединенных Штатах целевые цены (targetprices), устанавливаемые на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, ориентированы на возмещение затрат (включая норму прибыли на капитал и расчетную земельную ренту) и на определенный доход фермеров. Целевые цены гарантируют самофинансирование ферм со средними и пониженными уровнями затрат.

Реализация продукции проводится по рыночным ценам, которые могут не совпадать с целевыми, но если рыночная цена сложится меньше целевой, фермер получит разницу между ними.

Эта разница между «действующей ценой» и «целевой ценой» выплачивается фермерам в виде антициклического платежа. Он выплачивается на основании исторического уровня посевных платежей и не связан с текущем уровнем производства.
Например, целевая цена для пшеницы = 194 долл. за тонну.
Действующая цена = Рыночная цена + Прямые платежи
Прямые платежи = 19 долл. за тонну.
Если рыночная цена = 150 долл. за тонну, то действующая цена = 169 долл. за тонну.
Антициклический платеж 194 долл. – 169 долл. = 25 долл. за тонну.
Ставка антициклических платежей, в отличие от прямых не фиксируется, а зависит от рынка. Лимит выплат этих платежей – 65 тыс. доларов в год, 30-35 % выплачивается в октябре, остаток – в конце сельскохозяйственного года.
По сути, этот вид расчетных цен совпадает с минимальными ценами, которые могут получить фермеры за свою продукцию. Поэтому целевые цены в США называют гарантированными.

Кроме этого, в США действуют программы поддержки цены на молочные продукты и сахар. Действие программ направлено на повышение внутренних цен с помощью государственных закупок.

Поддержка цены на молоко установлена на уровне 218 долл. за тонну. В настоящее время закупается такая продукция, как масло, сыр, обезжиренное или сухое молоко; закупки производятся по скорректированным ценам.

Поддержка цены на сахар установлена на уровне 397 долл. за тонну на продукцию из сахарного тростника и 504 долл. за тонну на продукцию из сахарной свеклы. Субсидии предоставляются переработчикам сахара, которые должны закупать сахар у производителей по поддерживаемой цене.

Также в США действуют рыночные кредитные программы. Департамент сельского хозяйства США (USDA) устанавливает ставки заимствования для большинства сельскохозяйственных культур.

Так, например, ставка по займу на пшеницу составляет 101 долл. за тонну. Фермер имеет возможность погашать займ на следующих условиях: 1) передать урожай в USDA по ставке заимствования, 2) погасить займ с процентами, 3) погасить займ по рыночной цене, если цена падает ниже 101 долл. за тонну, 4) получить «компенсационный платеж» как разницу между ставкой займа и рыночной ценой.

Американский фермер имеет широкий доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Одним из важнейших составляющих этой сети служит Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех групп банков, каждая из которых наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда и кредитование кооперативов. Страна разделена на двенадцать зон, в каждой из которых функционируют три федеральных банка, по одному для кредитования каждой из вышеуказанных сфер деятельности. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм.

В США как в прочем практически во всех странах с высокоразвитым сельским хозяйством уровень прямого финансирования (субсидирования) сельхозпроизводства, несмотря на постоянные переговоры (в рамках ВТО) и попытки снижения уровня государственной поддержки аграрного сектора, остается крайне высоким. При этом когда речь идет о том, что в США снижают уровень поддержки в «желтой корзине», нужно понимать, что они перекладывают их в не ограничиваемую ВТО «зеленую корзину» мер. Некоторые крупные расходы США, относящиеся к «зеленой корзине», так называемые услуги общего характера: научные исследования (1.8 млрд. долл.), услуги по консервированию (1.5 млрд. долл.), меры по проверке безопасности пищевых продуктов (2 млрд. долл.), меры поддержки «зеленой корзины» 50-ю американскими штатами (4.32 млрд. долл.), защита окружающей среды (3.9 млрд. долл.).

По данным известной благотворительной организации «Оксфам интернешнл», ЕС и США тратят только на прямые субсидии сельскому хозяйству на 9-10 млрд долл. больше, чем 10 лет назад. Американцам продовольствие обходится куда дешевле, чем жителям многих других стран. Более того, одна треть посевных площадей Соединенных Штатов засеивается специально на экспорт - в Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку.
Отсюда совершенно очевидно, почему в США имеет место перепроизводство продовольствия и почему ему так нужны все новые и новые рынки сбыта. Соответственно это затрудняет поиск решений по развитию торговли сельхозпродукцией между развитыми и развивающими странами и сохраняет позиции ВТО как инструмента богатых и сильных стран для навязывания своей воли более слабым.
Константин Сергеев

Признаться, в сфере текущей геополитической обстановки я долго думал — стоит ли писать об этом? Эту статью: «А как там у них в деревне? Американские фермеры».

А потом понял, что стоит. Все-таки, все мы (или большинство из нас) люди взрослые, здравомыслящие и, как показывает практика, добрые и великодушные. А речь пойдет о таких же людях как мы. О сельских жителях и мелких фермерах с другой стороны земного шара. Из страны бизонов, индейцев, ковбоев и Кока-Колы. О простых американцах.

Довелось мне с женой несколько лет назад попутешествовать долгое время по территории вероятного противника. И хотя мы побывали в немалом количестве крупных американских городов, таких как Хьюстон, Даллас, Финикс, Сакраменто, Портленд, Сиэттл, Миннеаполис и Сент-Луис, большую часть времени мы все же провели в маленьких городках той самой одноэтажной Америки. Ну, как городки … У нас многие деревни крупнее. А в Америке все населенные пункты, в которых находится больше двух-трех домов, гордо называются town - город по-нашему. Мы посетили больше двух десятков штатов, среди которых были и Техас, и Аризона, и Калифорния, и Миннесота, и Висконсин … В общем, весь Средний Запад и все западное побережье. Мы стремились останавливаться только в маленьких городках, с максимально аутентичным образом жизни, так как крупные города в США мало чем отличаются от российских — весь спектр национальностей, взаимный пофигизм и отвратительный образ жизни. Бесконечное потребление и стремление к «голливудскому успеху». В общем, все, как у нас. А вот маленькие городки, другое дело. Русских там зачастую никто ни разу не видел, да и вообще, чужаки залетают редко. Так что общение со многими из них приносило настоящее удовольствие и бесценные знания и опыт. Как же поживают в американской глубинке наши коллеги-деревенщины?

(Марвин и Мэнди Строу)

Марвин Строу, городок Кэмберленд, штат Висконсин с населением чуть больше двух тысяч человек. Мой добрый приятель, у которого мы прожили целую неделю. Сейчас работает дальнобойщиком, а на момент нашего приезда работал трактористом на ферме. Ферма занималась разведением индеек мясных пород и принадлежала его тестю. Жена Марвина, Мэнди Строу, работала учительницей в школе, в соседнем городке Шелл-Лейк, с населением 1314 человек. По местным меркам — крепкие середнячки.

(дом Марвина и Мэнди)

(Домашний парк техники семьи Строу )

(Деревенская американская дорога)

Не бедные, но и не богатые американцы. Работают много. Рабочий день Марвина начинался в 6 утра и заканчивался, порой, за полночь. Но это в сезон. В межсезонье — попроще. Выходные? Что это? Ну, разве что по воскресеньям позволялось сходить в церковь и потом опять поля опрыскивать. Семейный бизнес, как-никак. На ферме было поголовье в 10 000 индеек и всего два работника, не считая хозяина фермы. Ветеринар и сам Марвин, который был и трактористом и водителем грузовика и просто работником на ферме. Кормление, поение, уборка отходов жизнедеятельности, поддержание температуры и влажности — все автоматизировано, так что толпа рабочих там реально не нужна. А когда нужна (уборка и заготовка кормов), нанимаются сезонные рабочие на неделю-другую. А еще у Марвина двое замечательных детей — Маршалл и Морган. Дети, как и их папаша, любят рыбачить, гонять зимой на снегоходе, а летом купаться часами в озере. Впрочем, Морган уже выросла и скоро будет поступать в колледж. А может уже и поступила. Марвин любит смотреть американский футбол, рыбачить и гулять по лесу. Правда, с винтовкой. Так как в окрестностях много медведей-гризли. В доме много оружия притом, что Марвин не любитель охотиться. Помимо винтовки, два дробовика и пистолет. Помимо этого, в машине (свеженький пикап Chevy Silverado) постоянно висит на задней стенке карабин. При этом Марвин считает себя пацифистом. Дом Марвина, как и почти всех американцев, куплен в ипотеку. В случае не выплаты — семья выгоняется на мороз без раздумий. Но на момент нашего знакомства почти весь кредит был выплачен. А еще, заметил, что на приусадебном участке растет целое поле кукурузы, которую никто не собирается убирать. Спрашиваю Марвина, дескать, зачем сажал? Ответ сразил наповал: «Кукурузу приходят кушать олени. А оленей кушают медведи. А так как медведи кушают оленей, они не кушают людей и собак. Правда, с большим удовольствием любят копаться в мусорных баках». Через пару дней я увидел такого мишку, как раз копошащимся в мусорном баке. Сначала принял его за бомжа. Но быстро сообразил, что тут бомжей быть не может, так как до ближайшего соседа будет с полкилометра.

(Дэн Слейтер делает барбекю из оленя )

Дэн Слейтер. Шелл-Лейк, Висконсин. Простой автослесарь в городке Шелл-Лейк с населением в 1314 человек. Как ни странно, познакомился с ним в России. Да еще и в своем родном Курске. По приезду в Висконсин, некоторое время гостил и у него. Фанат охоты и огнестрельного оружия. Хранил дома больше полусотни стволов, охотничий лук и арбалет. Как-то вечером стреляли с ним по тарелкам. Когда я увидел его арсенал, меня чуть удар не хватил. А еще он хранил дома револьвер 45-го калибра Colt Python. Ну, как хранил? На столе в комнате у него лежал. На мой вопрос «а если дети?», получил простой ответ «они предпочитают винтовки». На мои попытки поговорить о том, что опасно детей и оружие хранить без изоляции друг от друга. Потом до меня донесли мысль, что дети прекрасно умеют стрелять и знают достаточно четко технику безопасности. «А как без оружия-то? Медведи кругом, кабаны, волки. Да и мало ли, вдруг кто в дом полезет, а меня дома нет?». Когда я рассказал, что у нас в России с оружием все сложно, кроме охотничьего, у него глаза были размером с колеса его Доджа. Хотя, напомню, в России он уже бывал на тот момент. Впрочем, и дети у него были почти взрослые. Младшей дочери было 12, сыну 14, а старшая дочь собиралась уже замуж выходить. Дети оказались очень добродушными, но в разговор не лезли.

(Дэн и его Додж Рэм 1500 )

К сожалению, места для всех историй не хватит. Расскажу некую выжимку. Мы знакомились с фермерами и простыми реднеками в Висконсине и Калифорнии, в Арканзасе и Миннесоте, в Миссури и Техасе, в Огайо и Оклахоме … Везде можно было отметить вот что. Никто из них никогда не жаловался на жизнь, но любили поругать правительство, особенно тогдашнего президента Обаму, которого нередко называли инопланетянином или наркоманом. Висконсин практически весь занимается молочными продуктами и мясом. Делают великолепные домашние сыры и колбасы. А вот творог им совершенно не знаком. И даже никаких аналогов нет. Думаю, на этом можно было бы заработать, так как американцы легко платят за хорошие идеи. Фермеры, в общем-то, довольно богатые люди. Хотя, вопреки нашим представлениям, государственной поддержки у них практически нет. Скорее, она заключается в том, что им не мешают. Плюс, американцы легко берутся отстаивать свои права, если им кажется, что государство их нарушает. Подать иск на губернатора штата или на президента — раз плюнуть. Если государство начинает борзеть, то могут и за оружие взяться, особенно это любят делать южане в Техасе, Луизиане и Нью-Мексико. Много фермеров в Калифорнии. Этот штат вообще считается самым фермерским. И заправляют там вовсе не Голливуд и Силиконовая долина. Простые реднеки-деревенщины много трудятся за небольшую зарплату и мечтают когда-нибудь купить или построить собственную ферму или ранчо. Это, кстати, не только мечта сельских жителей.

(фермеские поля в Калифорнии. На горизонте Скалистые горы )

А еще в американских деревнях очень интересная инфраструктура. Общественный транспорт отсутствует как понятие. Впрочем, он нередко отсутствует и в крупных городах. Зато чуть ли не в каждой деревне есть функционирующий аэропорт. В том же Шелл-Лейке, о котором я писал выше, их аж два. Один для обычной региональной авиации и аэротакси, а другой для самолетов-амфибий. Просто куча причалов на озере. Возят пассажиров, грузы и почту. И очень развита частная авиация. В каждой деревне найдется как минимум один-два человека, у которого в собственности есть Cessna или Piper. А у некоторых даже есть рабочие довоенные бипланы типа Boeing Stearman. В этом нет ничего удивительного. Выучиться на пилота-любителя стоит примерно две средних зарплаты по стране, а медкомиссия вообще стоит всего 30 долларов. Причем проходится она за полчаса. Сам легкий поршневой четырехместный самолет можно купить по цене приличного автомобиля (порядка 40 — 50 тысяч долларов). Разумеется, подержанный. Нередки случаи, когда пилотами становятся водители автобусов или дальнобойщики.

(Сельскохозяйственный самолет Cessna AirTractor )

(Типичный американский деревенский дом )

ебольшая ферма в Висконсине)

(Деревенский джип )

P. S. Если появились вопросы, с удовольствием отвечу. Пишите, задавайте.